Накануне праздника спрос к цветам у людей растет Накануне праздника спрос на цветы у людей растет

«Если человек не обеспокоился покупкой в понедельник, он дурак!»

Близость главного мартовского праздника, который в этом году выпал на выходной день, чувствовалась уже сегодня утром. Дороги Казани «окрасились» в желтый цвет, а припарковаться у цветочных магазинов было практически непосильной задачей. Появился и еще традиционный «атрибут» праздника — торговцы тюльпанами из багажников автомобилей. «Спрос есть, но, конечно, лучше заранее об этом думать. На улице не сильно берут, хотят за 150 рублей 100 штук!» — поразился в беседе с «БИЗНЕС Online» молодой человек по имени Камиль.

Сегодня он приехал с товарищем на парковку у станции метро «Козья слобода» к семи утра. Несмотря на слабый интерес прохожих, дело все равно идет: за время торговли ему удалось продать около 100 цветов. «А всего мы где-то 500 штук купили на продажу. В этот раз не совсем заранее взяли — 1 марта. Хранили дома в специальных условиях, чтобы холодно было, темно», — делится Камиль. Во время разговора предприимчивый казанец заметно нервничал и смотрел по сторонам. Причину раскрыл его приятель: «Один раз уже интервью дали в том году на „Яшьлеке“. Моментально штраф влепили за такую торговлю».


Как объясняет Елена, торгующая тюльпанами из соседней машины, чем раньше закупаешь цветы у оптовых поставщиков, тем дешевле получается. Они с мужем приобрели тюльпаны 5 марта, один цветок обошелся в 80 рублей, а продают его уже за 150. Букет из пяти тюльпанов, таким образом, обойдется в 750 рублей. «Но это все равно значительно дешевле, чем в цветочных брать готовые букеты! Но, если честно, я получаю удовольствие больше от общения…» — призналась женщина.

Тем не менее накануне праздника спрос к цветам у людей растет. «Сегодня уже больше интереса, чем вчера. Вчера больше цену мониторили, а сегодня смелее подходят», — делится наблюдениями Елена. Словно в опровержение ее слов о ценах проходящий мимо мужчина машет рукой: «Я поинтересовался, сколько в „Пятерочке“ стоят цветы и сколько здесь. Безобразие, конечно! Это незаконная торговля, участковому сказать надо!»

Самый топовый цветок сейчас — это, что ожидаемо, тюльпаны. На 2-м месте — различные варианты роз Топовый цветок сейчас — это, что ожидаемо, тюльпаны. На 2-м месте — различные варианты роз

Гораздо заметнее ажиотаж на специализированных цветочных базах. Как признается специалист центра оптовой продажи цветов «Крокус» Диана Субхангулова, топовый цветок сейчас — это, что ожидаемо, тюльпаны. На 2-м месте — различные варианты роз. Также спросом пользуются хризантемы и ранункулюсы, которые в народе более известны как лютики. Правда, последние относятся уже к люксовому сегменту, соответственно, у него отличаются цена и спрос. «В этом году, наверное, главное отличие, что многие не просто берут для галочки цветы, а прямо выбирают сорт, цвет. Чтобы это был необычный какой-то тюльпан», — говорит наша собеседница.

«Конечно, это не сравнится со временем до санкций, все-таки они дают о себе знать, — описывает Диана ассортимент. — Но в то же время сейчас у нас развивается отечественное фермерское производство. Все равно Нидерланды находятся дальше от нас, чем российские регионы, поэтому мы получаем плюсы в виде более свежих цветков».

Внешнеполитическая ситуация заметно сказывается на ценах. Как рассказывает собеседница «БИЗНЕС Online», луковицы для российский тюльпанов все равно закупаются за рубежом и уже потом из них выращивают цветы на территории нашей страны. «То есть мы все равно привязаны к тому, что происходит в мире, к курсу рубля. Я не могу сказать, что российские цветы сильно дешевле: у нас еще не так сильно это развито, — с сожалением говорит Диана. — Это большие ресурсы, трудозатраты, и это, естественно, отражается на стоимости. Дело даже не в накрутке магазинов, а в том, что от садовников изначально идет очень дорогой цветок».

В среднем один тюльпан обойдется покупателям базы в 160–180 рублей. Дороже, чем если покупать цветы «из багажника», но зато есть выбор. Только одних тюльпанов здесь представлено около 100 видов.

