«Опять на дороге будет решать тот, у кого связи покрепче или бита потяжелее», — опасаются автолюбители. Полис ОСАГО с 1 марта этого года исключен из числа документов, необходимых для постановки авто на учет или регистрации смены владельца. Однако теперь «автогражданка» будет нужна даже для того, чтобы просто доехать на купленной машине до отделения ГАИ. При этом новым поводом для отказа в регистрации автомобиля с 1 марта стала неуплата утильсбора. О том, как эти нововведения повлияют на безопасность на дорогах, кошельки автолюбителей и доходы страховщиков, — в материале «БИЗНЕС Online».
Новый собственник больше не обязан оформлять полис ОСАГО после покупки или получения машины в подарок
Хочется миллионов по выплатам, а получим штрафы по 5 тысяч
Новый собственник больше не обязан оформлять полис ОСАГО после покупки или получения машины в подарок. «Автогражданка» была исключена из перечня обязательных документов при регистрации транспортного средства. Соответствующий закон президент РФ подписал еще летом прошлого года, он вступил в силу 1 марта 2025-го.
Однако это не значит, что водителям дана «автогражданская» вольница. Полис ОСАГО по-прежнему необходим. А ГАИ, как и раньше, контролирует наличие полиса в рамках надзора за соблюдением правил дорожного движения.
Положение закона даже несколько ужесточило требования к автолюбителям: если раньше им давалось право ездить без ОСАГО в течение 10 дней с момента приобретения «железного коня», то теперь за отсутствие полиса сотрудники ГАИ могут оштрафовать уже во время первой поездки. Более того, Госдума планирует в 6 раз увеличить штраф для автомобилистов за езду без полиса ОСАГО — с 800 до 5 тыс. рублей. Такое повышение произойдет впервые более чем за 20 лет существования института ОСАГО. Инициативу уже поддержали правительство, МВД и участники рынка.
Изменения в закон о регистрации ТС были инициированы ради упрощения процедуры регистрации автомобилей и сокращения времени, необходимого на оформление документов. Они призваны снизить административные барьеры и улучшить условия для автовладельцев, приветствует нововведение президент союза страховщиков Татарстана Ринат Касимов.
«Постановка транспорта на учет и управление автомобилем — это разные вещи, — указывает Максим Кадаков, главный редактор журнала „За рулем“. — Автомобиль может купить человек, у которого вообще нет прав и который не собирается на нем ездить. А вот когда кто-то сядет за руль этой машины и поедет по дорогам, тогда и нужен будет полис ОСАГО».
По словам автоэксперта, лучший аргумент для покупки ОСАГО не механизм принуждения, а ситуация, когда полисы обеспечивают реальную защиту своим владельцам. Кадаков приводит пример Беларуси, где стоимость страховки ОСАГО в 2 раза ниже, а возмещение в несколько раз выше.
«Чтобы максималка (максимальная компенсация по ОСАГО — прим. ред.) была не 400 тысяч рублей, а миллион, чтобы по возмещению вреда жизни или здоровью выплачивали не 500 тысяч рублей, а 2 миллиона, — высказал Кадаков свои пожелания. — Чтобы страховые компании не отфутболивали, когда мы приходим к ним за натуральным возмещением в виде ремонта, предлагая брать деньгами».
Госдума планирует в 6 раз увеличить штраф для автомобилистов за езду без полиса ОСАГО — с 800 до 5 тыс. рублей
Страховые компании ждут нашествия пострадавших от «бесполисников»
Единого мнения о том, пользу или вред принесут нововведения, нет даже среди профессиональных участников рынка. Противники «облегчения» опасаются, что несознательные граждане вообще перестанут страховать «автогражданку». Хотя ситуацию и сегодня нельзя назвать радужной: по данным российского союза автостраховщиков (РСА), 32% татарстанских водителей не имеют ОСАГО. Хуже обстоит дело в Башкортостане (34%), Оренбурге (41%), Дагестане (55%), Чечне (68%) и многих других регионах РФ.
