Новый собственник больше не обязан оформлять полис ОСАГО после покупки или получения машины в подарок Новый собственник больше не обязан оформлять полис ОСАГО после покупки или получения машины в подарок Фото: «БИЗНЕС Online»

Хочется миллионов по выплатам, а получим штрафы по 5 тысяч

Новый собственник больше не обязан оформлять полис ОСАГО после покупки или получения машины в подарок. «Автогражданка» была исключена из перечня обязательных документов при регистрации транспортного средства. Соответствующий закон президент РФ подписал еще летом прошлого года, он вступил в силу 1 марта 2025-го.

Однако это не значит, что водителям дана «автогражданская» вольница. Полис ОСАГО по-прежнему необходим. А ГАИ, как и раньше, контролирует наличие полиса в рамках надзора за соблюдением правил дорожного движения.

Положение закона даже несколько ужесточило требования к автолюбителям: если раньше им давалось право ездить без ОСАГО в течение 10 дней с момента приобретения «железного коня», то теперь за отсутствие полиса сотрудники ГАИ могут оштрафовать уже во время первой поездки. Более того, Госдума планирует в 6 раз увеличить штраф для автомобилистов за езду без полиса ОСАГО — с 800 до 5 тыс. рублей. Такое повышение произойдет впервые более чем за 20 лет существования института ОСАГО. Инициативу уже поддержали правительство, МВД и участники рынка.

Изменения в закон о регистрации ТС были инициированы ради упрощения процедуры регистрации автомобилей и сокращения времени, необходимого на оформление документов. Они призваны снизить административные барьеры и улучшить условия для автовладельцев, приветствует нововведение президент союза страховщиков Татарстана Ринат Касимов.

«Постановка транспорта на учет и управление автомобилем — это разные вещи, — указывает Максим Кадаков, главный редактор журнала „За рулем“. — Автомобиль может купить человек, у которого вообще нет прав и который не собирается на нем ездить. А вот когда кто-то сядет за руль этой машины и поедет по дорогам, тогда и нужен будет полис ОСАГО».

По словам автоэксперта, лучший аргумент для покупки ОСАГО не механизм принуждения, а ситуация, когда полисы обеспечивают реальную защиту своим владельцам. Кадаков приводит пример Беларуси, где стоимость страховки ОСАГО в 2 раза ниже, а возмещение в несколько раз выше.

«Чтобы максималка (максимальная компенсация по ОСАГО прим. ред.) была не 400 тысяч рублей, а миллион, чтобы по возмещению вреда жизни или здоровью выплачивали не 500 тысяч рублей, а 2 миллиона, — высказал Кадаков свои пожелания. — Чтобы страховые компании не отфутболивали, когда мы приходим к ним за натуральным возмещением в виде ремонта, предлагая брать деньгами».

Госдума планирует в 6 раз увеличить штраф для автомобилистов за езду без полиса ОСАГО — с 800 до 5 тыс. рублей Госдума планирует в 6 раз увеличить штраф для автомобилистов за езду без полиса ОСАГО — с 800 до 5 тыс. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Страховые компании ждут нашествия пострадавших от «бесполисников»

Единого мнения о том, пользу или вред принесут нововведения, нет даже среди профессиональных участников рынка. Противники «облегчения» опасаются, что несознательные граждане вообще перестанут страховать «автогражданку». Хотя ситуацию и сегодня нельзя назвать радужной: по данным российского союза автостраховщиков (РСА), 32% татарстанских водителей не имеют ОСАГО. Хуже обстоит дело в Башкортостане (34%), Оренбурге (41%), Дагестане (55%), Чечне (68%) и многих других регионах РФ.

«Это бомба замедленного действия, которая нас вернет в 90-е годы прошлого века, когда ситуации с авариями на дорогах решались не по закону, а по понятиям, у кого связи покрепче или бита потяжелее, — комментирует страховой брокер с 20-летним стажем Анна Алексеева. — Если до этого ОСАГО не покупал в среднем каждый третий автовладелец, то сейчас многие прямо спрашивают, нужен ли им полис для постановки на учет».

