Сегодня христианский мир отмечает один из главных праздников — Пасху. В честь Светлого Христова Воскресения мы собрали список наиболее значимых православных святынь на территории республики. В него вошли древние чудотворные иконы и мощи почитаемых святых, популярные и неизвестные широкому кругу места паломничества, которые, как многие верят, обладают уникальными свойствами. О том, кому и где молятся о семейном благополучии, у кого просят заступничества и какие еще секреты хранят местные архивы и фонды, — в материале «БИЗНЕС Online».
Поклонение в православии, как и в любой другой монотеистической религии, применимо, только если речь идет о поклонении Богу. Он творец и источник всех благ
Откуда взялось почитание
Поклонение вещам или приписывание им каких-либо чудесных свойств в православии вообще-то дурной тон. Слова «поклонение» наши собеседники из числа священнослужителей рекомендовали вовсе избегать. Особенно это касается мощей святых, вокруг чего периодически возникают споры об идолопоклонничестве.
«Это не поклонение, а проявление уважения. Через поклон как знак почтения, через целование как выражение любви. Если это мощи — [целование] крышки ковчега с ними, раки. Если это икона — поцеловать руку того, кто изображен на иконе. Но все это не есть поклонение именно как некое обожествление этих вещей, предметов», — рассказывает иерей Антоний Ермошин, председатель комиссии Казанской епархии по канонизации святых.
Поклонение в православии, как и в любой другой монотеистической религии, применимо, только если речь идет о поклонении Богу. Он творец и источник всех благ. Все остальное — это почитание, как люди чтят, скажем, своих родителей, предков, учителей. В православии, как и в обычной жизни: глядя на фотографию своих родных, в том числе умерших, человек мысленно представляет их, и они продолжают жить у него в памяти. «Это характерно для человека любой культуры и времени, — отмечает отец Антоний. — В христианстве это осмысляется через почитание как своих родных, но не столько по крови, сколько по вере. Те же святые люди для нас — это наши старшие братья, наставники, обретшие спасение, которые служат теперь для нас духовным ориентиром. Поэтому вещи, связанные с их жизнью, тем более если это телесные останки в виде мощей, — все это пользуется почитанием».
Мы воздаем честь не доске, не изображению, а умом восходим к Первообразу. Поклоняясь образу, мы восходим к Первообразу, то есть к Богу. Поклоняясь святому, мы поклоняемся Богу, прославившему его.

В этом и кроется суть существования святынь в православии. Т. е. это не столько сами предметы, сколько смысл, который они несут в себе. «Святыня — это моменты, которые связаны с жизнью Спасителя, Пресвятой Богородицы или жизнью святых», — говорит руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин.
Воплощением их в нашей жизни принято считать несколько категорий святынь: особо чтимые и чудотворные иконы, мощи святых и отдельные места паломничества. Есть, конечно, еще и другие предметы, достойные статуса святыни, но обо всем по порядку.
Почему люди тянутся только к определенным иконам? По словам наших собеседников, это дело уже сугубо субъективное
О чудотворных иконах
Среди священнослужителей не принято выделять отдельно какие-то иконы. Их предназначение не в этом. «Каждая икона может быть чудотворна», — говорит иеромонах Кирилл Корытко, секретарь Татарстанской митрополии. Причем без разницы, написана она была красками или напечатана на принтере, 500 лет ей или пять минут.
В истории и современной России есть примеры появления чудотворных икон. Скажем, еще пару лет назад в Казань привозили мироточивую икону Божией Матери «Умягчение злых сердец». Это обычная распечатанная на принтере икона, впервые она замироточила еще в 1998 году, в день прославления блаженной Матроны Московской. И мироточит она до сих пор, в чем могли удостовериться и казанцы. Логичного объяснения этому чудесному феномену, несмотря на все попытки, все еще не найдено. Причем в дни трагедий в России лик Божией Матери еще и испускает кровавые подтеки — так было, например, когда затонула подлодка «Курск».
«Все зависит от нашей с вами веры. Мы верим, и Господь откликается на нашу веру. Если мы верим, что икона чудотворна и дает исцеление, то Господь это и дает. Но дает только потому, что мы в это верим», — говорит отец Кирилл. В Церкви есть своя градация по степени важности изображений (скажем, икона Божией Матери стоит чуть выше какого-нибудь святого, т. к. она ближе к Христу, Богу). Но по смыслу они все равнозначны между собой.
