- Виктор Алексеевич, вы туризмом занимаетесь уже практически 15 лет, что было тогда и что сейчас?

- Раньше занятие туристическим бизнесом доставляло удовольствие, сейчас все по-другому. Многие могут сказать: «Ну, наверное, возраст». Но в 90-х годах турист был абсолютно другой, кто-то приходил, бросал деньги и говорил: «Хочу!» Конечно, и разборки какие-то были: отправили или оформили не так. Но все это было интересно. Подъем был, компания развивалась энергично. Может быть, кто-то с сожалением вспоминает те годы, а я вот почему-то с радостью. Был интересный бизнес, стимул, и самое главное, что была хорошая, такая живая конкуренция. А что сейчас происходит? Какая сейчас конкуренция? Бардак сейчас происходит. И не потому, что мы не хотим работать.

- Я несколько раз выезжала за границу и никакого бардака, как турист, не заметила, все удачно!

- Мы строили бизнес для того, чтобы туризм был нашим профессиональным направлением работы, а не просто параллельным бизнесом. А что получается? И тогда был кризис (имеется в виду 1998 год, начало работыред.), и сейчас кризис. Но тогда мы сами «ставили» чартерные рейсы, боролись за свое направление, «попадали на деньги», но мы и выигрывали. Раньше для занятия турбизнесом нужно было получить лицензию, пройти сертификацию… Многие говорят, что это порождает коррупцию, взяточничество, но это был хоть какой-то «входной билет» в бизнес. За все нужно платить. Сейчас же туризм стали превращать в бизнес, системой которого становятся «серые» и «черные» схемы. Например, оплата через платежные терминалы как способ ухода от налогов и ответственности перед клиентом в случае возникновения каких-то проблем. Почему люди не обращают внимания на то, кто и как занимается туризмом?

- Вы имеете в виду мелкие «квартирные» фирмочки?

- Да. Я не против частного заказа. Но как же так? Если ты называешься агентством, должен быть офис, оборудование, знания – самое главное. Получается, что в рамках борьбы с безработицей власти сказали: «Занимайтесь чем хотите!» Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

«ПСЕВДОТУРИСТ ПРИХОДИТ В РЕСТОРАН В ТРИКО С ВЫТЯНУТЫМИ КОЛЕНКАМИ,
СО СТОЛА СГРЕБАЕТ В ПАКЕТ ЕДУ»

- В городе у нас огромное количество турфирм, занимающих туризмом. Сколько их, по вашим подсчетам?

- Порядка 500 - 600. Но компаний, которые реально работают, штук 100 - 150 - 200, остальные – это так, мыльные пузыри. Да я и не могу назвать их турфирмами, это фирмы-однодневки, компании-сезонки, которые на сезон открываются и потом закрываются. Или те фирмы, которые «сбрасывают» одну или две заявки в год. Как их можно назвать? В этом есть непосредственная вина операторов, ведь управляют ситуацией те компании, которые владеют направлением. Они определяют, кому давать разрешение торговать, а кому нет. Объем туристического рынка Казани – 100 тысяч человек в год, чуть меньше – чуть больше. Это уже доказано. Так вот, какая разница, будут продавать это количество путевок 200 компаний или тысяча? Просто масло размазывается тонким слоем, и никто ничего не зарабатывает. Но самое главное, что получается бардак. В туризм лезут, портят рынок. Клиент может сказать: «А мне какая разница, где покупать путевки: в профессиональном агентстве или за углом где-то, где сделали скидку?» Вот мы не даем большие скидки. Я уважаю свой труд и своих клиентов.

- Насколько я знаю, турагентства чисто физически не могут дать больше 5 - 7 процентов скидки?

- Совершенно верно. Но есть компании, которые дают и 10 процентов, и больше. Почему люди не задумываются, каковы последствия таких больших скидок?

- А какие последствия могут быть?

- Когда люди начинают травиться в отелях, например. И начинаются вопросы, а почему же к нам (русским) относятся не очень хорошо. А потому, что нельзя из хорошего продукта делать продукт повседневного спроса. Скажем, есть Тенерифе. Он всегда считался респектабельным курортом, и когда его сделали курортом за 300 евро, испанцы сами сказали: «Нам такой турист не нужен». Один человек заплатил деньги, а второй прилетел бесплатно, так как сумма в 300 - 400 евро – это фактически бесплатно. И когда этот псевдотурист приходит в ресторан в трико с вытянутыми коленками, со стола сгребает в пакет еду и идет откровенно бухать в номер... Это не тот турист, который должен там отдыхать. Если товар стоит тысячу долларов, он не может стоить по-другому.

