«Это очень интересная страна. Туристы могли бы там получить много разных впечатлений. Конечно, существуют определенные ограничения, которые на самом-то деле не сильно осложняют пребывание», — оценивает эксперт «БИЗНЕС Online» планы запустить прямые авиарейсы между Казанью и Тегераном. Информация о полетах появилась на сайте аэропорта «Казань», а в иранской авиакомпании Mahan Air подтвердили, что интерес к рейсам есть и первые полеты могут быть в июле. Правда, прежде наладить постоянное авиасообщение не удавалось: сначала помешала пандемия, а потом — низкий спрос со стороны местных туристов. Но теперь интерес исходит от иранской стороны. Детали — в нашем материале.
Замглавы МИД Ирана Вахид Джалаладзе на встрече с раисом Татарстана Рустамом Миннихановым обратил внимание на то, что нужно возобновить авиасообщение. Так что политические условия для запуска рейса определенно сложились, и оставалось уладить детали
Летим в Тегеран?
Как выяснил «БИЗНЕС Online», скоро Казань может получить новый прямой международный рейс — до Тегерана. Причем это будет уже третья попытка наладить регулярное авиасообщение между столицами Татарстана и Ирана. Первая была еще в 2018 году, вторая — в 2022–2023-х, но в обоих случаях рейсы долго не продержались, их сворачивали. И вот теперь новый «подход к снаряду».
Интересно, что прямо сейчас в Тегеране, по данным нашего издания, работает серьезная делегация из Казани, которая ранее побывала в другом иранском городе Исфахане. В ноябре 2024 года генеральное консульство Ирана в Казани переехало в новое здание, и на церемонии открытия собеседники «БИЗНЕС Online» подчеркивали, что отношения между республиками хорошие, дела идут, но несколько медленно. А ускорение придали бы прямые авиарейсы. На церемонию иранские гости добирались с пересадкой в Стамбуле. Замглавы МИД Ирана Вахид Джалаладзе на встрече с раисом Татарстана Рустамом Миннихановым обратил внимание на то, что нужно возобновить авиасообщение. Так что политические условия для запуска рейса определенно сложились, и оставалось уладить детали. И иранская сторона затягивать не стала.
Накануне «БИЗНЕС Online» обнаружил в разделе «Сезонное расписание» на сайте аэропорта «Казань» упоминание новых прямых рейсов Казань – Тегеран. Судя по информации, на данный момент рейсы планируется выполнять с 31 мая по 25 октября. Рейс W5 1141 будет летать дважды в неделю, по понедельникам (время вылета из Казани — 08:30) и субботам (время вылета — 20:00). Выполнять полеты будет первая частная иранская авиакомпания Mahan Air, которая базируется в международном аэропорту им. Имама Хомейни в Тегеране. Судя по открытым данным, перевозчик летает по Ближнему Востоку, в Азию и Европу, а его парк включает в себя 34 воздушных судна, большинство из них — Airbus. Из российских направлений у него пока только Москва.
Накануне «БИЗНЕС Online» обнаружил в разделе «Сезонное расписание» на сайте аэропорта «Казань» упоминание новых прямых рейсов Казань – Тегеран. Выполнять полеты будет первая частная иранская авиакомпания Mahan Air
Правда, стоит сказать, что прежде уже бывали случаи, когда рейсы появлялись на сайте аэропорта Казани, но в итоге не выполнялись. Однако накануне планы подтвердил оператор справочной службы воздушной гавани. «В Тегеран у нас с 31 мая планируют летать. [Рейс до столицы Ирана] стоит в расписании. Один рейс — 31 мая. Второй рейс открывается у них с 2 июня», — сказали в справочной. Однако никаких других деталей предоставить не смогли и посоветовали обратиться непосредственно в авиакомпанию.
В московском филиале Mahan Air рассказали «БИЗНЕС Online», что ранее планировалось запустить прямые рейсы в иранскую столицу из Грозного, но впоследствии от этого решения отказались. И предполагалось, что вместо Грозного прямые полеты могут начаться из Казани. В штаб-квартире перевозчика в Тегеране сообщили московскому филиалу, что заинтересованность в прямых рейсах до столицы Татарстана есть, однако окончательно решение на данный момент не принято. Если положительное решение будет, прямое авиасообщение между Казанью и Тегераном может открыться в июле, передал собеседник газеты информацию, полученную от коллег в Иране.
Сейчас прямых рейсов между Казанью и Ираном нет. Долететь в столицу Исламской Республики можно с пересадкой в Москве, Дубае или Стамбуле
Третья попытка наладить авиамаршрут
Впервые прямые авиарейсы из Казани в Тегеран запустили еще в сентябре 2018 года. Перевозками тогда занималась иранская компания ATA Airlinеs на самолетах Airbus 312. Цены на билеты в обе стороны начинались от $150, причем Казань тогда стала первым российским направлением для иранского перевозчика. Однако в феврале 2020-го рейсы прекратили из-за ограничений, вызванных пандемией коронавируса, а возобновлять впоследствии не стали.
В 2022 году запустить рейсы собиралась российская авиакомпания Nordwind, но передумала. Полеты анонсировали в сентябре, но к ноябрю, когда намечался первый рейс, достаточного спроса так и не нашлось. «В связи с нестабильной политической ситуацией в Тегеране мы наблюдали низкий спрос на полеты по данному маршруту», — объясняли в компании. В конце 2022 года Иран охватили протесты, поводом для которых стала смерть 22-летней девушки Махсы Амини, задержанной за неправильное ношение хиджаба. В итоге Nordwind перенес старт рейсов сначала на март 2023-го, потом — на май того же года, решив приурочить их к экономическому саммиту KazanForum. Новостей о старте полетов найти не удается. Даже если рейсы и были, их, вероятно, вскоре свернули.
