
«Представьте: государство начнет открывать свои органы по сертификации. В таком случае халяль может стать просто набором правил, а мусульмане останутся лишь потребителями, оторванными от самой сути этого понятия», — обеспокоены участники круглого стола «БИЗНЕС Online», посвященного проблемам халяль-индустрии. Казань уже знают на мировой арене как «халяльную столицу России», в бизнес идут не только мусульмане — экспорт продукции растет. Где в Казани откроют мусульманский торговый квартал, почему у центров сертификации пока нет единых стандартов, для чего женщинам свой индустриальный парк и почему «мусульманская» еда не означает «халяльная» — в стенограмме «БИЗНЕС Online».
«БИЗНЕС Online» пригласил к разговору тех, кто имеет непосредственное отношение к халяль-индустрии, — представителей духовенства, бизнесменов, благотворителей и специалистов по стандартизации и сертификации халяльной продукции в России и Татарстане
О круглом столе
Индустрия халяль развивается бурными темпами. По прогнозам комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ, к 2030 году экспорт татарстанской продукции превысит $700 миллионов. Еда, медицина, сфера услуг и красоты, строительство, финансы: активными потребителями халяль становятся уже не только мусульмане, сам знак «халяль» для обычного человека теперь уже знак качества, хотя еще пару десятилетий назад купить в магазинах Казани настоящее халяльное мясо было целым испытанием.
За круглым столом на тему «Халяльный образ жизни: возможен ли он в Татарстане?», который прошел в рамках спецпроекта «Рамадан-2025», «БИЗНЕС Online» решил собрать тех, кто имеет непосредственное отношение к халяль-индустрии, — представителей духовенства, бизнесменов, благотворителей и специалистов по стандартизации и сертификации халяльной продукции в России и Татарстане.
Участниками дискуссии стали:
- Аббяс Шляпошников — председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ.
- Раил Фазулзянов — основатель и собственник группы компаний ЭМИЗ.
- Рафик Мухаметшин — ректор РИИ, экс-глава технического комитета халяль Росстандарта.
- Айгуль Хайруллина — бизнес-леди, основатель женской Ассоциации «НУР» (ЛУЧ), инвестор.
- Радик Абдрахманов — совладелец комплекса «Туган Авылым».
- Мансур Джалялетдин — заместитель главы ДУМ РТ.
- Вячеслав Пимурзин — собственник ТЦ «Восточный», учредитель компании «Доступный офисный фонд».
- Айдар Газизов — генеральный директор Международного центра по стандартизации и сертификации «Халяль» при ДУМ РФ.
- Рустам Хайруллин — имам-хатыб мечети «Гаиля».
Модераторами круглого стола выступили журналисты «БИЗНЕС Online» Анна Городнова и Альфред Мухаметрахимов. Традиционно результаты обсуждения мы представляем в формате полной стенограммы.
Мансур Джалялетдин: «Торговля в исламском мире всегда строилась на честности и дозволенности. В Коране Аллах четко разделил дозволенное (халяль) и запретное (харам). Следование халяль приносит благодать и успех, а выбор харама ведет к временным доходам, но лишает благословения»
Как зарождался халяль в РТ: «Мы даже колбасу халяльную не могли найти!»
— Мансур хазрат, в 1998 году вы, будучи тогда имамом мечети Аль-Марджани, первым в Казани открыли магазин с халяль-продукцией. Как это было?
Мансур Джалялетдин: В то время напротив мечети была рюмочная. Мы обратились к властям, чтобы убрать ее, потому что это нехорошо. И так постепенно, следуя нашему примеру, в Казани начали постепенно открываться халяльные продуктовые магазины, халяльные кафе. Тогда это было требованием времени. Мы даже колбасу халяльную не могли найти, нам ее привозили из мечетей из соседней Самарской и Пензенской областей, по знакомству.
— Сертификации по стандартам «Халяль» в Татарстане тогда не было?
М.Ж.: Такого понятия даже не было! Только в 2004 году, когда на рынках Казани стало появляться все больше продукции, по инициативе тогдашнего муфтия Татарстана Гусмана Исхакова при ДУМ РТ появился комитет по стандарту халяль, который стал контролировать деятельность производителей и продавцов халяльной индустрии.
