«Мы хотим расширяться! Благодаря поддержке руководства республики нами разработан проект нового культурного и креативного пространства под открытым небом для жителей Казани и туристов на территории института», — говорит о планах развития Казанского государственного института культуры его ректор Роза Ахмадиева. За 5 лет на посту ректора ей удалось коммерциализировать проекты студентов, выйти с ними на международный уровень, а жены глав государств стран БРИКС уже присматриваются к коллекциям молодых дизайнеров из КазГИКа. Как музыкант по образованию стала доктором педагогических наук, какие уникальные тренажеры вуза заказывают на производствах, как сохраняют традиции и внедряют инновации в творческом вузе — в нашем интервью.
Роза Ахмадиева: «Когда я была маленькой и не умела говорить, то уже ловко отбивала ритм ножками!»
«Нас готовили не просто к профессии, а к служению искусству»
— Роза Шайхайдаровна, карьера творческих людей часто берет начало с детских лет. Вы мечтали выступать на сцене?
— Мое детство неразрывно связано с творчеством. И здесь я хочу выразить огромную благодарность своим родителям, всей моей семье, бабушкам и дедушкам. Когда я была маленькой и не умела говорить, то уже ловко отбивала ритм ножками! Мой папа играл на гармошке, хотя он не музыкант. В те времена народная культура была живой и яркой — все проходило через обряды: это и «Каз өмәсе» с щипанием гусей и с щедрыми застольями, и сенокосы, и помощь соседям — все это объединяло людей.
После окончания школы передо мной открывались разные дороги. Мне хорошо давалась математика — родные видели меня экономистом. Также в нашей семье есть мастера спорта, сама я была гибкой и спортивной — предлагали идти в гимнастику.
Но судьба распорядилась иначе. Я посещала множество кружков, училась в музыкальной школе. И однажды мой педагог из Дворца пионеров твердо сказала: «Ты должна поступать в музыкальное училище!» Так я окончила его, затем приехала в Казань и стала студенткой Казанской государственной академии культуры и искусств.
— Почему вы выбрали именно Казань?
— Наше Октябрьское музыкальное училище дало мне сильную базу, но душа просила большего. И тогда мы с мамой за полгода до поступления в академию культуры и искусств отправились в Казань, чтобы познакомиться с городом. Помню, как мы вышли у театра имени Камала и я спросила у прохожих, где находится академия. И мне не просто показали дорогу — с улыбками и теплом чуть ли не за руку довели до места! Эта открытость людей и очарование Казани сразу покорили мое сердце.
А когда я переступила порог академии, судьба подарила мне встречу с преподавателем Надеждой Мусиной — легендой, ветераном, человеком, который сразу разглядел во мне творческую личность. «Ты и поешь, и танцуешь? — сказала она. — У нас как раз новый набор!» Тогда же я познакомилась с Джавидом Абдурраимовичем и Рафиком Тазетдиновым — талантливыми людьми, которых уже нет с нами, но чьи уроки и тепло до сих пор со мной. Они прослушали меня, увидели потенциал — и вот я уже часть их команды.
А дальше — шаг за шагом. Завершив обучение в академии, я стала преподавателем, доцентом, заместителем декана, заместителем ответственного секретаря приемной комиссии, профессором, проректором, и последние пять лет я ректор этого института.
«Я не чувствую разрыва между творчеством и научной работой»
— Во время учебы в вузе возникала мысль о том, что можете его возглавить?
— Нет, я даже не задумывалась об этом! Я осваивала творческую специальность, у нас был замечательный коллектив, мы много выступали. Нас готовили не просто к профессии, а к служению искусству. На защите дипломного проекта председатель аттестационной комиссии, выслушав меня, сказал, что я обязательно должна пойти в аспирантуру. Его слова стали решающими — уже на следующий день я принесла документы в приемную комиссию. Так начался мой путь в науку, и он оказался невероятно увлекательным!
Но главное, я не чувствую разрыва между творчеством и научной работой.
Чем дольше я работаю в сфере высшего образования, тем сильнее убеждаюсь: культура и наука неразделимы. Ведь именно деятели культуры через музеи, библиотеки, театры воспитывают личность с самого детства. А за этим стоит огромный труд научных сотрудников: они сохраняют нашу историю, интерпретируют ее, делают живой.

— По какой специальности вы обучались?
— Моя специальность – руководитель хорового коллектива, преподаватель, методист народного художественного творчества. Студентами мы часто выезжали в деревни в фольклорные экспедиции — записывали песни, обряды, хореографические движения, которые хранит в памяти старшее поколение. Это не просто сбор материала — это возрождение живой традиции. Культура Республики Татарстан многогранна, и наша миссия — сохранять, исследовать и передавать дальше народную художественную культуру разных народов. Сегодня мы дополняем эту работу цифровыми технологиями, чтобы традиции оставались актуальными и доступными.
