Ресторан татарской и европейской кухни «Сайяр» обещает не только укрепить статус «ледяного цветка» как одной из главных точек притяжения Казани, но и стать самостоятельным символом города Ресторан татарской и европейской кухни «Сайяр» обещает не только укрепить статус «ледяного цветка» как одной из главных точек притяжения Казани, но и стать самостоятельным символом города

Двухэтажный «театрально-гастрономический дом» в новом Камаловском

Гастрономический репертуар нового театра им. Камала вот-вот пополнит роскошный проект — ресторан татарской и европейской кухни «Сайяр». Новое заведение обещает не только укрепить статус «ледяного цветка» как одной из главных точек притяжения Казани, но и стать самостоятельным символом города. И дело не только во впечатляющих масштабах (а это два этажа, 2 тыс. «квадратов» площади, 246 посадочных мест и еще 150 на террасе с панорамными видами Кабана), но и в уникальной, под стать самому театру, концепции.

«Сайяр» назван в честь первой татарской передвижной труппы: она заложила основу национального театра и взрастила многих артистов, позже вошедших в состав Камаловского. Такое имя — с арабского оно означает «странствующий», или «передвижник», — придумал для труппы поэт Габдулла Тукай. А владелица ресторана, получив европейское образование в сфере гостеприимства и набрав опыта в общественном питании на позициях от официанта до управляющего, решила оживить историю «Сайяра» в своем проекте. И выстроила всю концепцию вокруг символики театра и легендарной труппы.

Столь амбициозный проект не мог обойтись без эффектной презентации. Так что гастроужин, куда в начале апреля пригласили бомонд казанского блогинга, превратился в настоящее музыкально-театральное действо. Студенты театрального училища сыграли в камерном зале фрагмент «Тысячи и одной ночи», а среди гостей проводили «прослушивания» в бродячую труппу. Но кульминация, очевидно, ждала впереди — в самом «Сайяре», куда можно попасть как из вестибюля театра на лифте, так и с улицы Хади Такташа.

Как и диктует концепция, тема сцены и закулисья в новом гастропроекте обыграна в каждой детали — от трехметровой картины с изображением труппы «Сайяр» на ресепшене до сервировочных салфеток, вышитых «театральными» посланиями для гостей. Интерьер был разработан владелицей ресторана при участии дизайнера Олега Троицкого.

«Когда мы думали про интерьер, то, конечно, хотели воспроизвести здесь театральную атмосферу: массивные шторы, большие красивые люстры, запах пудры и бархата, — рассказала управляющая рестораном Ольга Клыкова. — Нам важно было связать каждый элемент обстановки с театром, с жизнью труппы, с историей „Сайяра“». Так родилась идея поделить огромное пространство в 2 тыс. «квадратов» на тематические зоны, каждая из которых отсылает к одной из культовых пьес татарского театра.

Встречает гостей зона тинчуринской «Голубой шали» — с доминантой в виде голубого с золотым бара, тянущегося до самого потолка и отсылающего к эстетике ар-деко. Стены украшают деревянные панно с инкрустацией разных пород: в них воссозданы архивные кадры с одной из постановок «Голубой шали». Еще один акцент — выразительная винтовая лестница. Ее украшает подвесная композиция из 25 декоративных вееров ручной работы — конечно, тоже в характерных синих и голубых оттенках.

Другой зал становится данью уважения пьесе «Когда цветет черемуха» Аяза Гилязова. Его ключевая деталь — витражные росписи на состаренных зеркалах, которые на манер театральных ширм развесили по стенам зала.

Перформанс от заслуженного артиста РТ Фаниса Зиганшина в образе Габдуллы Кариева, одного из режиссеров труппы «Сайяр» Перформанс от заслуженного артиста РТ Фаниса Зиганшина в образе Габдуллы Кариева, одного из режиссеров труппы «Сайяр»

Конечно, нельзя было обойтись и без пьес Галиаскара Камала. Зал в стиле «Банкрота» благодаря углубленным в ниши столам переносит гостей в атмосферу дореволюционного трамвая — именно там начинается действие комедии. А следующая зона посвящена легендарной актрисе «Сайяра» Сахибжамал Гизатуллиной — первой женщине в истории тюркского театра. На масштабном витраже ее профиль изображен на фоне кулис и огромного солнца. Именно так — вторым светилом, сияющим не на небе, а на сцене, — Гизатуллину в стихотворении «Ике кояш» называл Тукай.

Благодаря эффектному интерьеру «Сайяр» обещает стать востребованной площадкой для мероприятий и свадеб. Качественное техническое оснащение — свет и музыкальное оборудование — позволит приглашать артистов и организовать настоящее мини-шоу. Гости уже смогли в этом убедиться на презентации: в программу вошел и вокальный номер под этнические флейты, и перформанс от заслуженного артиста РТ Фаниса Зиганшина в образе Габдуллы Кариева, одного из режиссеров труппы «Сайяр». Событийные мероприятия команда «Сайяра» планирует регулярно проводить и для широкой публики: артисты казанских театров будут исполнять в залах театральные зарисовки, а по выходным здесь заиграет живая музыка.

Семиактный гастрономический спектакль на стыке татарской и европейской кухни

Театральную концепцию развивает не только убранство «Сайяра», но и его гастрономическое наполнение, которое гости вечера смогли оценить в дегустационном сете из четырех блюд. Разработал меню приглашенный из Санкт-Петербурга бренд-шеф Александр Садчиков, соединяя блюда татарской и европейской кухни и вплетая в рецепты национальные ингредиенты.

