«Услуга оказывалась своевременно и оплачивалась, я даже не подозревал, что он не работает на данной машине», — разводил в суде руками директор МУП ДРЭУ Кировского района Альберт Ибрагимов. В МУП, по версии следствия, были фиктивно устроены знакомые и родня водителей Сергея Миронова ради доплат за переработки. Ибрагимов уверял: об этом ему никто не рассказывал, а предыдущий директор был скрытным. Сейчас его уже не допросить — он умер. О том, как Ибрагимов, переживая за МУП, поручал переделать путевые листы от фиктивного водителя и почему диспетчер решила расписываться за него в журнале, — в материале «БИЗНЕС Online» из зала суда.
Ибрагимов рассказал, что возглавляет ДРЭУ примерно с апреля 2022-го
Директор МУПа нашел «косяки» в путевых листах
Пожалуй, главным свидетелем в деле экс-главы администрации Кировского и Московского районов Сергея Миронова мог стать бывший руководитель МУП ДРЭУ Кировского района Казани Юрий Карапузов. Ведь именно ему, по версии следствия и обвинения, Миронов давал указания фиктивно трудоустраивать работников, чтобы водители экс-главы КирМоса могли получать доплаты. Но Карапузов умер еще до возбуждения уголовного дела — специалиста, руководившего МУПом больше 20 лет, не стало в январе 2024-го.
При этом за два года до своей смерти Карапузов оставил руководящий пост. Пару-тройку месяцев он еще поработал заместителем директора того же МУПа и вышел на пенсию. Управлять ДРЭУ стал Альберт Ибрагимов. И, судя по его вчерашнему выступлению в суде, обо всех махинациях, описанных в фабуле уголовного дела, он и не догадывался.
По версии СКР и прокуратуры, экс-глава КирМоса несколько лет оплачивал переработки собственным водителям, но не из своего кармана.
Так, водителю Владиславу Златковскому, который работал с сентября 2016 года, он обещал по 15 тыс. рублей в месяц за то, что тот задерживался на работе, а иногда был вынужден работать и в выходные, и в праздничные дни. Для этого Сергей Миронов якобы дал указание директору МУП «ДРЭУ Кировского района Казани» Юрию Карапузову устроить в организацию жену водителя Златковского. Екатерина Златковская была принята дорожной рабочей, но по факту не работала и получала зарплату, которую переводила своему мужу. И почти за три года, которые была трудоустроена женщина, с 2017-го по 2020-й, на нее «потратили» 787 тыс. рублей: 603 тыс. рублей — зарплата, остальное — налоги.
Затем история повторилась с водителем Альбертом Шараповым. Зная, что на балансе администрации был Ford Mondeo, Миронов якобы дал указание Карапузову трудоустроить водителем на этот Ford брата Шарапова. За два года, с февраля 2020-го по апрель 2022-го, брат Шарапова получил на карту 348 тыс. рублей — это была зарплата за работу водителем Ford (обвинение, напомним, уверено, что он был трудоустроен фиктивно). Более того, МУП заплатило за него налоги еще на 106 тыс. рублей.
Когда брат Шарапова уволился, последний «привел» ему на замену своего знакомого Валерия Зайчикова, заявив ему, что устроиться на работу надо будет только по бумагам, а трудиться за него, мол, станет он сам. Зайчиков согласился, и все случилось уже по старой схеме, уверено обвинение. С мая 2022-го по март 2024-го МУП перевело Зайчикову за «работу» 388 тыс. рублей и заплатило 118 тыс. рублей налогов. Общая сумма ущерба по этому эпизоду, по версии следствия и обвинения, составила 962 тыс. рублей.
Но на этом доплаты не закончились, полагает обвинение. По его версии, Миронов пообещал Шарапову более высокую доплату за переработки. Для этого «дал незаконное указание» директору МУП «ДРЭУ» фиктивно трудоустроить к себе отца Шарапова, например, дворником, чтобы тот получал зарплату, но при этом не работал. Деньги, которые выплачивались «дворнику», на самом деле предназначались водителю Миронова, считает обвинение. И так с августа 2021-го по февраль 2024-го отец Шарапова, будучи «дворником», «заработал» 674 тыс. рублей (а еще МУП заплатило за него 205 тыс. рублей налогов). Ущерб по данному эпизоду следствие оценило в 879 тыс. рублей. И, как следует из обвинительного заключения, Шарапов в целом за четыре года работы получил доплаты на 1,4 млн рублей, или в среднем по 29 тыс. рублей в месяц.
