На повестке дня — полная трансформация рынка управления жилфондом, которая может пойти по четырем сценариям На повестке дня — полная трансформация рынка управления жилфондом, которая может пойти по четырем сценариям Фото: council.gov.ru

Четыре сценария развития: Татарстан «топит» за муниципальное управления

Сегодня латания дыр требуют не только трубы, но и вся жилищно-коммунальная система вместе с управлением многоквартирными домами (МКД). И, кажется, за этот вопрос берутся по-взрослому. На повестке дня — полная трансформация рынка управления жилфондом, которая может пойти по четырем сценариям. Их сегодня рассмотрели в Совете Федерации РФ при участии министра строительства РФ Ирека Файзуллина.

«Вообще любое внимание к этой сложной сфере очень важно, потому что в нашей стране МКД составляет более 71 процента домохозяйств в целом, — заявил заместитель председателя комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Сергей Колунов. — Типичная российская семья состоит из трех человек. Живет она в двухкомнатной квартире площадью 42 квадратных метра в панельном доме примерно 1980 года постройки. То есть жилье в целом неновое. Оно требует особого ухода со стороны собственников и со стороны обслуживающей компании».

Сегодня повсеместно распространена система лицензирования управляющих компаний. Но она, по словам Колунова, уже давно не отвечает всем требованиям современности. Поэтому к обсуждению предлагаются следующие варианты:

  • Первый — консервативный. Иными словами, оставить все как есть, но ужесточить требования к УК.
  • Второй — прогрессивный. Полностью отказаться от системы лицензирования в пользу саморегулирования и усиления государственного контроля.
  • Третий — альтернативный. Он предлагает исключить первые две модели и вывести на рынок так называемых региональных операторов управления жилищным фондом. Внешне это попахивает какими-то аналогиями с «мусорной» реформой — по крайней мере, с точки зрения названия.
  • И четвертый — смешанный, когда предусматривается частичное делегирование полномочий от Госжилинспекции к региональным саморегулируемым организациям (СРО).

К слову, сам комитет Госдумы, куда входит Колунов, склоняется к последнему варианту развития событий. «Тема СРО в нашем понимании добавит долю ответственности в рынок подобно строительной отрасли. Лицензирование же работает только по принципу исключения [аннулирование лицензии]», — объяснял он. Накосячил — лишился лицензии — потерял право на управление. А СРО имеет варианты наказаний и поощрений своих участников.

Прежде чем принимать какие-то решения по данному вопросу, регионам предложили высказаться. 34% голосуют за первый вариант — оставить все как есть, но «подкрутить» гайки в системе лицензирования. «Например, одно из направлений, которое, по мнению коллег, требует „докрутки“, касается аннулирования лицензии. Регионы говорят о чрезмерной длительности этого процесса», — прокомментировал первый заместитель председателя СФ РФ Владимир Якушев (к слову, прежний министр строительства и ЖКХ России).

Еще столько же регионов (тоже 34%) выступают за сразу несколько моделей и право выбора. Самые небольшие куски пирога — 1, 3 и 7% — делят между собой саморегулирование, ГУПы и МУПы для управления жильем и региональные операторы. Республика Татарстан, судя по данным со слайда СФ РФ, проголосовала за введение муниципального управления в соответствующей сфере — собственно, практически все эксперты, с которыми ранее общался «БИЗНЕС Online», с этим вариантом согласны.

Искандер Гиниятуллин: «Действующий Жилищный кодекс сильно похож на диверсию»

Например, в Казани об этом говорят давно. В частности, высказывался замруководителя исполкома Искандер Гинниятуллин. «Для граждан это должно быть правом, возможностью выбора способа управления. К существующим трем — УК, ТСЖ и непосредственному управлению — надо добавить четвертый — муниципальное», — говорил он в одном из своих интервью.