Тогда почему люди тянутся только к определенным иконам? По словам наших собеседников, это дело уже сугубо субъективное. Будь то народная молва о производимых чудесах или просто человеку нравится образ с художественной точки зрения — все индивидуально. В этом смысле вспоминают слова, произнесенные митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом в ответ на аналогичный вопрос: «К пустому колодцу за водой не ходят», означающие, что не было бы причины — люди вряд ли бы тянулись к определенным иконам.
Не существует объяснений тому, как после молитвы у той или иной иконы люди исцеляются от болезней. Все это вопрос веры. Но Церковь старается тщательно фиксировать такие факты. Для объявления иконы чудотворной необходимо собрать несколько живых свидетельств проявления чуда.
Фиксируют такие факты и сами верующие, оставляя в благодарность за совершенное чудо перед иконами крестики, колечки, бусинки, облачая образа в золотые оклады (хотя в некоторых храмах это не приветствуется — прим. ред.) и т. д. По ним, войдя в храм, можно четко определить значимость для прихожан той или иконы. Причем традиция исключительно народная и, по словам одного из батюшек, анонимная. Особо ответственные настоятели стараются записывать такие случаи в «летопись храма» для истории. Удается не всегда: люди часто приходят и молча просто оставляют крестики в церковной лавке.
Так у каких икон, считающихся особо чтимыми, в Татарстане больше всего ювелирных украшений? Собрали топ наиболее почитаемых в Казанском крае чудотворных образов.
1. Казанская икона Божией Матери (в соборе Казанской иконы Божией Матери)
Речь идет о том самом списке Казанской иконы Божией Матери начала XVIII века, что в определенных кругах именуется «ватиканским». Но только не священнослужителями — среди них такая формулировка непопулярна. История этой иконы, заменившей в воссозданном соборе Казанской иконы Божией Матери утраченный больше века назад оригинальный явленный чудотворный образ, всем широко известна. В «биографии» иконы есть страницы пребывания и в Англии, и в Нью-Йорке, и в Калифорнии, и в Лиссабоне, откуда она попала в покои папы римского Иоанна Павла II, а уже оттуда ее привезли в Казань к 1000-летию. Но почему-то закрепилось название лишь по последнему месту пребывания — «ватиканская», хотя впору переименовать данный список в «новоказанский». Сути ни то ни другое не меняет — это не менее чудотворная икона, как и та, с которой она была срисована. Ее также почитают верующие. И сегодня именно она главная святыня как формально, так и неформально. О последнем свидетельствует неподдельная народная любовь: в стенах воссозданного собора теперь это главная визитная карточка Казани для тысяч паломников.
2. Седмиезерная икона Божией Матери (в Петропавловском соборе)
Вторая по значимости святыня в Казани, но в отличие от первой оригинальная, датируемая концом XVI — началом XVII века. Это была родовая икона по образу Смоленской иконы Божией Матери, принадлежащая основателю Седмиезерной пустыни под Казанью иноку Евфимию. В самом монастыре, к слову, находится список, также считающийся чудотворным, но вот оригинал иконы пребывает в Казани. Известна Седмиезерная икона тем, что несколько раз спасала город от чумы, из последнего — в пандемию коронавируса. Именно с ней в 2020-м во время ковида митрополит Феофан облетал Казань на вертолете. У иконы удивительная судьба: ее чудом удалось сберечь в советские годы. Долгое время она хранилась в незакрывавшемся храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, где аккумулировались основные святыни. Потом ее передали в Петропавловский собор, где она хранится и сегодня. Находится она в алтаре верхнего храма, отчего увидеть ее воочию — сегодня редкость. Раньше чудотворный образ регулярно выносили по пятницам на вечернюю службу, после чего сразу заносили обратно. Не исключено, что связано это отчасти и с вопросами безопасности: икону несколько раз пытались похитить, и даже однажды удалось это сделать — в 90-е, чудотворный образ вывезли в Москву с целью продажи. Раритет XVI века, оклад с драгоценными камнями — все это даже по меркам тех лет тянуло на десятки тысяч долларов. Благо вовремя сработали опера во главе с легендой местного сыска Павлом Гетманским, вернувшим икону и впоследствии удостоенным за это даже патриаршего ордена.