— Аббяс Фатихович, гарантирует ли сегодня сертификат халяль качество продукции? Мы помним, как пару лет назад были скандалы со значком халяль, когда он оказался на свинине. Как часто вы проверяете продукцию?
Аббяс Шляпошников: По нашим требованиям, на предприятии должен быть постоянный контроль во время производства. Если это переработка мяса, то в ежедневном режиме. Есть предприятия, с которыми мы работаем давно, к которым есть доверие, документ соответствия халяль действует три года. Если же предприятие новое, документ действует один год.
— Часто ли встречаются нарушения?
А.Ш.: Бывают иногда, не без этого. Это же производство, оно на месте не стоит, развивается. И бывают рабочие моменты, когда мы в какой-то части корректируем действия производителей по отношению к нашим замечаниям.
«Мы выросли до такого уровня, что уже можем говорить о полноценном халяльном образе жизни»
— Рафик Мухаметшович, до конца прошлого года вы возглавляли технический комитет халяль при Росстандарте. В России сейчас несколько органов сертификации, какие проблемы это создает на рынке?
Рафик Мухаметшин: Действительно, в России сейчас очень много различных органов сертификации, я даже боюсь называть количество! Они регистрируются в Росаккредитации и предлагают свой стандарт халяльной продукции. На основании этого стандарта они заключают договоры с предприятиями.
— То есть в России нет единого стандарта по халяльной продукции?
Р.М.: Мы пытались создать общий стандарт, но это оказалось не так просто. Проблема в том, что есть национальные стандарты «Халяль» в рамках сотрудничества со странами-членами ОИС, и они разработаны для мусульман. А мы живем в светском государстве, и для нас нужно четко прописывать все этапы того же производства мяса. Например, у нас на заводах изготавливают же не только халяльную продукцию, поэтому у нас должны быть разные цеха, забой по-другому должен производиться, свинина отдельно должна на прилавках лежать и так далее. А для мусульманских стран это и так в порядке вещей. И мы пытались адаптировать их стандарты под наши, но этот процесс очень долго шел. Нужно продолжать эту работу.
Рустам Хайруллин: «Татарстан действительно задает тренд. Многие субъекты страны стараются подтягиваться к этому уровню, потому что у нас, например, уже нет проблемы найти халяльные продукты в магазинах»
«В последние годы появился новый потребитель халяль — не мусульманин и не татарин»
— Понятие «халяль-лайфстайл» у нас относительно недавно появилось. Рустам хазрат, с точки зрения практикующего мусульманина, в Казани все ли у нас создано для того, чтобы он чувствовал себя комфортно?
Рустам Хайруллин: Я рад, что мы выросли до такого уровня, что уже можем говорить о полноценном халяльном образе жизни. Ведь все, что мы сегодня называем халяль, было прописано в Священном Писании еще 1,5 тысячи лет назад, когда Всевышний ниспослал Коран и направил к нам нашего любимого Пророка. Однако в постсоветское время, когда только начали открываться первые магазинчики и халяль-кафе, когда создавались комитеты при духовных управлениях, мы даже не могли представить, что спустя 30 лет халяль станет частью не только питания, но и медицины, финансов, банковской системы, одежды, сферы отдыха и даже гостиничного бизнеса. Сегодня у нас есть халяль-банки, халяль-медицина и даже халяльные бани, и это огромный шаг вперед.
Особенно приятно осознавать, что Казань немного опережает другие регионы, Татарстан действительно задает тренд. Многие субъекты страны стараются подтягиваться к этому уровню, потому что у нас, например, уже нет проблемы найти халяльные продукты в магазинах. Заходишь в любой — и вот она, халяль-колбаса, халяль-мясо, свежее, копченое, любое. Но, к сожалению, в масштабах всей России это пока не так. Недавно я был в Геленджике, и найти там халяль оказалось настоящей проблемой. Поэтому я молюсь и надеюсь, что Казань станет примером для других городов.
— Но еще есть куда стремиться?
— Да, например, в сфере сертификации. Сегодня многие кафе и рестораны пишут: «Халяль». Но, когда спрашиваешь о сертификате, оказывается, что его нет. Халяль — это не только мясо, это и соусы, и другие ингредиенты, которые должны соответствовать стандартам. Поэтому важно, чтобы производители и предприниматели обращались в проверенные комитеты, которые действительно следят за соблюдением всех норм. К сожалению, есть и недобросовестные сертифицирующие органы, которые выдают фиктивные документы. Мы должны быть внимательны и доверять только тем, кто дорожит своей репутацией.