Эти эпизоды следствие квалифицировало как превышение полномочий (ст. 286 УК РФ), Миронов вину не признает.
Ибрагимов рассказал, что возглавляет ДРЭУ примерно с апреля 2022-го. МУП, по его словам, заключало контракты с администрацией Кировского и Московского районов на услуги по содержанию Ford Mondeo — машины, которая находилась на балансе КирМоса. По контракту администрация платила около 27 тыс. рублей в месяц МУПу, а то в свою очередь предоставляло водителя на Ford и покрывало затраты на обслуживание машины и бензин. Водитель о работе должен был отчитываться — заполнял путевые листы, и вместе с другими документами их предоставляли администрации. Претензий у заказчика никогда не было, указал Ибрагимов.
При этом он отметил, что контракты, которые интересуют обвинение — в 2021 и 2022 годах, — заключал не он, а его предшественник Карапузов. И затем они пролонгировались — лично Ибрагимов подписывал контракт в 2023 году. В 2022-м, когда Карапузов только ушел с должности директора, в ДРЭУ водителем на этот Ford устроился Валерий Зайчиков (по версии обвинения, устройство было только на бумаге).
Ибрагимов рассказал, что лично с ним не знаком. «Контракт был заключен, а водителя не было, — объяснил свидетель причину трудоустройства Зайчикова. — Услуга оказывалась своевременно и оплачивалась, я даже не подозревал, что он не работает на данной машине». При этом, по словам Ибрагимова, на такую зарплату, которую предлагали водителю — около 19 тыс. рублей, естественно, никто не шел. Поэтому поиском кандидатов занималась сама администрация — водитель ведь нужен, по сути, для них.
По его словам, в первом квартале прошлого года в администрации была «плановая стандартная» проверка. В это время ему оттуда позвонили и «тактично» попросили посмотреть, все ли у них в порядке с документами. Ибрагимов поднял путевые листы, которые должен был заполнять водитель, работавший по контракту с администрацией на Ford Mondeo. И увидел, что подписи водителя везде разные. «Я попросил старшего диспетчера посмотреть и по возможности поправить путевые листы, потому что я больше переживал за свое предприятие», — рассказал Ибрагимов.
Примерно в феврале – марте 2024 года, по словам Шигаповой, от Ибрагимова поступило задание — поднять все путевые листы по Зайчикову и распечатать их заново
Почему старший диспетчер решила расписываться за фейкового водителя
Энже Шигапова как старший диспетчер в ДРЭУ Кировского района отслеживает технику, которая чистит дороги, ведет учет рабочего времени, ГСМ, выдает путевые листы. По ее словам, водители, которые устроены в МУП, каждый раз перед сменой приходят к ней и получают «путевки». Проходят осмотр у медика, затем получают задание на смену и едут работать. В конце смены эти путевые листы они подписывают у мастера и возвращают диспетчерам. Зайчиков, по ее словам, так не делал — она вообще его в ДРЭУ не видела, ни на какие осмотры он не приходил. А путевые листы для него распечатывали сразу на месяц и передавали администрации. Оттуда в МУП возвращались уже заполненные бумаги.
Примерно в феврале – марте 2024 года, по словам Шигаповой, от Ибрагимова поступило задание — поднять все путевые листы по Зайчикову и распечатать их заново. «Корректировки мы не делали», — уверяла Шигапова, отмечая, что все первоначальные данные, указанные в путевых листах, остались теми же. Бумаги передали администрации, оттуда они вернулись с печатью и подписью Зайчикова. В ДРЭУ проставили на них печати и подписи медика и механика. Старые экземпляры уничтожили. Для чего это надо было делать, Ибрагимов не объяснял, да и сама Шигапова у него не спрашивала.
Более того, рассказала Шигапова, диспетчеры ведут журнал учета путевых листов — «для себя и водителей». В журнале указаны дата и номер путевого листа, фамилия водителя, остаток ГСМ, когда заправляли машину. Там диспетчеры расписывались за Зайчикова сами. «Так как Зайчиков не приходил, а журнал нам все равно нужно вести для порядка и учета, мы заполняли за него, закорючку ставили [вместо подписи], — призналась Шигапова, согласившись с тем, что, по сути, она сама решила так делать. — Указания такого никто не давал. Просто я ставила там закорючку, чтобы хронология шла…» Шигапова заявила, что не знает, работал ли Зайчиков реально или нет — ее попросту это не интересовало.
