В этот четверг в театре им. Джалиля премьера — свою версию бессмертного «Лебединого озера» представит один из главных танцовщиков прошлого века Владимир Васильев В этот четверг в театре им. Джалиля премьера — свою версию бессмертного «Лебединого озера» представит один из главных танцовщиков прошлого века Владимир Васильев Фото: © Руслан Кривобок, РИА «Новости»

Хореограф на юбилей

В этот четверг в театре им. Джалиля премьера — свою версию бессмертного «Лебединого озера» представит один из главных танцовщиков прошлого века Владимир Васильев, которому завтра исполнится 85 лет. Многолетнее сотрудничество с Васильевым можно считать беспроигрышным вариантом для руководства Татарского театра оперы и балета, ведь хореограф нынешнего «Лебединого озера» давно вошел в круг великих, вызывающих бурные овации любым своим публичным появлением, тем более на сцене, в любом качестве.

Народный артист СССР ставит в Казани уже третий спектакль, он это делает раз в пять лет к очередной своей круглой дате. В 2015 году это был «Даруй нам мир», балет на музыку Мессы си минор Баха, в 2020-м — «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема Моцарта. И пусть первый спектакль показали на сцене театра им. Джалиля не более десятка раз, а второй (не забудем о пандемии) и того меньше. Зато ТАГТОиБ возил свои творения на историческую сцену Большого театра, где их показывали по случаю круглой даты Васильева. Так будет и на этот раз — «Лебединое озеро» заявлено в Большом на 22 апреля.

Между тем очевидно, что именно сегодняшняя премьера — самая интригующая работа великого советского танцовщика в столице Татарстана. На главные вопросы о новой версии балета Чайковского отвечает театральный критик и историк балета, автор «БИЗНЕС Online» Арсений Суржа.

«Для Казани — возвращение на сцену одной из самых обсуждаемых и спорных версий великого балета Петра Ильича Чайковского» «Для Казани — возвращение на сцену одной из самых обсуждаемых и спорных версий великого балета Петра Ильича Чайковского» Фото: «БИЗНЕС Online»

1. Что за событие?

В Татарском театре оперы и балета им. Джалиля готовится премьера балета «Лебединое озеро» в постановке Васильева — легендарного танцовщика и одного из самых знаковых артистов XX века. Для Васильева это особый факт — 85-летие мэтра совпадает с блоком премьерных показов. Для Казани — возвращение на сцену одной из самых обсуждаемых и спорных версий великого балета Петра Ильича Чайковского.

2. Кто автор постановки?

Васильев — это имя, вписанное в золотой фонд советского балета. Как танцовщик, он стал символом мужественной, драматической, пластически мощной школы, выступал с Майей Плисецкой и Екатериной Максимовой, создавая образы, вошедшие в историю. Однако как хореограф Васильев оставался фигурой неоднозначной: его «Анюта» признана настоящей жемчужиной камерного балета, но масштабные формы, такие как «Лебединое озеро», были восприняты публикой и критиками намного сдержаннее.

3. Почему эта постановка — спорная?

Балет Васильева впервые вышел на сцену Большого театра в 1996 году, заменив классическую версию Юрия Григоровича. Уже тогда спектакль вызвал волну критики. Николай Цискаридзе назвал его «абсолютно абсурдным»; те же оценки разделяли признанные критики — Вадим Гаевский, Татьяна Кузнецова, Павел Гершензон, Поэль Карп. Спектакль шел всего 31 раз и был снят с репертуара сразу после увольнения Васильева с поста худрука Большого театра в 2000 году.

Критиковали многое: путаный сюжет, отказ от партии Черного лебедя, чрезмерную декоративность, добавление нового персонажа — злого отца принца. Костюмы, сценография (все создано самим Васильевым) были признаны эклектичными и перегруженными. Отсутствие записи спектакля делает его почти «утраченной главой» истории отечественного балета.

Балет Васильева впервые вышел на сцену Большого театра в 1996 году Балет Васильева впервые вышел на сцену Большого театра в 1996 году Фото: © Юрий Абрамочкин, РИА «Новости»

4. Что изменилось?

Казанская премьера не простое восстановление. По словам артистов, Васильев пересобирает фрагменты постановки, вводит новые элементы, адаптирует спектакль для нынешней труппы. Это придает проекту черты перерождения — своего рода ревизию старых решений с позиции прожитых лет. Возможно, мы увидим не только реконструкцию, но и переосмысление.

5. Насколько это важно в балетном контексте?

Сценическое возвращение спектакля, когда-то оказавшегося в опале, — само по себе редкость. Васильев — фигура легендарная, но нечасто появляющаяся в заголовках последних лет. Тем интереснее наблюдать, как казанский театр утверждает курс на сохранение хореографических опусов второй половины XX века, пусть даже спорных. Постановки Георгия Ковтуна, Владимира Яковлева, Александра Полубенцева — в афише. Это путь консервативный, ориентированный на наследие, а не на поиск нового.

6. Казань — столица традиции или эксперимента?

Ответ очевиден: сегодня столица РТ выбирает традицию. Пока в Нижнем Новгороде проходят премьерные спектакли «Лебединого озера» в хореографии Александра Сергеева, одного из самых ярких представителей новой волны, Казань делает ставку на ретроспективу. Это лишает город лидерства в развитии современной балетной мысли, но подчеркивает его роль как хранителя хореографического наследия.

Даже спорная, неидеальная постановка в юбилейный год мэтра приобретает дополнительное значение. Это возможность увидеть, как легенда прошлого возвращается к своей работе спустя почти три десятилетия Даже спорная, неидеальная постановка в юбилейный год мэтра приобретает дополнительное значение. Это возможность увидеть, как легенда прошлого возвращается к своей работе спустя почти три десятилетия Фото: «БИЗНЕС Online»

7. Стоит ли идти на спектакль?

Безусловно, да, если вы хотите прикоснуться к живой истории. Даже спорная, неидеальная постановка в юбилейный год мэтра приобретает дополнительное значение. Это возможность увидеть, как легенда прошлого возвращается к своей работе спустя почти три десятилетия. Это шанс задуматься о природе успеха и неудачи в искусстве, о времени, которое переоценивает и пересобирает смыслы. Быть свидетелем такого события уже причина для визита в театр.