«В дискаунтерах такая картошка и так продается без всяких директив со стороны ФАС. А если ФАС говорит о магазинах более высокого ценового сегмента, зачем это надо? Туда люди ходят не за картошкой по 10 рублей за килограмм», — так эксперты оценивают новую инициативу антимонольщиков. Ведомство предлагает торговым сетям снизить требования к картошке, чтобы покупатели могли брать самые «неказистые», но все же пригодные к еде корнеплоды по сниженной стоимости. Сейчас фермеры вынуждены отдавать такие овощи на переработку или на корм скоту. О том, насколько остро стоит проблема для фермеров и почему картофель вдруг стал «золотым», — в материале «БИЗНЕС Online».
ФАС России предложила проработать с торговыми сетями возможность снизить требования по размеру и форме к закупаемому для реализации картофелю
«Золотая» картошка с подорожанием на 92%
Сегодня ФАС России на своем сайте поделилась, что в службу поступает информация от поставщиков о наличии на складах запасов картофеля — качество у него хорошее, но не в полной мере отвечает требованиям торговых сетей к форме, размеру и упаковке. При этом, по мнению ведомства, на рынке существует дисбаланс спроса и предложения социально значимого продовольственного товара. Поэтому ФАС предложила ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) проработать с входящими в организацию сетями вопрос временного снижения требований к закупаемому картофелю.
Что касается роста цен на картофель, проблема очевидна. По данным Росстата, в России стоимость картофеля по итогам года выросла на 92%. Овощ стал самым подорожавшим продуктом, связывают это с неблагоприятными погодными условиями и сокращением посевных площадей. В Татарстане, по данным минсельхоза республики, цены на картофель за год выросли в 3 раза — с 26,34 рубля в апреле 2024-го до 62,60 рубля сегодня.
Подорожание настолько заметное, что свой взор на ситуацию обратили даже парламентарии. Пару дней назад вице-спикер Госдумы Борис Чернышов обратился к главе минэкономразвития Максиму Решетникову с инициативой ввести государственное регулирование цен на картофель. Он обратил внимание на то, что картофель стал самым подорожавшим продуктом за 2024 год, а с начала 2025-го цены на него возросли еще на 24%.
По данным Росстата, в России стоимость картофеля по итогам года выросла на 92%. Овощ стал самым подорожавшим продуктом
«Картофель иногда называют вторым хлебом, поэтому серьезные колебания цен на этот социально значимый продукт ощутимо повышают нагрузку на бюджет миллионов семей. Этот овощ, который традиционно считается доступной пищей, только за 2024-й подорожал почти в 2 раза. <…> Это создает угрозу продовольственной безопасности, особенно для малоимущих граждан», — рассуждал Чернышов, отмечая, что в России действует постановление, которое позволяет вводить ценовые ограничения на социально значимые продукты питания сроком до 90 дней. Это возможно, если 60 дней подряд их цена растет на 10% и более.
Возвращаясь к республиканской бәрәңге, отметим, что в продуктовой сети «Бахетле» по состоянию на март этого года килограмм продавался за 65,9 рубля, в декабре 2024-го тот же объем можно было приобрести за 46,9 рубля (рост на 28,8%). В «Магните» картофель подорожал на 37,7% за четыре месяца, килограмм местного овоща обойдется в 74,9 рубля.
Не все догадываются, но, перед тем как положить картофель на полки, торговые сети тщательно отбирают ввозимую продукцию
Не картофель, а топ-модель
С ценами разобрались, в их активном росте сомневаться не приходится (тем более что в последние годы это касается не только картофеля). Но что же насчет завышенных требований розничных сетей к корнеплодам?
Не все догадываются, но, перед тем как положить картофель на полки, торговые сети тщательно отбирают ввозимую продукцию, если она не соответствует строгим требованиям, контракт с поставщиком может быть разорван. «Фермеры ведь что производят, то и продают, но федеральные сети товар не смогут без предварительной обработки принять. Они очень дотошные в этом плане, им важен калибр, внешняя чистота и внутренние качества: чтобы не было превышения по нитратам, пестицидам, это все проверяется досконально», — поделился с нами крупный поставщик овощей и фруктов на условиях анонимности.