Халяль — это не только бизнес, но и ответственность перед обществом.

— Еще одна проблема, которую часто поднимают, — это цена на халяль-продукты. Почему халяльная курица стоит больше, чем обычная?
— Производители обычно объясняют это дополнительными расходами на ручной забой, соблюдение всех норм. Но, возможно, уже пришло время, когда бизнесмены могли бы пересмотреть свои подходы и сделать халяль более доступным для всех, включая пенсионеров и тех, кто не может позволить себе переплачивать.
— Радик Мухарлямович, как вы оцениваете работу сферы общепита по стандартам халяль в РТ?
Радик Абдрахманов: Я считаю, что Казань сейчас является лидером халяльной гастрономии в нашей стране. Потому что такого количества халяльных кафе и ресторанов сейчас нет ни в одном городе! Халяльные заведения становятся модными и популярными, сюда приходят уже не только мусульмане, но и православные.
Радик Абдрахманов: «Знаю, что халяльный комитет реально работает, потому что проверяют буквально все — и мясо, и сыры, и даже десерты…»
— С проверками часто к вам приходят?
Р.А.: Регулярно, и очень строго проверяют, наверное, даже строже, чем Роспотребнадзор! (Улыбается.) По опыту моих коллег в комплексе «Туган Авылым» я знаю, что халяльный комитет реально работает, потому что проверяют буквально все — и мясо, и сыры, и даже десерты…
На территории нашего комплекса есть все для того, чтобы мусульмане чувствовали себя комфортно: мечеть, шатер Рамадана, где мы ежедневно кормим по 250−300 человек. У нас есть полностью сертифицированное халяльное заведение, где обедают и офисные работники, и туристы. Вся еда у нас халяль, но не везде есть сертификация халяль. Потому что, если в заведении есть алкоголь, даже если его нет на виду, мы не можем получить сертификацию халяль. Поэтому недавно мы получили сертификацию Muslim Friendly*, это система лояльности организаций сферы обслуживания к культурным и религиозным предпочтениям мусульман. Мы стали первым заведением в Казани, кто получил такое свидетельство.
Раил Фазулзянов: «Сам виноград, косточка винограда — на самом деле это очень полезно. И по воле Всевышнего в 2019 году мы создали напиток, который действительно полностью безалкогольный, который не дурманит голову, и у него отличный вкус»
— Раил Наилович, ваша продукция также проходит сертификацию халяль. А чем отличаются халяльные напитки «ЭМИЗ» от аналогичных нехаляльных?
Раил Фазулзянов: Напитки из винограда зачастую ассоциируются с алкоголем, это то, что дурманит мозг человека, что запрещено в исламе. Но при этом сам виноград, косточка винограда — на самом деле это очень полезно. И по воле Всевышнего в 2019 году мы создали напиток, который действительно полностью безалкогольный, который не дурманит голову, и у него отличный вкус.
Мы поставляем продукцию «ЭМИЗ» в Малайзию, Индонезию, ОАЭ и Саудовскую Аравию. Объемы подписанных международных контрактов на 2025 год выросли в несколько раз.

— Какие стандарты есть для халяльных напитков?
Айдар Газизов: Главное требование к напиткам — отсутствие спирта. Хотя на рынке есть безалкогольные вина и сертифицированное пиво, популярные в мусульманских странах, в нашей стране они ассоциируются с алкоголем. Чтобы не вводить в заблуждение, особенно молодежь, мы не сертифицируем такие напитки, чтобы избежать риска перехода к алкоголю в будущем. Однако технология производства команды Раиля хаджи соответствует стандартам халяль, и его напиток вызывает интерес в Саудовской Аравии. Мы следим, чтобы все соответствовало стандартам и высокому качеству.
В последние годы появился новый потребитель — не мусульманин и не татарин, который выбирает халяль-продукцию из-за ее высокого качества, понимая, что к строгим требованиям пищевой безопасности добавляется независимый контроль.

— Айгуль Фаритовна, хочется вас спросить прежде всего как женщину — всего ли хватает в городе для полноценной жизни мусульманки?
