По словам Ильдара Ягафарова, союз в последнее время действительно находился в безмолвном молчании, что создавало ощущение, будто объединение «находится в тени и не занимается какой-то бурной творческой деятельностью» По словам Ильдара Ягафарова, союз в последнее время действительно находился в безмолвном молчании, что создавало ощущение, будто объединение «находится в тени и не занимается какой-то бурной творческой деятельностью» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы представляем единый фронт кинематографистов»

«Мы первый раз на конференции представляем единый фронт союза кинематографистов за этим столом», — говорил накануне на пресс-конференции по случаю будущего дня рождения творческого «профсоюза» глава союза кинематографистов Татарстана Ильдар Ягафаров. СК РТ появился на свет 16 марта 1981-го, и на следующий год ему исполнится 45 лет. По словам Ягафарова, до общественности доходит недостаточно достоверная информация о деятельности организации. «Мы хотим рассказать и, может быть, поменять ваше мнение о том, что союз кинематографистов в строю, в бою — это союз профессионалов, людей, которые занимаются профессиональным кино», — заявил он.

По словам спикера, союз в последнее время действительно находился в безмолвном молчании, что создавало ощущение, будто объединение «находится в тени и не занимается какой-то бурной творческой деятельностью». Однако сейчас все изменилось, после пяти лет у союза появилось собственное здание с помещениями, залами, павильонами. «Этот год мы должны полностью посвятить тому, чтобы о нас узнали не просто как о ветеранах, а как о людях, которые профессионально делают кинематограф в Татарстане и в России», — отмечал Ягафаров.

Ильдар Ягафаров: «Кино в Татарстане – самый виноватый вид искусства!»

К его словам присоединился и кинодраматург Мансур Гилязов, отметив, что теперь у союза в распоряжении находятся все цеха кинематографического процесса. У них есть режиссеры, операторы, художники, композиторы, продюсеры, актеры и т. д. Также он отметил, что любой автор, даже неопытный, может прислать сценарий в союз, его работа будет прочитана и он обязательно получит ответ.

Мансур Гилязов отметил, что теперь у союза в распоряжении находятся все цеха кинематографического процесса Мансур Гилязов отметил, что теперь у союза в распоряжении находятся все цеха кинематографического процесса Фото: «БИЗНЕС Online»

«У нас остался один шаг до широкого успешного проката»

Гилязов также коснулся темы слабых сценариев. По его словам, молодые люди смотрят фильмы, сидят в интернете, им кажется, что они легко могут написать сценарий интересной истории. Однако, полагает кинодраматург, без какого-либо образования в этой области написать хороший материал не выйдет. «Я вырос в Советском Союзе. Тогда процесс воспитания сценаристов был поставлен на очень стабильную основу. И тогда, и сейчас профессиональное, серьезное образование можно получать в Москве и только в Москве. Например, во ВГИКе есть сценарный факультет. У нас есть цель — направлять наших авторов из союза кинематографистов учиться туда», — сообщил Гилязов.

При этом он добавил, что молодые драматурги в Татарстане есть. Так, спикер привел в пример конкурс драматургии для детей и подростков «Алмачуар». Зачатки таланта у участников были, но не хватило профессионализма, считает Гилязов, претендующий в этом году на Госпремию им. Тукая.

На премию им. Тукая – 2025 номинированы Мансур Гилязов, авторы спектакля «Иакинф» и «Возвращение Тукая»

Данную тему также подхватил Ягафаров, отметив, что по «сценаристам вопрос сложный». По его словам, люди этой профессии считаются самыми незащищенными в киноиндустрии. Тем не менее какое-то движение есть, и в министерстве культуры Татарстана сейчас обсуждается система производства сценариев. Так, например, скоро планируют объявить конкурс на лучший киносценарий с призовым фондом в 1 млн рублей, чтобы «заинтересовать людей писать». «Очень важно, чтобы писали не только те, кто хочет, но и те, кто умеет», — подчеркнул Ягафаров. Поэтому на конкурсе нужно серьезное судейство, отбор, отметил спикер.

«Безумно интересный процесс — написание сценария, это всегда поиск идей, поиск тем, это всегда находится в очень серьезном движении, — напомнил Гилязов. — Вот был такой процесс, очень важный и очень интересный, когда кинематограф делал первые шаги, последующие шаги для обращения татарской классики». Тогда экранизировались лучшие произведения и они имели большой успех в прокате, отмечает кинодраматург.

«Мучились, что не получится»: какой выросла татарская «Гора влюбленных»

В наши дни такую судьбу, считают лидеры СК РТ, может иметь фильм Салавата Юзеева «Гора влюбленных», который экранизировал повесть своего отца Ильдара Юзеева. Также Гилязов вспомнил фильм «Сестренка» режиссера Александра Галибина, снятый в Башкортостане по повести Мустая Карима, замеченный в российском прокате.

У татарского кино есть огромный опыт участия в фестивалях У татарского кино есть огромный опыт участия в фестивалях Фото: «БИЗНЕС Online»

«Может быть, в ущерб каким-то идеям, в ущерб языку…»

«Нам сейчас надо переходить на те темы, которые интересны широкому зрителю и особенно интересны детям. То есть я думаю, что состояние общего процесса кинематографа... я бы так сказал — у нас остался один шаг до широкого успешного проката, потому что все остальные шаги, я считаю, мы уже сделали», — сказал Гилязов.

У татарского кино есть огромный опыт участия в фестивалях, но не нужно на этом останавливаться. «Надо уходить в прокат. Может быть, в ущерб каким-то идеям, в ущерб языку…» — заявил известный драматург. В продолжении темы Ягафаров вновь обратился к советскому прошлому, когда фильмы тех же казахов или грузин в том числе снимались русском языке. «Сейчас время перейти с татарскими историями на русский язык, если мы хотим попасть в кинотеатры. Это очень важно», — считает глава СК РТ.

Он напомнил ситуацию вокруг проката собственной картины «Исәнмесез?». Несмотря на большой интерес к фильму, зайти в большой российский прокат с татарским языком очень сложно. Поэтому Ягафаров призвал «переформатироваться», чтобы выйти на аудиторию в 500 или даже 1 тыс. кинозалов, нужны истории на русском языке. «Как бы там [к этому] ни относились различные деятели культуры, но сейчас наше кино должно зайти в кинозалы», — подчеркнул он.

Кинодеятели также успели поговорить о смелых проектах, связанных с Казанью, но снятых московскими студиями. Ягафаров похвалил столичных авторов за то, что они находят интересные темы и продвигают их на всю страну: «Вот я говорю: надо выбирать такие темы, которые будут интересны и после поста ППС „Малиновка“ у моста через Волгу». Если история окажется интересна не только татарстанцам, она будет иметь успех в прокате. «Если снимается „Айда“, то прекрасно, что снимается этот фильм. Прекрасно, это опять же говорит о том, что в кино обратят внимание кинокритики и журналисты, будут писать о нашем городе», — отметил глава союза кинематографистов РТ.

«Да не нужно тут чистить!»: как в центре Казани начали снимать кино о «Тяп-Ляпе»

«У нас пока не хватает смелости с такими фильмами выходить, потому что мы только сейчас наращиваем мускулатуру и становимся смелыми. Чтобы со сложными темами обращаться, „надо выдавливать из себя по капельке раба“, как говорил Чехов», — резюмировал Гилязов.