- Почему же появляется Тенерифе за 300 евро, все эти «горячие» туры?

- Дело в том, что объем рынка ограничен, вот есть 100 тысяч человек, и все. И одно дело, если бы из Казани «летали» два оператора, им бы хватало, а когда из Казани летают 10 операторов, им уже становится тесно. В итоге, чтобы как-то выжить, они демпингуют, «роняют» цены. И в итоге получается, что они ничего не зарабатывают, и от этого начинает страдать весь бизнес.

«КАК МОЖНО РАБОТАТЬ, ЕСЛИ ТУРОПЕРАТОР ПОСТОЯННО МЕНЯЕТ УСЛОВИЯ ИГРЫ?»

- То есть вы хотите сказать, что турбизнес сегодня - это невыгодно?

- Сейчас никто не зарабатывает. А как можно зарабатывать, если имеешь комиссию 12 процентов, а 10 процентов даешь скидку? И как можно работать, если туроператор постоянно меняет условия игры, перед самым вылетом сбрасывает цену в «ноль», создавая тем самым условия, направленные против себя же. Для сравнения: уважающая себя авиакомпания перед началом рейса никогда не сбрасывает цены. Потому что они знают: один раз сбрось, а потом заранее у тебя никто ничего покупать не будет. Есть правила игры.

- Вы ждете помощи от государства, или же участники рынка должны сами научиться регулировать эти вопросы?

- Мы написали обращение к одному из депутатов Госдумы с просьбой навести порядок в туристической сфере. Было предложено законодательно закрепить обязательность договорных условий между оператором и агентством. Как у нас Рустам Нургалиевич (Минниханов - президент РТ – ред.) в свое время высказался по поводу дорог: «Если кто-то их делает, значит он получает за это деньги, а раз получает деньги, значит должен отвечать за их качество». Так и туристический продукт, его создает оператор, он и должен нести за него ответственность. Агентство тоже несет ответственность, если, например, неправильно оформило туриста, опоздало со сроками подачи документов. А фактически сейчас вся ответственность лежит на агентстве.

- То есть неважно, сломался ли самолет, плохо ли кормят в отеле…

- Да, турагентство, как буфер, оно несет всю ответственность - и за работу оператора, и за авиакомпании, и за свою работу. Самолет опоздал – все приходят к нам, разговор ведь какой: «Я вам платил деньги».

- Так какими же должны быть договорные отношения между оператором и агентством?

- Должен быть договор, разграничивающий сферы их ответственности перед клиентом, в котором будет написано: «От имени агентства и по поручению оператора…»

- А сейчас на каком основании турагентства работают с туроператорами?

- Мы работаем по договорам купли-продажи или агентским договорам. Мы агенты оператора, и мы не имеем права ни менять цену, ни менять информацию. По идее. Но ведь все меняют. Операторы не отслеживают это. Второй момент - оплата должна быть строго по безналичному расчету. Это есть в законодательстве, но это никто не отслеживает. Когда мы открывались, Роспотребнадзор ходил и смотрел, соответствует ли требованиям наш офис, сейчас на это никто не смотрит. И те компании, которые в переходе сидят, рядом со строительными материалами, у них нет никакого офиса, стол стоит и все. Что с них взять?

IMG_7269.jpg

«У нас порядка 500 - 600 турфирм, но компаний, которые реально работают, штук 100 - 150 - 200, остальные – это так, мыльные пузыри»

«РАНЬШЕ РЫНОК УНИЧТОЖАЛСЯ ПРОВЕРКАМИ, А СЕЙЧАС МНОГИЕ ЗАДУМЫВАЮТСЯ, МОЖЕТ, ЛУЧШЕ БЫЛО БЫ, КАК РАНЬШЕ?»

- Что сегодня нужно, чтобы назваться громким именем «туристическое агентство»? Входным билетом что является?

- Ничего не надо, открываешь ИП или ООО, приходишь к оператору и говоришь, что хочешь заключить с ним договор. И он заключает.

- Без проблем?

- Да.

- А почему операторы не заинтересованы работать с пулом проверенных надежных компаний?

- До какого-то времени они «мусор» не брали. Но сейчас операторы работают по принципу: «Мне без разницы, мне нужно рейс загружать». И ему абсолютно до лампочки, кто с ним работает – агентство крупное или без году неделя. Но я приведу такой пример. Все любят выезжать на шашлыки на природу. Но вы же не доверите покупку продуктов тому, кто этим никогда не занимался. Человек должен знать, где можно купить хорошее мясо и так далее.