Айгуль Хайруллина: Как руководитель Ассоциации женщин, отмечу, что 25 процентов наших участниц — девушки, переехавшие в Казань из других регионов (Сибирь, Уфа и другие). Они совершают внутренний «хиджр», чтобы жить в условиях, где соблюдение исламских норм становится естественным. Казань привлекает мусульман комфортом, уважением к традициям и возможностью жить в гармонии с верой.
Для женщин важно иметь больше возможностей для намаза в общественных местах. Хорошо, что в торговых центрах появляются молельные комнаты, но, например, такого, как в Дагестане, где на трассах есть домики для намаза, у нас нет. Мусульманам важно знать, что они смогут выполнить религиозные обязанности без трудностей.
В бизнесе не хватает программ финансирования для мусульман-предпринимателей. Многие программы недоступны из-за процентной системы, противоречащей исламским принципам. Нужны специальные направления с беспроцентным финансированием. Исламский банкинг развивается, но условия исламской ипотеки пока проигрывают обычной: она дороже и сложнее. Это подталкивает многих к выбору традиционных финансовых продуктов. Хотелось бы, чтобы исламские финансовые услуги стали доступнее и удобнее.
— Какие условия для развития Halal life style предоставляет женская Ассоциация «НУР» для женщин?
— Мы являемся светской организацией, зарегистрированной в минюсте как НКО. Членом нашей Ассоциации может быть любая женщина, вне зависимости от вероисповедания и национальности, разделяющая наши ценности. У нас есть закрытый коворкинг, только для женщин, грантовая поддержка на развитие своего дела, халяль-маркет, лицензированная Академия, где девушки получают новые профессии. Центр семьи и материнства — Ассоциация «НУР» за многодетную семью! Также в этом году мы учредили и проводим первый благопристойный конкурс социальных инициатив «От женщины к женщине». Концепция «НУР» — Halal life style, так мы транслируем наши ценности, традиции и позиционируем себя в обществе.
Вячеслав Пимурзин: «Сейчас мы прорабатываем концепцию первого татарского супермаркета, где будет представлена исключительно продукция из нашего региона»
— Мы затронули важную тему, связанную с женщинами-мусульманками, модой, одеждой и торговлей. Вячеслав Валерьевич, вы, как владелец ТЦ «Восточный», хотите создать мусульманский квартал. Раскройте планы, что там будет?
Вячеслав Пимурзин: Недавно мы стали собственниками торгового центра «Восточный» и активно занимаемся его развитием. Наша цель — превратить это место в мусульманский квартал, где можно провести время всей семьей, купить все необходимое — от продуктов до одежды — и почувствовать себя в комфортной, соответствующей исламским принципам среде. Локация историческая (пересечение улиц Парижской Коммуны, Московской и Тукая), и мы хотим, чтобы этот район стал центром притяжения для тех, кто ценит халяль и традиции.
Сейчас мы делаем ремонт, обновляем оборудование и создаем новую айдентику, сочетающую современные и татарские традиционные мотивы. Скоро это будет современный торговый центр с удобной навигацией, качественной одеждой и отличным сервисом. В отличие от онлайн-площадок, где часто отсутствуют сертификаты, у нас каждый продукт и услуга будут соответствовать высоким стандартам, как в «Туган Авылым».
Мы мечтаем создать не просто мусульманский квартал, а целый кластер, который станет визитной карточкой не только для местных жителей, но и для туристов. Чтобы через эту локацию люди знакомились с нашим городом, республикой, ее культурой и традициями.

— Пару лет назад такая идея была с ЦУМом, чтобы превратить его в халяльный молл. Вы хотите создать что-то наподобие такого?
В.П.: Да. Сейчас в Татарстане много локальных производителей, и мы как раз прорабатываем концепцию первого татарского супермаркета, где будет представлена исключительно продукция из нашего региона. Я уверен, что наша республика уникальна, и именно благодаря исламу нам удается сохранять традиции, что крайне важно для будущего поколения. Развитие таких проектов, как мусульманский квартал, позволит не только популяризировать наши ценности, но и знакомить с ними гостей из других регионов и стран. Мы хотим, чтобы этот проект стал примером для других и вышел за пределы Татарстана, вдохновляя на создание подобных пространств по всей России.
«На упаковках колбасных изделий могут быть полумесяцы или арабская вязь, но, что внутри, знает только Аллах!»