«Моя специальность — «руководитель хорового коллектива, преподаватель, методист народного художественного творчества»
Я горжусь тем, что студенты моего первого выпуска сегодня руководят учреждениями культуры, ведут исследовательскую работу, выступают экспертами. Они говорят: «Те знания, что вы нам дали, помогают нам оставаться профессионалами». И это лучшая награда!
Даже если человек не связан с искусством напрямую, именно музыка, танец, народные традиции развивают в нем чувство гармонии, креативность, умение мыслить глубже.

— Работая в вузе, вы продолжали учиться и заниматься наукой. Каким исследованиям себя посвятили?
— Изначально я хотела писать кандидатскую диссертацию о народной художественной культуре — этой теме тогда уделяли так мало внимания! Но позже моя тема расширилась. Ведь традиции, которые мы с коллегами буквально по крупицам собираем в экспедициях, оказываются мощнейшим инструментом воспитания. Они формируют личность эффективнее многих современных методик.
«Через песни, спектакли, фестивали мы учим детей правилам дорожного движения»
И жизнь преподнесла новый вызов. Когда я увидела страшную статистику детского травматизма на дорогах, поняла: культура может и должна спасать жизни. Так родилась моя докторская диссертация — на стыке искусства и безопасности жизнедеятельности. Как это работает? Через песни, спектакли, фестивали мы учим детей правилам дорожного движения. И это дает потрясающие результаты! В 2024 году наши юные инспекторы движения из простой татарстанской деревни заняли первое место в России, а я получила премию правительства Российской Федерации в области образования. Но главная награда — видеть, как наша работа сохраняет жизни.
Знания — в успешный бизнес: от VR-тренажеров до модных показов
— Как изменился вуз с того времени, когда вы учились?
— Мир меняется, и мы должны меняться вместе с ним. Пандемия стала испытанием для всех артистов: без зрителей и сцены многие теряли веру в себя, в профессию. Мы пересмотрели учебные программы, сделали их более практичными, ориентированными на реальные запросы работодателей.
Наш вуз — пожалуй единственный в стране, где соединились творчество и технологии. В рамках нацпроекта мы создали Инжиниринговый центр в сфере культуры. У нас появился интерактивный музей с реконструкцией культуры народов Поволжья, VR-тренажеры для работы с виртуальной реальностью. Да, культура может быть высокотехнологичной! И мы это показали в рамках заявки по программе развития университетов «Приоритет-2030». КазГИК стал единственным творческим вузом-кандидатом на участие в этой программе в России.
«Наш вуз — единственный в стране, где соединились творчество и технологии»
Мы также вышли на международный рынок. Наши студенты Наиля Бурганова, Тимур Турсункулов, Эльвина Давлиева, Айгуль Садриева, Ания Галимова представляют свои коллекции, созданные в Казанском государственном институте культуры на международных и всероссийских показах мод: International Fashion* Award (Италия, Милан), Stockholm International Fashion Fair (Швеция, Стокгольм), Mad Mood Milano Fashion Week (Италия, Милан), ASPARA Fashion Week (Казахстан, Тараз), Tajikistan Fashion Week (Таджикистан, Душанбе), «Свята Льну» (Республика Беларусь, Минск), «Содружество моды» (Россия, Санкт-Петербург), Tatarstan Fashion Week (Россия, Казань), «Этно-Fashion» (Россия, Болгар). И это только начало!
Сегодня мы координируем 26 центров прототипирования по всей стране. Представляете масштаб? Это 26 творческих лабораторий будущего, где художники осваивают цифровые технологии, музыканты работают с электронными инструментами нового поколения, дизайнеры создают прототипы в виртуальной реальности.
— То есть при вас вуз начал коммерциализироваться? Может ли он сегодня сам себя содержать?
— Знаете, когда речь заходит о коммерциализации нашего вуза, я предпочитаю говорить осторожно. Ведь, как показывает мировая практика, для становления стабильного бизнеса требуется от 5 до 7 лет. Мы начали этот путь всего три года назад, но уже сегодня с гордостью можем говорить о первых серьезных результатах.
«Как показывает мировая практика, для становления стабильного бизнеса требуется от 5 до 7 лет. Мы начали этот путь всего три года назад, но уже сегодня с гордостью можем говорить о первых серьезных результатах»
Наши главные коммерческие проекты — это, во-первых, уникальные обучающие тренажеры для реального сектора экономики. Когда молодой специалист приходит на производство, например в текстильную промышленность, работодатель берет на себя огромную ответственность за его обучение и безопасность. Наш тренажер позволяет пройти все технологические цепочки в виртуальной реальности, работать над ошибками без риска для производства.
Во-вторых, наш интерактивный музей уже вызвал интерес на уровне министерства промышленности. После визита представителей ведомства поступило предложение тиражировать этот опыт во всех региональных краеведческих музеях страны.
