Казанский авиационный завод им. Горбунова (КАЗ, филиал АО «Туполев») до конца 2025 года не сможет построить и передать авиакомпаниям четыре среднемагистральных Ту-214. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на двух источников, которые знакомы с производственными планами предприятия.
Как рассказал один из анонимных собеседников издания, в этом году КАЗ завершит строительство самолета, собирать который начали в 2024-м. После завод начнет строить второй. Дефицит инженерных кадров на предприятии — это основная проблема для развития производства Ту-214, поясняет источник.
Второй источник «Ведомостей» рассказал, что у завода в наличии два самолета, один из которых проходит досборку с 2024 года, а второй — это восстановленное с хранения воздушное судно, которое используется как летно-испытательная лаборатория. По данным СМИ, один из этих лайнеров «уже фактически собранное ВС в VIP-компоновке» с регистрационным номером RA-64535 — ранее его перегоняли на окраску в Минск.
Собеседник «Ведомостей» утверждает, что сроки и объемы поставок гражданских самолетов будут сдвинуты вправо в рамках поправок к комплексной программе развития авиаотрасли (КПГА). По его словам, новые сроки поставок Ту-214 будут увязаны с завершением модернизации КАЗа к 2026–2027 годам.
Представитель «Ростеха» вместе с тем добавил, что сейчас нет ситуации, чтобы какая-то авиакомпания законтрактовала Ту-214 и не может его дождаться. По его словам, в 2025 году к поставке планируются два лайнера этого типа — оба самолета уйдут в эксплуатацию «в коммерческие структуры» в соответствии с графиком.
Текущую КПГА разработали в 2022 году — она предполагает выпуск 1 тыс. гражданских самолетов до 2030-го. В августе 2024 года «Коммерсантъ» писал, что ее могут скорректировать. По словам источников издания, аудиторы заключили, что на такой выпуск нет «экономически оправданного спроса». Осенью глава «Ростеха» Сергей Чемезов также отмечал, что эта программа должна быть скорректирована в соответствии с планами и возможностями авиакомпаний. По его словам, действующая КПГА составлялась «в тяжелый момент» и не было понимания о том, какая ситуация.
О корректировке программы на прошлой неделе говорил и первый вице-премьер Денис Мантуров. По его словам, это может быть сделано после получения сертификатов новых российских самолетов МС-21 и SSJ 100 в конце года.
Отметим, что подъем RA-64535 стал первым за 3,5 года взлетом нового Ту-214: в последний раз это было в мае 2021-го. Таким образом, данный борт станет 35-м построенным Ту-214 и, что немаловажно, первым серийным самолетом, поднятым в воздух по комплексной программе развития авиационной отрасли РФ до 2035 года.
Кстати, по сведениям «БИЗНЕС Online», она вновь скорректирована, во всяком случае в части Ту-214. Если до сегодняшнего дня КАЗ обязывался сдать в 2025 году четыре лайнера, то теперь — три; в 2026-м планировалось 7, а нынешний план — пять. Получается, план 2024-го по Ту-214 КАЗ не выполнил: завод должен был не просто поднять одну машину, а передать ее заказчику. Входит ли RA-64535 в число трех плановых самолетов 2025-го, неясно. На соответствующий запрос «БИЗНЕС Online» «Туполев» не ответил.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.