На прошлой неделе в Вахитовском райсуде огласили обвинительное заключение по делу бывшего главного редактора «Реального времени» Сергея Кощеева и предпринимателя Анвара Айнутдинова. Сейчас Кощеев в деле именуется как «лицо, в отношении которого уголовное дело прекращено», а Айнутдинову светит реальный срок — до 10 лет лишения свободы. Его обвиняют в мошенничестве, а ущерб составляет 7,3 млн рублей. Уголовное дело уже рассматривал Приволжский райсуд, однако нашлись недочеты, в связи с чем оно вернулось в прокуратуру. Сейчас, по мнению защиты, в новом обвинении формулировка не отличается от ранее заявленных. О чем еще говорили в суде — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Несмотря на то что дело в отношении Кощеева прекращено, бывший фигурант не пропустил судебное заседание
Как Кощеев избежал уголовного преследования
Судебное следствие по уголовному делу бывшего главного редактора «Реального времени» Сергея Кощеева и предпринимателя Анвара Айнутдинова продолжается в Вахитовском районном суде Казани.
Изначально в феврале 2022 года в отношении фигурантов следственный комитет России возбудил уголовное дело, а в декабре началось судебное следствие в Приволжском районном суде Казани. По версии СКР и УБЭП, Кощеев в 2019-м похитил федеральные деньги, выделенные для проекта «Проверенный бизнес», — 6,9 млн рублей, а спустя год, уже совместно с Айнутдиновым, — еще 7,3 млн рублей. Силовики уверены: проект должен был оказывать бесплатные консультации бизнесу, за что получал компенсацию из бюджета. Однако бо́льшая часть звонков с бизнесменами, уверено обвинение, была лишь на бумаге.
Кощеева подозревали в двух эпизодах мошенничества. Общая сумма ущерба, по версии СКР, МВД и прокуратуры, составила 14,2 млн рублей. Дело рассматривал судья Ильнур Гарифуллин, который после исследования материалов дела постановил вернуть его в прокуратуру для дополнительного расследования.
В 2024 году дело по подсудности перешло из Приволжского суда в Вахитовский районный суд к судье Артему Идрисову. Однако Кощеев не дождался начала процесса — он подписал контракт с Вооруженными силами РФ и уехал на специальную военную операцию. В октябре журналист вернулся с тяжелым ранением, лишившись части руки. Спустя месяц, явившись в суд, Кощеев ходатайствовал о прекращении уголовного преследования в связи с прохождением военной службы по контракту и уходом в отставку по состоянию здоровья. «Ходатайствую об отказе от адвоката, — подчеркивал фигурант на одном из заседаний, — что не связано с моим материальным положением». В итоге суд самостоятельно назначил адвоката, однако защитник потребовался лишь на одно заседание — уголовное преследование в отношении Кощеева было прекращено. Но без права на реабилитацию.
В качестве гособвинителя на процессе выступил помощник прокурора Вахитовского района Никита Муравьев
Защитник: «Формулировка нового обвинения фактически не отличается от формулировки ранее предъявленного обвинения»
Теперь на скамье подсудимых только один фигурант — Айнутдинов. Тем не менее Кощеев не оставил без внимания прошедшее заседание, присутствуя на нем в качестве слушателя и заняв место в последнем ряду в зале суда. Освободившись от уголовного преследования, Кощеев вернулся к работе. Бывший главный редактор «Реального времени» приступил к видеопроекту «Гик повестка», где вместе с Артемом Гафаровым обсуждает актуальные события и новости, а также выявляет и освещает системные проблемы бизнеса и общества.
В качестве государственного обвинителя на процессе выступил помощник прокурора Вахитовского района Никита Муравьев. «Айнутдинов, действуя совместно и согласованно с лицом, в отношении которого уголовное дело прекращено (Кощеевым — прим. ред.), совершал мошеннические действия, направленные на хищение чужого имущества», — так начал зачитывать обстоятельства дела представитель прокуратуры. Бизнесмена обвиняют по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»).
По версии обвинения, в рамках «преступного сговора» при реализации проекта «Проверенный бизнес» Кощеев попросил Айнутдинова, владевшего фирмой ООО «Корпорация права», заключить договор с фондом поддержки предпринимательства (ФПП) на оказание услуг по проведению консультаций. Обвинение считает, что отчеты о проделанной работе были «сфальсифицированы», а фактически услуги не предоставлялись. Таким образом, по версии следствия, было похищено 7,3 млн рублей.
Айнутдинов, выслушав обвинение, заявил, что вину не признает. Его адвокат Елена Гильмутдинова отметила, что в обвинении отсутствуют данные о количестве неисполненных консультаций.
«Формулировка нового обвинения фактически не отличается от формулировки ранее предъявленного обвинения, — подчеркнула она. — Суть обвинения не дополнена, отсутствует конкретизация. Обстоятельства, которые являлись препятствием для вынесения итогового решения, по-прежнему не устранены. Обвинение не содержит более точных данных об объективной стороне преступления и способе хищения средств». Защитница уточнила, что в обвинении нет объяснений, почему Айнутдинов должен нести ответственность за бюджетные деньги.
«В данном случае Айнутдинов, как руководитель, работал по гражданско-правовым договорам, — продолжала Гильмутдинова. — При этом подразумевается, что фонд использовал собственные денежные средства при исполнении договоров. Данных о неисполнении этих договоров нет».
Судебный процесс продолжится в мае.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.