— Мансур хазрат, бизнесмены зачастую идут в халяльную индустрию по личным соображениям, потому что это им духовно близко. А с точки зрения коммерции, какую бонусы дает халяльность продукции?
М.Д.: В истории ислама Пророк и его сподвижники, включая Абу Ханифу, занимались торговлей, соблюдая принципы халяль. Торговля в исламском мире всегда строилась на честности и дозволенности. В Коране Аллах четко разделил дозволенное (халяль) и запретное (харам). Следование халяль приносит благодать и успех, а выбор харама ведет к временным доходам, но лишает благословения.
Например, харамные продукты или финансы с процентами могут приносить доход, но они лишены бараката и не приносят истинного благополучия. Сегодня, аль-хамдулиллях, многие бизнесмены переходят на халяль, создавая халяльные продукты, отели и питание. Это ценится не только мусульманами, но и людьми разных вероисповеданий, так как гарантирует чистоту, качество и дозволенность.
— Не кажется ли вам, что, видя, как востребована халяльная продукция, на этот рынок будет устремляться больше и немусульман? Нет ли здесь противоречий с точки зрения религии?
М.Д.: Пусть человек не является мусульманином, но, если он видит, что халяль — это востребованный и перспективный бизнес, он может начать свое производство. И это прекрасно! У нас есть халяльный комитет, который обязательно проведет сертификацию и проверит соответствие стандартам. Пусть занимается, мы только за! Ведь чем больше людей вовлечено в это направление, тем лучше для всех.
Айдар Газизов: «Наш центр уже 10 лет занимается экспортом российской сельхозпродукции. Сейчас мы близки к аккредитации для поставок в страны Персидского залива. Иншалла, скоро завершим этот процесс»
— А разве немусульманин может заниматься халяльным бизнесом?
М.Д.: Конечно, может! Почему нет? Многие производители, которые сегодня работают в этом сегменте, не являются мусульманами. Главное, чтобы продукция соответствовала всем требованиям халяль.
Р.А.: Хочу добавить, что сегодня халяль становится не просто трендом, а настоящим модным явлением. Крупные федеральные компании начинают понимать, что это огромный пласт аудитории, который активно растет и развивается. Например, в этом году ко мне приезжали представители одного из крупнейших мясных производителей страны. Они интересовались исламом, задавали вопросы о том, как можно выйти на рынок халяльной продукции. Мы организовали для них встречу с муфтием и представителями комитета по халяль. Они хотят создать целую линейку халяльных продуктов и даже рассматривают возможность производства в нашем регионе.
М.Д.: В Татарстане и Чечне уже запущены пилотные проекты по исламским финансам. Да, пока есть проблемы, например, с халяльной ипотекой. Люди часто выбирают обычную ипотеку, потому что она кажется проще и доступнее. Но если банки начнут активнее развивать это направление, то и условия станут лучше, и процентные ставки снизятся.
И еще раз подчеркну: в банках работают не только мусульмане, но, если они начнут развивать халяльные продукты, это откроет новые возможности для всех. Нужно финансировать тех, кто готов развивать это направление. Вот, например, у нас есть сильная птицефабрика, но ее одной недостаточно. Нужно больше таких предприятий, чтобы халяльная продукция стала доступной для всех. Чем больше будет таких инициатив, тем быстрее халяль станет неотъемлемой частью нашей жизни. Это не просто бизнес, это возможность создать общество, где каждый сможет найти то, что соответствует его ценностям и убеждениям.
— Но чтобы халяльная продукция была по-настоящему халяльной, недостаточно же, наверное, только одних сертификатов?
Р.М.: На самом деле, проблема, с которой мы столкнулись, очень глубокая и глобальная. Когда мы начали разрабатывать стандарты для халяль-продукции, то столкнулись с тем, что наше государство — светское. И хотя халяль является важной частью ислама, его духовной составляющей, внедрение этих стандартов в светскую систему оказалось непростой задачей.
Первый стандарт, который мы разработали, — это основы халяль-продукции. Мы включили в него требование о связи производства с духовными организациями, такими как мечети или исламские комитеты. Для нас это было важно, потому что именно эти структуры являются носителями наших религиозных традиций. Однако сейчас этот момент вызывает споры и раздражение у некоторых.