«Это бомба замедленного действия, которая нас вернет в 90-е годы прошлого века, когда ситуации с авариями на дорогах решались не по закону, а по понятиям, у кого связи покрепче или бита потяжелее, — комментирует страховой брокер с 20-летним стажем Анна Алексеева. — Если до этого ОСАГО не покупал в среднем каждый третий автовладелец, то сейчас многие прямо спрашивают, нужен ли им полис для постановки на учет».
Страховщики уже готовятся к наплыву возмущенных клиентов, у которых случилось ДТП с «бесполисником». «Своя» страховая в этом случае, разумеется, откажет пострадавшим в выплате, и невольно встанет вопрос: а кто же тогда возместит ущерб? Один из вариантов — добиваться компенсации из фонда российского союза автостраховщиков (РСА), но это работает только в случае, если во время ДТП был причинен вред здоровью людей.
Если ущерба здоровью причинено не было, то вариантов в этом случае немного: взывать к совести виновника аварии либо подавать на него в суд. «Взыскания задолженности по исполнительному листу с „физиков“ из числа самых безнадежных, — уточняет Алексеева. — Портрет типичного виновника-„бесполисника“ — официально нигде не работающий, да и машина не в собственности, взята, например, в аренду. По сути, взять с человека нечего. Некоторые виновники после ДТП с крупным ущербом вообще подают на личное банкротство, чтобы таким образом „очиститься“ от долгов».
По данным российского союза автостраховщиков (РСА), 32% татарстанских водителей не имеют ОСАГО
Впрочем, даже когда регистрация авто без ОСАГО была невозможна, идейные противники системы могли купить краткосрочный полис, к примеру на неделю, показать его в ГАИ, а потом с легкой душой ездить без всякой гражданской ответственности. Или даже с фальшивкой.
Юрист федерации автовладельцев России в Татарстане (ФАР) Владлен Копвиллем поделился случаем из практики, когда один из участников ДТП предъявил страховку на 2024 год, однако в реестре якобы выдавшей ее страховой компании она не значилась. Дело разбиралось в суде, где выяснилось, что бланк был выписан еще в 2021-м. «Умельцы» просто прогрели бумагу в микроволновке, чтобы чернила лазерного принтера осыпались, и затем впечатали новые данные.
Еще один способ обезопасить себя от «бесполисников» — покупать каско. Часть владельцев дорогих или кредитных машин волей-неволей давно приучена страховаться «за себя и за того парня». По данным аналитиков ресурса Polis.online, стоимость добровольной автостраховки составляет от 3 до 15% от цены на транспортное средство. В начале 2025 года покупка каско обходится водителям в среднем в 60–65 тыс. рублей.
Сумма немаленькая, поэтому в последнее время растет популярность так называемого мини-каско. В 2024 году продажи каско с урезанным покрытием подскочили на 27%. Средняя стоимость такого вида страховки значительно ниже, чем полисов с полноценным покрытием, и варьируется от 2 тыс. до 10 тыс. рублей. С марта по октябрь 2024-го россияне купили 6,8 млн мини-каско, следует из данных национальной страховой информационной системы (НСИС).
«Усеченное каско часто называют „защитой от „бесполисников“, — отмечает президент союза страховщиков Татарстана Касимов. — Могу порекомендовать приобретать его вместе с ОСАГО, чтобы упростить себе жизнь в случае ДТП с лицами, которые не готовы сразу возместить ущерб». Особенно эта опция может быть актуальной в теплый сезон, когда виновниками аварий оказываются велосипедисты, мотоциклисты, самокатчики, курьеры доставок на электроскутерах.
По данным аналитиков ресурса Polis.online, стоимость добровольной автостраховки составляет от 3 до 15% от цены на транспортное средство
Нарваться на штраф рискуешь прямо в процессе регистрации
Часть опрошенных нами экспертов отмечает, что трудностей после принятия изменений прибавилось. Так, поводом для отказа в регистрации автомобиля с 1 марта стала неуплата утильсбора. Это может стать огромной проблемой для граждан, которые самостоятельно покупают машины за границей, затем перегоняя их в Россию, или приобретают авто, ввезенные по серому импорту.
