«Возможно, есть некоторые опасения, что уважаемые присяжные склонятся к какому-то мнению, прочитав статьи», — заявили «БИЗНЕС Online» потерпевшие по делу предполагаемых лидеров ОПГ «Перваки». По их ходатайству Верховный суд РТ сегодня закрыл от слушателей резонансное дело. При этом еще день назад в прениях выступили гособвинители, которые просили присяжных признать подсудимых виновными. Подсудимые, которые находятся в статусе обвиняемых почти 15 лет, в шоке, их адвокаты считают, что нарушено право на защиту. Детали громкого решения — в материале «БИЗНЕС Online».
К слову, 6 июня исполнится ровно 15 лет с момента предъявления подсудимым обвинения, и за все это время судебные разбирательства всегда были открытыми для слушателей и прессы
На что сослались потерпевшие
Сегодня в Верховном суде РТ продолжились прения по делу предполагаемых лидеров ОПГ «Перваки». Накануне в открытом режиме перед коллегией присяжных выступило гособвинение, далее должны были выступить потерпевшие (а их на процессе трое), а затем очередь должна была дойти до подсудимых и их защитников.
К слову, 6 июня исполнится ровно 15 лет с момента предъявления подсудимым обвинения, и за все это время судебные разбирательства всегда были открытыми для слушателей и прессы. Однако сегодня случился нонсенс — потерпевшие заявили ходатайство о закрытии процесса, причем не только на время их выступления в прениях, но и до конца рассмотрения дела.
Ходатайство о закрытии процесса в напечатанном виде подал Руслан Атнагулов, брат Тимура Атнагулова, убитого в 1999 году директора казанского филиала «Русского радио» и основателя пейджингового агентства RCA. Такое же ходатайство, только написанное от руки, подала дочь убитого предполагаемого лидера ОПГ «Калуга» Вячеслава Татарова. Потерпевшие ссылались на ст. 241 УПК РФ («Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства»).
Бывший глава ФСС Павел Лоханов, получивший срок за взятку, просил, чтобы ему заменили режим и отпустили из колонии на принудительные работы. Лоханову отказал суд первой инстанции, решение он обжаловал в ВС РТ. Но прессу с заседания удалили.
«Поскольку он возражает, не хочет, видимо, чтобы что-то раскрывалось, представителей СМИ прошу удалиться», — заявил 8 апреля председательствующий по делу. Решение по Лоханову будет принято 6 мая.
Судья Александр Шемуранов это ходатайство удовлетворил, причем не уходя в совещательную комнату. Т. е. теперь после выступления прокуроров, которые поддержали свои обвинения перед присяжными, гласно не выступит никто. Всех слушателей и СМИ моментально удалили из зала.
Владислав Мухин — единственный, кто заключен под стражу
«Возможно, есть некоторые опасения, что уважаемые присяжные склонятся к какому-то мнению, прочитав статьи»
По делу проходят 6 обвиняемых. Владислав Мухин — единственный, кто заключен под стражу. Еще трое — Фирдинат Юсупов, Сергей Сардаев, Леонид Андреев — находятся на свободе. Двое подсудимых скончались до начала процесса — Александр Ерусалимский погиб в 2002 году, Валентин Лукоянов умер в 2021-м. Накануне гособвинители просили присяжных признать их всех виновными в нескольких убийствах, бандитизме и незаконном хранении оружия. В 2013 году нынешним подсудимым по тому же самому обвинению уже выносили оправдательный приговор, однако впоследствии он был отменен. После этого рассмотрение дела реанимировали и запускали заново в связи со сменой состава присяжных.
