«Если по строительству атомных электростанций на Луне наша страна могла бы сотрудничать с Китаем, потому что такой объект мог бы использоваться в военных целях, то в части проектов, связанных с Марсом, Россия может работать вместе с США», — пишет главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Постоянный автор «БИЗНЕС Online» рассуждает, почему Россия и Китай не смогли совместно построить широкофюзеляжный самолет CR929, для чего сменили главу «Роскосмоса» и какова вероятность, что вы погибнете в авиакатастрофе.
Иван Грачев: «На практике подавляющее большинство людей реализует свой творческий потенциал вряд ли хотя бы на 5 процентов»
Советский Союз распался потому, что перестал работать на реализацию великой задачи
Один из моих критиков-комментаторов затронул важнейшую для меня тему: великая страна должна решать великие общечеловеческие задачи, упомянув Дональда Трампа, который делает Америку снова великой, и Китай, который строит общество тотального благоденствия. При этом читатель задает вопрос: а какая великая цель у нынешней России? Великие задачи не предмет «измышлизмов». Они должны следовать из фундаментальной аксиомы жизни о том, что цель деятельности любых живых систем — повышение вероятности выживания. Мой критик абсолютно прав в том, что, если страна, которая сидит на четверти ресурсов планеты (а Россия располагает такими ресурсами с учетом Северного шельфа), не будет решать главные общечеловеческие задачи, она, безусловно, окажется «поставлена под вопрос». И это определяет важность темы.
В личном, индивидуальном плане на цель повышения вероятности выживания человечества, бесспорно, влияет генерирование знаний. Это работа науки, научных работников. Сюда примыкает и работа искусства. Оно также занимается накоплением знаний, только в образной форме. Разница в том, что физик может представить человека материальной точкой массой в 80 кг, связанной с Землей исключительно тяготением. А художник не может так поступить, он должен генерировать образы, отражающие систему «я и мир» во всей полноте. Тем не менее это тоже знания. Именно поэтому мы все созданы по образу и подобию Божию как потенциальные творцы.
В среднем на практике подавляющее большинство людей реализует свой творческий потенциал вряд ли хотя бы на 5%. Отсюда вытекает первая великая задача великой страны: попробовать создать общество, максимально реализующее творческий потенциал людей. В известном смысле Советский Союз был создан для решения этой задачи в рамках коммунистической идеологии. Первый звоночек, ознаменовавший конец СССР, прозвучал в хрущевские времена, когда большинство народа и, что еще более важно, большинство партийных боссов осознали, что это нереализуемая задача, что никакого коммунизма они не построят.
По существу, СССР перестал работать на реализацию великой задачи номер один. Сегодня мы представляем на основе теоретического анализа, практики, что никакого коммунизма не будет. Не будет либерализма, конвергенции, никакого конца истории, а будет биполярный мир со встроенными внутренними противоречиями, которые в известном смысле обеспечивают его развитие.
«Вероятность катастрофического для цивилизации столкновения с космическими объектами намного выше вероятности авиакатастрофы»
России нужно найти современный вариант НЭПа
C точки зрения такого подхода Китай, напомню, реализует ленинский НЭП с очень высоким уровнем порядка. При этом в Поднебесной около 30 млн частных инициатив, балансирующих этот государственный порядок. США, по сути, признали несостоятельность либерализма — то, что попытка реализовать данную идеологию закончилась провалом. Теперь они ориентированы на протекционистский вариант НЭПа с существенно более высоким уровнем личной свободы, при этом с достаточно жестким государством, обеспеченной госсобственностью, довольно строго регулируемой.
Россия по этому пункту на сегодняшний день находится в межеумочном (неопределенном) состоянии с очень мутными отношениями собственности. В этом смысле ей нужно самой найти современный вариант НЭПа, соответствующий ее условиям. Миру она в данном плане ничего предложить не может. Вместе с тем еще раз подчеркну, что каких-либо новых идей с точки зрения решения этой великой задачи ни Штаты, ни Китай предложить миру тоже не могут. Они реализуют достаточно известные подходы, которые, может быть, действительно повышают темпы роста, но ничего принципиально нового в себе не содержат.