И, конечно, наше fashion*-направление! От идеи до реализации — весь процесс в руках студентов. На саммите стран БРИКС в Казани жены глав государств специально задержались у нашей экспозиции. А Валентина Матвиенко на ассамблее в Петербурге выделила наши работы среди коллекций известных дизайнеров. Сегодня наши студенческие бренды уже представлены на крупнейших торговых площадках, в том числе на маркетплейсах. Причем это не просто учебные проекты — это полноценный бизнес с оборотом и клиентами.
И кто сказал, что в культуре нельзя заработать? Это устаревший стереотип! Наши выпускники — тому подтверждение: среди них уже 20 миллионеров! Ни один творческий вуз страны не может похвастаться такими результатами. Студенты начинают зарабатывать еще во время учебы. Это пространство для умных, смелых и амбициозных. Посмотрите на кино, концерты, digital**-арт — это многомиллиардные индустрии!
«Студенты начинают зарабатывать еще во время учебы. Это пространство для умных, смелых и амбициозных»
— Сколько сегодня студентов в КазГИКе?
— За пять лет число обучающихся увеличилось на 32 процента. С 1 767 студентов в 2019 году до 2 323 студентов в 2024 году. К нам приезжают учиться из более чем 80 субъектов Российской Федерации и из 24 стран! Мы создали уникальную экосистему подготовки специалистов, где академические знания встречаются с реальной практикой. Наши студенты начинают работать над конкретными проектами уже с первого курса — в Национальной библиотеке, на телевидении, в производственных компаниях. Так, наша базовая кафедра телевидения работает в стенах ГТРК «Татарстан». Директор Фирдус Гималтдинов лично курирует каждого студента. Благодаря такому подходу наши выпускники работают по всей России, причем мы сознательно готовим их для возвращения в родные регионы, чтобы знания и талант служили развитию всей страны.
Сохраняя классическое образование как фундамент, мы активно привлекаем практиков из индустрии. Только в прошлом году у нас прошло 13 успешных защит диссертаций — мы сами растим новых педагогов.
— Расскажите немного о вашем коллективе.
— Наша команда — это почти 500 профессионалов, среди которых доктора и кандидаты наук, лауреаты государственных премий, заслуженные деятели науки, культуры, искусств России и Татарстана. 238 преподавателей работают по уникальной системе — один на один со студентом. Представьте: 2 323 студента получают персональное внимание! Конечно, есть фундаментальные дисциплины, как педагогика, этнокультура, психология. Все остальное — индивидуальные занятия, где педагог становится настоящим наставником.
«Талантливые педагоги получают достойно»
— Какая средняя зарплата в вузе?
— Помню времена, когда 500 рублей была вся моя зарплата, когда ради диссертации приходилось экономить на хлебе… Сейчас все иначе. Талантливые педагоги получают достойно. Базовый оклад доцента — от 40 тысяч рублей, но это лишь фундамент. Реальные доходы формируются через разработку авторских курсов, участие в грантовых программах, коммерциализацию образовательных продуктов, проектную работу с реальным сектором.
Недавно на курсах повышения квалификации учитель музыки жаловался: «Директор клуба не дает 20 балалаек для оркестра». Рядом сидела коллега, которая спокойно сказала: «А я к директору не хожу — живу на грантах». Вот она, новая реальность! Когда педагог становится не просто работником, а автором собственной образовательной траектории.
Кроме того, наши молодые преподаватели, активно участвующие в проектной деятельности, получают в 2–3 раза больше базового оклада. Мы сознательно не называем среднюю цифру, потому что в нашей системе каждый формирует доход самостоятельно.
Образование перестает быть «заводом», где все получают одинаково. Здесь ценят инициативу, инновации, предпринимательский подход.

— Насколько востребованы сегодня ваши выпускники?
— Наши выпускники — это руководители министерств и ведомств разных регионов, ректоры и преподаватели ведущих вузов страны, директора театров, музеев, библиотек, а также выдающиеся деятели культуры и искусства. Они не просто реализуют свой талант, они формируют будущее российской культуры, науки и образования. Их успехи — лучшее подтверждение высокого уровня подготовки нашей школы!
По нашей статистике, 98 процентов выпускников трудоустраиваются. Есть и свободные художники, которые также остаются в профессии.
«Искусство обладает удивительной терапевтической силой, и мы хотим сделать его максимально доступным»
В КазГИКе появятся открытая концертная площадка и летний кинозал для горожан
— Чего сегодня не хватает вузу? Какие у вас планы?
— Перед нами стоит важная задача — создать на нашей территории по-настоящему открытое мультикультурное пространство, поэтому мы хотим расширяться. Благодаря поддержке руководства республики мы уже разработали проект комплексного благоустройства территории. Это будет не просто сквер, а место, где каждый житель города сможет найти что-то для себя.
