Андрей Беляков — основатель и руководитель ГК «Бриз» Андрей Беляков основатель и руководитель ГК «Бриз»
— Запретить — самое простое, но я с этим решением, наверное, соглашусь. Однако поскольку мы на месте не стоим и эволюция человечества продолжается, наверное, эти электросамокаты должны войти в нашу жизнь с четкими правилами. Которых сегодня не существует. Ни по полосам движения, ни по скорости.
Средняя скорость пешехода составляет 5 километров в час. Соответственно, и самокат должен двигаться со скоростью не более пешеходной. У нас этого закона нет сегодня. Так что передвижение на электросамокатах по тротуарам должно быть запрещено. Второе. Велодорожек либо отдельных полос для этого транспорта нет. А «ущемлять» автобусные полосы для этих электросамокатов просто нереально. Соответственно, приходим к выводу, что, пока эти вопросы не решатся, электросамокаты не должны существовать ни на пешеходных тротуарах, ни на проезжей части.
Сам я прокатом не пользовался и пользоваться не буду. Это я гарантированно могу сказать. Потому что правил не существует — раз, и не устроены площадки, где люди могут на них спокойно кататься, — два. Давайте мы обяжем тех, кто продает эту услугу, устроить площадки для этих электросамокатов, и люди там будут этой услугой пользоваться. Если я имею автомобиль, я же отчисляю с него транспортный налог, который идет на строительство дорог.
Вот пусть и эти владельцы кикшеринговых фирм отчисляют налог, и, когда эти деньги накопятся, для этих электросамокатов построят площадки в парках и скверах. В каких-то отдельных зонах! У нас же парк «Урам» для скейтбордистов обустроили? Они же не в скверах, не в парках катаются, у них есть своя развлекательная площадка. Ну так сделайте специальный электродром для таких самокатов!
Михаил Блинкин — директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики
— Ничего не надо запрещать. В мире есть две концепции. Концепция номер один, которую я считаю правильной: средства индивидуальной мобильности на электрическом ходу (самокаты, сигвеи, колеса, там очень много всего придумано) — это средства развлечения и отдыха, и на этих замечательных транспортных средствах молодежь должна кататься в парках, на стадионах, на специально отведенных для этого территориях. Не на проезжей части вместе с автомобилями и не на тротуарах с пешеходами. Там они появляться не должны.
Концепция номер два: средства индивидуальной мобильности с электрическим движком — это один из способов городской мобильности, и для них надо найти место среди прочих способов городской мобильности автомобилей, велосипедов, общественного транспорта. Такая точка зрения тоже существует. Но тогда для них надо создавать особую инфраструктуру. Совместное использование велодорожек я считаю очень опасным. Совсем разная динамика!
Соответственно, есть две точки зрения. Считать это видом развлечения и отдыха и, значит, отправить их в парки и стадионы или открыть им дорогу везде. Я придерживаюсь строго первой точки зрения. Отправить эти электросамокаты в парки, на стадионы, в специально отведенные территории. Потому что меня самого на совершенно замечательном широком собянинском тротуаре чуть не сбил молодой человек на электросамокате. Ладно, у меня хватило ловкости отпрыгнуть. Но я всегда говорю: не все в свое время входили в сборную своего города по легкой атлетике. Не каждый отпрыгнет! Какая-нибудь бабушка попадется под это замечательное транспортное средство. Это очень опасно и делает очень дискомфортным передвижение пешеходов по тротуарам. Но пешеходов в любом случае больше, а значит, и интересы их должны быть защищены больше.
Я сам прокатом никогда не пользовался, хотя в Москве это очень распространено и есть очень серьезное лобби, которое продвигает этот транспорт. Но я считаю, что эта точка зрения глубоко ошибочна и что это не надо развивать. Но огромное количество молодых людей считают, что это замечательно. И здесь городским властям надо принимать очень непростое решение.
Айрат Фаррахов — депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов депутат Госдумы от Татарстана
— Я считаю, что, пока не будут установлены совершенно четкие правила, разрешать пользоваться электросамокатами нельзя. Без правил жить невозможно. Это то же самое, если на дороге отменят все знаки и никто из автомобилистов не будет соблюдать правил. И у нас уже есть совершенно удручающая статистика количества погибших и пострадавших людей [в происшествиях с электросамокатами]. И самое главное — количество пострадавших, которые сами не пользовались самокатами, то есть пешеходов и так далее.
Второе. Мы даем доступ к электросамокатам детям. Уже с 14 лет они имеют банковские карты и, соответственно, могут пользоваться этими самокатами. Но мы же не можем смотреть на это спокойно.