В связи с этим на 1-е место среди великих задач на данном этапе выдвигается превращение цивилизации в мультипланетарную. Почему это значимо и важно? По-моему, это совершенно очевидно. Я неоднократно приводил на страницах «БИЗНЕС Online» оценки вероятности падения астероида 2024 YR4, у которого энергетика как у всего ядерного оружия Франции. Совсем недавно появились данные по Апофиc. Апофиc — астероид существенно больше, его энергетика примерно равна всему ядерному оружию Соединенных Штатов. Это уже очень опасный для выживания цивилизации астероид. По расчетам ученых, в 2029 году он пролетит ближе, чем стационарные спутники Земли. Пока вероятность его столкновения с нашей планетой оценивают на уровне от 1 к 250 тыс. и до 1 к миллиону. Это только два объекта из кучи возможных.
Для сравнения я давал оценку вероятности гибели одного человека, когда он садится в самолет. Массачусетский технологический институт недавно оценил такую вероятность по всем авиакатастрофам с 2018 до 2022 год — 1 к 13 миллионам. Моя оценка была — 1 к 10 млн, но я считал по выборочным случаям. Как бы то ни было, вероятность катастрофического для цивилизации столкновения с космическими объектами намного выше вероятности авиакатастрофы.
«Маск и Трамп афишируют то, что США, которые, по их словам, снова станут великими, будут решать великую общепланетарную задачу и американский флаг будет на Марсе»
Маск собирается создать цивилизацию-дублер — фантазер он или нет?
Нельзя также забывать об эпидемиях. Задачу выживания человечества при таких обстоятельствах в будущем должна решать цивилизация-дублер на Марсе. У отца американской термоядерной бомбы Эдварда Теллера была идея формирования атмосферы на Марсе при помощи ядерного удара по полюсу планеты. И вот в западной прессе и соцсетях появились сообщения, что глава Space X Илон Маск обсчитывает эту идею заново в разных вариантах. Но, на мой взгляд, более интересна идея, которую высказывали американские исследователи. Они говорили, что гораздо эффективнее, чем термоядерная бомбардировка, бомбардировка ледяными или азотными метеоритами.
Маск такой вариант не рассматривает. Потому что эти метеориты надо откуда-то притащить, на ракетах Маска подобную задачу не решить. Для этого нужны ракеты с атомными электростанциями. Такие может делать Россия. Я думаю, что это был бы очень значимый шаг по превращению человечества в мультипланетную цивилизацию. И по этой тематике наша страна заведомо впереди планеты всей. Однако разница в подходах здесь велика. Маск и Трамп афишируют то, что США, которые, по их словам, снова станут великими, будут решать великую общепланетарную задачу и американский флаг будет на Марсе. Россия, к сожалению, не анонсирует таких планов, хотя и могла бы сыграть огромную роль в решении данной задачи и имеет для этого все основания.
И так получилось, что, пока я писал этот кусок текста, увидел встречу Владимира Путина с молодежью МГТУ им. Баумана, в значительной степени посвященную космосу. Президент отметил желание молодых талантливых ребят участвовать в марсианских программах, а также своевременность таких программ. Он упомянул, что, вероятнее всего, их реализация невозможна без ядерных буксиров, зафиксировал бесспорное лидерство России в их разработке и желание многих стран сотрудничать с нами в связи с этим.
Думаю, если бы Маск заявил, что создание цивилизации-дублера на Марсе его основная задача, его бы быстренько записали в фантазеры, прожектеры и списали бы. Но он, набрав под эту действительно важнейшую задачу талантливую пассионарную команду, параллельно решает совершенно конкретные и земные задачи. Он продемонстрировал, как работает Starlink (система искусственных спутников Маска), в том числе на Украине, и России с этим мириться непросто. Дальше Маск планирует довести Starlink до уровня общения спутников с мобильными телефонами. Либо существующими, либо близкими к ним, и собирается это сделать в кратчайшие сроки. Это принесет Маску огромные потоки денег.
«Если по строительству атомных электростанций на Луне наша страна могла бы сотрудничать с Китаем, потому что такой объект мог бы использоваться в военных целях, то в части проектов, связанных с Марсом, Россия может работать вместе с США»
Как Россия и США могут помочь друг другу в освоении Марса
В России смена хозяина «Роскосмоса», думаю, отчасти связана с тем, что новый руководитель Дмитрий Баканов занимался системой «Гонец». По сути, аналога Starlink. Думаю, что и из военных, и из практических соображений хотят, чтобы «Роскосмос» решил аналогичную задачу, поставленную Маском.