3. Грузинская икона Божией Матери (в Раифском мужском монастыре)
Оригинал Грузинской иконы Божией Матери считается утраченным, но сохранилось множество чудотворных списков, разбросанных по всей стране. Один из них находится в Раифском монастыре, это главная святыня обители, неразрывно с ней связанная. Известна чудесами исцеления слепых и постановки на ноги хромых. Снята эта копия была еще в середине XVII века, когда только обустраивался монастырь. С тех пор она хранилась там, за исключением советского периода. При разграблении обители икону спасли ученые Казанского университета, которые передали образ в храм Ярославских чудотворцев. Там икона находилась вплоть до начала 90-х годов, пока по решению митрополита Анастасия не была возвращена в Раифу. По значимости как духовной, так и исторической это третья самая главная святыня Казанского края, из-за которой, в частности, и известно местечко Раифа на всю страну.
4. Паммакариста, Всеблаженная икона Божией Матери (в храме Сергия Радонежского на Япеева)
История обретения этого образа сама по себе обладает целым рядом признаков чуда. Когда в 1904 году была украдена явленная Казанская икона Божией Матери из Богородицкого монастыря, патриарх Константинопольский Иоаким III повелел в утешение казанцам отправить список с одной из местных греческих святынь — иконы Божией Матери «Всеблаженная». С этого образа сняли копию, причем довольно идентичную, соблюли вплоть до мозаичного принципа изображения и отправили взамен утраченного образа в Казань, в Богородицкий монастырь. Паммакариста здесь получила статус чудотворной и была известна на всю страну, а потом пропала. Сначала ее вывезли в Петропавловский собор, а после закрытия — во все тот же храм на Арском кладбище, откуда иконы и след простыл. Долгое время о ее судьбе ничего не было известно, пока однажды она не всплыла в архивах Нацмузея РТ, где ее тайно и хранили все это время. Паммакаристу из музейных фондов передали для поклонения верующих в 2018 году. И сегодня она подлинником (есть еще не менее почитаемая копия — в Никольском соборе на Баумана — прим. ред.) хранится в храме Сергия Радонежского на улице Япеева. Причем она вполне доступна для почитания, но продолжает находиться на балансе Нацмузея как «музейный экспонат». Вопросы возврата православных святынь обратно в лоно церкви всегда были очень сложными.
5. Список Казанской иконы Божией Матери (в храме Ярославских чудотворцев)


Многие священнослужители в Казани до сих пор верят в то, что этот образ и есть та самая чудом спасенная первоявленная чудотворная икона Казанской Богоматери. На том, как рассказывают, всегда стоял, например, и митрополит Анастасий, относящийся до сих пор к списку в храме Ярославских чудотворцев с особым почтением. И не без оснований. По одной из версий, в 1904 году была украдена подменная копия явленной иконы, а оригинал монахини тогда вытащили — они регулярно на ночь заменяли главный образ. Так, считают некоторые, и удалось сохранить главную святыню Казани, которая при большевиках хранилась все это время на Арском кладбище. Эта икона и сегодня там — в передней части правого клироса. Узнать ее можно по множеству драгоценностей. Бывалые прихожане по-прежнему особо чтят этот образ. Хотя уже и было доказано учеными, что это лишь одна из многочисленных ранних копий, конкретно эта — середины XVIII века.
6. Феодоровская икона Божией Матери (в Никольском соборе на Баумана)


Это сохранившаяся главная святыня утраченного Казанского Троице-Феодоровского монастыря на Федоровском бугре (место, где сейчас находится Национальная библиотека). Раньше это был один из древнейших монастырей Казани времен Смуты. В советские годы его долго пытались приспособить под разные хозяйственные нужды, но в конечном итоге почти подчистую уничтожили. Потом на этом месте появился Ленинский мемориал, известный также как НКЦ «Казань». Главной святыней монастыря всегда считался один из списков Федоровской иконы Божией Матери (оригинал XII века, кстати, также сохранился — находится в Костроме), который удалось сохранить в Никольском соборе. Он, как и храм на Арском кладбище, был одним из не закрывавшихся в советские годы (ну почти), поэтому в нем сохранились и другие почитаемые в Казани святыни. Помимо Феодоровской иконы Божией Матери и списка Паммакаристы, там еще находится Тихвинская икона Божией Матери, которая раньше оберегала кряшенский Тихвинский приход.