Рафик Мухаметшин: «Мы должны найти способ, чтобы мусульмане не были отодвинуты от процесса. Мы хотим участвовать, хотим, чтобы наши голоса были услышаны. Это то, над чем мы работаем»
— Что вы имеете в виду под связью? Какое-то сотрудничество с мечетями?
Р.М.: Именно так. Мы хотели, чтобы производство халяль-продукции было не просто техническим процессом, но и имело духовную основу. Однако сейчас государство активно вмешивается в процесс сертификации. Есть риск, что халяль превратится в чисто техническое выполнение требований, лишенное духовной составляющей.
Представьте: государство начнет выдавать сертификаты, открывать свои органы по сертификации. В таком случае халяль может стать просто набором правил, которые кто-то где-то прописал, а мусульмане останутся лишь потребителями, оторванными от самой сути этого понятия. Это серьезный вопрос, ведь халяль — это не только про еду, это про образ жизни, про связь с религией.
Мы хотим, чтобы в разработке стандартов участвовали религиозные структуры. Это не так просто, особенно если говорить о международной практике. Например, зарубежные органы сертификации и аккредитации отказываются признавать организации, где мусульмане не представлены. Они спрашивают: «Где мусульмане? Почему мы должны аккредитовать орган, если там нет тех, кто понимает суть халяль?»
— Пока есть люди, которые являются носителями этой духовности, мне кажется, не все потеряно.
Р.М.: Да, но важно закрепить это на законодательном уровне. Мы должны найти способ, чтобы мусульмане не были отодвинуты от процесса. Мы хотим участвовать, хотим, чтобы наши голоса были услышаны. Это то, над чем мы работаем.
А.Ш.: Аллах в Коране говорит: «Пусть свидетелями станут два справедливых мусульманина». Это основа многих исламских норм. Если убрать «иджазу» — разрешение духовного управления, — исчезнет сама суть справедливости. Если государство исключит религиозный аспект из сертификации халяль, его суть будет утрачена. Международный опыт, например стандарты SMIIC-1 и MS-1500, показывает, что сертификацию должны проводить компетентные мусульмане, понимающие ответственность перед Аллахом. Малайзия, лидер в этой сфере, строго соблюдает это правило.
«Наблюдая за развитием нашей халяль-индустрии все эти годы, можно только искренне радоваться и благодарить Всевышнего за те возможности, которые он нам дает»
— Какие проблемы вы выделили бы сейчас на рынке?
А.Ш.: Законы России защищают права верующих, включая мусульман. Однако на практике встречаются нарушения, вводящие потребителей в заблуждение. Например, на упаковках колбасных изделий могут быть полумесяцы, арабская вязь или надписи вроде «мусульманская», но, что внутри, знает только Аллах. Это серьезная проблема, о которой говорят наши духовные лидеры.
Индустрия халяль быстро развивается, но с ростом возникают и проблемы.
Во-первых, это неконтролируемые органы сертификации, часто без штата и компетенции. Есть и такие, кто выдает сертификаты за два часа, не выезжая на место, что ставит под сомнение их достоверность. Для сравнения: в нашей организации сегодня работают 80 человек: 20 в центральном аппарате и 60 экспертов по всей стране.
Во-вторых, это контрафактная продукция. Призываю всех быть бдительными: выбирайте товары с логотипами авторитетных организаций, таких как комитет «Халяль при ДУМ РТ» или международный центр «Халяль». Если логотип непонятен, спрашивайте сертификаты.
Сегодня многие идут на поводу у экономической выгоды. Они видят, что халяль востребован, и пытаются использовать это для увеличения прибыли. Но без строгого контроля и участия компетентных мусульманских организаций такой подход может привести к потере доверия и размыванию самого понятия халяль.

Мы активно сотрудничаем с комитетом «Халяль» и планируем создать ассоциацию и национальный союз производителей халяль-продукции. Зная друг друга годами, мы уверены, что эти инициативы выведут индустрию на новый уровень. В ближайший год у нас есть все шансы навести порядок в этой сфере.
— Рустам хазрат, а как религия объясняет то, что люди на халяльной продукции хотят делать бизнес? Берут ли они на себя грех?