Также я говорил, что Россия могла бы поучаствовать как один из лидеров в решении этой общечеловеческой задачи, но эффективно она может это делать только совместно. Например, с теми же Соединенными Штатами. Набор двигателей, обычных химических, которые есть и у РФ, и у Маска, в сочетании с ядерными двигателями действительно позволял бы решить задачи такого масштаба в обозримые сроки с точки зрения современных людей. Если по строительству атомных электростанций на Луне наша страна могла бы сотрудничать с Китаем, потому что такой объект мог бы использоваться в военных целях, то в части проектов, связанных с Марсом, Россия может работать вместе с США.
Наработки, которые есть у РФ в части материаловедения, изучения плазменной динамики, могут использоваться в двигателестроении для авиапромышленности. Пример разработки, которая получилась при решении больших фундаментальных задач, — МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет с российским двигателем ПД-14. Как только в Россию запретили поставлять композитные материалы, немедленно был подключен «Росатом», который помог с этой задачей справиться. Проблема таких разработок в том, что российский рынок очень маленький с точки зрения потребности в самолетах, двигателях и т. д. Окупить затраты чрезвычайно трудно.
Проблема может быть решена сотрудничеством с Индией и Китаем. C индусами сотрудничество по военным самолетам идет успешно, и, судя по их военной аналитике, они планируют его продолжать. По гражданской тематике пока так не получается. Для своей гражданской авиации индийские партнеры рассчитывают легко получать американские самолеты на данном этапе. Хотя не факт, что так будет всегда.
«На этой неделе прошла информация, что правительство Китая, по сути, потребовало у всех авиакомпаний страны прекратить закупки Boeing и частей к ним»
Почему Россия не смогла вместе с Китаем собрать пассажирский самолет CR929
А вот в Китае относительно таких перспектив были и есть большие сомнения. C Поднебесной планировался проект по совместному созданию самолета CR929. Поскольку я был в Госдуме РФ депутатом от Татарстана и Иркутска (авиационных городов), я этой темой интересовался детально. Разногласия были в чем? Из-за чего Китай решил делать самолет сам, в своем варианте, и совместный проект превратился в чисто китайский? Россия сдвигала сроки по двигателям, а КНР занимала достаточно эгоистичную позицию по продажам этих самолетов на своем рынке. На мой взгляд, это еще более серьезная проблема.
После ряда совещаний китайцы решили, что самолет соберут свой. На первом этапе будут, по сути, западные двигатели, а потом они создадут что-нибудь свое. Насколько я знаю, на сегодняшний день у них по двигателям особых успехов нет. По поводу использования западных двигателей — тут я всегда считал, что рано или поздно китайцев в этом плане обманут.
На этой неделе прошла информация, что правительство Китая, по сути, потребовало у всех авиакомпаний страны прекратить закупки Boeing и частей к ним. Может, надеются, что, пока Airbus им продолжит все поставлять, они будут полагаться на то, что все равно «заграница нам поможет». Я всегда при возможности китайским коллегам говорил: как только они втянутся в этот проект, Запад обязательно перекроет поставки. Сегодня все к этому идет. Но это как раз основание для возобновления обсуждений совместного русско-китайского проекта по строительству широкофюзеляжного самолета. Возможно, это еще один пример того, как санкции могут повлиять на взаимоотношения России и Китая.
Кстати, на эту тему 11 апреля вышла довольно интересная публикация в New York Times украинского экономиста Алексея Куща. Статья о том, что Россия сильно выиграет от «тарифной войны» США и Китая, будет перераспределение торговых потоков, новые договоренности, часть поставок из США китайцы заменят поставками из РФ (сельхозпродукция, сжиженный газ и т. д.) и что российско-китайская торговля выйдет на 1-е место. Не факт, что именно так и будет. По крайней мере, не сразу. Частичные договоренности между Китаем и США останутся. Но в том, что начнется пересмотр некоторых соглашений, в том числе по авиапрому, по взаимодействию в части ядерной энергетики и космоса, я абсолютно уверен! И к этим изменениям стоит готовиться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.