По его словам, федеральные сети могут заключить договор с компанией на первом этапе, но это не значит, что они сразу же станут с ней работать: им нужно убедиться, что претендент строго соответствует их требованиям. «Каждый год они самостоятельно приезжают, проводят собственный аудит, проверяют компанию от и до. Где приобретается товар, откуда именно он приезжает, как он был выращен, является ли экологически чистым, каким транспортом ты его перевозишь, по всем ли правилам происходит транспортировка», — рассказал собеседник.
Помимо этого, федеральные сети проверяют качество процесса упаковки, хранения (температурный режим, например) овощей. «Обязательно смотрят чистоту помещений, соответствуют ли склады или производство требованиям СанПиН и Роспотребнадзора. Мы все делаем по параметрам, которые нам ставят торговые сети. Они контролируют вообще все, следят за тем, в каких условиях товар отправляется до их распределительного центра или до самого магазина, за процессом отгрузки. И только если все их устраивает в этой длинной цепочке, они готовы работать с компанией. Если у них появляются хоть малейшие сомнения в том, что организация сможет довезти до полок магазина продукты в целости и сохранности, о сотрудничестве можно уже не мечтать», — заключил спикер.
В интернете мы наткнулись на паспорт качества X5 Retail Group (продуктовые сети «Пятерочка», «Перекресток» и т. д.). Год документа не указан, но вряд ли он сильно потерял свою актуальность. Список предъявляемых к овощам требований как раз начинается с картофеля. В паспорте указано, что клубни должны быть целыми, чистыми, здоровыми, сухими, непроросшими и неувядшими. Должна соблюдаться однородность по форме и окраске. «Зрелые, с плотной кожурой, свойственные данному сорту, без постороннего запаха», указано в документе.
Допускаются повреждения (порезы, вырывы, трещины, вмятины) глубиной не более 5 мм и длиной не более 10 миллиметров. Такой продукции не должно быть более 2% от партии. К недопустимым плодам, приравненным к отходам, «Пятерочка» отнесла картофель, пораженный фитофторой и гнилями, туда же — подмороженные и запаренные клубни, с признаками «удушья», раздавленные, поврежденные грызунами, маточные клубни. Также не подлежат приемке клубни с наличием органических и минеральных примесей — солома, ботва, камни и прочее.
Есть и более углубленные параметры, позволяющие приравнять картофель к «нестандарту»: «мелкость» клубней, механические повреждения длиной более 20 мм, сухие рубцы более 30% поверхности, незначительная прозелень на клубнях, половинки или части клубней с коричневыми пятнами от воздействия тепла и т. д.
Из-за невозможности сбыть некондиционный картофель производители вынуждены за бесценок отдавать его на переработку, чтобы хотя бы выйти в ноль
«Такая картошка и так продается без всяких директив со стороны ФАС»
Выходит, что торговые сети действительно могут забраковать картошку, которая не откалибрована по размеру и имеет разную «неказистую» форму. Из-за невозможности сбыть корнеплод производители вынуждены за бесценок отдавать его на переработку, чтобы хотя бы выйти в ноль, поделился с «БИЗНЕС Online» учредитель отраслевого портала «Продукт Медиа», эксперт по ретейлу Михаил Лачугин.
«Другое дело, что это вряд ли решит проблему с ценами. Нет такого огромного количества картофеля на складах! Как раз сегодня общался с коллегами – закупщиками овощей. По их словам, какие-то объемы действительно есть [на складах], но вряд ли они окажут сильное влияние на рынок. Если мы говорим о магазинах низкого ценового сегмента, дискаунтеры, то там такая картошка и так продается без всяких директив со стороны ФАС. А если ФАС говорит о магазинах более высокого ценового сегмента, зачем это надо? Туда люди ходят не за картошкой по 10 рублей за килограмм, для них не составляет труда и 100 рублей заплатить. Мне кажется, это больше информационный ход — мол, антимонопольное ведомство работает, ищет варианты. Якобы не пытается регулировать их цены, а предлагает альтернативы», — сказал он.