Страховщики уже готовятся к наплыву возмущенных клиентов, у которых случилось ДТП с «бесполисником». «Своя» страховая в этом случае, разумеется, откажет пострадавшим в выплате, и невольно встанет вопрос: а кто же тогда возместит ущерб? Один из вариантов — добиваться компенсации из фонда российского союза автостраховщиков (РСА), но это работает только в случае, если во время ДТП был причинен вред здоровью людей.

Если ущерба здоровью причинено не было, то вариантов в этом случае немного: взывать к совести виновника аварии либо подавать на него в суд. «Взыскания задолженности по исполнительному листу с „физиков“ из числа самых безнадежных, — уточняет Алексеева. — Портрет типичного виновника-„бесполисника“ — официально нигде не работающий, да и машина не в собственности, взята, например, в аренду. По сути, взять с человека нечего. Некоторые виновники после ДТП с крупным ущербом вообще подают на личное банкротство, чтобы таким образом „очиститься“ от долгов».

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), 32% татарстанских водителей не имеют ОСАГО По данным российского союза автостраховщиков (РСА), 32% татарстанских водителей не имеют ОСАГО

Впрочем, даже когда регистрация авто без ОСАГО была невозможна, идейные противники системы могли купить краткосрочный полис, к примеру на неделю, показать его в ГАИ, а потом с легкой душой ездить без всякой гражданской ответственности. Или даже с фальшивкой.

Юрист федерации автовладельцев России в Татарстане (ФАР) Владлен Копвиллем поделился случаем из практики, когда один из участников ДТП предъявил страховку на 2024 год, однако в реестре якобы выдавшей ее страховой компании она не значилась. Дело разбиралось в суде, где выяснилось, что бланк был выписан еще в 2021-м. «Умельцы» просто прогрели бумагу в микроволновке, чтобы чернила лазерного принтера осыпались, и затем впечатали новые данные.

Еще один способ обезопасить себя от «бесполисников» — покупать каско. Часть владельцев дорогих или кредитных машин волей-неволей давно приучена страховаться «за себя и за того парня». По данным аналитиков ресурса Polis.online, стоимость добровольной автостраховки составляет от 3 до 15% от цены на транспортное средство. В начале 2025 года покупка каско обходится водителям в среднем в 60–65 тыс. рублей.

Сумма немаленькая, поэтому в последнее время растет популярность так называемого мини-каско. В 2024 году продажи каско с урезанным покрытием подскочили на 27%. Средняя стоимость такого вида страховки значительно ниже, чем полисов с полноценным покрытием, и варьируется от 2 тыс. до 10 тыс. рублей. С марта по октябрь 2024-го россияне купили 6,8 млн мини-каско, следует из данных национальной страховой информационной системы (НСИС).

«Усеченное каско часто называют „защитой от „бесполисников“, — отмечает президент союза страховщиков Татарстана Касимов. — Могу порекомендовать приобретать его вместе с ОСАГО, чтобы упростить себе жизнь в случае ДТП с лицами, которые не готовы сразу возместить ущерб». Особенно эта опция может быть актуальной в теплый сезон, когда виновниками аварий оказываются велосипедисты, мотоциклисты, самокатчики, курьеры доставок на электроскутерах.

По данным аналитиков ресурса Polis.online, стоимость добровольной автостраховки составляет от 3% до 15% от цены на транспортное средство По данным аналитиков ресурса Polis.online, стоимость добровольной автостраховки составляет от 3 до 15% от цены на транспортное средство Фото: «БИЗНЕС Online»

Нарваться на штраф рискуешь прямо в процессе регистрации

Часть опрошенных нами экспертов отмечает, что трудностей после принятия изменений прибавилось. Так, поводом для отказа в регистрации автомобиля с 1 марта стала неуплата утильсбора. Это может стать огромной проблемой для граждан, которые самостоятельно покупают машины за границей, затем перегоняя их в Россию, или приобретают авто, ввезенные по серому импорту.

