«8 Марта — единственный день в году, когда цветочным магазинам реально не хватает флористов. Некоторые специалисты за сутки могут заработать 50 тысяч рублей, если не больше», — говорит владелец маркетплейса «Цветов.ру» Булат Вахитов. Цены на букеты растут, а покупательная способность падает: одни отказываются от красивой обертки, другие экономят на Дне святого Валентина. О том, какие восьмимартовские тренды наблюдаются в Казани, почему в маленьких городах не получится купить 101 розу и как маркетплейс дает возможность масштабироваться в моменте в 25 раз, но бизнес можно потерять за неделю из-за DDoS-атак, Вахитов рассказал в блоге для «БИЗНЕС Online».
«В нашей сети около 60 процентов цветов сейчас российские, хотя до 2022 года эта доля составляла 20 процентов»
О цветочной географии и санкциях
Продажи российских цветов увеличиваются. После введения санкций и проблем с логистикой очень много инвестиций пришло в строительство теплиц в России. Сейчас их количество увеличилось, тех же тюльпанов в нашей стране выращивают намного больше, поэтому доля российского цветка растет ежегодно.
Эквадорские розы, к сожалению, сложно заменить. Стойкость розы зависит от того, где она росла, на какой высоте над уровнем моря. В России качество роз растет, но стойкость оставляет желать лучшего.
Интересно, что с поставками цветов из Голландии больших проблем нет, настолько эта страна очень сильно зависит от экспорта, а РФ — самый крупный импортер цветка. Все поставляется по-прежнему — с тем отличием, что оплата идет не в евро напрямую, а в «крипте». В этом, конечно, есть свои минусы, возникают сложности с декларацией.
Но то, что появилось огромное количество российских плантаций и уже можно стопроцентно вбелую работу оплачивать, в рублях, это хорошо. В нашей сети около 60% цветов сейчас российские, хотя до 2022 года эта доля составляла 20%.
«В том году у нас средний чек в регионах был 3,6 тысячи рублей, а сейчас — около 4 тысяч»
О ценах
Самые продаваемые цветы 8 Марта — это тюльпаны. В прошлом году закупочная цена тюльпана даже на российских плантациях была 35 рублей, в этом — уже 65 рублей за цветок. Если закупочная цена увеличилась в 2 раза, чтобы заработать, предпринимателям придется цены поднимать тоже вдвое. Поэтому тюльпаны дешевле, чем за 140 рублей, найти сложно. Хотя есть одна лазейка: некоторые за год закупаются тюльпанами, сразу после 8 Марта заказывают поставку и переводят предоплату буквально через 10−15 дней после праздника. А придут цветы только через год, в следующий Международный женский день, зато по цене сильно ниже рынка. Представляете, какую кассу сделают сейчас те, кто продает по 140 рублей тюльпаны, закупленные по 35−40 рублей!
В том году у нас средний чек в регионах был 3,6 тыс. рублей, а сейчас — около 4 тысяч. Это очень маленькое увеличение среднего чека с учетом инфляции. Люди за те же деньги покупают букеты поменьше, покупательная способность у населения заметно снижается. Это больше всего сказывается на товарах не первой необходимости. Когда ситуация в экономике улучшится, процентная ставка снизится, мы ждем снова увеличения продаж.
Но это в регионах, в Москве и Санкт-Петербурге как покупали 101 розу, так это и остается. Правда, раньше такой букет стоил 15 тыс. рублей, а сейчас — 25 тысяч.
У нас на маркетплейсе сейчас активно продаются цветы пачками. Люди вообще не хотят красивую обертку, просто выбирают, допустим, букет из 25 роз, получатель сам их подрезает, ставит в вазу. Раньше вообще такого не было. Это связано и с дешевизной, и с тем, что люди теперь хотят сами за цветами ухаживать. Те, кто предпочитает цветы без упаковки, часто стараются их брать. А между прочим, самая высокая маржа не у цветов, а у оберток и ленточек. Покупая букет, вы сильнее всего переплачиваете за упаковку.
Самый дорогой заказ был очень давно — это букет из 1001 розы. В то время один цветок стоил 50 рублей, весь букет — 55 тысяч.
Даже больше скажу, если заказ на 101 розу прилетит в какой-нибудь маленький город, то местные флористы от него откажутся и вернут деньги, потому что поставка цветов в такие населенные пункты происходит раз в неделю. Если человек зайдет в магазин, купит 101 розу, то бедные работники будут неделю без роз просто куковать и ничего не делать! В больших городах, конечно же, это суперзаказ.
«В этом году мы планируем выполнить 5 тысяч заказов, хотя в обычные дни в среднем обрабатываем порядка 200»
О 8 Марта и других праздниках
В Казани на 8 Марта популярны, как и всегда, тюльпаны. Сейчас идет тренд на монобукеты и букеты пачками без упаковки. Каждый год появляется новый тренд, но это все временно. Тюльпаны и розы всегда топ продаж.