Самое резонансное убийство, которое вменяли «Первакам», произошло в 1999 году. В Казани в подъезде своего дома был застрелен 32-летний бизнесмен Тимур Атнагулов — директор и совладелец ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» — в конце 90-х годов крупнейшего в Татарстане оператора пейджинговой связи. Кроме того, Атнагулов выступал учредителем «Русского радио» в столице республики. Ходили слухи, что дела предпринимателя в свое время пошли в гору из-за покровительства «Перваков», а когда прибыль становилась все солиднее, тот якобы отказался платить им за помощь. Так или иначе, следствие считает, что убили Атнагулова из-за того, что он не хотел допускать усиления влияния «Перваков» на свой бизнес.
Еще пять убийств, по версии следствия, были связаны с расколом группировки. В частности, Виктора Гусева, как считают следователи, убили после того, как заподозрили в предательстве — посчитали, что он планировал перейти в «бригаду Бибика». Также в результате внутренних разборок погиб Константин Николаев по прозвищу Чекист. «Бригадой Феди», считает следствие, были также устранены члены других группировок — Марат Исхаков (ОПГ «Камаевские») и Татаров (ОПГ «Калуга»). С Сергеем Васиным якобы расправились по причине того, что Лукоянов якобы хотел завладеть автостоянкой на улице Камая, которой управляла будущая жертва.
Обвинение поддерживают прокуроры Сергей Якунин и Альфия Явдолюк. Вчера они в очередной раз эмоционально пересказали обвинительное заключение, и никто на закрытии процесса не настаивал. Сегодня риторика гласности сменилась. При этом за закрытыми дверями якобы прозвучало, что публикации в СМИ могут повлиять на решение присяжных.
Потерпевшие Татаровы: «Мы хотели выступить без всех присутствующих. Позиция [потерпевшего Атнагулова], может быть, изменилась после напечатанных в СМИ слов [с процесса]»
Сами прокуроры в разговоре с журналистами после процесса отмечали, что инициатива закрытия процесса от них не исходила и потерпевшие якобы с ними не согласовывали, когда закрывать процесс. «Если бы это была наша инициатива, то вас бы убрали после того, как выступят потерпевшие. Так что это не в наш огород камень. Я вчера прочитал три статьи, мне нормально. Если бы в статьях были изложены потерпевшие, мне было бы еще лучше», — прокомментировал решение суда Якунин.
Потерпевшие Татаровы отметили в разговоре с журналистами, что они «перестраховались», написав такое ходатайство. «Мы хотели выступить без всех присутствующих. Позиция [потерпевшего Атнагулова], может быть, изменилась после напечатанных в СМИ слов [с процесса]. Возможно, есть некоторые опасения, что уважаемые присяжные склонятся к какому-то мнению, прочитав статьи», — рассказала Яна Татарова.
Она добавила, что никаких угроз ни ей, ни ее семье за время процесса не поступало. Еще раз отметим, что накануне гособвинение выступило в открытом режиме, после чего в СМИ появились публикации с позицией прокуроров, а теперь позиции защиты в открытых данных не будет.
Адвокат Лукоянова Вера Грохова считает, что потерпевшие боятся оправдательного решения из-за того, что процесс будет освещаться в СМИ
Адвокаты обвиняемых: «Это нарушает право на защиту!»
Защитник Андреева Николай Иванов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что до сегодняшнего дня ни один из участников прений не заявлял о том, что имеется «угроза безопасности». «Все было открыто, открыты данные, и в СМИ были фотографии. С чем связано сегодняшнее решение — я не знаю, но понимаю, что они сейчас боятся, пытаются просто предотвратить вообще любые попытки срыва судебного заседания, в том числе и оказание давления на присяжных. За 25-летнюю практику я сталкиваюсь с таким впервые. Необоснованное закрытие судебного заседания — это нарушение. Нельзя просто так взять и захотеть, чтобы в зале не было никого», — сказал он.
