«Люди плакали, рыдали, обнимались. Это была правда данной войны. Кровавая, мучительная правда, которая дается нам кровью, трудом и похоронками», — рассказывал писатель Александр Проханов о том, как писал и ставил свою рок-оперу «Хождение в огонь». Накануне на второй пленарной сессии Московского экономического форума, посвященной культурной и социальной политике, Проханов верил, что мир услышит «новый русский голос», актриса Мария Шукшина ругала фильм «Пророк» об Александре Пушкине, академик Роберт Нигматулин призывал русских спасать языки народов России, а депутат Госдумы Оксана Дмитриева критиковала пенсионные реформы. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Участники дискуссии подчеркивали, что культурные аспекты невозможно оценить в цифрах.
Культурная мобилизация: кто ее проведет?
Вторая пленарная сессия Московского экономического форума (МЭФ), посвященная культурному развитию страны, следовала за обсуждением экономических вопросов и получилась более философско-концептуальной. Участники дискуссии подчеркивали, что культурные аспекты невозможно оценить в цифрах. «В отличие от экономики, здесь не работают понятные системы замеров, здесь нет понятных показателей», — подчеркнул театральный режиссер Эдуард Бояков. Более того, попытка измерить культурный уровень неизбежно приведет к оскудению культурного кода.
Деятель культуры констатировал, что великими могут быть и книги, издаваемые тиражом в 500 экземпляров. А произведения, ориентированные на более широкую, массовую аудиторию, часто рискуют не пережить испытание временем. «Как только мы начнем обращать внимание лишь на тиражи, низкосортная литература, низкосортное кино, низкосортное искусство начнут диктовать нам свои законы. Это и происходит», — сожалел Бояков.
Еще бо́льшую тревогу у оратора вызывал тот факт, что сейчас среди российских деятелей искусства нет творцов мирового уровня. По его мнению, Россия не может похвастаться писателями, художниками или композиторами, которые задавали бы тенденции на мировой арене. И это происходит на фоне того, что в других, более прикладных областях, например военном деле, дипломатии или сельском хозяйстве, страна сейчас возвращает себе лидирующие позиции в мире. Для того чтобы изменить эту неутешительную ситуацию, требуется объединить работу творцов, которые будут непосредственно заниматься созданием шедевров и академической науки, призванной задать критерии развития культурной среды. «Я думаю, что нам всем нужна очень серьезная культурная мобилизация», — призвал Бояков.
Эдуард Бояков: «Как только мы начнем обращать внимание лишь на тиражи, низкосортная литература, низкосортное кино, низкосортное искусство начнут диктовать нам свои законы. Это и происходит»
По мнению режиссера, страна в культурном плане находится в наиболее тяжелой ситуации за последние 150 лет. Причина в том, что, отказавшись от следования западным культурным лекалам, в России не выработали новой самостоятельной культурной политики.
Массовое искусство и образование мельчают
Тему оскудения российского кино подняла заслуженная артистка России Мария Шукшина. По ее мнению, проблема здесь кроется в ориентации на западные образцы. В качестве одного из примеров она привела фильм «Пророк» о великом русском поэте Александре Пушкине. Ей не понравилось, что в картине стихи поэта зачитывались в виде рэпа. «Мюзиклы вместо глубоких и богатых по содержанию фильмов», — сетовала Шукшина.
Тему оскудения российского кино подняла заслуженная артистка России Мария Шукшина
Еще один пример деградации отечественного кинематографа — недавно утвержденный список фильмов, рекомендованных для просмотра школьникам. Он преимущественно состоит из картин советской эпохи, а не современных российских произведений.
Уже в дальнейшем, ближе к концу пленарной сессии, научный руководитель Института океанологии РАН Роберт Нигматулин указал на еще один аспект, который сейчас негативно влияет на развитие культурной идентичности россиян. Академик призвал вспомнить советскую систему образования, когда школьники получали богатый набор знаний по самым разным предметам. С его точки зрения важно, чтобы учащиеся проходили всю программу целиком — от написания сочинений до тригонометрии. Системы, предполагающие выбор предметов и специализацию по желанию школьников, он посчитал ограниченными.
