Сегодня в Татарском театре оперы и балета им. Джалиля — премьера «Лебединого озера» в редкой версии прославленного танцовщика и хореографа Владимира Васильева. Спектакль, впервые поставленный в Большом театре в 1996 году и вскоре снятый с репертуара, возвращается на сцену в переработанном виде — к 85-летию мастера. Балет Васильева — одна из самых спорных трактовок знаменитой партитуры Чайковского, но именно это делает премьеру событием: спектакль обещает не только сценическое действо, но и культурный диалог о том, что считать классикой и как искусство переживает свои ошибки. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В этот четверг в театре им. Джалиля премьера — свою версию бессмертного «Лебединого озера» представит один из главных танцовщиков прошлого века Владимир Васильев
Хореограф на юбилей
В этот четверг в театре им. Джалиля премьера — свою версию бессмертного «Лебединого озера» представит один из главных танцовщиков прошлого века Владимир Васильев, которому завтра исполнится 85 лет. Многолетнее сотрудничество с Васильевым можно считать беспроигрышным вариантом для руководства Татарского театра оперы и балета, ведь хореограф нынешнего «Лебединого озера» давно вошел в круг великих, вызывающих бурные овации любым своим публичным появлением, тем более на сцене, в любом качестве.
Народный артист СССР ставит в Казани уже третий спектакль, он это делает раз в пять лет к очередной своей круглой дате. В 2015 году это был «Даруй нам мир», балет на музыку Мессы си минор Баха, в 2020-м — «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема Моцарта. И пусть первый спектакль показали на сцене театра им. Джалиля не более десятка раз, а второй (не забудем о пандемии) и того меньше. Зато ТАГТОиБ возил свои творения на историческую сцену Большого театра, где их показывали по случаю круглой даты Васильева. Так будет и на этот раз — «Лебединое озеро» заявлено в Большом на 22 апреля.
Между тем очевидно, что именно сегодняшняя премьера — самая интригующая работа великого советского танцовщика в столице Татарстана. На главные вопросы о новой версии балета Чайковского отвечает театральный критик и историк балета, автор «БИЗНЕС Online» Арсений Суржа.
«Для Казани — возвращение на сцену одной из самых обсуждаемых и спорных версий великого балета Петра Ильича Чайковского»
1. Что за событие?
В Татарском театре оперы и балета им. Джалиля готовится премьера балета «Лебединое озеро» в постановке Васильева — легендарного танцовщика и одного из самых знаковых артистов XX века. Для Васильева это особый факт — 85-летие мэтра совпадает с блоком премьерных показов. Для Казани — возвращение на сцену одной из самых обсуждаемых и спорных версий великого балета Петра Ильича Чайковского.
2. Кто автор постановки?
Васильев — это имя, вписанное в золотой фонд советского балета. Как танцовщик, он стал символом мужественной, драматической, пластически мощной школы, выступал с Майей Плисецкой и Екатериной Максимовой, создавая образы, вошедшие в историю. Однако как хореограф Васильев оставался фигурой неоднозначной: его «Анюта» признана настоящей жемчужиной камерного балета, но масштабные формы, такие как «Лебединое озеро», были восприняты публикой и критиками намного сдержаннее.
3. Почему эта постановка — спорная?
Балет Васильева впервые вышел на сцену Большого театра в 1996 году, заменив классическую версию Юрия Григоровича. Уже тогда спектакль вызвал волну критики. Николай Цискаридзе назвал его «абсолютно абсурдным»; те же оценки разделяли признанные критики — Вадим Гаевский, Татьяна Кузнецова, Павел Гершензон, Поэль Карп. Спектакль шел всего 31 раз и был снят с репертуара сразу после увольнения Васильева с поста худрука Большого театра в 2000 году.
Критиковали многое: путаный сюжет, отказ от партии Черного лебедя, чрезмерную декоративность, добавление нового персонажа — злого отца принца. Костюмы, сценография (все создано самим Васильевым) были признаны эклектичными и перегруженными. Отсутствие записи спектакля делает его почти «утраченной главой» истории отечественного балета.
Балет Васильева впервые вышел на сцену Большого театра в 1996 году
4. Что изменилось?
Казанская премьера не простое восстановление. По словам артистов, Васильев пересобирает фрагменты постановки, вводит новые элементы, адаптирует спектакль для нынешней труппы. Это придает проекту черты перерождения — своего рода ревизию старых решений с позиции прожитых лет. Возможно, мы увидим не только реконструкцию, но и переосмысление.
5. Насколько это важно в балетном контексте?
Сценическое возвращение спектакля, когда-то оказавшегося в опале, — само по себе редкость. Васильев — фигура легендарная, но нечасто появляющаяся в заголовках последних лет. Тем интереснее наблюдать, как казанский театр утверждает курс на сохранение хореографических опусов второй половины XX века, пусть даже спорных. Постановки Георгия Ковтуна, Владимира Яковлева, Александра Полубенцева — в афише. Это путь консервативный, ориентированный на наследие, а не на поиск нового.
6. Казань — столица традиции или эксперимента?
Ответ очевиден: сегодня столица РТ выбирает традицию. Пока в Нижнем Новгороде проходят премьерные спектакли «Лебединого озера» в хореографии Александра Сергеева, одного из самых ярких представителей новой волны, Казань делает ставку на ретроспективу. Это лишает город лидерства в развитии современной балетной мысли, но подчеркивает его роль как хранителя хореографического наследия.
Даже спорная, неидеальная постановка в юбилейный год мэтра приобретает дополнительное значение. Это возможность увидеть, как легенда прошлого возвращается к своей работе спустя почти три десятилетия
7. Стоит ли идти на спектакль?
Безусловно, да, если вы хотите прикоснуться к живой истории. Даже спорная, неидеальная постановка в юбилейный год мэтра приобретает дополнительное значение. Это возможность увидеть, как легенда прошлого возвращается к своей работе спустя почти три десятилетия. Это шанс задуматься о природе успеха и неудачи в искусстве, о времени, которое переоценивает и пересобирает смыслы. Быть свидетелем такого события уже причина для визита в театр.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.