«Это бред какой-то!» — единственное, что сказал экс-директор ТК «Кара алтын» Ильнар Валиев, выслушав обвинение, которое ему предъявляют. Его судят за уклонение от уплаты налогов на 174 млн рублей и выводе 92 млн рублей со счетов фирмы. Все это, как считают СКР, УБЭП и прокуратура, делалось за счет фиктивных сделок с контрагентами, в числе которых, например, фирма «7 озер». О том, сколько контрагентов было замешано в сделках, за что им якобы платил «Кара алтын» и как племянник экс-главы Госжилфонда Азат Абдуллин смог избежать суда, — в материале «БИЗНЕС Online».
В чем обвиняют Валиева (на фото сзади)? В деле два эпизода, первый — по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере»). Еще одно преступление, в котором его обвиняют, — неправомерный оборот средств платежей (ч. 1 ст. 187 УК РФ)
Дело о «бумажном НДС» стартовало со второй попытки
Уголовное дело в отношении экс-директора ООО «ТК „Кара алтын“» Ильнара Валиева поступило в Вахитовский суд Казани еще три месяца назад, в середине февраля. Федеральный судья Марина Шаронова провела по делу предварительное заседание, назначила дату основного процесса, на который ни Валиев, ни его защитник Юрий Некрасов не пришли по уважительным причинам. И вот вчера наконец в деле был объявлен старт судебному следствию. Государственный обвинитель, старший помощник прокурора Вахитовского района Казани Андрей Кучаев начал читать обвинительное заключение.
Но для начала судья провела формальные процедуры. Например, она установила личность фигуранта. Валиев сказал, что ему 40 лет, не женат и не работает. Далее слово перешло гособвинителю.
В чем обвиняют Валиева? В деле два эпизода, первый — по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере»). Максимальное наказание по данной статье — лишение свободы на срок до 5 лет. Но есть и альтернативные санкции: например, штраф до 500 тыс. рублей или принудительные работы на срок до 5 лет. Еще одно преступление, в котором обвиняют Валиева, — неправомерный оборот средств платежей (ч. 1 ст. 187 УК РФ). Самое строгое наказание по нему — до 6 лет колонии. Расследованием уголовного дела занимался следователь «налогового» отдела СУ СКР по РТ Марат Гарифуллин, который, к слову, ранее возбуждал дела в отношении крупных алкотрейдеров республики, в итоге пополнивших казну почти на 400 млн рублей. При этом их уголовные дела до суда не дошли. Закон позволяет следующее: если ущерб был погашен, дело требуется прекратить. Ущерб, установленный следствием по «Кара алтын», — 174 млн рублей — никто не выплатил.
При этом, как ранее писал «БИЗНЕС Online», Валиев был не единственным фигурантом дела. Изначально у следствия были претензии и к Азату Абдуллину — племяннику бывшего главы ГЖФ Талгата Абдуллина. Они с Валиевым в 2014 году вместе учредили ТК «Кара алтын». Но в 2017-м Абдуллин оставил компанию, уйдя с руководящего поста и продав свою долю. С претензиями силовиков в свой адрес он был не согласен, заявив нашему корреспонденту, что в те времена, когда он управлял компанией, нарушений не было. Однако то, что сегодня Абдуллина не оказалось на скамье подсудимых, не значит, что претензии к нему отпали. По нашим данным, уголовное дело в отношении него было прекращено по одной простой причине — в прошлом году истекли сроки давности. В случае с ч. 2 ст. 199 УК РФ это 6 лет; преступление с его участием, по версии следствия, было совершено в 2017–2018 годах.
Так что отдуваться Валиеву теперь придется в гордом одиночестве.
Всего следствию удалось установить 63 контрагента, с которыми у «Кара алтын» были договорные отношения якобы только на бумаге
В чем обвиняют экс-директора ТК «Кара алтын»
Фабула уголовного дела уместилась в один том — на 120 страниц. Гособвинитель Кучаев на вчерашнем заседании успел огласить только четверть всего объема. Однако «БИЗНЕС Online» с помощью источников смог полностью восстановить картину, которую собрало следствие и затем утвердила прокуратура.
По версии СКР и прокуратуры, Валиев совершал преступления с октября 2018-го по январь 2021-го. В этот период, установило следствие, компания вела деятельность — торговала топливом и другими подобными продуктами. Соответственно, оказывала своим заказчикам разные работы, услуги, продавала товары. И по закону она должна была заплатить с них НДС: до 2019 года — 18% от выручки, с начала 2019-го — 20%.