По словам Якушева, в сфере управления жилья, как и везде в ЖКХ, эффективность упирается в экономически обоснованный тариф и способность населения его покрывать По словам Якушева, в сфере управления жилья, как и везде в ЖКХ, эффективность упирается в экономически обоснованный тариф и способность населения его покрывать Фото: «БИЗНЕС Online»

Один вариант из четырех выбрать невозможно

Пожалуй, самым ярким за все время заседания оказался монолог Якушева, который сокрушался о неправильных установках сегодняшней политики в отношении управляющих компаний. По его словам, в сфере управления жилья, как и везде в ЖКХ, эффективность упирается в экономически обоснованный тариф и способность населения его покрывать.

«Мы пытаемся ухитриться закрыть все вопросы с помощью экономически необоснованного тарифа, а чудес в этой жизни не бывает!» — констатировал зампредседателя СФ.

Как заставить бизнес работать в убыток? Научите меня! Мы можем либо запугать его, либо субсидировать. Мы пытаемся бизнес пугать, но это приводит к тому, что компании становятся банкротами. Так просто жизнь устроена!
Владимир Якушев Первый заместитель председателя СФ РФ
Владимир Якушев первый заместитель председателя СФ РФ

По его словам, доход сегодня приносит управление только новым жильем. «Дальше все — понеслось! Как только жилищный фонд требует серьезных инвестиций, ни одна управляющая компания не может с этим справиться!» — заявил Якушев.

И, кстати, недаром управляющие компании застройщиков предпочитают уходить из своих старых жилых комплексов, как только заканчивается строительный цикл и жилье начинает входить в пору зрелости. Есть подобные случаи и в Казани. Причины понятны: девелопер уже не будет вкладываться, поддерживая красивую маркетинговую картинку для хороших продаж квартир. А обычного тарифа уже не хватает — надо вводить повышенный, но жители, как правило, против. Ну а раз так — пусть ими управляет кто-то другой! Например, «околомуниципальные» УК, которые от этой «радости» отвертеться не могут.

Вот и получается, что единственный возможный выход — это единые фонды и бюджетные организации. Только это, по мнению Якушева, может помочь справиться с проблемами устаревшего жилья.

Что касается вопроса саморегулирования — пока в полной мере его обсуждать рановато, считает он. «В чистом виде саморегулирования не существует. Рынок к этому не готов, поэтому прийти и сказать, что мы заканчиваем лицензирование и переходим полностью на саморегулирование, невозможно. У нас просто случится коллапс. Поэтому саморегулирование оставляем за скобками, а остальные три способа имеют право на существование», — заключил Якушев. По его словам, регионы вольны сами принимать решение, потому что везде есть свои нюансы. Допустим, в районах Крайнего Севера «до сих пор бараки сносят», поэтому коммерческая УК там просто не выживет.

Файзуллин предложил дифференцировать взносы на капитальный ремонт для отдельных многоквартирных домов Файзуллин предложил дифференцировать взносы на капитальный ремонт для отдельных многоквартирных домов Фото: council.gov.ru

Домам с лифтами — повышенный тариф

Но все же основным, по мнению Якушева, должен остаться путь лицензирования. Потому что остальные варианты — это вливание денег регионов, что не все могут себе позволить. За ужесточение политики лицензирования, к слову, с прошлого года взялись особенно серьезно. О некоторых изменения на слушаниях рассказал министр строительства и ЖКХ РФ Файзуллин.

Например, с сентября 2024 года в реестр дисквалифицированных лиц включаются не только провинившиеся с точки зрения закона директора, но и учредители компаний. А дисквалифицированный генеральный директор не может открыть собственную УК (хотя что мешает остаться каким-нибудь замом, подставив для контролеров зиц-председателя с корочками?). Помимо этого, сейчас обсуждается вопрос о введении требований к обязательному российскому гражданству у директоров управляющий компаний. Отметим, что сейчас гражданство России для руководителей УК необязательно.

