Владимир Брагин вложил в платформу 2,8 млн рублей Владимир Брагин вложил в платформу 2,8 млн рублей Фото: Альбина Фархутдинова

«В договоре была сумма налога, которую вы якобы отчисляли государству!»

63-летний Владимир Брагин живет в поселке Дивноморское Краснодарского края. Он на пенсии, подрабатывает таксистом. Еще в 2018 году Брагин переехал на юг из другого региона, продав там свой дом. Эти деньги он хранил на сберегательном счете в банке, считая их надежно защищенными. Однако в 2021 году он узнал о проекте Finiko.

Об этой платформе ему рассказал знакомый, который познакомил его с Галиной Тарасовой — действующим партнером Finiko. Тарасова красочно описала условия работы платформы, обещая невиданную доходность. «Организаторы уверяли, что мы вносим средства, которые размещаются на платформе, где работают 150 трейдеров, а все сроки и проценты четко прописаны в договоре», — вспоминает Брагин.

Конвертацией рублей в биткоины занимался брокер, рекомендованный Тарасовой. Мечтая о покупке квартиры, Брагин решился на авантюру, доверяя Тарасовой как бывшему судье — служительница Фемиды была на пенсии. Деньги с его карты брокер перевел в криптовалюту и отправил Тарасовой, которая затем зачислила их на кошелек Брагина. Сам пенсионер лишь установил приложение для отслеживания «роста» своих цифровых активов.

Всего Брагин вложил 2,8 млн рублей, рассчитывая через полгода получить 4,2 миллиона. Однако компания внезапно прекратила работу, оставив вкладчиков ни с чем.

В июле 2021 года Брагин написал заявление в полицию: «Появилась информация, что все закончено, и деньги никто не вернет. Средства куда-то исчезли, поэтому я и обратился в полицию».

«Ваша яркая реклама побудила меня вложиться, — обращался Брагин к Кириллу Доронину. — Были примеры успешных вкладчиков. В отношении вас возбудили дело, но приостановили. Вы утверждали, что прошли проверку на детекторе лжи…»

Пенсионера впечатлила кажущаяся прозрачность платформы: «В договоре была указана сумма налога, который вы якобы платили государству. Все выглядело абсолютно легально, как будто 150 трейдеров действительно работают».

На допросе выяснилось, что в проект вошла и бывшая супруга Брагина. «Бонусы за регистрацию начислялись, но вывести их не удалось. Я не получил ни рубля, — с горькой улыбкой говорил Брагин. — Жены теперь нет, денег нет. Мы планировали купить квартиру, а не выводить средства. Меня так убедили оставить деньги работать…»

Ольга Глушакова «потеряла» в Finiko 1,7 млн рублей Ольга Глушакова «потеряла» в Finiko 1,7 млн рублей Фото: Альбина Фархутдинова

«Я все сделала — и, как российский обыватель, начала ждать легких денег»

Еще одна потерпевшая — Ольга Глушакова — пенсионер МВД, ей 48 лет. В Россию переехала из белорусского города Гомеля. В 2021 году будущая вкладчица переехала в Краснодарский край из Дальнего Востока, начала общаться с давней подругой Оксаной, которая рассказала о платформе Finiko.

«Делать ничего не нужно, дай людям деньги, они будут работать на бирже и давать деньги с процентом», — так приятельница рассказывала о проекте Глушаковой. Оксана обмолвилась, что планирует купить квартиру на прибыль с Finiko. Да и в интернете было много информации о проекте, напомнила потерпевшая. Она смотрела выступления спикеров, «звезд» и президентов платформы. Реклама прошла успешно: недолго думая, Глушакова решила вложить деньги, у нее была $1 тысяча.

«На меня вышла Наталья из Москвы, сказала: „Зачем тебе тысяча? Ты можешь поставить только на кешбэк, будешь годами сидеть на этом Finiko и ничего не заработаешь, давай вложимся в программу (прибыльнее прим. ред.)“. Нужно было вложить 20 тысяч долларов», — упомянула Глушакова.

«Скидок пенсионерам не было!» — отметила потерпевшая. Пришлось взять кредит — 1,6 млн рублей в ВТБ. Вкладчица подчеркнула, что у нее была хорошая кредитная история и банк ей не отказал. При этом Глушакова горько добавила: «Конечно, лучше бы они отказали мне тогда…»

Прошла регистрацию по реферальной ссылке, ознакомилась с договором, но в духе «прочла, подписала и забыла». Затем по наводке Натальи обратилась к «людям», которые помогли вложить средства в личный кабинет. Деньги перевела «третьим лицам», которые впоследствии отразились в кошельке Finiko в виде цифронов. К брокерам, к слову, вкладчица претензий не имеет, «они не украли деньги», да и в кошельке все было видно. По воспоминаниям вкладчицы, в пирамиду было вложено 1,7 млн рублей, и из них ей ничего не вернули. Как работала эта система и в целом как работает «крипта», не знала; это был ее первый «печальный опыт в жизни».