7. Икона Божией Матери «Всецарица» (в храме в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы на Большой Красной)


Считается, что эта икона помогает в исцелении онкологических больных. Неслучайно она находится в Пятницком храме, что на улице Большой Красной, прямо напротив онкологического диспансера, который еще совсем недавно располагался под Казанским кремлем. Сейчас там находится Институт истории им. Марджани, ЦИК и Общественная палата РТ, но исторически белоснежное здание бывшей пересыльной тюрьмы было пристанищем именно «ракового корпуса», для постояльцев которого в одно время и установили через дорогу чудотворную икону. Благодаря «соседям» икона и получила свое почитание. Специально для нее даже построили отдельную небольшую часовню прямо перед входом в старинный храм Параскевы Пятницы.
8. Икона великомученицы Параскевы Пятницы с частицей ее мощей (в Пятницком храме на Большой Красной)
В этом храме с большой и трагической историей, к слову, есть и другие не менее, а возможно, даже и чуть более важные святыни местного православия. В их числе часть Древа Животворящего Креста Господня, привезенная в 2009 году из Италии, а напротив его ковчега — киот с особо почитаемой старинной иконой покровительницы храма — великомученицы Параскевы Пятницы с частицей ее мощей. В сонме святых она является покровительницей полей и скота (возможно, неслучайно тут и другое соседство — с Дворцом земледельцев). Традиционно перед иконой также молятся об исцелении и семейном благополучии. Таких икон на самом деле много в Казани, именно к которым обращаются за счастьем в семейной жизни. Например, в Благовещенском соборе есть список иконы «Зачатие Пресвятой Богородицы», в храме Ксении Петербургской хранятся частицы мощей Петра и Февронии. Каждая из святынь по-своему почитаема среди прихожан: к первой идут за помощью в зачатии детей, ко второй — в создании семьи.
9. Икона Девяти Кизических мучеников (в Свято-Введенском Кизическом монастыре)
В дореволюционные времена это была одна из главных святынь Кизического монастыря в Казани. Как известно, в советские годы один из древнейших монастырей города был разрушен, а сохранившиеся здания приспособили под нужды разных учреждений. Казанцы еще помнят в этом месте, например, военкомат Московского района. Многие призывники уходили в армию именно отсюда, причем считалось, что те, кто уходил именно через Кизический монастырь, возвращались потом домой целыми и невредимыми. Бывалые знают это и помнят, хотя среди нынешних добровольцев СВО, кажется, традиция молитвы перед образом Девяти Кизических мучеников сегодня и не пользуется большой «популярностью». И, несмотря на житие мучеников, имевших разные судьбы, считается, что перед иконой «эффективнее» всего молиться о помощи с поиском работы.
10. Казанский образ Пресвятой Богородицы (в Спасо-Преображенском храме в Больших Кабанах)
Среди широких масс это, пожалуй, малоизвестный образ, если речь, конечно, не о «знающих» паломниках. Село Большие Кабаны является одной из точек паломнического маршрута по Казанскому краю. А все благодаря своему уникальному Спасо-Преображенскому храму, который не закрывался в советские годы и в котором удалось уберечь многие древние святыни. Одна из них — небольшая такая Казанская икона Божией Матери, чудесным образом обретенная в начале прошлого века. Рассказывают, что в летописях храма есть свидетельства мироточения металлического образа и чудесных исцелений от разных болезней и недугов. Помимо этой иконы, в храме есть еще и почитаемая верующими уникальная деревянная статуя «Христос Скорбящий», по своей стилистике больше присущая чему-то католическому. Люди верят, что статуя ходит по ночам, отчего стаптываются надеваемые на нее тапочки. Их регулярно меняют, оставляя себе. Считается, что потом эти тапочки исцеляют от болезней ног и многих других недугов. Подобная же статуя с такими же народными поверьями вокруг нее есть еще в Елабужском районе — в Иоанно-Предтеченском храме села Костенеево. Это, к слову, еще один из тех храмов, что не закрывались в советские годы.
