В начале месяца генерал Кристофер Г. Каволи, Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе, отчитался перед сенатом США. Важно, что это пусть и публичный, т. е. лишенный важных деталей, но полноценный взгляд Пентагона на Российскую армию и политическую систему. О том, что увидел американский генерал на военных картах Кремля, — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
Значительная часть доклада генерала Кристофера Каволи была посвящена тому, как западное военное командование видит Россию сквозь призму боевых действий на Украине
Дыхание холодной войны
3 апреля вышел доклад генерала Кристофера Г. Каволи, командующего европейским командованием США и верховного главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, в котором тот отчитался перед сенатом США.
Доклад получился большим и интересным для нас просто потому, что значительная его часть была посвящена тому, как западное военное командование видит Россию сквозь призму боевых действий на Украине.
Важно понимать, что это взгляд американского военного, который в том числе заинтересован в системе лоббирования внутри США. Проще говоря, он должен вещать то, что обеспечит его ведомству приток денежных средств.
«Сегодня Соединенные Штаты сталкиваются с самыми серьезными угрозами на европейском театре военных действий со времен окончания холодной войны, — пишет Каволи. — Жестокая война России на Украине только что вступила в четвертый год, и Россия по-прежнему готова использовать военную силу для достижения своих геополитических целей. К ним относятся амбиции по расширению своего территориального контроля, своего влияния на региональном и глобальном уровнях и уменьшению лидерства и влияния США. Россия активно проводит кампанию по дестабилизации в Европе, направленную на создание стратегических дилемм для Соединенных Штатов».
Как следствие, попробуем разобрать доклад, а также рассмотреть, насколько он объективен и что вообще, по мнению американского военного, представляют собой российские Вооруженные силы.
Владимир Зеленский (слева) и генерал Кристофер Каволи не раз встречались в штаб-квартире армии США в Европе
«Кремль открыто заявляет о своем желании создать альтернативу НАТО»
Первое, о чем говорит американский генерал, — это то, что Россия продолжает усилия по созданию массовой армии, превышающей ее довоенную численность. Кроме того, она готова поглощать военные, политические и экономические издержки для достижения своих политических целей.
Это, по мнению Каволи, указывает на то, что Россия представляет «постоянную угрозу для Соединенных Штатов, наших союзников по НАТО и глобальной безопасности»: «Эта угроза усиливается укреплением отношений России с Коммунистической партией Китая (КПК), Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Исламской Республикой Иран (Иран). Вместе эта группа противников стремится подорвать преимущества США и союзников и бросить вызов нашим жизненно важным интересам внутри страны и за рубежом».
Т. е. независимость от решений стран НАТО во главе с США рассматривается не иначе как принципиальный, можно сказать, экзистенциальный вызов. Каволи утверждает, что стратегические цели, которые преследует Россия, буквально подрывают Соединенные Штаты. Он характеризует их как великодержавные амбиции Москвы и видит их не только в Украине, но и в целом в стремлении сосредоточить неограниченное влияние в ближнем зарубежье, усилить международную мощь и одновременно уменьшить роль лидерства и влияния США.
«Кремль открыто заявляет о своем желании создать альтернативу НАТО как европейской архитектуре безопасности, расширить российские Вооруженные силы и увеличить их присутствие в ключевых точках вдоль границ НАТО. Следуя старой советской схеме, Россия участвует в рассчитанной кампании дестабилизации посредством кибератак на инфраструктуру, публичного саботажа, целенаправленного насилия, вооруженной миграции, вмешательства в выборы и информационных операций», — говорит Каволи.
А вот это уже пошла идеология. Кибератаки на инфраструктуру, конечно, дело темное — какие-то вменяемые доказательства тут предоставить будет сложно. Публичный саботаж — обвинение еще более странное. Саботировать можно что-то конкретное, но нельзя все сразу. Если Каволи имеет в виду текущий миропорядок, то именно политика Соединенных Штатов находится в авангарде этого саботажа.
Массовая миграция также является детищем вовсе не российской внешней политики, а все тех же США. Это благодаря их «разумной» политической активности рухнули светские режимы на Ближнем Востоке. Это они, относясь к Мексике как к собственному заднему двору, довели страну до состояния перманентной гражданской войны между бандами наркоторговцев.