- Вы хотите сказать, что и в туризме нужно знать свой продукт?

- Конечно! Мы же занимаемся этим, вкладываем деньги. Специально отправляем сотрудников в ознакомительные туры. В бизнесе, как в игре, есть правила. Даже в прятки в детстве играли – там тоже есть правила, и если ты их нарушаешь, то с тобой больше не играют. Почему же во взрослой жизни, если ты нарушаешь правила, ничего не происходит? Неприятно, что бизнеса нет. И это не мое только мнение. Есть страны, которые держатся на малом бизнесе. У нас малого бизнеса нет. Он убивается, уничтожается. Если раньше он уничтожался проверками, то сейчас многие даже задумываются, а может, лучше было, как раньше? Как будто бы кто-то сказал: «Так вам, наверное, не нравится, когда к вам приходят и собирают деньги? Хорошо, я отпускаю вас, живите, как хотите, вы сами себя сожрете!»

- Зачем «пожирать» друг друга, если можно работать на увеличение клиентской базы, не 100 тысяч, а 150, и тогда всем хватит?

- Самые золотые времена в туризме были, когда курс был шесть рублей за доллар. Сегодня они прошли.

- Это 1998 год, как раз когда вы открылись, до дефолта?

- Туристов было очень много. Был такой класс, который вымер потом, как мамонты, – это пенсионеры, педагоги, пожилые люди, которые ездили в автобусные туры по Европе. Автобусные туры были, как правило, из Казани. Сейчас они практически вымерли.

- Да вы что?

- Их очень мало.

- А почему? Надоело трястись в автобусах, хотят комфорта?

- Нет, потому что это стало дорого.

- Но все же дешевле, чем Турция.

- Но те люди, которые могли это себе позволить, сейчас не в состоянии купить путевку. Это педагоги, учителя, которые раньше копили деньги на поездку. Сейчас их уровень жизни упал: сколько стоит сейчас поездка и сколько стоит буханка хлеба? Раньше люди, которые зарабатывали деньги, могли себе это позволить, сейчас нет. Студентов сколько приходило!

«СЕЙЧАС МЫ НАБЛЮДАЕМ ТАКОЕ БЕЗОБРАЗИЕ - СКОЛЬКО РЕЙСОВ ОСТАЮТСЯ НЕЗАПОЛНЕННЫМИ!»

- Египет, наверное, сильно подешевел после революции и смены власти?

- Очень сильно. Минимум на 50 процентов. Я помню такие времена, когда после взрывов в отелях в 90-е годы Египет не то что упал, а рухнул. Весь мир перестал туда ездить, и только компания «Москва-тур», договорившись с арабами, стала возить в Египет по бросовым ценам – по 150 долларов. И что получилось? Они отправляли рейсы битком, люди все равно тратили деньги на месте, покупали экскурсии, еду. Эти отели заполнялись, а остальные ожидали чудес невозможных. Это выход из ситуации, когда, действительно, крах.

- А сейчас таких предложений «Египет за копейки» нет?

- Нет. И вот сейчас мы наблюдаем такое безобразие - сколько рейсов остаются незаполненными! Допустим, ставится программа – 10 рейсов. Первый и последний, понятно, провальные. Первый рейс туда летит полный, обратно – пустой. Так же, когда программа закрывается: туда – пустой, обратно – полный. Из 10 рейсов программы один минусуется, это точно. И если оставшиеся 9 рейсов до конца не заполняются, вот и получается «в минус».

- Почему операторы продолжают ставить заведомо убыточные рейсы?

- Скажем, Испания. По идее хорошо было бы, если бы рейс поставил один или два оператора. А когда ставят три-четыре оператора один и тот же рейс, представляете? Один самолет – это 120 - 130, а то и 200 человек, то есть у нас чисто физически нет такого количества людей. А все рассчитывают на то, что я выдержу, вот у меня запас есть, а у него нет, я его загублю. В итоге никто не сдается, но никто и не зарабатывает.

- Новые направления появились в этом году?

- Когда меня спрашивали: «Нет ли чего-нибудь новенького?» - я отвечал: «Глобус пока один». Стандартно популярные направления – это Греция, Испания, конечно же, Турция. Как бы Турцию ни ругали, это общепризнанный лидер, потому что такого объема отелей такого спектра нет ни на одном курорте: две-три-четыре-пять звезд. Огорчает только одно: не просто так операторы, в том числе и мировые, лопаются, исчезают: невозможно всегда работать в долг. Где-то потом не «срастется». А почему в долг? Потому что кто-то здесь недоплатил, кто-то - там.