Покупателей же рост цен не особо отпугивает, все-таки праздник есть праздник. «Дело не в деньгах, а в количестве. Вот я хочу красивый букет из 101 цветка. Обычно беру розы», — отмечает мужчина с именем Артур. По его признанию, особой разницы в ассортименте цветочных он не заметил — розы есть всегда. «Роста цен тоже не заметил, может, рублей на 30 подорожал один цветок. Но для меня это не критично», — говорит молодой человек.

Еще один покупатель с такой позицией не согласен. «Даже без очков видно, как цены меняются! Но ничего страшного, праздник», — улыбается Алексей. В магазин он пришел, чтобы купить букет для супруги и родителей. «Все зависит от состояния души, но в среднем я готов тратить тысячи три рублей. Жене обычно беру либо розы, либо хризантемы, а родителям — попроще. Опять же, как карта ляжет. Главное — внимание!» — отмечает собеседник «БИЗНЕС Online».

Насыщенно день проходит и в цветочных салонах. «Какой спрос? А вы сами не видите? Это же пипец! Я вам так скажу, если человек не обеспокоился этим вопросом в понедельник, он дурак!» — не отвлекаясь от упаковки букета, отметил один из продавцов цветочного магазина в центре города.

Резкого подорожания на 8 Марта в этом году не было

«Из-за неурожая пришлось покупать дорогую луковицу»: что с ценами?

Главное, что изменилось по сравнению с предыдущим 8 Марта, — это стоимость цветов, отмечают собеседники «БИЗНЕС Online», которые работают в цветочном бизнесе. При этом есть большой разброс в оценках. «Практически все то же самое, просто на 10−15 процентов подорожали букеты с учетом логистики и доставок», — рассказал совладелец сети «Магия цветов» (Нижнекамск) Руслан Гайнетдинов.

По словам предпринимателя, 90% поставок цветов импортные, а потому «глобального подорожания» не случилось. Тут стоит оговориться, что в случае с тюльпанами луковицы покупают за границей, а выращивают их уже в российских теплицах. И удержать ценники помогло временное укрепление рубля в феврале. Благодаря ему закупочные цены, по сути, остались такими же, какими были год назад. «Например, в этом году один тюльпан у нас стоит 200 рублей, а в прошлом цена была примерно на 10 процентов меньше», — поделился предприниматель.

Резкого подорожания на 8 Марта в этом году не было, соглашается владелец сети цветочных магазинов «Глазурь» (Альметьевск) Зарина Цыпленкова. По ее словам, повышение произошло на уровне инфляции. А главное, повышение случилось еще в августе 2024 года, когда российские власти подняли до 20% таможенные пошлины на срезанные цветы и бутоны, поставляемые из недружественных стран.

Подорожание произошло на уровне инфляции, но надо смотреть не только на цену, заметил в беседе с нашим изданием один из основателей компании April cash & carry (оптовая продажа цветов) Айрат Сайфутдинов. Дело в том, что за тот же ценник букет скуднее. «Условно, люди раньше брали один букет на 2 тысячи рублей. Сейчас берут за 2,2 тысячи рублей, а цветов в букете меньше», — пояснил спикер.

«Конечная стоимость цветка — это не та стоимость, которую ставит производитель, и не та, которую ставит поставщик. Всегда конечную стоимость товара определяет покупатель» «Конечная стоимость цветка — это не та стоимость, которую ставит производитель, и не та, которую ставит поставщик. Всегда конечную стоимость товара определяет покупатель»

При этом некоторые предприниматели отмечают «аномальное» подорожание тюльпанов в этом году. Причиной стал неурожай луковиц в Голландии, отметил основатель сети цветочных магазинов «4 Сезона» (Казань) Руслан Мирзахметов. «В связи с этим был дефицит луковиц на рынке. Ценовая политика в Голландии формируется. Если у них чего-то много и на это маленький спрос — это будет стоить дешево. А если чего-то мало уродилось, на это спрос достаточно высокий и цена поднимается. В этом году у нас есть аномальное повышение цены на тюльпаны, а тюльпаны — это цветок номер один. Несмотря на то что львиную долю тюльпанов у нас в России выращивают, все равно посадочный материал мы покупаем у голландских селекционеров. Из-за неурожая нашим теплицам пришлось покупать дорогую луковицу», — рассказал предприниматель.

По его словам, закупочная цена в итоге выросла минимум на 20% по сравнению с прошлым годом. «Если закупочная цена выросла на 20 процентов, то у розничного покупателя — на 40 процентов. Потому что при продаже тюльпанов мы умножаем на 2», — подчеркнул основатель «4 Сезонов».