«Все происходило в мае 2021 года. Я все сделала и, как российский обыватель, начала ждать легких денег. Но легких денег не было…» — призналась потерпевшая. Затем, вспоминает Глушакова, выступил Доронин с обращением: «Извините, деньги ушли, я не виноват, и денег не будет».

В проекте Глушакова провела около трех месяцев — с мая по июль 2021 года. После публичного заявления Доронина она пошла в МВД писать заявление. Там ей и рассказали, что сооснователь задержан, а всех остальных организаторов ищут. Также Глушакова подала гражданский иск, который поддерживает в полном объеме, т. к. по сей день выплачивает кредит.

Доронину вкладчица пояснила, что о прибыли и выводе денег «не успела подумать», да и не планировала в ближайшее время этим заниматься.

«Я вам верила безоговорочно, — оправдываясь, подчеркивала она. — Я думала как весь обыватель Российской Федерации, как большинство — заработаю денег, работать не нужно. Я не планировала ничего, я хотела потом выводить проценты».

— Как вы выразились, вы не разбирались в криптовалюте. Почему решили инвестировать в криптовалютную платформу? — поинтересовался из «аквариума» Доронин.

— Потому что вы очень красиво говорите, — недолго думая отметила Глушакова. — Вам все верили, и я в том числе. Меня обмануть было практически невозможно, но я настолько вам верила, думала: отдам вам деньги, и вы такой добрый, честный человек приумножите их и поможете нам жить, понимаете? Поэтому я внесла деньги. Если б я усомнилась в вашей правдивости, то уж, поверьте мне, я бы обошла стороной название вашей организации. Я могла бы быть благодарна по-человечески, поаплодировать вам даже стоя, если б это все работало, как вы обещали…

— Что из того, что я сказал, что вызвало доверие и простимулировало в принятии решения в инвестировании? — продолжал уточнять подсудимый.

— У вас хорошая реклама, вы вводите всех в заблуждение настолько, что человек готов отдать последние деньги, не понимая, что его изначально обманывают. У вас дар преподносить красиво информацию, по-русски — харизма, — сокрушалась вкладчица. — На всех ресурсах вы кричали, что поможете. Поэтому вам верили. Я внесла деньги на вашу платформу, вам косвенно, пусть я с вами не знакома, в вашу организацию отдала деньги.

Суд выслушал 22-го потерпевшего. Сегодня допрос продолжится Суд выслушал 22-го потерпевшего. Сегодня допрос продолжится Фото: Альбина Фархутдинова

«Я бы хотела, чтобы мне подчинился Доронин и отдал деньги. Но, к сожалению, это невозможно…»

В ходе допроса выяснилось, что потерпевшая обратилась в суд, чтобы ее признали банкротом. А защитник Доронина — Регина Шайхутдинова — приобщила определение Арбитражного суда, в котором ВТБ включился в реестр по делу о банкротстве Глушаковой в качестве кредитора, также дано определение о завершении процедуры реализации имущества.

— Получается, деньги можно не платить? — улыбаясь, уточнила вкладчица. — Это хорошая новость для меня.

Следом приступила к допросу адвокат «звезды» Finiko Алены ЛарионовойМарина Фаткудинова.

— Вы кому-то подчинялись из вкладчиков Finiko?

— Я в жизни никогда никому не подчинялась, — яростно возразила вкладчица. — Кроме своего командира на работе, поэтому нет.

— А вам кто-либо из вкладчиков подчинялся? — продолжила защитница.

Я бы хотела, чтобы мне подчинился Доронин и отдал деньги, но, к сожалению, это невозможно. Меня никто не заставлял, никто никому не подчинял, решение было мое. Я дееспособный человек.

— Если вы взяли кредит на 1,6 миллиона рублей и будете освобождены от обязательств, вы от иска откажетесь? Правильно понимаю? — спросил уже Вадим Максимов, защищающий интересы руководителя техподдержки платформы Антона Семыкина.

— Нет, я сейчас ни в чем не уверена. Я вам сейчас скажу так, а реализации не будет, мне придется выплачивать все. Если реализация моего имущества пройдет по процедуре банкротства, если меня признают [банкротом] и скажут: «Вы ничего не должны», — естественно, я не буду в корыстных целях забирать те деньги, которые мне не принадлежат. Но [вернуть] деньги, которые я выплатила за кредит из своих личных средств, будет справедливо, — объяснила Глушакова.

Дело Finiko: «Лучше не иметь дела с бывшими сотрудниками органов…»

В конце допроса сторона защиты приобщила ходатайство об исключении Петра Кудашкина из числа потерпевших. Решение будет принято в совещательной комнате при вынесении итогового решения.

Суд выслушал 22-го потерпевшего. Сегодня допрос продолжится.