Дело в колоссальной разнице между ставкой на «коммерческий утиль» и льготным утилизационном сбором, который доступен при ввозе автомобиля или электрокара из-за границы только физлицам. Льготная ставка «утиля» на новый автомобиль до трех лет — 3,4 тыс. рублей, на авто старше трех лет — 5,2 тыс. рублей. «Коммерческий утиль» считается по коэффициентам возраста машины и объема двигателя. Например, за импорт нового авто с объемом двигателя 2,5 л в этом году надо будет уплатить 1 875 400 рублей.
Чтобы воспользоваться льготной ставкой, нужно указать в документах, что ввозимое авто будет использоваться для личного пользования, объем двигателя не превышает 3 л, владелец обязуется не продавать этот автомобиль и не ввозить из-за рубежа другие машины в течение одного года. Так что, если некто продал вам машину, ввезенную в Россию под видом авто для себя, таможенники могут эту схему обнаружить и подать в суд за нарушение правил оплаты утильсбора. Прецеденты решений, где суд возлагает солидарную ответственность по доплате сотен тысяч рублей на покупателя и продавца, уже имеются.
Кроме того, изменения в законе усложнили процесс приобретения машин и на внутреннем вторичном рынке. Ранее действовавший мораторий на езду без ОСАГО в течение 10 дней после покупки авто отменен.
«Даже поездка на своем авто в ГАИ для постановки его на учет в этом случае будет считаться нарушением, — указывает юрист ФАР Копвиллем. — Получается, надо на эвакуаторе туда добираться?»
Бэушные машины для покупки нередко находят за несколько сотен километров от дома. Многие ли будут потом в чужом регионе искать страховщика, готового выписать полис в день обращения (стандартно электронный полис, заказанный дистанционно, начинает действовать через три дня после оформления — прим. ред.)? Можно предположить, что часть автовладельцев предпочтет рискнуть штрафом в 800 рублей и побыстрее отправиться домой.
Пока камеры, отслеживающие на дорогах «бесполисников», так и не заработали
«Бесполисников» вычислят камеры
Кто и как будет отслеживать полисы ОСАГО, с учетом того что в ГАИ при регистрации машин их теперь требовать не станут, а «живых» сотрудников Госавтоинспекции на дорогах практически не осталось?
В феврале этого года власти пяти регионов РФ, в том числе Татарстана, заявили о готовности запустить систему проверки наличия полисов ОСАГО у автомобилистов с помощью дорожных камер, после чего нарушителям сразу станут выписывать полноценные штрафы. Об этом сообщил президент российского союза автостраховщиков (РСА), всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев на встрече с журналистами.
Однако пока камеры, отслеживающие на дорогах «бесполисников», так и не заработали. Сроки запуска пилотного проекта сдвигаются вправо уже второй год подряд.
«Данный вопрос требует интеграции соответствующих информационных систем и находится на стадии рассмотрения на федеральном уровне», — сообщили «БИЗНЕС Online» в ответ на запрос в пресс-службе ГАИ по РТ.
Кроме того, там рассказали, что за два месяца этого года сотрудниками Госавтоинспекции по республике выявлено более 3 тыс. случаев управления авто без полиса ОСАГО или с нарушением условий его использования, в том числе 155 повторных нарушений.
Автоэксперт Роман Гуляев пояснил, что технически большинство камер может быть оснащено функцией для работы с полисами ОСАГО. «Возможно, сначала количество водителей без ОСАГО увеличится, но, когда людям начнут присылать штрафы с камер, ситуация резко поменяется», — выразил он надежду.
В свою очередь юрист ФАР Копвиллем усомнился, что даже ужесточение контроля за полисами ОСАГО повлияет на культуру вождения и уровень аварийности. «Страховка — это просто выплата. Порядок на дорогах зависит от другого», — считает он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.