Роберт Нигматулин призвал вспомнить советскую систему образования, когда школьники получали богатый набор знаний по самым разным предметам
Танки, пропитанные оперой Проханова
Писатель и председатель Изборского клуба Александр Проханов рассказал, как минкульт РФ оказался равнодушен к его произведению на тему СВО. Но реализовать задумку помог бизнес. После начала спецоперации ему стали «неведомым образом» приходить в голову стихи. Они складывались в репортажном жанре, будто он присутствовал в этот момент в местах боевых действий.
«Это были стихи, это были стихи-репортажи, которые мне приносил какой-то неведомый вестник с поля сражения, может быть, ангел. И он мне рассказывал о том, как штурмуются высотки, как самоходные установки бьют по живым кварталам, как гибнут комбаты, как отбивают мертвых, как люди несутся в атаку, не доходят до места этой атаки и умирают от дронов», — завороженно рассказывал писатель. Точно так же, по его словам, Сергий Радонежский в келье в Москве видел картины Куликовской битвы.
Писатель и председатель Изборского клуба Александр Проханов рассказал, как минкульт РФ оказался равнодушен к его произведению на тему СВО
Так все и продолжалось, какие-то стихи забывались, потому что их было много, а потом все остановилось, «ангел отлетел». «Может быть, он потерял ко мне интерес. Может, он считал, что сделал свой ангельский труд. Он улетел», — сказал Проханов.
Стихи попали к его другу, композитору Александру Агееву, который написал на них «яростную, сложную музыку русских сфер». По словам писателя, тот давно хотел написать музыку на современные российские события. Но ничего не получалось, потому что происходящее казалось ему слишком мелким, не отвечающим «русскому мессианству». И тут, после начала СВО, таким поводом стали стихи Проханова. Симбиозом их творчества стала рок-опера «Хождение в огонь».
Деятели искусства стали искать деньги на то, чтобы оперу поставить. Минкульт РФ проявил равнодушие к произведению, но тут на помощь пришли крупные уральские предприниматели, которые поверили в необходимость «авангардной эстетики». Они выделили значительную сумму денег, которая пошла на то, чтобы нанять актеров, певцов и пошить костюмы.
А далее появились сложности с поиском площадки, на которой можно было бы показать рок-оперу. Писатель обратился к администрации «Уралвагонзавода», и руководство промышленного гиганта с энтузиазмом восприняло его идею. Произведение было поставлено в цеху, где собирают танки. «Танцоры и певцы танцевали и пели прямо на башнях танков. В музыку оперы вливались лязг конвейеров, вспышки автогенов, громы небесных кранов, которые носились над поющими и несли эти огромные детали, огромные орудия», — описал Проханов.
Автор вдохновенно рассказывал, что опера будто «вселялась в танки» и огромные военные машины стали ее носителями. Когда опера завершилась, с конвейера стали сходить танки. Их грузили на эшелоны и отправляли в зону боевых действий. «Мы считали, что это были одухотворенные танки», — добавил писатель. Проханов переписал заводские номера этих танков и стал следить за их судьбой. Некоторые были подбиты в первые же недели, другие воюют до сих пор. «А опера превратилась в поле боя. Ее декорацией был цех. Это был потрясающий синтез искусства и труда, священного русского труда», — подчеркнул Проханов.
Об опере узнали другие заводы и начали наперебой просить поставить ее и у них. Она везде имела успех — будь то пулеметный завод или «Алмаз-Антей». «Люди плакали, рыдали, обнимались. Это была правда данной войны. Кровавая, мучительная правда, которая дается нам кровью, трудом и похоронками», — сказал писатель.