- Банкротства таких крупных туркомпаний, как «Ланта вояж тур» и «Капитал турс», заставили о чем-то задуматься?

- Любое банкротство - это всегда печально. Это трагедия для всего бизнеса. От этого страдают все. Это показатель ситуации вообще в бизнесе, в экономике. Почему так много людей полезли в туризм – слишком легкий «вход». Все думают: «А ничего там делать не надо!» Наивные…

21390.jpg
«Когда меня спрашивали: «Нет ли чего-нибудь новенького», - я отвечал: «Глобус пока один»

«У НАС ЗДАНИЕ «КАЗАНЬ-ИНТУРА» В СОБСТВЕННОСТИ. НО НЕЛЬЗЯ ОБОЛЬЩАТЬСЯ…»

- У компании большая кредитная нагрузка?

- Мы пользуемся кредитами, по-другому не получается, хотя не хотелось бы. С нашей-то кредитной политикой! В нашей стране банки от денег ломятся, а отдать не могут. Вот сейчас мы проезжаем (интервью началось в офисе «Казань-интур» и продолжилось в машине директора - ред.) мимо автосалона (автосалон «Сапсан» компании «Таттранском», банкрот – ред.), который работал. Кто выиграл от того, что банки ему перекрыли кислород? Все рушится, гниет вместо того, чтобы реструктуризацию какую-то сделать, дать возможность работать, в любом случае оборот бы шел…

- Готовитесь ли к новому кризису?

- Можно все что угодно говорить, что я живу и у меня все хорошо, но у нас никто не застрахован.

- Некоторые компании выкупают помещения в собственность, другие избавляются от кредитов, создают неприкосновенный запас…

- У нас здание «Казань-интура» в собственности. Но нельзя обольщаться. У нас в стране ситуация может меняться независимо от того, в собственности ли здания, есть ли деньги. Были у человека (имеется в виду Ильдар Зиннуров - глава «Таттранспкома» - ред.), и вдруг все - попал. Ситуации могут быть политические, экономические и просто проблемы со здоровьем. И что, кто спасет? У человека были огромные миллиарды, и хлоп – он нищий. Поэтому - страховаться? Как говорится, молитесь!

- Вот в Греции сейчас кризис, а туристический бизнес от этого страдает?

- Я скажу так: «В то время, когда космические корабли бороздят просторы вселенной…»

- То есть с туризмом там все хорошо?

- Греция немного подешевела, но как она может быть совсем дешевой? А продукты? Закон сообщающихся сосудов: если где-то прибывает, где-то убывает. Если недоплатили сегодня за турпутевку, значит туроператор недоплатил отелю или авиакомпании. У авиакомпании, в свою очередь, проблемы возникли: не получила разрешение или топливо не закупила - задержки. Отель недополучил деньги, но он же кормить людей обязан, а где ему взять деньги на покупку хороших продуктов? Значит, он будет покупать генномодифицированные или просроченные продукты и делать из них пюре. А потом мы узнаем, что там отравились одни туристы, других пойлом каким-то напоили. Так вот и получается, что все связано, шарик круглый.

«НЕУЖЕЛИ НУЖНА ЕЩЕ ОДНА «БУЛГАРИЯ», ЧТОБЫ ВЛАСТИ ЗАДУМАЛИСЬ О ТОМ БАРДАКЕ, КОТОРЫЙ ТВОРИТСЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ?»

- Чуть более года назад произошло крушение теплохода «Булгария», водный туризм потонул вместе с ней?

- Окончательно он не похоронен, конечно, потому что корабли ходят. Но упал сильно. Я знаю одного партнера, который в этом году вообще «отдыхает». Это же очень печально, что у нас пока гром не грянет… Я о туризме вообще в принципе говорю. Неужели нужна еще одна «Булгария», чтобы власти задумались о том бардаке, который у нас творится в малом бизнесе? Я не говорю, что нужно гайки закручивать, просто соблюдать правила: «зеленый – иди, красный - стой».

- Чтобы сохранить водный туризм, что нужно?