Сказалась на конечной цене и налоговая реформа, и при повышении налогов бизнес встает перед выбором, подрезать себе маржу или поднять цену. Плюс зарубежные поставщики поднимают цену к празднику. «И эквадорцы цены подняли, и колумбийцы. Все производители поднимают в преддверии праздников. Один раз в год хотят заработать. Если у меня в обычную неделю роза, условно, стоит 200 рублей, то сейчас под 400 может доходить — это высокая красная роза».

Владелец казанской оптовой базы «Крокус» Артур Цыбаев и вовсе говорит о повышении закупочных цен по сравнению с прошлым годом на 60%. Свои цены на тюльпаны база подняла на 45%. «Все тюльпаны, которые выращены в России, — 100-процентно голландские луковицы. В России луковицы не производят. И из-за того, что у них шли сильные дожди и так далее, у них был неурожай луковицы. Луковица сама по себе сильно подорожала по сравнению с прошлым годом, то есть производители просто покупали в 2 раза дороже, соответственно, им это все нужно было реализовывать дороже», — сказал наш собеседник. Но, несмотря на это, тюльпаны все равно на сегодня — «самый недорогой продукт», указал бизнесмен.

«Все тюльпаны, которые выращены в России, — 100-процентно голландские луковицы. В России луковицы не производят» «Все тюльпаны, которые выращены в России, — 100-процентно голландские луковицы. В России луковицы не производят»

Цыбаев призвал из-за подорожания не «демонизировать» цветочников. «Просто тут такие риски и такой объем работы… На самом деле цветочники очень лояльно относятся к ценообразованию. Они понимают, что уровень жизни за последние два года в принципе у людей не вырос. То есть рентабельность в этом году на 8 Марта у цветочников ниже, потому что понимают, что по таким ценам (если закладывать все подорожание в конечную стоимостьприм. ред.) брать не будут, и они просто жертвуют своей наценкой», — отметил Цыбаев.

«Конечная стоимость цветка — это не та стоимость, которую ставит производитель, и не та, которую ставит поставщик. Всегда конечную стоимость товара определяет покупатель. В любом бизнесе. Если клиент это покупает — значит, это продается. Специфика цветочного бизнеса такова, что цену цветка всегда регулирует аукцион, буквально товар приводится на аукцион, есть лоты, и идут торги. И конечная цена — это баланс спроса и предложения. То есть сидит, условно, россиянин на торгах и видит, что хризантема взлетела до евро. И он либо вообще без нее остается, либо выкупает по такой цене», — подчеркнул предприниматель.

90% рынка — это российский тюльпан, рассказывает владелец базы «Крокус» Цыбаев 90% рынка — это российский тюльпан, рассказывает владелец базы «Крокус» Цыбаев

«Путь цветка занимает вообще две недели»: откуда везут?

По словам основателя «4 Сезонов», на 8 Марта отечественных и зарубежных цветов у него поровну. Местные поставщики — это Апастовская и Богородкая теплицы. «Я проплачиваю [местным теплицам в Татарстане], чтобы они купили луковицы и чтобы получить самую лучшую цену. 50 процентов цветов в общем объеме — это местный цветок. Оставшиеся 50 процентов — Кения, Эквадор, Колумбия, Голландия и Израиль», — поделился спикер.

«Вообще, в преддверии праздников у многих людей заблуждение. Они думают, что мы, цветочники, негодяи. Дескать, мы знаем, что всем нужно поздравить свою вторую половинку и потому поднимаем цены. Это совершенно не так. Поднимают цены таможенные пошлины, транспортные затраты, авиаперелеты. Потому что путь цветка занимает вообще две недели. Роза, например, срезается где-то в горах в Эквадоре, потом грузится на самолет, который летит в Амстердам, где перегружается на фуру, едет до границы с Беларусью, там перегружается опять, приезжает в Москву, растаможивается и приезжает в Казань. Представляете, какое логистическое плечо? Колумбийская примерно так же. Такой путь и гвоздики проходят», — описал Мирзахметов.