По его словам, это свидетельство того, что русский авангард с новым восприятием действительности — актуально и это начало русского искусства, которое «на пороге взлета, взрыва». «Я смотрю на русское искусство с обожанием и верой. Мир услышит новое русское слово и новый русский голос», — ожидает Проханов.
«В свое время наши предки изучали по несколько языков, и потом, вот эти малые языки малых народов не сохранить без русских»
«Малые языки малых народов не сохранить без русских»
Выступавший в качестве модератора Нигматулин упомянул культурное многообразие как важную составляющую, способствующую развитию и обогащению общества. Академик обратил внимание на то, что он и татарин, как нетрудно догадаться по фамилии, но в то же время и русский по культурному коду. По его мнению, важной частью культурного развития страны является сохранение языков населяющих ее народов. И тут он посетовал, что татарская молодежь не очень охотно учит родной язык. Помочь сохранению татарского языка, по мнению академика, должны русские как титульная нация нашей страны. «В свое время наши предки изучали по несколько языков, и потом, вот эти малые языки малых народов не сохранить без русских», — воззвал академик.
Ученый сожалел, что в Татарстане закрываются татарские школы. По его мнению, снижение популярности национальных языков может привести к появлению новых противоречий внутри российского общества.
Отметим, что в некоторой степени показательной можно считать статистику сдачи государственных экзаменов. На прошлой неделе министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин констатировал, что татарский в качестве ЕГЭ в этом году выбрали только 34 человека. Правда, годом ранее таковых набралось лишь 8, так что положительная тенденция налицо. Отрадная картина наблюдается в средней школе. В этом году сдавать экзамены по татарскому будет больше на 2 тыс. выпускников 9-х классов, чем в предыдущем.
Тему культурного разнообразия, свойственного Татарстану, отметила и Шукшина. «Я была в Татарстане в прошлом году, в кремле Казанском, и, конечно, поразилась той хлебосольности, душевности татар», — сказала она, подчеркнув, что в Казанском кремле на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга стоят и мечеть, и православная церковь.
Размышляя о культурных и этнических аспектах, Шукшина отметила, что даже этнически близкие народы не всегда хорошо ладят между собой и наоборот. По мнению актрисы, фраза «Дух сильнее крови» объясняет, почему не все славянские народы хорошо относятся к России. Причина в том, что они приняли западное католическое мировоззрение. «Православная цивилизация уже тысячу лет движется в одном направлении — это вселенское равенство. И Советский Союз туда же двигался. Вся идеология была основана на христианских ценностях. А западная цивилизация — это про мировое господство. Так вот, „дух сильнее крови“ — это про то, почему нас так ненавидят на Западе и даже некоторые наши братья-славяне», — разоблачила недругов России Шукшина.
Красной нитью дискуссии была мысль о том, что развитие культуры надо институциализировать
«Если минкульт не делает свою работу, ее сделаем мы…»
Красной нитью дискуссии была мысль о том, что развитие культуры надо институциализировать. Пересмотр колониального пути развития и наследия 1990-х и 2000-х в целом ставился участниками форума в качестве одной из главных задач. Одной из мер, по мнению Шукшиной, должен стать отказ от закона 1992 года, подразумевающего, что государство не должно вмешиваться в деятельность творцов. «Именно с этого закона посредством кино, телевидения, эстрады, театра и началось то самое моральное, духовное и нравственное разложение общества», — сказала она.
Однако со стороны государства, которое должно принимать участие в развитии культуры, тоже существуют свои проблемы. Выступающие подчеркнули, что в нынешней российской системе часто создается ситуация, когда министерствами руководят «эффективные менеджеры» и в течение карьеры выступают руководителями на разных направлениях, мало связанных друг с другом. Отдельная и обширная критика досталась министерству культуры. Выступающие констатировали, что это ведомство зря работало все последние 30 лет.