Дело в колоссальной разнице между ставкой на «коммерческий утиль» и льготным утилизационном сбором, который доступен при ввозе автомобиля или электрокара из-за границы только физлицам. Льготная ставка «утиля» на новый автомобиль до трех лет — 3,4 тыс. рублей, на авто старше трех лет — 5,2 тыс. рублей. «Коммерческий утиль» считается по коэффициентам возраста машины и объема двигателя. Например, за импорт нового авто с объемом двигателя 2,5 л в этом году надо будет уплатить 1 875 400 рублей.

Чтобы воспользоваться льготной ставкой, нужно указать в документах, что ввозимое авто будет использоваться для личного пользования, объем двигателя не превышает 3 л, владелец обязуется не продавать этот автомобиль и не ввозить из-за рубежа другие машины в течение одного года. Так что, если некто продал вам машину, ввезенную в Россию под видом авто для себя, таможенники могут эту схему обнаружить и подать в суд за нарушение правил оплаты утильсбора. Прецеденты решений, где суд возлагает солидарную ответственность по доплате сотен тысяч рублей на покупателя и продавца, уже имеются.

Кроме того, изменения в законе усложнили процесс приобретения машин и на внутреннем вторичном рынке. Ранее действовавший мораторий на езду без ОСАГО в течение 10 дней после покупки авто отменен.

«Даже поездка на своем авто в ГАИ для постановки его на учет в этом случае будет считаться нарушением, — указывает юрист ФАР Копвиллем. — Получается, надо на эвакуаторе туда добираться?»

Бэушные машины для покупки нередко находят за несколько сотен километров от дома. Многие ли будут потом в чужом регионе искать страховщика, готового выписать полис в день обращения (стандартно электронный полис, заказанный дистанционно, начинает действовать через три дня после оформленияприм. ред.)? Можно предположить, что часть автовладельцев предпочтет рискнуть штрафом в 800 рублей и побыстрее отправиться домой.

Пока камеры, отслеживающие на дорогах «бесполисников», так и не заработали Пока камеры, отслеживающие на дорогах «бесполисников», так и не заработали Фото: «БИЗНЕС Online»

«Бесполисников» вычислят камеры

Кто и как будет отслеживать полисы ОСАГО, с учетом того что в ГАИ при регистрации машин их теперь требовать не станут, а «живых» сотрудников Госавтоинспекции на дорогах практически не осталось?

В феврале этого года власти пяти регионов РФ, в том числе Татарстана, заявили о готовности запустить систему проверки наличия полисов ОСАГО у автомобилистов с помощью дорожных камер, после чего нарушителям сразу станут выписывать полноценные штрафы. Об этом сообщил президент российского союза автостраховщиков (РСА), всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев на встрече с журналистами.

Однако пока камеры, отслеживающие на дорогах «бесполисников», так и не заработали. Сроки запуска пилотного проекта сдвигаются вправо уже второй год подряд.

«Данный вопрос требует интеграции соответствующих информационных систем и находится на стадии рассмотрения на федеральном уровне», — сообщили «БИЗНЕС Online» в ответ на запрос в пресс-службе ГАИ по РТ.

Кроме того, там рассказали, что за два месяца этого года сотрудниками Госавтоинспекции по республике выявлено более 3 тыс. случаев управления авто без полиса ОСАГО или с нарушением условий его использования, в том числе 155 повторных нарушений.

Автоэксперт Роман Гуляев пояснил, что технически большинство камер может быть оснащено функцией для работы с полисами ОСАГО. «Возможно, сначала количество водителей без ОСАГО увеличится, но, когда людям начнут присылать штрафы с камер, ситуация резко поменяется», — выразил он надежду.

В свою очередь юрист ФАР Копвиллем усомнился, что даже ужесточение контроля за полисами ОСАГО повлияет на культуру вождения и уровень аварийности. «Страховка — это просто выплата. Порядок на дорогах зависит от другого», — считает он.