По мере развития православия появлялись разные святые, которые в своей жизни отметились духовными подвигами, прославляющими Бога. Их имена у многих на устах
Святые мощи: что это такое и какое предназначение у них в церковных обрядах
Отдельная традиция в православии — почитание мощей святых. Восходит она еще ко временам Римской империи. Как объяснил отец Кирилл, еще на заре христианства первые его последователи были гонимы, некоторые из них приняли мученическую смерть. В православии пострадавший за Христа, принявший мученическую смерть за веру святой по определению. Первые христиане, не имевшие (а сначала даже отрицавшие необходимость) храмов, вынуждены были собираться в пещерах и катакомбах, где были упокоены первые святые, и молиться прямо на их могилах. На мощах святых они, так же как и когда-то Христос, преломляли хлеб и совершали богослужения.
Сегодня это таинство евхаристии (божественная литургия) является основой основ православия. В любом действующем храме в его престоле находятся мощи святых мучеников. Это ковчег с частицей мощей, вложенный внутрь престола при его освящении, или антиминс — специальный тканевый плат с изображением положения Христа во гроб и вшитой в него частицей мощей. Именно на антиминсе совершается главное таинство православной церкви — евхаристия, во время которой верующие причащаются Святых Христовых Тайн. Это своего рода «документ», разрешающий проводить в храме литургии, его наличие — обязательное условие, словно богослужение совершается на том же гробу мученика, что и тысячи лет назад. Выдается антиминс правящим архиереем с подписью при освящении храма. Бывает, что одни и те же мощи используются в разных антиминсах повторно, например ввиду ветхости старого. Частицу мощей вырезают и вшивают в новую ткань. В Церкви есть свой «запас» мощей для этих целей. Насколько нам известно, в последнее время используются антиминсы с частицами мощей священномученика митрополита Владимира Киевского, покоящегося в дальних пещерах Киево-Печерской лавры. В престол пещерного храма воссозданного Казанского собора при освящении вложены мощи именно этого святого.
По мере развития православия появлялись разные святые, которые в своей жизни отметились духовными подвигами, прославляющими Бога. Их имена у многих на устах: преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский, святые нашей Казанской земли преподобные Гавриил Седмиезерный, святители Гурий и Герман Казанские и т. д. «Видимое свидетельство их святости — это их нетленные мощи, которые до сих пор хранятся в наших храмах», — говорит отец Кирилл. Причем понятие «нетленности» довольно относительно и не всегда буквально, как это раньше пытались использовать большевики для дискредитации Церкви.
Мощи таких святых пользуются особым почитанием среди православных, верящих, что при обращении к Богу с молитвой через обращение к святому та или иная просьба или мольба будут услышаны чуть-чуть побыстрее, что святой «походатайствует» напрямую перед Богом за человека. «Мы, люди, грешные. Нас Господь… слышит, конечно, но не всегда откликается на наши просьбы так, как нам бы этого хотелось, — говорит отец Кирилл. — А святого Господь слышит. И мы верим, что, если обращаемся к этому святому человеку с просьбой, он ее обязательно передает Господу».
С мощами та же логика, что и с иконами: для Церкви все они равнозначны между собой по степени святости, но различны по популярности среди верующих. Сегодня, например, все знают о блаженной Матроне Московской. Это, можно сказать, одна из ближайших к нам по времени святых, даты жизни которой исчисляются «десятилетиями назад» (начало XX века — середина 1950-х), а первое ее житие было опубликовано лишь в 1993 году, и там не все так просто… Народная память о ней ближе, чем о тех святых, кто жил 200–300 или 600 лет назад. Поэтому ее «знают» и к ней обращаются чаще всего, порой забывая о других более чтимых в веках святых и их мощах.
Почитаемые иконы, частицы мощей блаженной Матроны Московской есть сегодня во многих храмах, в том числе и в Казани. Те, кто особо чтит народную старицу, и так прекрасно знают, где есть ее мощи, и не нуждаются в дополнительных напоминаниях. Для тех же, кто не знает, скажем — ковчег с частицей мощей блаженной старицы Матроны Московской есть, например, в верхнем храме Петропавловского собора. Есть в храме преподобного Сергия Радонежского на Краснококшайской улице. Есть они и, собственно, в храме праведной Матроны Московской.