Однако сказать этого Каволи не мог. Причины в целом объективны, но заявить «это мы сами во всем виноваты» — значит, публично признать собственную профессиональную некомпетентность. А главное — собственную ненадобность.
«Российская армия растет быстрее, чем предполагало большинство аналитиков», — отметил Каволи
«…Позволяет ей создать запас, в 3 раза превышающий запасы США и Европы, вместе взятых»
Далее Каволи начинает переходить к более конкретным фактам. Во-первых, он делает важное замечание: по его словам, Российская армия восстанавливается и растет быстрее, чем предполагало большинство аналитиков. В данном случае это завуалированное признание того, что оценки российской военной структуры, сделанные аналитиками в предыдущие годы, оказались неверными.
Вместе с тем потери Российской армии он оценивает в 790 тыс. человек. Прямо не сказано, это только убитые или раненые, дезертировавшие и прочие выбывшие вкупе с ними, но все равно цифра кажется завышенной. Для сравнения: главком ВСУ Александр Сырский отметил, что Российская армия прирастает на 8–9 тыс. человек личного состава в месяц. Из его же оценки соотношения размеров Российской армии (на 1 января — 603 тыс., на начало апреля — 623 тыс.) выходит, что убыль за первые три месяца этого года составила 5,5 тыс. человек личного состава.
«Россия не только восстанавливает военнослужащих, но и заменяет боевые машины и боеприпасы беспрецедентными темпами. Российские сухопутные войска на Украине потеряли примерно 3 тысячи танков, 9 тысяч бронемашин, 13 тысяч артиллерийских систем и более 400 систем ПВО за последний год, но идут по пути их замены», — пишет Каволи.
Откуда такая оценка — понять сложно, тем более за один год. Самое главное, Россия, по словам того же Каволи, производит больше, чем теряет. Из открытых источников известно, что ВПК поставляет армии около 1,5 тыс. танков в год. Если теряет Россия вдвое больше, то непонятно, зачем нужен тезис об опережающем восстановлении. Скорее всего, цифры взяты из официальной статистики Украины, что само по себе является не более чем наглядной агитацией для гражданского населения.
«Россия расширила свое промышленное производство, открыла новые производственные мощности и переоборудовала коммерческие производственные линии для военных целей, — продолжает автор доклада. — В результате этого ожидается, что российская оборонно-промышленная база выпустит в этом году 1,5 тысячи танков, 3 тысячи бронемашин и 200 баллистических и крылатых ракет „Искандер“ (для сравнения: Соединенные Штаты производят только около 135 танков в год и больше не производят новые боевые машины Bradley — прим. ред.). Кроме того, мы ожидаем, что Россия будет производить 250 тысяч артиллерийских снарядов в месяц, что позволяет ей создать запас, в 4 раза превышающий запасы Соединенных Штатов и Европы, вместе взятых».
Разумеется, он упоминает ядерное оружие, подчеркивая, что российский ядерный арсенал состоит примерно из 2,5–3,5 тыс. боеголовок, а также уточняет о программах химического и биологического оружия. Как Россия собиралась распылять данные средства, чтобы не задеть свои части, Каволи не уточнил.
Кроме вышесказанного, он отметил, что Россия обладает парком в 1,1 тыс. самолетов, включая истребители-невидимки Су-57, стратегические ракетоносцы Ту-95 и Ту-160, а также подчеркнул дееспособность Черноморского флота.
«За исключением некоторых потерь в составе Черноморского флота, российский флот остается нетронутым, имея более 60 подводных лодок и 42 надводных корабля, способных запускать крылатые ракеты „Калибр“ с ядерными боеголовками», — пишет он.
Затем американский генерал переходит непосредственно к наземной группировке войск, находящейся на территории проведения специальной военной операции. «Российские формирования приобретают боевой опыт. Военные продемонстрировали свою способность учиться на поле боя, распространять новые концепции среди организаций и противостоять украинским тактическим и техническим преимуществам», — резюмирует Каволи и утверждает: ставка наших командиров делается именно на массе и численности войск.