Миронов уточнил у Ибрагимова: если водителя не было, то ему и не платили? Руководитель ДРЭУ ответил утвердительно
Ибрагимов о мертвых душах: «Для меня это стало откровением!»
Как бы ни хотелось гособвинителю Лилии Сурковой расспросить директора ДРЭУ о фиктивном трудоустройстве других мертвых душ — Екатерины Златковской, Рустема и Эмиля Шараповых, но Ибрагимов разводил руками — все они были трудоустроены еще до того момента, как он встал у руля предприятия.
Но, например, Шарапов-старший, который якобы работал дворником несколько лет, увольнялся уже при Ибрагимове. С заявлением тот пришел в феврале – марте 2024 года. «Я спросил, почему он увольняется, ведь совсем дорожных рабочих нет. Мне сказали, что устроен человек из администрации», — заявил Ибрагимов. По его словам, тогда он и не знал, что Шарапов даже метлу в руках не держал. Тайна для него открылась только во время следственных мероприятий. Только тогда начальник участка Тагир Каримов признался, что на самом деле рисовал Шарапову рабочие часы. «По просьбе старого директора был устроен на работу, — сказал Ибрагимов. — Я тоже не понял, почему [начальник участка заполнял табель учета рабочего времени, если человек не работал]. Наверное, они думали, что предыдущий директор мне что-то рассказал, пояснил по данному вопросу. Он человек в целом скрытный. Они, наверное, думали, что я знаю, поэтому ничего не говорили…» Но Ибрагимов уверял: ничего такого ему Карапузов не передавал, когда уходил с директорского кресла. «Он был закрытый человек, мы практически не разговаривали», — признался он. И добавил: когда это все вскрылось, он был удивлен: «Для меня, честно, это стало откровением».
Тогда адвокаты Миронова снова начали расспрашивать о водителе Зайчикове. Тот, отвечая на вопросы Николая Соколова и Тимура Табакчи, заявил, что никто из администрации или откуда-то еще не давал ему указания принять на работу Зайчикова. Он был просто вынужден это сделать сам: контракт на обслуживание Ford Mondeo есть, значит, нужен и водитель.
Миронов уточнил у Ибрагимова: если водителя не было, то ему и не платили? Руководитель ДРЭУ ответил утвердительно: мол, в таких случаях приходилось досрочно расторгать контракт и возвращать администрации деньги, выделенные ею на оплату водителя.
А еще Миронов интересовался тем, был ли Ибрагимов заинтересован в том, чтобы полностью укомплектовать штат ДРЭУ. Тот снова соглашался. Правда, непонятно, как бы могли в укомплектовании штата помочь фиктивные рабочие: по словам Ибрагимова, при нехватке рабочих рук объем задач не уменьшался, просто справляться с ним приходилось еще бо́льшими усилиями.
«В обязанности директора входит контроль за фактическим выполнением работы сотрудниками, теми же дворниками?» — уточнила у него гособвинитель.
«Директор отвечает, честно говоря, за все, — тяжело вздыхая, отреагировал Ибрагимов. — Но я не могу о каждом знать, работает или не работает. У меня есть специальные люди. Если был какой-то сигнал, записка, что человек не выходит — конечно, мы бы приняли меры. <…> Ситуация тяжелая с финансами у предприятия, и моя задача, чтобы мы не умерли, хотя стоим на коленях. У меня мысли только, как расшевелить данное предприятие, цель была поставить на рельсы…»
При этом Ибрагимов считает, что этим преступлением его предприятию был причинен ущерб. Как минимум в случаем с фиктивным трудоустройством дворника Шарапова, ведь ему ДРЭУ платило зарплату, что называется, из своего кармана. «А по водителям — нам сколько платили заказчики, столько мы и отдавали», — развел руками Ибрагимов, говоря о муниципальных контрактах с администрацией. Несмотря на это, гражданский иск МУП не заявляло, да и представитель организации на одном из первых заседаний заявила, что ущерб исчислен следствием. Впрочем, мать подсудимого Ирина Миронова частично — на 1,6 млн рублей — уже его погасила.
Допрос свидетелей продолжится на следующем процессе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.