90% рынка — это российский тюльпан, рассказывает владелец базы «Крокус» Цыбаев. «Его выращивают по всей России, в том числе в Краснодаре. В каждом городе есть, наверное, свое производство», — отметил спикер. Похожая ситуация и по российской розе, которая занимает «огромную долю рынка». «Российское производство роз, особенно те, с которыми мы работаем, — это то качество, которое голландцы даже не могут дать. При этом у них более доступные цены. Опять же, мы поддерживаем российское производство, оставляем эти деньги в России, и даем возможность зарабатывать нашим соотечественникам», — отметил бизнесмен.

«У нас сейчас в России выращивается огромное количество кустовых роз, очень достойного качества, и они сделали конкуренцию импортному цветку. То есть сейчас я с уверенностью могу сказать, что российская кустовая роза 100-процентно лучше, чем любая эквадорская, кенийская, голландская и так далее», — добавил предприниматель.

Совладелец сети «Магия цветов» Гайнетдинов оценивает соотношение импортного и отечественного цветка в продаже как 60 на 40. Весь объем тюльпанов, который продается, вырос в российских теплицах, отметила Цыпленкова.

Стали ли покупатели экономить? Как отмечает владелец «4 Сезонов», бюджет у людей на букет не поменялся, просто букеты становятся скуднее Стали ли покупатели экономить? Как отмечает владелец «4 Сезонов», бюджет у людей на букет не поменялся, просто букеты становятся скуднее

«Когда ураза и пост, немного снижается объем продаж»: что выбирает покупатель и как изменилось его поведение?

«По предпочтениям фавориты — белые тюльпаны, как и всегда. У нас так каждый год», — рассказывает Цыпленкова. Предпочтения не изменились, люди также в основном берут тюльпаны на 8 Марта. «Все равно самый топ на 8 Марта — это тюльпаны», — подтверждает Цыбаев.

«К 8 Марта берут любой цветок. Что на рынке есть, то и покупают», — отмечает Мирзахметов. По его словам, ключевую роль играет цена. «Сейчас же ассортимент очень широкий на самом деле. И тут вопрос только цены. Но цветок номер один на 8 Марта — это, безусловно, тюльпан. Тут вообще не поспоришь, потому что он все равно самый дешевый. Например, в нашей сети тюльпан от 110 рублей начинается. На сегодня это достаточно хорошая конкурентная цена. А если мы будем брать там розу, то она там под 200 рублей все равно минимум будет стоить», — сказал бизнесмен.

Стали ли покупатели экономить? Как отмечает владелец «4 Сезонов», экономии нет, но бюджет у людей на букет и не вырос. В итоге букеты становятся скуднее. «Условно, если раньше можно было на 5 тысяч рублей купить 50 тюльпанов, то сейчас, например, можно 35. Ну вот человек покупает 35 тюльпанов. У меня на сегодня, если динамику смотреть, пока она положительная. Нет такого, что люди меньше стали цветов дарить. Но есть этот фактор одного бюджета», — поделился предприниматель.

Покупатель стал более искушенным, вкусы постоянно меняются, говорит Цыбаев. «Пионов, например, мы такой количества никогда в жизни не продавали. Всем нужно в сезон очень много пионов. Тюльпаны — тоже. Если раньше были там желтые тюльпаны, красно-белые, красно-рыжие, сейчас этих сортов больше 30», — указал предприниматель.

Стали ли экономить? «Все очень индивидуально, у каждого цветочного свой клиент. Но тенденция такая, что в Казани развивается огромное количество цветочных салонов. Каждый на свой вкус, со своим стилем и так далее. Раньше, чтобы нам завоевать клиента, достаточно было 4−5 сортов цветка привезти. Я, конечно, утрирую. А сейчас нам нужно привезти 250 видов цветка. <…> Мы заинтересованы в том, чтобы клиент к нам возвращался постоянно, чтобы наш бизнес существовал через год-два-три. Для нас это как выпускной экзамен, когда мы показываем проделанную работу за весь год, чтобы потом клиент к нам снова возвращался после праздников», — отметил владелец «Крокуса».

Мирзахметов заметил, что в этом году 8 Марта выпало на священный месяц Рамадан и великий пост и это сказалось. «Когда ураза и пост, немного снижается объем продаж по цветам. Надеюсь, что несущественно. В уразу мужчина к любовницам в гости ходить не будет, пойдет к жене. В уразу стараются не выпивать, а если человек не выпивает, он, соответственно, меньше тратит, в гости не ходит. Есть моменты определенные. А если без шуток, то все же косвенно влияет. Эти 1–2 процента, какое-то влияние, безусловно, оказывают, от этого никуда не уйдешь», — добавил наш собеседник.