«В наших планах сделать открытую концертную площадку, где наши студенты будут проводить регулярные выступления, а также летний кинозал под открытым небом»
Искусство обладает удивительной терапевтической силой, и мы хотим сделать его максимально доступным. В наших планах сделать открытую концертную площадку, где наши студенты будут проводить регулярные выступления, а также летний кинозал под открытым небом. Также мы хотим открыть пространство для научного туризма с использованием возможностей нашего инжинирингового центра. Я искренне верю: знания о культуре должны выходить за стены аудиторий.
Моя мечта — превратить наш кампус в профессиональную творческую лабораторию и площадку для диалога между наукой и искусством, в место силы для всех, кто ищет вдохновение.

Сегодня как ученый я прошла все ступеньки, в то же время могу профессионально выйти на сцену и исполнить произведение. Но именно как руководитель, как ректор, я хочу передать накопленный опыт и знания нашим студентам, чтобы они развивали нашу страну. Я считаю, что культура в цифровую эпоху должна выполнять несколько важнейших функций. Это и терапия для души, и драйвер креативной экономики, и мост между традициями и инновациями.
«Недавно наши студенты заняли первое место в лыжных гонках, и я горжусь этим результатом! Сама регулярно занимаюсь спортом и поддерживаю активный образ жизни»
— Как вы, женщина-руководитель, находите баланс между работой и личной жизнью?
— Когда искренне любишь свою профессию, она перестает быть просто работой, а становится частью жизни. Я обожаю свой коллектив, каждого студента, каждый проект.
Любой руководитель, особенно в сфере культуры, должен быть гармоничной личностью. Поэтому я всегда нахожу время для творчества и саморазвития. Люблю читать, постоянно изучаю новую литературу, это необходимо для личностного роста. Люблю рукоделие, вышивание, это помогает мне медитировать, находить душевное равновесие. И, конечно же, спорт. Недавно наши студенты заняли первое место в лыжных гонках, и я горжусь этим результатом! Сама регулярно занимаюсь спортом и поддерживаю активный образ жизни.
— Наш традиционный вопрос: каковы три секрета успеха в вашем деле?
— Неважно, руководите ли вы вузом или бизнесом — сердце организации всегда составляют люди. Любить свою команду, студентов, коллег — значит видеть в каждом уникальную личность с безграничным потенциалом. Именно эта любовь заряжает энергией и помогает преодолевать кризисы. Руководитель также должен быть примером такого «вечного студента» — любознательного, открытого, гибкого. Как ректор, я ежедневно учусь. И третий секрет — это быть нужным и помогать людям. Помочь студенту найти призвание, преподавателю — реализовать идею, вузу — стать центром притяжения для города.
Визитная карточка руководителя
Ахмадиева Роза Шайхайдаровна — ректор Казанского государственного института культуры, профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент, академик-секретарь отделения социально-экономических наук Академии наук Республики Татарстан.
Родилась 13 августа 1979 года в городе Октябрьском Башкирской АССР. Окончила Казанский государственный университет культуры и искусств по специальности «руководитель хорового коллектива, преподаватель, методист народного художественного творчества» (2003). Заслуженный деятель науки РТ (2016). Лауреат премии правительства Российской Федерации в области образования (2024), победитель всероссийского конкурса «Знание.Лектор» (2025).
2003–2004 — преподаватель кафедры татарской музыки Казанского государственного университета культуры и искусств.
2004–2008 — заместитель декана факультета социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств.
2008–2015 — директор государственного бюджетного учреждения «Научный центр безопасности жизнедеятельности».
2015–2019 — первый проректор по учебной работе Казанского государственного университета культуры и искусств.
2018–2020 — и. о. ректора Казанского государственного института культуры и искусств.
С февраля 2020 года — ректор Казанского государственного института культуры и искусств.
Сфера научных интересов — проблема психолого-педагогического обеспечения подготовки специалистов по формированию компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности в системе непрерывного профессионального образования. Имеет более 250 научных публикаций в ведущих российских педагогических изданиях, в том числе в зарубежных.
Визитная карточка Казанского государственного института культуры
Вуз основан в 1969 году. Сейчас здесь обучаются 2 323 студента, в том числе иностранных. Число сотрудников — около 500.
В КазГИКе реализуется образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, ассистентуры-стажировки, а также по программам профессионального обучения и программам дополнительного образования.
Обучение в институте осуществляется по очной, очно-заочной и заочной формам.
На базе КазГИКа работает Центр непрерывного образования, Инжиниринговый центр, Проектный офис программы «Приоритет-2030», Центр инноваций и предпринимательства. КазГИК координирует деятельность 26 Центров прототипирования по России, один из которых действует также на базе института.
Фото предоставлены КазГИК
fashion — фешен
digital — диджитал
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.