- Либо наши предприятия начнут выпускать новые теплоходы высокого класса «река-море», чтобы они с чувством, толком, расстановкой у нас здесь могли ходить. Потому что практически все, что сегодня находится на плаву, произведено при царе Горохе. Либо водный туризм как направление перестанет существовать. Но и есть и третий вариант – свято место пусто не бывает - могут появиться иностранные компании (немецкие, китайские), которые поставят нам свою технику.

21388.jpg
«Это хорошо, что в Казани много сил отдается на создание спортивных сооружений, но культуре уделяется очень мало внимания»

«Я БЫ ОСВОБОДИЛ КРЕМЛЬ ОТ ВСЕХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И СДЕЛАЛ БЫ ИЗ НЕГО ЖЕМЧУЖИНУ»

- В плане внутреннего туризма какие направления популярны?

- Есть традиционные маршруты, такие как Санкт-Петербург, Москва, но самый интересный маршрут, на мой взгляд, - это малое Золотое кольцо, можно из Казани автобусом уехать. Знаете, у нас старший педагогический состав университета ездил, профессура, они были в таком восторге! От поездки в Питер меньше впечатлений было. Настоятельно рекомендую прокатиться в Одессу, Киев, чтобы просто погулять, в этих городах сохранено то, что можно было сохранить.

- По данным минмолодежи, спорта и туризма РТ, поток туристов в Татарстан за год увеличился на 12 - 15 процентов, а Казань как туристический бренд состоялась, как вы считаете?

- Честно? Есть два вида туристических брендов: либо это тот город, который исторически сохранился, взять Прагу, Рим, Флоренцию, Венецию или ту же самую Одессу. Там сохранили практически все. Либо новодел. Но чтобы строить новодел, нужно иметь хороший вкус и хорошие архитектурные возможности. К сожалению, сохранить то, что у нас было, не получилось. Значит, нужно строить новодел, а новодела такого настроили, что прямо даже не знаешь, что сказать. Наверное, это хорошо, что Казань становится спортивной столицей, много сил отдается на создание спортивных сооружений, но культуре уделяется очень мало внимания.

- А как же Болгары, Свияжск – их сейчас восстанавливают. Что-то это даст в плане увеличения потока туристов?

- Вот если бы меня спросили: что бы я сделал, если бы был президентом? Я бы освободил Кремль от всех государственных учреждений и сделал бы из него туристическую жемчужину. В Кремле должен происходить практически круглосуточный спектакль, хорошо срежиссированный. Тогда бы такое паломничество было! Представьте, ворота открываются, а там принцесса Сююмбике, хан Батый, старушка козу ведет, ребенок пасет гусей, и все это настоящее! Мимо вас всадник проехал, это же кино! Это была бы жизнь. А какой смысл пиарить сейчас легенду про озеро Кабан, что там покоится какое-то богатство? Это одно не сработает. А если все это будет вкупе с Кремлем, со Свияжском, Болгарами, вот это уже может быть интересно.

- Может быть, со временем к этому и придем, потому что известно, что президент сейчас работает не в Кремле, а в доме правительства…

- Возможно. Ведь когда мы едем в Египет, нас везут в деревню бедуинов. Ну какие это бедуины? Все понимают, что это некая постановка, но все равно люди туда едут, тратят деньги. Так вот и в отношении Болгар и Свияжска, я бы и там создал такие жемчужины – возвращение в то прошлое, которое многие просто не знают, не помнят, не видели. Хорошо, что в Свияжске провели коммуникации, но современность надо пускать осторожно, надо сделать так, чтобы не было видно проводов, труб. Сейчас же век современных технологий, вместо столба бетонного можно установить фонарь, изготовленный по старинным эскизам, чтобы внутри лампочка в виде свечки горела. Чтобы человек не видел нового, искусственного, это убивает образ. Путешественник, который переступил границу острова, должен окунуться в ту атмосферу старины, тогда это будет кайф! Заметьте, раньше люди убегали из деревни, а сейчас городские стремятся уехать в деревню.

- Да, такой дауншифт, возвращение на нулевой уровень, сейчас популярен. И все же, на ваш взгляд, чего не хватает Казани для того, чтобы осуществить мечту мэра Казани Ильсура Метшина о том, чтобы доходы от туризма стали одной из основных доходных статей бюджета города?

- Опять же есть правила игры международные. Любая международная компания и туристы планируют все заранее, за год вперед. А у нас как получается? Спрашиваешь: «Когда будет Сабантуй проходить?» - «На следующий год». – «Когда?» – «Не знаем». «Когда будет проходить фестиваль Шаляпина, Нуриева?» - «На следующий год».