Требования к картофелю отличаются у разных торговых сетей. Если говорить о премиальных сетях типа «Бахетле» и «Азбуки вкуса», то там «требования строжайшие», причем у каждого типа они свои: для жарки, варки, салатов и т. д. «Нет универсального документа, который бы регламентировал это. Если мы говорим о „Магните“ и „Ленте“, то там требования будут более мягкими, но там важно, чтобы картофель был откалиброван по размеру, если они идут по одной цене. Желательно, чтобы он был упакован и промаркирован. Чтобы все картошечки были не то что одна к одной, но не было слишком больших различий по размеру», — пояснил эксперт.
«Если это какие-то дискаунтеры, то там требования самые минимальные, но они и платят такие деньги, что иной раз фермеры не хотят с ними работать. Говорят: „Нам проще выкинуть эту картошку или отдать на корм скоту, чем везти в условный „Светофор“. Если предположить, что сетям сейчас дадут зеленый свет, встанет вопрос, по какой цене они будут готовы брать. Им потом самим придется как-то с этой картошкой возиться. Соответственно, это все равно затраты, которые кто-то понесет, и это будет переложено в цены», — подчеркнул Лачугин.
В чем причина роста цен? В 2023 году в России был большой урожай картофеля — его вырастили больше, чем было нужно рынку. Поэтому в 2024-м фермеры закладывали уже меньшие площади на посадку, потому что «они до этого торговали картошкой практически по себестоимости, ничего не заработали». На это наложился дефицит овощехранилищ в стране. Если в цифрах, то в 2024 году РФ собрала 17,83 млн т картофеля (в хозяйствах всех категорий), что на 11,9% меньше, чем в 2023-м (20,241 млн т).
«В этом году зимой-весной мы столкнулись с тем, что старые запасы израсходовались, а новых еще нет. Соответственно, то, что осталось, мы распродаем по более высокой цене. Очень много картофеля импортируем, чтобы выпадающие объемы возместить, а импорт не может быть дешевым. Ничего удивительного не вижу», — прокомментировал наш собеседник.
Когда в этом году начнут собирать ранний картофель, цены стабилизируются и перестанут расти, продолжил основатель портала «Продукт Медиа». Возможно, они даже снизятся. «Но на следующий год ситуация повторится, потому что вряд ли за год овощехранилища построят», — добавил Лачугин.
«Отменить требования торговых сетей тоже совсем нельзя — «навоз» будут возить. Вообще качественного не будет картофеля»
«4 сантиметра — это вполне нормальная картошка, хватит и на очистку, и в духовке зажарить»
Корреспонденты «БИЗНЕС Online» спросили у экспертов в сфере сельского хозяйства: считают ли они требования к картофелю справедливыми, а может, все-таки стоит их снизить? Поинтересовались также причинами роста цен на картофель и узнали, много ли осталось нераспроданного картофеля прошлого урожая.
Минталип Миннеханов — глава крестьянско-фермерского хозяйства Тукаевского района:
Минталип Миннеханов: «Эту мелкую картошку до 5,5 сантиметра куда девать? В Татарстане пока переработки нет для такой картошки. В Чувашии картофель перерабатывают на крахмал, чипсы и так далее, и они остаются в выигрыше. А мы пока свою мелкую картошку везем в Чувашию, сдаем там за бесценок. Стоимость солярки на перевозку даже не покрываем»
— Торговые сети очень капризные, конечно. По ГОСТу продовольственная картошка идет от 3,5 до 6–7 сантиметров, спокойно мы должны эту картошку продавать. А торговые сети требуют, чтобы картошка была диаметром не менее 5,5 сантиметра и более. Конечно, вопрос встает, куда девать остальное. Ладно, когда картошка свежая, она идет как семенная фракция. А когда картошка года три-четыре «отработала», ее надо менять. Эту мелкую картошку до 5,5 сантиметра куда девать? В Татарстане пока переработки нет для такой картошки. В Чувашии картофель перерабатывают на крахмал, чипсы и так далее, и они остаются в выигрыше. А мы пока свою мелкую картошку везем в Чувашию, сдаем там за бесценок. Стоимость солярки на перевозку даже не покрываем.