Третье. Предложения «давайте уменьшим скорость», «давайте поставим номера» мы уже проходили. Но количество погибших от этого не уменьшается и мы должны что-то делать.
И четвертое. Ко мне, как к депутату, поступает очень много обращений о том, что власти должны принять решение по этому вопросу. Поэтому надо установить правила, консенсус. А когда появятся правила, можно будет говорить о разрешении электросамокатов.
Я сам воспользовался прокатом электросамоката один-единственный раз, когда моя 15-летняя дочка на прогулке предложила проехаться. И один-единственный раз я на нем прокатился. Да, мне было интересно. Но, проехав, я понял, насколько это небезопасно. Потому что, действительно, все это непросто: и на дорогу можно выскочить, и в пешехода врезаться, на собаку наехать, которая с пешеходом идет. Но самое опасное — когда дети начинают носиться на этих электросамокатах наперегонки.
Рашит Низамов — ректор КГАСУ Рашит Низамов ректор КГАСУ
— Я понимаю ребят из бизнеса, которые закупили самокаты, много вложились. И сейчас они, так скажем, в непонимании и волнении. Однозначных, единых правил пользования электросамокатами нет. Кто-то разрешает, кто-то — нет. Тем не менее, как обыватель, как человек, который ходит пешком с внуками, я, конечно, не поддерживаю идею самокатчиков.
Конечно, ребятам удобно передвигаться и так далее. Но человек должен думать и о том, удобно ли это для окружающих — его движение по нашим пешеходным пространствам, когда он все время рискует кого-то сбить. Человек может задуматься, засмотреться, а самокат едет очень быстро и всякое может случиться. Поэтому я категорически против всего этого самокатного бизнеса. Хотя, конечно, это удобно, придает мобильности людям. Тем не менее моя позиция такая, что я против того, чтобы у нас параллельно с пешеходами катались самокатчики. Отдельных пространств для их передвижения у нас нет, а в таком виде, как это происходит сейчас, это ненормально.
Я сам только однажды имел опыт езды на самокате. Это было в Буинске, мы с одним знакомым рано утром проехались по парку. Но в силу того, что я плохо владею этим видом транспорта, особого удовольствия я не испытал. Поэтому, собственно говоря, мне не о чем будет сожалеть, если эти самокаты вообще отменят. Если бы я был уверенным самокатчиком, который каждый день катается и которого могут лишить любимой игрушки, я бы переживал. А так — нет.
Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»
— Запретить — это у нас самое любимое слово. Чуть что не нравится — сразу надо запретить. Но ведь что получается? Самокат — это удобная вещь, ничего не скажешь. Подошел, взял, доехал, поставил. Это очень удобно! Но конфликт интересов в том, что для одних это удобно, а для других — возможность похулиганить.
Я всегда думаю о том, что для того, чтобы получить разрешение на оружие, нужно пройти бог знает какую медицинскую экспертизу и прочее. А сесть за руль автомобиля, пока тебя без прав не остановит ГАИ, может любой. Так же и за руль самоката встанет любой. И ему, этому любому, все равно, где он едет, с какой скоростью, есть ли там женщины и дети. Да хоть и взрослые мужчины — какая разница. Конечно, если бы было все наше общество законопослушным, а все люди — культурными и воспитанными, электросамокат можно бы было считать неотъемлемым элементом современной жизни. Но, так как у нас этой культуры нет, я за то, чтобы этих электросамокатов не было.
Или нужен допуск к этим самокатам: права и прочая ответственность. Ведь за руль этого электросамоката может встать любой! Лишь бы деньги были… А это неправильно. Надо лицензировать. Запрещать — нет, а лицензировать — да.
Пользовался ли я сам прокатом электросамокатов? Нет, как-то не приходилось, не ездил. У меня стаж вождения автомобиля где-то 46 лет, но я бы не рискнул. Я один раз сел на мотороллер «Муравей» — и тут же врезался в дерево. Потому что никаких навыков его вождения у меня не было. Я думал: ну что там, мотоцикл я вожу, а мотороллер не смогу, что ли? Ан не смог. А мораль тут такая, что не умеешь — не лезь. Мораль такова, что человек должен быть ответственным за свои поступки. И до той поры, пока человек не осознает ответственности за свои поступки, ему нельзя доверять инструменты повышенной опасности. Будь то фрезерный станок, электросварка или тот же электросамокат. Все равно. То, что представляет повышенную опасность, должно осознаваться пользователем как инструмент повышенной опасности и личной, и общественной.