- Серьезно, в таких мелочах проблема? То есть, не зная, когда Сабантуй, вы не можете «продавать» Сабантуй?

- Да.

- Невероятно!

«НА «КАРАВОН», В ТОМ ВИДЕ, КАК ОН ПРОХОДИТ, Я ТУРИСТОВ ВОЗИТЬ НЕ БУДУ»

- У нас есть туристы, приезжающие на Сабантуй?

- Про Сабантуй сказать не могу, но есть праздник «Каравон». Вот в том виде, как он проходит, я на него никого возить не буду. Привозил туда иностранцев, после этого решил - не буду. Причина простая. В театре есть такое понятие – верю или не верю. Декорации могут быть очень красивые, но если игра актеров никакая, то и декорации не спасут.

- То есть вы считаете, что «Каравон» не аутентичен? По-моему, наоборот.

- Когда мы приехали, начало было очень хорошее, парковка большая, приходишь – слева стоят колонки, и танцует великолепный ансамбль, ребята молодцы, хорошо танцуют. Но в итоге получается, что здесь музыка орет, рядом бабульки играют на балалайках, тут же дети ряженые хороводы водят - их не слышно. Для чего нужны эти колонки? Что, раньше были колонки? Мы пошли дальше по поселку, а там старики сидят, и им грустно, спрашиваю: «А почему здесь ничего нет?» Мне говорят: «А мы сначала там, а потом все пойдем сюда». Возникает такое стадное чувство, как будто коров вывели попастись. Вот мы недавно проводили первый республиканский фестиваль «Фиш-Сабантуй». Я сам увлекаюсь подводной охотой и рыбалкой, но проводить просто рыболовное соревнование - это не интересно для отдыхающих. На этом фестивале побывали порядка 1200 человек. На базе «Бережок», Голубой залив, построили большую профессиональную сцену, и практически вся база была охвачена мероприятием. Пригласили более ста коллективов, на «Волшебной поляне» проходил конкурс плова, на другой день – конкурс ухи. В другом месте - соревнования по тимбилдингу, причем за хорошие призы. Великолепная детская программа, шоу воздушных змеев, гонки на лодках, праздник Нептуна. Охватили практически все направления рыбалки – фидр, спиннинг, поплавочная рыбалка. Баранина на вертеле – все бесплатно. Дети, взрослые были в восторге!

- И в чем здесь туристический бизнес?

- Фестиваль проводился совместно с руководством «Бережка», они много средств вкладывали: построили сцену и тому подобное. Далее путевка на три дня, две ночи стоила тысячу рублей.

«РАЗГОВАРИВАТЬ С АВИАКОМПАНИЯМИ СЛОЖНО И НЕПОНЯТНО, КАК С КИТАЙЦАМИ»

- Как специалист вы можете оценить состояние казанских гостиниц, ресторанов, в целом индустрии гостеприимства?

- Могу сказать, что гостиницы у нас неплохие, есть сетевые, достаточно комфортные. Есть вопросы к аэропорту, но сейчас там проводится реконструкция, и наверное, оценку стоит давать через год, когда там все будет достроено. Но вопрос ведь в другом: что будет с этой инфраструктурой после проведения Универсиады? Это же может все «встать». Этим сейчас надо уже заниматься, думать, чем будут заполняться эти стадионы, спортивные центры. Как говорится, одну ягодку беру, вторую примечаю…

- Предстоящая Универсиада что-то даст Казани в плане развития туристического бизнеса?

- С одной стороны, можно быть патриотом и сказать: «Конечно, да!» Конечно, когда все построят: дороги, развязки - это будет хорошо. Но не будем строить больших иллюзий, потому что 1000-летие Казани мы уже праздновали: туристов не было, туристические компании на нем ничего не заработали. Что касается Универсиады, могу сказать, что иностранцы не знают, что такое Универсиада. И не может быть большого количества туристов, потому что тот объем спортсменов, который приедет… их уже некуда размещать! Если сделать рекламную компанию, пригласить сюда туристов – это будет просто беда! К тому же по поводу стоимости размещения в гостиницах у нас дано четкое указание: цены не повышать, хотя во всем мире на этом зарабатывают. Но и умалять значение этих событий не стоит, и 1000-летие, и Универсиада – это как посеянное зерно, которое со временем даст свои всходы.