Сейчас прямых рейсов между Казанью и Ираном нет. Долететь в столицу Исламской Республики можно с пересадкой в Москве, Дубае или Стамбуле. В марте 2024 года разрешение на прямые перелеты в Тегеран из Казани получила татарстанская авиакомпания «ЮВТ Аэро», однако о запуске полетов ничего не сообщалось.
При этом руководство Татарстана традиционно выступает за развитие отношений с Ираном и укрепление экономических и гуманитарных связей. Минниханов не раз призывал запустить прямое авиасообщение с Ираном. Запуск рейсов, например, был одной из главных тем переговоров во время поездки раиса РТ в иранский Тебриз в 2022 году. В октябре 2024-го президент Ирана Масуд Пезешкиан приезжал в Казань на саммит БРИКС, и тогда это была первая поездка нового лидера Исламской Республики в Россию.
В октябре 2024 года президент Ирана Масуд Пезешкиан приезжал в Казань на саммит БРИКС, и тогда это была первая поездка нового лидера Исламской Республики в Россию
«Запуск авиарейсов больше будет рассчитан на иранцев. Они очень любознательные, очень мобильные»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали планы запустить прямое авиасообщение между Казанью и Тегераном и порассуждали о том, будет ли спрос на такие полеты теперь.
Рамиль Мифтахов — президент ассоциации турагентств РТ:
— Спрос останется на том же уровне, и пока ожидать, что они (новые авиарейсы до Тегерана — прим. ред.) будут загружаться, не стоит. Авиакомпании периодически присылают запросы [в аэропорт Казани] по поводу слотов, но это всего лишь желание авиакомпаний. Вопрос, насколько это будет реализовано, пока остается открытым. Как говорится, «цыплят по осени считают», поэтому давайте подождем, и все будет понятно.
Рейсы запускались в 2018 и 2022 годах, но были прерваны из-за низкого спроса. Сначала была иранская авиакомпания, которая пыталась здесь запустить рейсы. Это была прежде всего бизнес-модель. Потом российская.
Есть ли интерес среди местных туристов к этому направлению? Очень низкий. Людям говорят, что интересно [можно отдохнуть], но у обычного туриста представление об Иране очень узкое. Поэтому они чаще всего не принимают решение о поездке, говорят: «Нет, пока мы не готовы». Есть и определенные ограничения. Страна под санкциями. Как и мы, конечно. Раньше были паспортные отметки, хотя сейчас их и не ставят. Все эти внешние данные об Иране и о строгости [правил, которые там действуют]. Есть много факторов, по которым люди предпочитают не выбирать это направление. Люди хотят лететь отдыхать в те места, где им можно и алкоголь выпить, и еще какие-то опции доступны. Здесь, к сожалению, эта история труднореализуема.
Лиана Набиуллина — директор туристического агентства «Борнео-Тур» (Казань):
— Иранское направление вообще не востребовано. Лично ко мне никто не обращался с вопросом, что хочет ехать в этом направлении. Иран чисто мусульманская страна, где все должны ходить покрытыми. В мусульманские страны хотят ехать разве что сами мусульмане. Из мусульманских, арабских стран только [Объединенные Арабские] Эмираты пользуются стабильным спросом, люди туда хотят ехать. Бахрейн, Оман прямо единично кто-то запрашивает, но, когда начинают смотреть, там получается, что скучновато, и народ ехать не хочет. У них еще туризм не так развит, как в ОАЭ.
Азат Ахунов — исламовед, востоковед:
— Возможный запуск авиарейсов больше будет рассчитан на иранцев. Они очень любознательные. Они очень мобильные, любят путешествовать, посещать новые места. Это большое событие могло бы быть. Сейчас есть прямые рейсы только с Москвой. Важно отметить, что попытку открыть это направление предпринимает именно иранская авиакомпания.
Я считаю, что целью тут в первую очередь является туризм. Иранцы с удовольствием выезжают из своей страны, потому что там есть определенные ограничения. Иногда им хочется почувствовать себя посвободнее, расслабиться. Путешествуют в основном не консерваторы, а молодые люди, которые как раз настроены либерально. Как человек, который несколько раз был в Иране, скажу, что народ там не религиозный. Там есть определенные правила игры, которые они вынуждены соблюдать. Сами иранцы готовы путешествовать, открывать для себя новые страны, города, пробовать новую кухню.
Не знаю, как сложится, но в целом это хороший знак, своего рода реверанс в сторону Татарстана. Иранцы видят потенциал республики, в том числе туристический. Могут быть какие-то контакты в научной, студенческой сферах, спортивные команды смогут легче летать на соревнования. Перспективы здесь широкие.
Что касается наших туристов, то здесь просто требуется реклама. Мало кто знает, что Иран — это тоже страна очень красивая и интересная. Цены там невысокие. Там очень много оригинальных архитектурных памятников, это фактически музей под открытым небом. Есть туристические зоны с определенными ограничениями. Например, остров Киш. Пляжи там ничем не хуже дубайских. Это очень интересная страна, туристы могли бы там получить много разных впечатлений. Конечно, существуют определенные ограничения, которые на самом-то деле не сильно осложняют пребывание в Иране. Просто женщинам нужно покрывать голову.
И конечно, Иран можно было бы использовать как хаб на Ближнем Востоке. У авиакомпании Mahan Air, которая планирует запустить рейсы, большая сетка полетов по Ближнему Востоку.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.