4 сантиметра — это вполне нормальная картошка, хватит и на очистку, и в духовке зажарить, и для первого, и для второго блюда. Вот это требование — чтобы картошку диаметром в 4 сантиметра принимали торговые сети — я поддерживаю.
Мы ежегодно производим до 3 тысяч тонн картофеля — и в 2024-м, и в 2025 году так же было. Поэтому вот такого (повышения цен — прим. ред.) не должно было быть. Но сработали в этом направлении товарищи перекупщики, которые отправляли картошку в Москву и так далее, поэтому в Татарстане получилось подорожание. Чтобы подорожания не было, надо работать всем. Вот сейчас скоро будут майские праздники. У всех в деревнях есть дедушки, бабушки, родители имеют огороды. И вместо того чтобы пережаренный шашлык кушать, горькую водку пить, пусть у себя в огороде посадят картошку! Обеспечат и себя, и своих родственников, и своих близких. Вот выход из положения.
Марат Каримов — генеральный директор ООО «Агрофирма „Кырлай“»:
Марат Каримов: «У нас еще есть нераспроданная картошка, я ее специально оставляю на ярмарки. Для меня это некий долг, социальная обязанность. Я всегда поддерживаю Татарстан — по 5–6 «КАМАЗов» на ярмарках оставляю картофеля. Вывожу и продаю по рекомендованной минсельхозом цене. Даже в убыток немножечко обходится»
— Мы с сетями пробовали несколько раз работать. Но мне не удается с ними создать правильный диалог. Поэтому я с ними не работаю. У меня забирает картофель перекупщик, и я не утверждаю, но он тоже, наверное, сдает его в торговые сети. А еще я напрямую поставляю многим крупным поставщикам, которые работают с сетями.
Да, я поддерживаю идею о снижении требований к картофелю. По размеру, фракциям, к примеру. Хоть немножечко уменьшить размер, допустим. Пусть он будет на другой полке лежать. Вот здесь картофель, например, «50 плюс» [миллиметров] размер. А рядом с ним — «35 плюс». И кому интересно, может взять второй. Чтобы выбор был в магазине. Мне кажется, это стоящая идея.
У нас еще есть нераспроданная картошка, я ее специально оставляю на ярмарки. Для меня это некий долг, социальная обязанность. Я всегда поддерживаю Татарстан — по 5–6 «КАМАЗов» на ярмарках оставляю картофеля. Вывожу и продаю по рекомендованной минсельхозом цене. Даже в убыток немножечко обходится. Но, несмотря на это, я никогда не подводил ярмарки, хотя мог бы продать подороже.
Почему цена растет? Люди приходят ко мне с такими ценами — я продаю. Спрос всегда рождает предложение. Я приветствую регулирование цены в государственном масштабе, чтобы ее снизить. Но оно должно быть двусторонним. Когда в 2023 году мы продавали картофель по 9 рублей за килограмм, было бы неплохо, если бы в момент тогда государство поддержало производителей.
Олег Солягин — директор ООО «Агрофирма „Нармонка“»:
Олег Солягин: «Почему выросли цены на картофель? Это зависит не только от самого производителя, но и от роста цен на дизтопливо, электроэнергию, влияет и увеличение заработной платы»
— Мы напрямую по маркетам не работаем, по торговым сетям. У нас берут в основном перекупщики. Отменить требования торговых сетей тоже совсем нельзя — «навоз» будут возить. Вообще качественного не будет картофеля. Может быть, нужно требования к размеру сделать не такими жесткими. Чтобы не весь картофель «6 плюс» [сантиметров] был, а и «5 плюс» тоже.
Чувствую ли я резкое снижение спроса из-за резкого роста цены на картофель? Нет пока. Наоборот, мы приезжаем на ярмарки, в 7 точек города Казани, и у нас картофель по цене в 2 раза ниже, чем в супермаркетах. И вся картошка у нас расходится за час-полтора. Почему выросли цены на картофель? Это зависит не только от самого производителя, но и от роста цен на дизтопливо, электроэнергию, влияет и увеличение заработной платы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.