Александр Садчиков: «Когда все это соединяется на тарелке, получается самое настоящее театрально-гастрономическое представление» Александр Садчиков: «Когда все это соединяется на тарелке, получается самое настоящее театрально-гастрономическое представление»

«Когда меня пригласили разработать меню, уже было выбрано название ресторана, и решил, что будет здорово поиграть на эту тему, — вспоминает Садчиков. — Представить себе передвижную театральную труппу, которая ездит с гастролями, всюду пробует местную еду и записывает рецепты. А возвращаясь домой, готовит эти блюда уже из местных продуктов, переосмысляя их в своих кулинарных традициях».

Меню «Сайяра» состоит из семи «актов»: сюда входят стартеры, закуски и салаты, супы, основные блюда, гриль-меню, а также десерты. В отдельной категории, или Акте №6, собрали национальные татарские блюда — токмач, азу, губадию и не только. А по предварительному заказу здесь испекут даже зур бэлиш. Впрочем, черты татарской кухни прослеживаются и в других позициях — например, в числе стартеров есть казылык, а для основного блюда доступна конина и утка.

В семиактном «спектакле» можно продегустировать как классику, так и самобытные позиции для гурманов. Например, паштет из куриной печени подают с меренгой, ломтиком бриоши и тыквенным вареньем — легкий реверанс в сторону традиционных татарских бэккенов с тыквой. А в крудо из свежего лосося вкус рыбы оттеняет цитрусовый соус из маракуйи и «молекулярная» икра из красного апельсина.

Любимой закуской бренд-шеф называет вяленую свеклу с кремом из козьего сыра и кокоса. Благодаря долгому, многоэтапному приготовлению вроде бы привычная свекла обретает необычную текстуру, напоминающую чернослив. Есть у Садчикова и фаворит среди основных блюд — это капуста на гриле. «Сначала мы капусту засаливаем, потом обжариваем на гриле и подаем с соусом из копченой рыбы, катыка и жженого белого шоколада, — делится секретами шеф. — Звучит довольно странно, но, когда все это соединяется на тарелке, получается самое настоящее театрально-гастрономическое представление».

Юрий Кириллов: «С театральной концепцией на первый план выходит эстетика подачи» Юрий Кириллов: «С театральной концепцией на первый план выходит эстетика подачи»

Финальный аккорд гастрономического спектакля — меню десертов. За него отвечает шеф-кондитер Юрий Кириллов — лучший кондитер РТ в 2024 году по версии Wheretoeat. Как отмечает Кириллов, в проекте с «театральной» концепцией на первый план выходит эстетика подачи. Так что ромовую бабу здесь принесут в бокале-шале, а на торте «Опера» напечатают съедобное изображение билета на постановку труппы «Сайяр». Особая гордость Кириллова — сложносоставной десерт «Роза артиста», вдохновленный закулисными букетами. Ганаш на основе рубинового шоколада, сливки, настоянные на бутонах роз, начинка из перца пиппали, смородиновый кекс и хрустящий слой с миндалем и вафлей — это хочется попробовать уже от одного описания.

Ринат Аслямов: «Хороший спектакль оставляет яркое послевкусие, и этого мы добивались в своих коктейлях. А еще, как в театре, у нас есть место экспериментам: например, мы используем кордиал из зеленой гречки» Ринат Аслямов: «Хороший спектакль оставляет яркое послевкусие, и этого мы добивались в своих коктейлях. А еще, как в театре, у нас есть место экспериментам: например, мы используем кордиал из зеленой гречки»

Барная карта авторства Рината Аслямова изящно дополняет богатое меню «Сайяра»: бренд-шеф и бар-шеф вместе позаботились, чтобы напитки сочетались с блюдами. Главный упор здесь сделан на классику, но есть коктейль, в который добавляют кош теле. «Хороший спектакль оставляет яркое послевкусие, и этого мы добивались в своих коктейлях, — рассказал Аслямов. — А еще, как в театре, у нас есть место экспериментам: например, мы используем кордиал из зеленой гречки». Немало в барной карте и безалкогольных позиций: морсы, в частности, готовят по рецептуре Садчикова.

Блогеры, в числе первых оценившие ресторан, остались под впечатлением и от кухни, и от интерьеров. «Ощущаю прилив патриотизма, потому что 15 лет назад такой уровень нам в Казани только снился, — отметила одна из гостей. — Везде, в каждой нотке заложена наша татарская ДНК, и при этом все сделано так современно! Чувствуется, что ребята ко всему подошли с душой — к чему ни прикоснись, от салфеток до блюд». Другая гостья вторила: «Хочется говорить всем, кто приезжает в Казань: сразу бегите в театр Камала, там есть такое, вы просто обалдеете! Мне кажется, это заведение станет одним из самых красивых в Казани, сюда будут тянуться как туристы, так и сами жители, потому что здесь все пропитано татарской культурой и сделано со вкусом».

Впрочем, выдержать планку обязывала сама локация — сделать посредственный проект в главном архитектурном открытии года было немыслимо.

«Ресторан при таком значимом месте, как театр имени Камала, должен быть соразмерным по масштабу и обязательно сохранять долю творчества, — отмечает Садчиков. — Мы хотим показывать людям что-то интересное, поэтому у нас нет и никогда, надеюсь, не появится пиццы или хинкали. Наши гости должны получать здесь такое же представление, что и внизу на сценах. Поэтому „Сайяр“ — это не просто ресторан под крышей театра, а театр внутри ресторана».

И прожить эмоции, сопоставимые с театральным катарсисом, казанцы и гости города смогут уже скоро — как в рамках посещения Камаловского, так и просто заглянув в ресторан «Сайяр». Оценить татарское гостеприимство, насыщенные символикой интерьеры, меню от ведущих шефов Казани и России и концепцию, аналогов которой в городе, пожалуй, еще не было.