345.jpg
«Все знают, что зарабатываешь ты на международном туризме, а все остальное – это покрытие расходов. Соотношение примерно один к трем: 70 процентов – это зарубежье, 30 процентов - Россия»

БИЗНЕС ДЛЯ «ИНДИВИДУАЛИСТОВ»

- В Казани открылось огромное количество визовых центров. С чем это связано, ведь турпоток, как вы сказали, особенно не растет?

- Это тоже бизнес, создание условий для индивидуальных туристов. Достаточно удобно, так как не нужно ездить в Москву, тратить много времени для оформления визы.

- В Беларуси планируется введение системы tax free, а в России почему такой системы до сих пор нет?

- Tax free – это же возврат налогов, это интересно для приезжающих к нам туристов. А те туристы, которые приезжают в Россию, они кроме сувениров-то ничего не везут, поэтому tax free для них непринципиально. А у нас и сувениры все китайские! Вот если бы у нас государство поддерживало собственную пушную промышленность и тому подобное - производство шуб, дубленок, валенок, тогда да, tax free надо!

«ЗАРАБАТЫВАЕМ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ,
ОСТАЛЬНОЕ – ЭТО ПОКРЫТИЕ РАСХОДОВ»

- Сколько серьезных туркомпаний работают в Казани?

- Думаю, компаний-то 10 наберется, может, чуть больше.

- Вы сейчас операторской деятельностью вообще не занимаетесь?

- На международных направлениях практически нет. Сейчас нужно такие средства вкладывать, чтобы конкурировать! Работаем так: рейс есть – загружаем, рейсов нет – не грузим. Почему и неинтересно стало работать, идет пассивный бизнес. Заметьте, рекламы по туризму нет.

- Почему? Не работает?

- Потому что рекламировать нужно собственный продукт, а его нет. Во-вторых, за те средства, которые сейчас компании получают, на них невозможно проводить рекламную компанию, а просто так спонсировать СМИ не вижу смысла.

- Разрабатываете индивидуальные туры? Скажем, на Крайний Север или в племя людоедов можете отправить?

- Индивидуальными турами раньше занимался. Было интересно с людьми разговаривать, проходили: «Я сюда хочу, сюда...» А сейчас: «Здесь я уже был, здесь все видел». Сейчас практически нет.

- Выездной туризм и внутренний туризм – соотношение в вашем бизнесе?

- Все знают, что зарабатываешь ты на международном туризме, а все остальное – это покрытие расходов. Соотношение примерно один к трем: 70 процентов – это зарубежье, 30 процентов - Россия.

21389.jpg
«Турагентство, как буфер, оно несет всю ответственность - и за работу оператора, и за авиакомпании, и за свою работу»

«Я ЗАРАБОТАЛ НА ПЕРВОЙ СДЕЛКЕ 130 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

- Расскажите про себя.

- Мне не стыдно сказать, что я не местный, не казанский. И родни с фамилиями у меня тоже здесь нет. Есть брат родной, но он тоже не местный, и все, чего я достиг, – благодаря своему труду и способности дружить, окружать себя людьми, не только теми, кто нужен и выгоден. Я родился в Волжске, потом закончил КХТИ в Казани. Распределился в Волжск, поработал в научно-исследовательском институте, понял, что это не мое, не могу я на месте просто так сидеть и смотреть на пробирки. Но поскольку с химией занимался, потом работал в организации, которая изготавливает санитарные паспорта для предприятий. Очень интересная и денежная работа, пришлось поездить по республике и по соседним регионам. А потом грянули 90-е годы. И одни пошли искать вагоны, другие – повидло, бартер пошел. У меня сохранились приятные воспоминания о тех временах, потому что жилка такая предпринимательская у меня уже была. Я заработал на первой сделке (не соврать бы!) 130 тысяч рублей - продал пленку для ламинирования мебельных панелей. В Екатеринбурге ее нашел, а в Волжске она понадобилась - заработал деньги. Тогда государственная цена «девятки» была 90 тысяч рублей, а я заработал 130! И с этого все началось. Потом начал заниматься вагонными поставками стекла и много чем еще. Было очень интересно, хорошая школа такая. Закупаешь стиральные машины «Малютка», которые в дефиците были, по 400 рублей (в магазине они 700 стоили). Приходишь на мебельный завод и говоришь: «Я вам за 550 рублей продаю, а вы мне – мебель свою (тоже дефицитную!) с большим дисконтом». И на машинках заработал, и мебель взял в два-три раза дешевле, чем в магазине. Вот как-то так. А потом встретится с двоюродным братом, оказалось, что он занимается туризмом, компания «Москва-тур». Приехал, пообщались, начал заниматься. Первый адрес у нас был на Волкова, 60, здание ОСВОДа. А потом переехали на Профсоюзную.