Подарки в виде плюшевых медведей, конфет, открыток являются лишь дополнением к букетам, но не заменой. Игрушки стали покупать реже, особенно просели продажи больших медведей. Пять лет назад это был тренд.
В этом году мы планируем выполнить 5 тыс. заказов, хотя в обычные дни в среднем обрабатываем порядка 200. Но мы маркетплейс, у нас нет собственных курьеров и флористов, нет ограничений по масштабам.
Кстати, 8 Марта — единственный день в году, когда цветочным реально не хватает флористов. Магазины, которые на рынке не первый год, уже в январе привлекают дополнительную рабочую силу: списываются со знакомыми мастерами, договариваются о ценах, совершают предоплату. Потолка по заработку в Международный женский день нет. Есть флористы, которые за 8 Марта могут заработать 50 тыс., если не больше. Понятное дело, что речь идет о крупных городах. Один магазин только с нашего маркетплейса в праздник сделал оборот в 1,5 миллиона. Это без учета розничного трафика и других онлайн-площадок, таких как flowwow и «Флорист.ру».
Интересно, что с каждым годом растут продажи в День матери. Этот праздник сейчас догоняет Международный женский день. Для людей мама — самое дорогое, и букеты выбирают дороже, средний чек выше. К тому же этот праздник хорош для доставки: все-таки большинство покупателей уже не живут с мамами. Букеты для них тоже отличаются: покупатели выбирают больше хризантем, белые розы вместо красных. Средний чек обычно выше.
А вот 14 февраля, в День всех влюбленных, продажи постепенно спадают, люди отдают предпочтение другим презентам. Мужчины думают, что лучше подарить один букет на 8 Марта, но очень красивый, чем на оба праздника два каких-то посредственных.
На 1 сентября продажи падают из года в год. Я думаю, в доставке скоро упадут до нуля. Сейчас постоянно проходят флешмобы, рекламные кампании: «Не дарите учителям цветы, дарите деньги». Флешмоб или как это называется? И я, даже имея свой цветочный маркетплейс, только за, если честно. У меня мама работает учительницей, ей точно будет приятнее получить подарок или деньги вместо букета.
Заказы с СВО
В маленьких городах сейчас увеличился процент заказов на доставку цветов от участников СВО. Онлайн-доставка цветов им очень подходит, они ведь не могут звонить и принимать вызовы. Средний чек таких букетов, как правило, выше. Еще один важный момент — нам не всегда нужен адрес доставки, мы сами его узнаем, когда звоним получателю, поэтому доставляем в любое место — на работу, в ресторан, магазин, домой.
Маркетплейс дает дополнительные возможности: наличие мобильного приложения, push-уведомления, гарантия от маркетплейса, бонусы. Но это и дополнительные вызовы: в праздники одна из главных задач — обеспечить стабильную работу сайта и приложений.
У меня был случай, когда я на одном известном сайте оставил комментарий. Первый и, похоже, последний раз в жизни. Там кто-то жаловался, что в России очень высокие налоги, а я год жил в Европе, пытался там открыть компанию и написал, что, по моему опыту, по сравнению с Европой в РФ налоги очень низкие. И все. Я получил больше миллиона писем с комментариями в духе: «Ага, тебе в России хорошо? Сейчас мы тебе сделаем плохо!» У меня четыре дня шла DDoS-атака на сайт, четыре дня не работало ничего! Я получил 500 тыс. сообщений в соцсетях с вопросом, не умер ли я. В общем, тогда понял, почему нет положительных комментариев нигде: ни на YouTube, ни на других площадках. Эти четыре дня простоя мне обошлись примерно в полмиллиона рублей. Если бы атака шла еще неделю, я мог бы просто потерять бизнес.
Сейчас, конечно, обновил защиту от DDoS-атак, используем классные сервера, которые автоматически расширяются при увеличении количества трафика. Также у нас полностью не связаны между собой мобильный админ и сайт. Если сайт ляжет, то мобильное приложение продолжит работу, и наоборот. Понятно, что защититься полностью невозможно, при желании можно и VK «заддосить».
При всем при этом продажи цветов тотально не уходят и никогда не уйдут в онлайн. Знаете, зачем мужчины ходят в цветочные? Поболтать с флористами! Они по полчаса общаются, покупают, отдыхают. Это невозможно заменить онлайн-доставкой!
Булат Вахитов — основатель и владелец сети «Цветов.ру» и одноименного маркетплейса с доставкой в 200 городах России.
Свой первый цветочный магазин открыл в 2013 году в Нефтекамске. С 2015-го «Цветов.ру» развивается по франшизе — сейчас по ней работают 45 магазинов в 42 городах по всей РФ. Цветочный маркетплейс функционирует с 2023 года. На данный момент к нему подключены порядка 400 цветочных магазинов, в том числе пять магазинов в Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.