«У нас достаточное количество мусульман, выделяющих закят. Я убежден, что это очень действенный инструмент оздоровления общества. С одной стороны, он приучает имущих жертвовать, творить добро, а с другой стороны, снижает степень социальной напряженности, поддерживая малоимущие слои населения», — говорит председатель Совета общенационального фонда «Ярдам-Помощь». В разгар священного месяца Рамадан мы поговорили с ним о целеполагании благотворительности в исламе, особенно во время поста, а также о том, как отличить «профессионального» нуждающегося от того, кому действительно необходима помощь и кому предназначаются «расходы на пути Аллаха».
Илдар Баязитов: «На фоне возрастающей мусульманской активности в сфере благотворительности также растет прослойка «профессиональных нищих». Это печальный факт, но факт»
Вопрос выплаты закята, фитр, садака очень серьезен
— Илдар хазрат, в самом разгаре священный месяц Рамадан, где в богослужении немалое значение уделяется и материальной части. Как вы считаете, с чем это связано?
— Во-первых, то, что социальная часть всегда присутствует и говорит о том, что ислам — это религия живых людей и религия для живых людей. А жизнь достаточно переменчивая: сегодня у тебя есть возможности, завтра сам нуждаешься в помощи. Во-вторых, что касается в целом месяца Рамадан, самый большой страх постящегося в том, что его пост может так и остаться лишь только голоданием. Хотя мы и говорим о благотворительности и помощи нуждающимся, но здесь все же подчеркну важность поста как воспитания души. Это больше, чем просто садака, закят и так далее. Внимательно отнестись нужно прежде всего к своему внутреннему, душевному климату.
— К вопросу о садака — месяц Рамадан предписывает выплату фитр, фидии и закята. С учетом специфики вашего фонда вы наверняка все средства передаете инвалидам?
— Скажу так — инвалидам, и не только! В целом вопрос выплаты закята, фитр, садака очень серьезен. Наверняка для многих он актуализируется едва ли не каждый год.
Все мы знаем, что такое закят (обязательный налог в пользу неимущих), фидия (материальное искупление по причине неспособности соблюдать пост по здоровью) и фитр (обязательная садака от каждого постящегося). За свои 20 лет работы в социальной сфере я пришел к, как мне кажется, несколько парадоксальному выводу о том, что не так-то просто самому найти подлинно нуждающихся людей. Всевышний укрывает их высоким человеческим достоинством, и мы просто не видим их.
— Как это может выглядеть на практике?
— Тут, как и везде, важен контекст. А контекст состоит в том, что на фоне возрастающей мусульманской активности в сфере благотворительности также растет прослойка «профессиональных нищих». Это печальный факт, но факт. Я знаю, что среди наших активистов разрабатываются целые программы по выявлению таких людей, но речь не об этом. На практике это может выглядеть таким образом, что выделяемая вами садака рискует остаться в «прослойке» этих людей.
«Бывает масса различных ситуаций, которые не всегда подходят под наше шаблонное понимание нуждающихся в виде одиноких стариков или бедствующих многодетных семей»
Кто они, достойные помощи люди?
— А как бы вы описали тех самых, «достойных» людей, кому нужно бы помочь?
— Именно в этом и состоит, на мой взгляд, одна из важных миссий благотворительных фондов в целом. Косвенно это даже подтверждается 60-м аятом суры «ат-Тауба» — «Пожертвования предназначены <…> для тех, кто занимается их сбором и распределением». В течение всего года к нам обращаются люди, мы выезжаем, смотрим, собираем информацию. И это дело не одного дня. Бывает масса различных ситуаций, которые не всегда подходят под наше шаблонное понимание нуждающихся в виде одиноких стариков или бедствующих многодетных семей.
Я также обратил бы внимание на формулировку «для расходов на пути Аллаха». Часто здесь понимаются студенты медресе. Однако сегодня посмотрите на преподавателей, которые работают в этих медресе. Мы как мусульмане должны понимать, что преподаватели, занятые в религиозной сфере, ни много ни мало укрепляют нашу религию, распространяют знания — это многого стоит. Поэтому поддержку таких людей я бы выделил.