- Сами любите отдыхать?

- Говорят, сапожник без сапог. Я не люблю пассивный отдых, не могу тупо лежать на пляже и ничего не делать, меня начинает всего дергать. Я безумно люблю рыбалку, подводную охоту. Иногда выезжаю на охоту на гуся, очень сложная и интересная, кстати, охота. В волейбол могу поиграть, на рафтинг могу поехать. Тимбилдинг мне нравится, командные соревнования. По большей части я езжу по миру по работе – это Испания, Эмираты, Италия и ряд других стран.

- Есть место на земле, где бы вы хотели остаться жить?

- Недавно ездил в марийские леса, зацепил катер, привез друзей – там заливы, протоки и белый песок, как на Лазурном берегу! Люди говорят: «Мы бы тут хотели остаться жить!» Вот приезжаешь в Италию, в Испанию и говоришь: «Я бы хотел здесь остаться жить». Но поживешь там недельки две-три и почему-то начинает тянуть на родину. Поэтому надо жить, где родился, а отдыхать там, где получаешь максимум удовольствия.

- Сколько раз в году выезжаете?

- По работе часто, как минимум три-четыре-пять раз в год.

- Если бы не турбизнес, кем бы вы были?

- В определенный момент в жизни я встретился со знакомыми в Москве, которые уже хорошо там встали на ноги. Они открыли лаборатории для проведения анализов (наподобие «Биомеда» – ред.). Это же тоже бизнес, чтобы открыть его совсем не обязательно быть доктором. И когда мне они показали свой бизнес, я подумал: «Вот чем нужно заняться». Потому что анализы должны сдавать все и всегда. А туристический бизнес зависит от множества факторов – политических, экономических, погодных, вплоть до настроения и здоровья людей.

- Может быть, тогда уйти в другую сферу?

- Когда ребенок больной, от него можно отказаться? Его ведь все равно любишь. Туризм мне дал очень много, если не сказать все, что у меня сейчас есть. Сейчас у меня есть планы объединить туризм и театр («Театр на Булаке» - второе «детище» Степанцова – ред.). На первом этаже здания у нас будут проходить шоу-программы. И все туристы, которые будут приезжать в Казань, будут знать, за год что у нас там будет происходить. И они смогут приезжать к нам, как, например, в Испанию на рыцарский турнир.

- Виктор Алексеевич, если вас спрашивают о том, куда лучше поехать отдохнуть, вы что посоветуете?

- Меня чаще всего спрашивают, где мне больше всего нравится. Я отвечаю, что мне нравятся места, где мои друзья. Мне нравится Греция, Крит – это самое вкусное оливковое масло, мне нравится Испания – там шикарно можно просто гулять, посмотреть готические кварталы, Барселона безумно красива. В каждой стране есть плюсы и минусы. Выбирают ведь и по состоянию кошелька, и по необходимому комфорту. Кто-то приходит в номер только переночевать, а кому-то надо 50 - 70 процентов времени проводить в номере. Отдельный разговор, если едут отдыхать с детьми.

- Три секрета успешного бизнеса?

- Первое – это тема. Каждому человеку в жизни дается шанс, а воспользоваться этим шансом или нет, это уже он сам решает. Есть такое выражение: попасть в тему, в струю. Второе – это образование. Надо учиться и еще раз учиться. Только потом ты понимаешь, как помогает высшее образование. И третье – это удача. Можно быть семи пядей во лбу, все делать правильно, но если не будет удачи, ничего не получается.

- Взгляд в будущее – что ждет турбизнес впереди?

- Нас всех ждет счастливое будущее.

Справка

«Казань-интур»

Оборот компании от деятельности по продаже путевок в 2010 году – 128 млн. рублей, в 2011 году - 145 млн. рублей.
Количество туристов, отправленных в 2011 году, – 7200 человек, из них в зарубежные – 6800 человек.
Количество штатных работников – 10.
Основные собственники – Виктор Степанцов.

Виктор Степанцов

Дата рождения – 28 февраля 1966 года,родился в Волжске.
Образование – Казанский химико-технологический институт им. Кирова.
Этапы карьеры – инженер-технолог - Волжский научно-исследовательский институт бумаги, частное предпринимательство, с 1998 года - гендиректор компании «Казань-интур».
Семья – женат, двое детей, внучка.
Увлечения, хобби – рыбалка, подводная охота, охота, рафтинг.