Р.Х.: Если мы обратимся к истории, к нашим корням, то увидим, что ислам пришел к нашим предкам — булгарам — через торговые пути. Наши деды видели, как мусульманские купцы вели себя: они не обманывали, не обвешивали, предлагали качественный товар и были ответственны в своих делах. Именно это открыло их сердца для ислама. Они увидели, что мусульмане живут по принципам справедливости и честности, и это стало причиной их принятия ислама.
Таким образом, мусульманин — это не просто человек, который молится и постится. Это тот, чья жизнь во всех ее аспектах соответствует исламским принципам. Чем бы он ни занимался, его действия должны быть направлены на благо и соответствовать нормам шариата.
— А как же немусульмане?
Р.Х.: История знает примеры, когда немусульмане также успешно занимались производством халяль. Один из самых ранних примеров — фабрика под Уфой, «Турбослинские бройлеры». Ее собственник, не будучи мусульманином, еще в те далекие годы понял, что спрос на халяль будет расти. Он увидел пустующую нишу на рынке и перевел свое производство на халяльные рельсы. Когда немусульмане занимаются производством халяль, им важно сотрудничать с экспертами, которые помогут им избежать ошибок.
Айгуль Хайруллина: «Мечтаю создать первый в России халяльный индустриально-ресурсный парк для женщин. У нас есть IT-парк, агропарк, а такой парк стал бы уникальным пространством для всех женщин»
«У производителей есть большой интерес к экспорту. Однако проблема не только в производстве, но и в объемах»
— Каков экспортный потенциал халяльной продукции для Татарстана? Действует ли в странах Востока наша сертификация или нужна дополнительная?
Р.М: В мусульманских странах, таких как страны Персидского залива, требования к халяль-продукции крайне строгие. Они не просто доверяют сертификатам, а лично приезжают на предприятия, чтобы все проверить. Только после этого заключаются договоры на поставку продукции.
Сейчас в России также активно развивается это направление. В Москве, как в столице, началась активная работа по аккредитации в мусульманских странах, и у производителей есть большой интерес к экспорту. Однако проблема не только в производстве, но и в объемах. Например, конкурировать с Бразилией, крупнейшим поставщиком курицы в мире, очень сложно. У них огромная индустрия, высокий уровень производства и жесткие стандарты качества.
— Что сдерживает развитие экспорта нашей халяль-продукции?
Р.М.: Не каждое предприятие, даже имеющее сертификат, может соответствовать международным требованиям. Это касается не только качества продукции, но и масштабов производства. Чтобы наша халяль-продукция стала конкурентоспособной на мировом рынке, нужно не только соответствовать стандартам, но и активно развивать производство, улучшать качество и налаживать партнерские отношения с зарубежными странами.
«Мы открыты для сотрудничества с производителями любой продукции, которая соответствует нашим стандартам. Если вы производите качественные товары, мы будем рады, если вы обратитесь к нам»
— Как из других стран проверяют нашу продукцию?
А.Г.: Каждая страна через аккредитацию защищает свой рынок, устанавливая свои правила. Например, в Саудовской Аравии запрещено электрооглушение птицы перед забоем, а в ОАЭ это разрешено, как и в большинстве стран. Главное требование — чтобы птица не умерла до забоя.
Орган по сертификации должен иметь аккредитацию. Мы активно работаем с Департаментом исламского развития Малайзии. Специалисты из страны-импортера формируют группу из технического аудитора и эксперта по шариату. Технический аудитор проводит интервью с местными аудиторами, а эксперт по шариату, имеющий высшее богословское образование, общается с духовным управлением.
После изучения документации группа выезжает на предприятие, где оценивает соответствие стандартам, например малазийскому MS, используя чек-листы. По итогам аудита выносятся замечания, которые нужно исправить в течение 6 месяцев. После устранения недостатков выдается аккредитация, обычно на три года.
Наш центр уже 10 лет занимается экспортом российской сельхозпродукции. Сейчас мы близки к аккредитации для поставок в страны Персидского залива. Иншалла, скоро завершим этот процесс.
— Вячеслав Валерьевич, какие планы у вас по развитию вашего мусульманского квартала, хотите ли выйти на международный рынок?
В.П.: В данный момент наши планы связаны с развитием этой локации. Мы планируем выкупить еще одно здание, чтобы расширить нашу деятельность. Сейчас мы активно занимаемся одеждой и будем рады, если к нам присоединятся производители исламской одежды. Мы хотим создать пространство, где можно будет найти не только продукты питания, но и разнообразные товары, уходовые услуги, соответствующие принципам халяль. Наша идея — создать нечто вроде duty-free**, как в аэропортах, где люди могут удобно и спокойно приобретать все необходимое.