Тут любопытный диссонанс. Во-первых, группировка российских войск до сих пор находится в формально меньшем количестве, чем группировка войск противника. Если Киев обладает миллионной армией (со слов Сырского), из которой, впрочем, на ЛБС около 700 тыс. человек личного состава, то Россия пока лишь подтягивается до этой цифры. Т. е. воевать числом, заваливая врага превосходством в личном составе, невозможно физически и математически — российских солдат просто меньше.
Мастерство тоже понятие относительное. Скорее всего, американский генерал имел в виду стандартный пропагандистский дуализм «количество против мастерства», но реально от умений конкретного бойца не так уж много зависит. Успех России на поле боя кроется прежде всего в крайне эффективной работе военного производства, тыловых структур и высокой обучаемости военного механизма.
Усредненный российский залп мощнее усредненного украинского залпа, на который работает половина мирового ВВП. Кроме того, в ряде областей, например в применении авиабомб с модулем планирования, Россия имеет подавляющее преимущество. Как следствие, стратегический успех достигается именно работой государственного механизма, т. е. своевременной поставкой на фронт необходимого вооружения, боеприпасов и точных сведений о местоположении противника. Парировать это Киев может только борьбой с дезертирством и старой проверенной тактикой для передовых частей — «ничего не делать, стоять и умирать».
«Чтобы поддержать растущий военный аппарат России, Кремль разработал экономическую политику реструктуризации своих финансовых институтов и оборонной промышленности, — указывает Каволи. — В сентябре 2024 года Россия объявила об увеличении расходов на оборону на 25 процентов, что составляет 6,3 процента от ее валового внутреннего продукта (ВВП). Это четвертый год подряд, когда Россия увеличивает свои расходы на оборону для финансирования войны на Украине и планов ресурсов, которые расширяют ее активные военные силы. В целом оборонный бюджет России составит 40 процентов всех государственных расходов, что на данный момент самый высокий уровень со времен холодной войны. Прямым результатом расходов на оборону стали российские инвестиции в промышленную базу, что сократило уровень безработицы в стране до 2,4 процента. Российская экономика находится на военном положении и останется таковой в обозримом будущем».
Решение российского казуса не является первостепенной задачей для действующей в Вашингтоне власти. Однако это вовсе не значит, что американские военные перестанут пристально следить за ситуацией, а политики и административные лица решат выйти из украинского конфликта
О чем еще говорил Каволи?
Остальная часть доклада уже менее интересна именно с военной точки зрения. Каволи описывает сотрудничество с Ираном, КНДР, Китаем, торговые войны, битву за Арктику и прочие аспекты, которые лежат уже в политической плоскости и достаточно умозрительны.
В остальном же, что интересно, противник публично признал, что текущее положение вещей для него как минимум неожиданно. Скорее всего, после того как в апреле 2022 года российские части отошли с северных территорий, сняв угрозу штурма Киева, противник решил, что Россия просчиталась. Они полагали, что подобно тому, как атлет, взявший слишком большой вес, обреченно бросает его на пол не в силах выполнить предполагаемое упражнение, так и Россия переоценила себя настолько, что теперь ее осталось лишь добить.
Однако ситуация вышла совсем другой. Россия смогла перевести экономику на военные рельсы, сбалансировать бюджет так, чтобы не влезать в повышенные долги, смогла найти понятную мотивацию для тех, кто был бы не против пойти на войну за правое дело. И само наличие такой России для противника, представляемого Каволи, является недопустимой, неприемлемой угрозой.
Вместе с тем доклад как будто готовился на языке ушедшей эпохи — словно попытка обращаться к судьбоносным решениям XXVII съезда КПСС или президентских выборов 1996 года. В условиях разрушающейся системы, ситуации, при которой США стали накладывать торговые пошлины, т. е. публично признали свою слабость в экономическом отношении, видимо, говорить о России как о некоей принципиальной угрозе не слишком результативно.
Грубо говоря, перед США, по всей видимости, возникла значительно более принципиальная угроза, чем самостоятельность Российской Федерации на своем западном приграничье. Как следствие, решение российского казуса не является первостепенной задачей для действующей в Вашингтоне власти. Однако это вовсе не значит, что американские военные перестанут пристально следить за ситуацией, а политики и административные лица решат выйти из украинского конфликта.

Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
От 2 500 000 рублей единовременно при заключении контракта в Татарстане. Звоните и записывайтесь 8 (800) 222-59-00
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.