«Я скажу более широко — про министерство высшего образования и министерство просвещения. Это вообще все негодные министерства!» — объявил Нигматулин под одобрительные аплодисменты зала. «Нельзя, чтобы наукой руководили чиновники. Они должны помогать. Министром культуры должен быть деятель культуры», — уверен академик.
Помочь властям определить векторы будущего развития культуры вызвались сами эксперты. Один из гостей форума спросил, готовы ли эксперты, основываясь на своем опыте, сами выдвинуть властям предложения по развитию страны. Выступающие с энтузиазмом подхватили рационализаторское предложение. Бояков отметил важность общественной дискуссии в жизни страны. И на этом направлении, по его мнению, еще непаханое поле работы. Он отметил, что делегаты МЭФ имеют достаточный экспертный вес, чтобы представить результаты своих дискуссий руководству страны.
«Нужно от имени форума очень основательно, экспертно проанализировать, сделать серьезный доклад. Форма общения должна быть не публицистическое письмо „поддержите патриотических поэтов, поддержите патриотических художников“. Это нужно, но должно из другой сферы выходить. А из форума может выйти серьезный аналитический доклад, анализирующий ситуацию в культурной повестке и предлагающий конкретные пути», — считает режиссер.
В чем-то, по его мнению, такая работа могла бы дополнить деятельность минкульта. «Они под эгидой министерства культуры находятся, они эту работу не делают, значит, мы должны сделать это нормально», — констатировал Бойков.
Оксана Дмитриева: «После старта очередной пенсионной реформы положение пенсионеров, а это треть наших граждан, ухудшалось»
Деньги есть, пенсий нет
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева во время сессии вопросов и ответов указала, что бизнес, который нередко обвиняют в недостаточном внимании к культуре, и не обязан заниматься ее поддержкой. Для этого существуют государственные средства. Вопрос кроется скорее в более эффективном их распределении.
Однако государственным институтам от Дмитриевой тоже досталось. Парламентарий на сессии рассматривала проблемы не в культурном, а в социальном разрезе. Она разоблачала пенсионные реформы, проводившиеся в нашей стране. «Бесконечно реформировалась пенсионная система. При каждой следующей реформе декларировалась цель улучшения пенсионного обеспечения, повышения уровня пенсий, и каждый раз, наоборот, после старта очередной пенсионной реформы положение пенсионеров, а это треть наших граждан, ухудшалось», — указала она.
Дмитриева показала несколько наполненных статистическими данными слайдов, которые рассказывали, как российские пенсионеры теряли положенные им деньги. Одним из главных выводов стало то, что накопительная система пенсий хуже, чем страховая. «При этом, когда гражданам рекламировали эту систему, им забыли рассказать, что накопительная пенсия — это не плюс к страховой», — сказала она.
Дмитриева показала несколько наполненных статистическими данными слайдов, которые рассказывали, как российские пенсионеры теряли положенные им деньги.
В конечном итоге в результате всех пенсионных реформ, проводившихся в России, главными бенефициарами стали не пожилые граждане, а посредники — негосударственные пенсионные фонды и ВЭБ.РФ. Их финансовая выгода составила астрономические 2,3 трлн рублей.
«Мы все время, начиная с 2002 года, так или иначе прижимали пенсионеров. То мы замораживали индексацию работающим пенсионерам, то мы недоиндексировали пенсию, говоря, что у нас сложная ситуация. Но при этом 2,5 триллиона рублей не шли на текущие пенсии с 2002 по 2012 год», — констатировала она.
«А нужны ли нам пенсионные фонды? — задался вопросом Нигматулин. — Может быть, люди, которые работают, должны содержать пенсионеров? А какой смысл копить?» Дмитриева ответила, что это и есть «договор поколений», тогда как граждан заставили выбирать накопительные пенсии, чем обесценили эту часть будущих выплат. «К сожалению, это тоже часть нашей культуры. Тут ничего не поделаешь», — констатировал Нигматулин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 176
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.