— Но ведь это прерогатива духовного управления мусульман…
— Нельзя все списывать на духовное управление мусульман. К слову говоря, оно у нас весьма успешное! Реализуется масса разноплановых проектов — от сугубо академических богословских, таких как издание тафсира священного Корана, до мусульманских телеканалов и централизованной помощи военнослужащим на СВО! И, конечно, в этом заслуга нашего муфтия Камиля хазрата Самигуллина.
Возвращаясь к теме закята — я больше говорю о подходах. Давайте смотреть шире и сосредотачиваться на тех, дозволенных для закята направлениях, которые так необходимы нашей умме. Вот, к примеру, обратите внимание на проекты, которые обращены в будущее, — это дети. Лагеря, пансионаты, кружки, секции, где с юных лет человеку прививают здоровую религиозность, гражданскую позицию. Это ведь также подходит под критерии, обозначенные Всевышним Аллахом в священном Коране, — «расходы на пути Аллаха». Согласитесь, это немного отличается от привычных нам стереотипных картин вечно нуждающихся попрошаек?
«С одной стороны, он приучает имущих жертвовать, творить добро, а с другой стороны, снижает степень социальной напряженности, поддерживая малоимущие слои населения»
Действенный инструмент оздоровления общества
— Но, как вы сами отметили, жизнь непредсказуема, бывают и экстренные ситуации, точечная помощь тоже должна быть.
— Конечно, не стоит абсолютизировать! Если сгорел дом соседа, то, конечно, лучше помочь ему, чем искать общественные инициативы. Насколько мне известно, и в классическом богословии существует дилемма — раздать закят поровну, но большому количеству людей или же одному, но с высокой вероятностью исправления его ситуации. По мне, так закят мог бы быть неким «драйвером» качественного преобразования жизни, при реализации которого нуждающийся, которому выделили помощь, как минимум через год не остается в той же кризисной ситуации.
— Вы говорите об исправлении иждивенчества?
— Там, где это возможно. Конечно, это не всегда применимо к людям с ограниченными возможностями, хотя тоже есть свои нюансы. Нужно заметить, что у нас достаточное количество мусульман, выделяющих закят. Я убежден, что это очень действенный инструмент оздоровления общества. С одной стороны, он приучает имущих жертвовать, творить добро, а с другой стороны, снижает степень социальной напряженности, поддерживая малоимущие слои населения.
«Хотя наш реабилитационный центр открыт для всех вне конфессиональной привязки, но по многолетней традиции в священный месяц Рамадан к нам приезжают только реабилитанты-мусульмане»
— А как вы относитесь к инициативам по поддержке страждущих за рубежом?
— В этом вопросе я полностью придерживаюсь хадиса пророка Мухаммада, который, отправляя Муаза в Йемен, наставлял: «Возьми закят у богатых (из их числа) и отдай его бедным из их числа». Уверяю вас, у нас есть кому отдать закят, но не с точи зрения формального выполнения этого повеления, а именно с целью помочь, принести максимальную пользу рабам Аллаха.
Если все же хотите, чтобы баракат вашего пожертвования распространился на масштабы нашей страны, далеко ходить не надо: в наш реабилитационный центр приезжают инвалиды со всей России и ближнего зарубежья. Ваша помощь найдет отклик в душах инвалидов и тех, с кем они соприкасаются у себя дома. Хотя наш реабилитационный центр открыт для всех вне конфессиональной привязки, но по многолетней традиции в священный месяц Рамадан к нам приезжают только реабилитанты-мусульмане. Они читают Коран, по возможности постятся, соблюдают игтикаф. Мы стараемся им также по возможности помочь — кому-то купить коляску, кому-то оплатить лечение и т. п. Но даже здесь мы избегаем огульных, «вертолетных» денег. Как бы это примитивно ни звучало, но важно не навредить, а помочь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.