«Для обеспечения прозрачности устанавливаются требования к размещению в ГИС ЖКХ протоколов заочных собраний собственников. Предусмотрена верификация личности через портал госуслуг», — сказал министр. По его словам, по данному вопросу необходимо увеличивать права органов ГЖИ по оперативному реагированию на такие жалобы. К этим же изменениям относится и введение формы отчетности перед жителями.

Файзуллин, кроме того, предложил дифференцировать взносы на капитальный ремонт для отдельных многоквартирных домов. «Есть практика по введению дифференцированных взносов в регионах. Дома с лифтами должны собирать больше, чтобы вовремя заменить [лифт]. Минстроем этот вопрос прорабатывается», — сказал Файзуллин.

Напомним, что в Татарстане в этом году программа капремонта будет стоить в 1,5 раза дороже, чем год назад, — и как раз за счет лифтов, на которые пойдет львиная доля добавки из республиканского бюджета, — 2,5 млрд рублей.

Сага о спецсчетах на капремонт: «Мы просто стимулируем расчетливый спекулятивный паразитизм!»

С этим согласился и Колунов. «Тех денег, которые есть в тарифе, не хватает для проведения адекватных работ в МКД, — начал он. — Например, тариф 8 или 11 рублей за „квадрат“ — на эти деньги можно разве что только лампочку поменять в квартире, но качественно следить за состоянием жилья невозможно. И собственники должны это четко осознавать».

Кстати, в Татарстане минимальный взнос на капитальный ремонт с 1 января этого года соответствует шикарной оценке депутата Колунова: он увеличен с 7,7 до 8,47 рубля. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РТ Алексей Песошин. Скажем, в Нижнем Новгороде тариф дифференцирован: при наличии лифта и газа в доме — 12,8 рублей, при отсутствии — 8 рублей с 1 кв. метра. А в Москве минимум — почти 30 рублей с «квадрата».

«Допустим, в одном из районов Уфы вместо одной МБУ, которая много лет существовала, пришли 90 частных управляющих компаний. Да, возможно, это конкуренция. Но в итоге мы столкнулись со сложным процессом регулирования подготовки к зиме» «Допустим, в одном из районов Уфы вместо одной МБУ, которая много лет существовала, пришли 90 частных управляющих компаний. Да, возможно, это конкуренция. Но в итоге мы столкнулись со сложным процессом регулирования подготовки к зиме» Фото: «БИЗНЕС Online»

Опыт регионов России

Интересно, что опыт каждого из четырех сценариев, по которым намечается новое реформирование системы ЖКХ, в России имеется. К примеру, в соседней Республике Башкортостан довольно большая практика создания муниципальных бюджетных организаций (МБУ) по управлению МКД. Но она, увы, провалилась. Об этом рассказала министр жилищно-коммунального хозяйства республики Ирина Голованова.

«На МБУ сели долги населения и низкие тарифы. Это привело их к банкротству. На рынок вышло много частных маленьких компаний. Допустим, в одном из районов Уфы вместо одной МБУ, которая много лет существовала, пришли 90 частных управляющих компаний. Да, возможно, это конкуренция. Но в итоге мы столкнулись со сложным процессом регулирования подготовки к зиме», — рассказывала коллегам Голованова. Она соглашается с Якушевым в вопросе предоставления альтернативы регионам и права выбора дальнейшего пути развития.

Сергей Пахомов: «Какие изменения ждут систему ЖКХ? Радикальные!»

Единый фонд по управлению жильем создан в новых регионах России — в Донецкой Народной Республике и Запорожской области. Министр строительства и ЖКХ ДНР Владимир Дубовка обозначил, что на сегодня эта модель для них самая оптимальная. Во-первых, в связи с боевыми действиями там ощущается серьезный дефицит кадров. Если раньше 53 муниципальных предприятия требовали 16 тыс. сотрудников, то сегодня это количество сократилось на 12,5 тысячи. Во-вторых, в сложных условиях фонд позволил контролировать поток финансов на управление домами и капитальный ремонт.