Но Валиев решил не платить. Для этого фирма стала заключать договоры с другими компаниями — якобы заказывала у них разные услуги, покупала товары и т. д. Как итог, у «Кара алтын» появлялось право на налоговый вычет. Следствие уверено: эти сделки были нереальными, договоры были фиктивными, как и счета-фактуры и другие документы, связанные с этими фирмами.
Всего следствию удалось установить 63 контрагента, с которыми у «Кара алтын» были договорные отношения якобы только на бумаге. С некоторыми из них у «Кара алтын» были постоянные взаимоотношения — например, только с компанией «7 озер», которая располагалась в соседнем офисе на улице Островского, у них было заключено порядка 200 договоров за два с половиной года. Хотя по факту, считают в СКР, эта фирма реальную деятельность не вела. Все «фиктивные» сделки заняли почти 100 страниц обвинительного заключения.
Компании из Татарстана: «Юла8» (раньше называлось ООО «Юта-сервис»), «Интер-системс», «Лен», «Пантеон», «Лента+», «АВ Моторс», «Агент 29», «Строймаркет», «Оле7», «Первый комиссионный», «Модерн софа», «Герман Авто 116», «Альянс Авто», «7 Озер», «Татсмесь».
Компании из Москвы: «Гермес», «Динго», «Интерио», «Редстар», «Гамма», «Гарант», «Строймаркет», «Алгоритм», «Димаш», «Бумеранг», «Герлен», «Голден сити», «Мотивы ремонта», «Портиман», «Вист», «Лира», «Норд», «ДБК», «Астра», «Весна».
Компании из Марий Эл: «Сигма», «Форестгрупп», «Строительная компания «Кристалл», «Афон», «Спецгарант», «Аврора», «Статус», «Родис», «Эклипс», «Диамант», ВДК «Хольц», «Бастион», «Решение», компания «Малахит», «Ромекс», «Атрокс», строительная компания «Основание», «Сокол», «Дельта», ТД «Алмаз», «Фактум плюс», «Лотос», мебельная фабрика «Кляйн гросс», «Каскад», «Строительный комбинат», «Промтехмаркет».
Компании из других регионов: торговый дом «Агротехмаркет» (Челябинск), «Металл Сервис» (Нижегородская область).
СКР считает, что Валиев передавал фиктивные счета-фактуры «неустановленному лицу», которое вело бухгалтерию. Это «лицо» на основании этих документов готовило налоговые декларации, подписывало их электронной подписью Валиева и направляло в налоговую. Таким образом, пришло к выводу следствие, ТК «Кара алтын» недоплатило в бюджет 174 448 501 рубль.
Поддельные платежки — в сумме на 92 млн рублей — Валиев распорядился отправить в банки, что, собственно, «неустановленное лицо», бухгалтер, и сделало
Обвинение: не только уклонялся от НДС, но и выводил деньги?
По версии следствия и прокуратуры, Валиев также решил вывести деньги со счетов ТК «Кара алтын», для чего «имитировал» взаимоотношения с контрагентами. Так, он дал поручение тому же «неустановленному лицу», которое вело бухучет, готовить платежные поручения. Сделок в реальности не было, но «лицо» об этом не знало — обвинение уверено, что Валиев просто ввел его в заблуждение.
Например, компании «7 озер» перевели 31 млн рублей — 8,6 млн рублей как «возврат по договору процентного займа», еще 22,4 млн — за непоставленный товар по договору аж от 2015 года. Фирме «АВ Моторс» заплатили 35,6 млн за Mercedes-Benz S350, GLE 300 и GLS 400, Lexus RX300, Volkswagen Touareg, BMW X4. Компании «Альянс авто» — тоже за машины — 16,8 млн рублей, фирме «Интер систем» — 7,7 млн за бензин, еще 500 тыс. рублей — фирме «Лента+», а также 300 тыс. компании «Статус» — тоже за ГСМ.
Поддельные платежки — в сумме на 92 млн рублей — Валиев распорядился отправить в банки, что, собственно, «неустановленное лицо», бухгалтер, и сделало. В итоге по фиктивным документам деньги были перечислены в адрес этих фирм. Это, по версии СКР и прокуратуры, повлекло «противоправный вывод» денег из «Кара алтын».
Сам Валиев сначала разговаривать с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не захотел, лишь бросил, выходя из суда: «Это бред какой-то!» Правда, позже все же добавил: поставки реально были, контрагенты не фиктивные.
«Доначисления произведены ввиду того, что взаимоотношений с указанными контрагентами не было. А они на самом деле были. Соответственно, вычеты обоснованны», — заявил защитник Валиева Некрасов. Более подробную позицию они планируют представить во время судебного процесса.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.