Первый раз о подготовленном мастер-плане стало известно в феврале 2024 года — тогда показали первые слайды исследования, которое охватывает территорию Казани, Зеленодольского, Верхнеуслонского, Высокогорского, Лаишевского и Пестречинского районов Первый раз о подготовленном мастер-плане стало известно в феврале 2024 года — тогда показали первые слайды исследования, которое охватывает территорию Казани, Зеленодольского, Верхнеуслонского, Высокогорского, Лаишевского и Пестречинского районов Фото: «БИЗНЕС Online»

Мастер-план утвержден

Накануне правительство РТ за подписью премьер-министра Алексея Песошина опубликовало в постановлении комплексную схему социально-экономического и пространственного развития Казанской агломерации. Речь, как оказалось, о мастер-плане, который Институт пространственного планирования во главе Олегом Григорьевым готовил с 2023 года, а согласовывал на разных уровнях в 2024-м и с начала 2025 года.

«Мастер-план утвержден», — уточнили накануне «БИЗНЕС Online» в Институте пространственного планирования РТ.

Первый раз о подготовленном мастер-плане стало известно в феврале 2024 года — тогда показали первые слайды исследования, которое охватывает территорию Казани, Зеленодольского, Верхнеуслонского, Высокогорского, Лаишевского и Пестречинского районов. Но деталей не было, и лишь к концу года документ через собственные источники оказался в распоряжении нашего издания. Так появился цикл публикаций, касающихся общих показателей мастер-плана, транспорта, планов по стройке дорог, озеленению.

С мастер-планом и сегодня нельзя где-то познакомиться, кроме как на сайте «БИЗНЕС Online», причем сложно сказать, что изменилось с того момента, как документ ушел на согласование в различные ведомства. Не появился мастер-план и на сайте ИПП.

«Мастер-план утвержден», — уточнили накануне «БИЗНЕС Online» в Институте пространственного планирования РТ «Мастер-план утвержден», — уточнили накануне «БИЗНЕС Online» в Институте пространственного планирования РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если кто-то есть здесь из „БИЗНЕС Online“ — большое им спасибо, — говорил Григорьев в 2024 году на форуме „РОСТКИ“ — „Ребус. Агломерации. Опыт. Возможности. Вызовы“. — Вот серьезно: большое им спасибо за это. Они порциями сейчас публикуют материалы мастер-плана. И практически все, что есть в мастер-плане, они на сегодня уже опубликовали в открытом доступе».

Мастер-план ориентирован на качественное преобразование пространства, определяет цели, задачи и направления развития агломерации. Дает ответы на три главных вопроса: что необходимо сделать в первую очередь, что требуется изменить, что даст максимальный эффект?

Документ ложится в основу системы управления пространственным развитием агломерации, становится вектором оптимального развития с учетом мониторинга меняющихся демографических, социально-экономических, нормативных условий.

Чем мастер-план отличается от генерального плана города или поселения? Тем, что включает в себя элементы традиционного территориального планирования, но не ограничен форматом действующего Градостроительного кодекса, поэтому намного шире трактует проблемы пространственного развития — вне административных границ.

Помимо территориальных, мастер-план агломерации также включает в себя элементы стратегического социально-экономического планирования, служит основой для схем территориального планирования районов, генеральных планов городов и поселений, правил землепользования и застройки, проектов планировок территорий.

Для подготовки документа институт разработал методику градостроительно-балансовой модели, которая поверх транспортной модели позволяет оптимизировать размещение жителей и рабочих мест — жилого и нежилого фонда. Расчет сделали как для агломерации, так и для городов и районов по отдельности.

Добавим, что документ не прямого действия: он подразумевает последующую разработку градостроительной документации с учетом решений мастер-плана.

Утвердить мастер-план собирались до конца 2024 года. «По срокам, конечно, рассчитываем, что в ближайшее время и в этом году, но есть фактор БРИКС», — говорил директор Института пространственного планирования Григорьев в конце сентября 2024-го. Тогда же заявлялось, что решение должен принять не Песошин, а раис РТ Рустам Минниханов.

В итоге пока что нет ни слова о публичной презентации главе республики. Общественное же обсуждение в публичной части ограничилось встречами с экспертами в ИПП и выездом на проблемную территорию — в деревню Куюки — в 2022 году.

Главный груз выполнения постановления ложится на министерство строительства и ЖКХ РТ, которое в начале 2024 года перехватило градостроительные полномочия всех муниципалитетов, за исключением Казани и Челнов Главный груз выполнения постановления ложится на министерство строительства и ЖКХ РТ, которое в начале 2024 года перехватило градостроительные полномочия всех муниципалитетов, за исключением Казани и Челнов Фото: «БИЗНЕС Online»

Население вырастет на четверть, жилфонд — вдвое

Многотомное исследование в кабинете министров РТ сжали в 26-страничное постановление. Документ включает в себя следующее:

  • Целевые показатели по численности населения, местам приложения труда и площади жилищного фонда Казанской агломерации к 2050 году в разрезе муниципальных образований. Через 25 лет численность населения агломерации увеличится на 516 тыс. человек и достигнет 2,2 миллиона. Основной прирост придется на Казань — до 1,57 млн жителей (сейчас 1,3 млн), Зеленодольский район — до 252,7 тыс. человек (сейчас 169 тыс.) и Лаишевский район — с нынешних 62 тыс. до 148,9 тыс. жителей. Площадь жилья в агломерации вырастет почти в 1,9 раза до 103,1 млн кв. м, причем 26,6 млн кв. м построят в Казани. По плану в агломерации будет 1,28 млн рабочих мест, из которых 885,7 тыс. — в столице Татарстана.
  • Схема зон размещения промышленных зон Казанской агломерации до 2050 года. «Допускается внесение изменений», — уточняется в документе. Новые промзоны будут интегрировать в транспортную сеть.
  • Схема развития транспортно-логистической инфраструктуры и инфраструктуры общественного транспорта агломерации до 2050 года. В планах — новые логистические и транспортно-пересадочные узлы.
  • Показатели планируемых к размещению и реконструкции улиц и автодорог агломерации. Запланированы строительство и реконструкция 1,2 тыс. км дорог, включая 103 км трасс федерального значения.
  • Схемы развития логистической инфраструктуры, общественного транспорта.
  • Размещение объектов социальной инфраструктуры. В данной сфере сделан упор на развитие объектов образования, здравоохранения и спорта.
  • Система объектов социальной инфраструктуры на основе ранжирования населенных пунктов.
  • Сводные показатели социально-экономического развития в разрезе районов и Казани до 2050 года и первой очереди до 2030-го.

Какой статус у этого документа? И надо ли его вообще выполнять и кому? Итак, в 60-дневный срок министерствам строительства, экономики, промышленности и торговли, агентству инвестиционного развития РТ поручено разработать и представить в кабмин план мероприятий по реализации комплексной схемы. Рекомендуют руководствоваться комплексной схемой республиканским органам власти и органам местного самоуправления, входящим в состав Казанской агломерации. А столице РТ рекомендовано учитывать положения документа при подготовке, корректировке и утверждении генплана, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.

Главный груз выполнения постановления ложится на министерство строительства и ЖКХ РТ, которое в начале 2024 года перехватило градостроительные полномочия всех муниципалитетов, за исключением Казани и Челнов. Ведомству Марата Айзатуллина предстоит обеспечить подготовку и внесение изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований, входящих в состав Казанской агломерации, с учетом положений, предусмотренных схемой. Контроль за исполнением постановления также возложен на минстрой РТ.

Собственно, так будут реализовывать мероприятия мастер-плана: это документ не прямого действия. Он не предусмотрен Градостроительным кодексом — соответствующее понятие минстрой России только готовится внести в законодательство. Так что пока это лишь общее представление о развитии смежных территорий, входящих в агломерацию, оно необходимо для разработки другой градостроительной документации на местах.

Низкая плотность дорог, 25% без твердого покрытия, ежедневные перепробеги — такие симптомы дорожной недостаточности обнаружил Институт пространственного планирования Татарстана в дорожном разделе мастер-плана Низкая плотность дорог, 25% без твердого покрытия, ежедневные перепробеги — такие симптомы дорожной недостаточности обнаружил Институт пространственного планирования Татарстана в дорожном разделе мастер-плана Фото: «БИЗНЕС Online»

Что написано в мастер-плане

Подготовленный мастер-план описывает не только возможные социально-экономические показатели, но и фиксирует три главные проблемы:

  • Высокоплотная застройка пригородной зоны Казани. Тем не менее жилищное строительство вновь концентрируют на окраинах Казани.
  • Пробки на въездных магистралях.
  • Низкая обеспеченность социальной инфраструктурой.

Девелоперам предложено раскошелиться на социалку, как в Москве, — значит, жилье подорожает.

Низкая плотность дорог, 25% без твердого покрытия, ежедневные перепробеги — такие симптомы дорожной недостаточности обнаружил Институт пространственного планирования Татарстана в дорожном разделе мастер-плана.

Градостроители предлагают сначала тянуть дороги к новым точкам массовой застройки — обязательно с общественным транспортом. Фантастикой сейчас выглядят два новых моста через Волгу, связывающих Казань с Иннополисом и Зеленодольск со свияжским логоцентром. Автобусов нет в половине поселений Казанской агломерации, 90% семей ездят на своих машинах — к такому выводу исследователи пришли в транспортном разделе.

Нужно поднять качество и доступность автобусов, а параллельно — зажимать свободу автовладельцев дорогой парковкой и штрафами Нужно поднять качество и доступность автобусов, а параллельно — зажимать свободу автовладельцев дорогой парковкой и штрафами Фото: «БИЗНЕС Online»

Главный совет — курс на общественный транспорт, иначе к 2050-му на 1 тыс. жителей будет 600 машин. Начать предлагают с простых опробованных в мире решений. А это не просто обновление подвижного состава, но и брутто-контракты, сеть выделенных автобусных полос. Нужно поднять качество и доступность автобусов, а параллельно — зажимать свободу автовладельцев дорогой парковкой и штрафами. Например, платные парковки могут расползтись по дворам до «Салават Купере». Само собой, нужно метро — его видят в будущем аж в Куюках; нужны железная дорога и транспортно-пересадочные узлы. Линия скоростного трамвая может дойти из Казани до Зеленодольска, обеспечивая связность проекта «Большой Зеленодольск».

Урбанизация, хаотичная застройка, влияние производств на экологию стали причиной тренда на деградацию «зеленых легких» Казанской агломерации, к такому выводу пришли исследователи в разделе, посвященном благоустройству и озеленению. В подготовленном мастер-плане градостроители фиксируют дефицит кадров и питомников, настаивают на переписи деревьев и предлагают бороться с излишествами в паркостроении — это удорожает дальнейшее содержание.

Фантастикой в местном климате также выглядят советы строить ливневые сады, зеленые крыши, тротуары подвесные и с подогревом. Зеленый каркас предлагают беречь, защищать и к 2050 году связать сетью новых велопешеходных маршрутов вдоль рек.