Азат Гайнутдинов — руководитель АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации», член Общественной палаты РТ Азат Гайнутдинов руководитель АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации», член Общественной палаты РТ
— Мое мнение — лучше пусть на велосипедах катаются, ноги крепче будут, или пешком ходят. Самокат — это для людей, которые вообще уже обленились. Дети не развиваются. Дети спортом должны заниматься. На турнике должны своим весом заниматься, подтягиваться. А сейчас у каждого ребенка смотришь — самокат, самокат. Нужно, чтобы ноги работали, чтобы ноги развивались. Вообще, не надо их пускать в город.
Полезно пешком ходить или на велосипеде ездить. Если разрешать, то арендную плату нужно для них высокую ставить, чтобы не было желания пользоваться самокатом. Я сам в прошлом или позапрошлом году один раз попробовал. Ничего интересного. Я пешком люблю ходить. Вместо самокатов прокат велосипедов организовать — здоровее люди будут.
Альберт Мухаметшин — директор МУП города Казани «ПАТП № 2» Альберт Мухаметшин директор МУП города Казани «ПАТП № 2»
— Мое желание — лишь бы на дорогу не выезжал. По тротуарам не скажу, но на дорогах они очень мешают движению. И вот эти доставки… Они выезжают, ездят как хотят, им очень далеко от культуры вождения. Здесь много вопросов. Много жалоб, что самокаты ездят по основной дорожной сети, поворачивают налево-направо без каких-то предупредительных сигналов. Что хотят, то и делают. Ни я, ни мои знакомые и близкие не пользуются этими вещами.
Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев председатель Торгово-промышленной палаты РТ
— Нет, не надо их пускать в город! Ими надо разрешить пользоваться только где-то на своих участках, на каких-то локальных территориях. На улицу их пускать категорически нельзя, если мы не хотим больших жертв и прочего. В угоду прибыли какой-то горстки людей это делается! Ни по тротуарам их нельзя пускать, ни по дорогам! По тротуарам пустишь — еще хуже будет. А по дорогам — тем более.
Сам я прокатом этих самокатов никогда не пользовался. Пользовались мои друзья, но я понимаю так: вначале это хорошо, а потом — плохо.
Ильдус Янышев — председатель союза велосипедистов РТ Ильдус Янышев председатель союза велосипедистов РТ
— Запрещать всегда проще всего, но это не решение вопроса средств индивидуальной мобильности. В мире явный тренд на то, чтобы люди с автомобилей пересаживались на СИМ (средства индивидуальной мобильностиприм. ред.), в том числе на самокаты.
То, что сейчас происходит, — следствие того, что в свое время в городе не начала создаваться велотранспортная инфраструктура. Это велодорожки, пешеходные дороги, выделенные полосы для СИМ. Это можно было планировать на этапе строительства трасс или объектов Универсиады, когда выделялись большие деньги. И иной альтернативы нет, потому что города переполнены автомобилями, мест парковочных для них нет, пробки. И можно идти только по пути развития общественного транспорта и к нему добавлять средства индивидуальной мобильности, так называемый транспорт последней мили.
Эти средства в настоящее время хорошо индивидуализированы. На них можно ставить номерные знаки, их прокат осуществляется строго по персональным данным, с помощью навигационных систем можно установить разрешенный вид скорости. Просто существует нежелание войти в круг потребностей людей, которые ездят на самокатах именно в транспортных целях. Понятно, что у нас много еще лихачей, которые в нетрезвом виде и по двое катаются на самокатах, но все эти вещи можно регулировать.
А запретить… Люди инвестировали деньги, может, кредит в банке взяли — и что сейчас? Банкротиться? Если ссылаться на то, что есть жалобы или куча аварий, давайте тогда запретим автомобили. Там же ужасающая смертность. А что у нас, не ездят хамоватые водители, которые нарушают правила и ведут себя бесцеремонно? Никому в голову не приходит [запретить автомобили].
Можно запретить шеринговые самокаты, но ведь люди просто купят недорогие индивидуальные самокаты и будут точно так же гонять. И чего этим добьются? Снизят аварийность на какие-то проценты вместо того, чтобы, например, заниматься снижением аварийности на автомобильных дорогах. Это просто нежелание тратить деньги и приложить усилия, поиск самого простого пути. А мир по этому пути не идет. Нужно не запрещать, а урегулировать. И в первую очередь создавать велотранспортную инфраструктуру.
Урбанистика так работает, что мы, к сожалению, выстраиваем наши города для автомобилей, а не для людей. Люди имеют право ходить пешком. Сам я самокатом не пользуюсь, только велосипедом.