Мы открыты для сотрудничества с производителями любой продукции, которая соответствует нашим стандартам. Если вы производите качественные товары, мы будем рады, если вы обратитесь к нам.
Да, сейчас развиваются онлайн-площадки, но у них много минусов: человек не может сразу оценить качество товара, пообщаться с продавцом и получить обратную связь. Личный контакт же создает доверие и стимулирует повторные покупки. Мы хотим создать такую атмосферу в нашем кластере, где качество и удовлетворенность покупателя будут на первом месте.
Чем больше будет успешных предпринимателей-мусульман, тем больше возможностей появится для развития халяльной индустрии в целом.

А.Х.: Мне очень нравятся благотворительные мероприятия, которые мы с мужем часто посещаем. Это могут быть акции в поддержку малоимущих семей и семей, воспитывающих особенных детей. На таких мероприятиях всегда царит особая атмосфера. Предприниматели с радостью жертвуют средства, и даже возникает своего рода здоровое соревнование — кто больше, кто чаще, кто сможет помочь. Причем суммы не всегда озвучиваются, но важно само участие и желание сделать добро. Это объединяет умму, вдохновляет на созидание. Я полностью поддерживаю принцип, что рука дающая лучше руки берущей, и с точки зрения бизнеса это тоже очень важно. Мы сами основали и проводим ежегодный творческий Республиканский конкурс для детей с особенностями развития «Солнце в каждом».
А что касается женщин… Если будут счастливы женщины, будут счастливы все! Уже четыре года я возглавляю женскую Ассоциацию «НУР», объединяющую женщин со всей России, и мой опыт показывает, что мусульманки не только повышают демографический уровень, воспитывая по 3, 4, 5, а то и 6 детей, но и активно занимаются любимым делом, принося пользу обществу.
В рамках нашей Ассоциации мы создали закрытые коворкинги только для женщин. Кто-то занимается бухгалтерией, кто-то выращивает зелень, кто-то производит различную продукцию. От малого до большого — каждая находит свое призвание. Эта созидательная атмосфера, экосистема, которую мы создали, дает женщинам возможность реализоваться. Когда женщина счастлива, она меняет свою семью, вдохновляет окружающих и сама становится источником добра и творчества.
У меня есть мечта, которую, возможно, заявив об этом через ваше издание, удастся реализовать. Я мечтаю создать первый в России халяльный индустриально-ресурсный парк для женщин. У нас есть IT-парк, агропарк, а такой парк стал бы уникальным пространством для всех женщин. Не все женщины стремятся работать наравне с мужчинами в обычных условиях. А такой парк позволил бы им развиваться в разных направлениях, сохраняя свои принципы и традиции.
— Раил Наилович, как вы видите дальнейшее развитие халяльной индустрии, и что для этого нужно?
Р.Ф.: Наблюдая за развитием нашей халяль-индустрии все эти годы, можно только искренне радоваться и благодарить Всевышнего за те возможности, которые он нам дает. Руководство нашей республики во главе с Рустамом Нургалиевичем Миннихановым, муфтием РТ Камилем хазратом Самигуллиным и другими уважаемыми людьми делает очень многое для экспорта татарстанской продукции: организовывает выставки, вывозит производителей на международные выставки, проводит встречи с правительством разных стран. Это очень помогает, вдохновляет, дает надежду на еще бо́льшие успехи. Дай Аллах всем здоровья, бараката и сил продолжать это важное дело!
Поздравляю всех с благословенным месяцем Рамадан. Пусть этот месяц принесет вам благо, мир и духовное обновление. Делайте дуа, совершайте благие дела и стремитесь к лучшему!
— Думаю, на этой позитивной ноте мы завершим наш круглый стол. Спасибо всем за участие!





Халяльный напиток ЭМИЗ — наполни себя внутренней чистотой и здоровьем в священный месяц Рамадан
Акция проводится в течение всего Рамадана — с 1 марта по 31 марта 2025 года. *Предложение действует на ЭМИЗ «Таврический», «Диабетический», «Премиум» объемом 0,75.
Тел. 8 800 444 09 37
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.