Адвокат Лукоянова Вера Грохова также считает, что потерпевшие боятся оправдательного решения из-за того, что процесс будет освещаться в СМИ. «Это все выглядело так, будто они хотят закрыть процесс, чтобы он никак не обозревался. Вчера выступали гособвинители, и им выгодно, чтобы в СМИ отразилась версия гособвинения и их прения. Им абсолютно не нужно, чтобы у присяжных перед глазами был повтор наших, например, прений. Чтобы у присяжных оставалась [в СМИ] только картинка гособвинения, к которой они могли бы возвращаться в случае чего. Мое мнение, что это нарушает право на защиту, потому что наш процесс всю дорогу был открытый, закрывался только в исключительном случае по ходатайству отдельных свидетелей. Это было всего раза два за все время, и там были основания. Сегодня потерпевшие не заявили ни об одном факте, что на них как-то негативно что-то отразилось. Очень важно, что они напрямую сказали о том, что прямых угроз им не поступало», — сказала Грохова.
Артур Акмаев: «Мое мнение заключается в том, что сторона, которая говорит правду и призывает к правильному, справедливому, не будет скрываться за дверями закрытого процесса»
Многолетний адвокат Юсупова Артур Акмаев, который вел дело с 2010 года, позже был отстранен, но продолжил ходить на процесс в качестве слушателя, в разговоре с «БИЗНЕС Online» также отметил, что потерпевшие воспользовались правом закрыть процесс исключительно для того, чтобы прения защиты не смогли убедить общественность в необоснованности обвинения.
«У Атнагулова свой мотив: он боится реакции общественности на свое выступление. На протяжении всех судебных процессов (а это начиная с 2012 года) он видел, как публика реагировала на его слова, выражение злобы и его несдержанность. Думаю, он решил воспользоваться этим правом и для того, чтобы сторонние слушатели не смогли оценить будущие выступления защиты и подсудимых, понимая их аргументированность и боясь, что прения защиты убедят общественность, в том числе посредством освещения суда в СМИ, в необоснованности обвинения. Мое мнение заключается в том, что сторона, которая говорит правду и призывает к правильному, справедливому, не будет скрываться за дверями закрытого процесса. А значит, им стыдно или боязно во всеуслышание заявить о правдивости своих доводов. Я думаю, что правду исподтишка не говорят», — сказал он.
Сами подсудимые были также удивлены сегодняшним решением закрыть процесс буквально перед их выступлением. «Адвокаты заявили протест, что можно закрыть процесс, но только когда выступают Атнагулов или Татаровы. Остальное же можно открытым сделать? Они конкретно сказали, что СМИ влияет на мнение общественное и присяжных…» — поделился Сардаев.
Дело «Перваков» — самый долгий процесс в современной истории России
Отметим, что в апреле стукнуло 14 лет и 9 месяцев с тех пор, как Юсупову впервые предъявили обвинение. И теперь уголовное дело предполагаемых лидеров «Перваков» стало самым долго рассматриваемым в истории современной России.
Предыдущий «рекордсмен» был в Санкт-Петербурге. Там 14 лет и 8 месяцев судили генерального директора ООО «Анри Центр» за контрабанду нефти. Но там процесс затягивался из-за того, что статья Уголовного кодекса о контрабанде была отменена в 2011 году, поэтому приговор приходилось пересматривать из раза в раз. В итоге гендиректор была осуждена в 2022-м (уголовное дело стартовало в 2007-м).
Что касается так называемой бригады Феди, то здесь судебные тяжбы начинались 4 раза. В 2013 году второй состав присяжных оправдал подсудимых по всем эпизодам, но после этого приговор отменили, дело началось заново в 2020-м, после чего состав присяжных вновь сменился, т. к. они выбывали один за другим. Год назад судебное следствие началось заново, и в процессе суд отстранил практически всех договорных адвокатов, сменив их защитниками по назначению. Причины были схожи — замечания на реплики.
Отметим, что подсудимым по делу «Перваков» грозит наказание до пожизненного лишения свободы. Наказание назначит суд в том случае, если присяжные признают подсудимых виновными. Если присяжные оправдают обвиняемых, то уголовное дело будет прекращено.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.