Поэтому этот феномен мы оставили за скобками, сосредоточив свое внимание на других не менее, а порой и более чтимых святых мощах.
Так чьи святые мощи хранятся в Татарстане и какая у них «специализация»?
1. Мощи святителя Гурия (частица в Благовещенском храме, рака на Арском кладбище)




Святитель Гурий — первый архиепископ Казанский и Свияжский, один из, можно сказать, родоначальников православия на Казанской земле после завоеваний Ивана Грозного. Его миссионерской деятельностью и трудами в Татарстане было основано четыре монастыря, отстроен Благовещенский собор и с десяток других храмов по всему городу. Именно им был рукоположен в священники будущий патриарх Гермоген, сыгравший значимую роль в преодолении Смуты. Похоронен святитель Гурий был в Спасо-Преображенском монастыре, который находился в Казанском кремле. Чуть позже его, а также мощи святителя Варсонофия в нетленных гробах обрели и перенесли в Благовещенский храм, где они и хранились вплоть до революции. Уже после раку с мощами святителя вывезли оттуда, и некоторое время они кочевали по храмам: были в Пятницкой церкви, Иоанно-Предтеченском монастыре, Тихвинской церкви. В конце концов мощи сокрыли в храме на Арском кладбище. Рака с мощами Гурия по-прежнему находится там — прямо рядом с чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. Когда в 2005 году возрождали Благовещенский собор, были разговоры, чтобы вернуть раку на историческое место. Но рассказывают, что тогда вопрос передачи собора был еще в подвешенном состоянии, отчего решили не рисковать и ничего не перевозить обратно в Кремль. Да и прихожане храма Ярославских чудотворцев уже вроде как привыкли к тому, что мощи находятся там, а в Казанском кремле не такой уж и большой приход, сегодня это больше про туризм. В общем, в Благовещенском соборе сегодня находится лишь частица мощей святителя Гурия в воссозданной раке, а основные его мощи все так же на Арском кладбище. Молятся святителю Гурию как основоположнику и заступнику местного православия по «общим» вопросам: миряне просят о сохранении православной веры, а батюшки — о помощи в развитии своих приходов.
2. Мощи святителя Германа, архиепископа Казанского (это в Свияжске)
Вместе со святителем Гурием устраивать православную веру в только что завоеванной Казани приехал и его ближайший сподвижник — святитель Герман, ставший впоследствии следующим архиепископом. При Гурии он обустраивал обитель Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске. Во времена опричнины Герман оказался в стане противников политики царя, отчего был сослан, а позже и скончался. Его мощи были перенесены в Свияжск, где находились вплоть до революции. Бо́льшая часть мощей святителя, к сожалению, была утрачена в советские годы. Сохранилась лишь часть, причем долгое время никто не знал об этом. Оказалось, ларец с частицей мощей Германа, как и многие святыни на Арском кладбище, хранился под престолом в храме. Нашли случайно во время ремонта, когда стали разбирать пол и престол — вот там и обнаружили таинственный ларец. Причем каким-то чудесным образом, по Божьему промыслу, это совпало с возрождением православных монастырей в Свияжске, куда мощи отправили на хранение. Также частицы мощей святителя Германа есть в Иоанно-Предтеченском монастыре Казани и соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского подворья Свияжского Успенского монастыря.
3. Мощи святителя Ефрема, митрополита Казанского (в Петропавловском соборе)



Это еще один из местных святителей, ставший впоследствии преемником патриарха Гермогена и одним из активных православных деятелей Смутного времени. Он благословлял Минина и Пожарского идти на Москву, и именно Ефрем впоследствии помазал и венчал Михаила Романова на царство в 1613 году. Упокоен митрополит был в Казанском кремле, в Спасо-Преображенском монастыре, рядом с алтарем главного собора обители. Там его мощи и оставались вплоть до разрушения монастыря. На месте, где был упокоен Ефрем, были заасфальтированные плац и стоянка. Лишь в середине 90-х, когда стали вести раскопки, обнаружили это захоронение и еще ряд других. Надгробные плиты оказались в хорошем состоянии. По просьбе митрополита Анастасия мощи святителя Ефрема извлекли и отправили на хранение в нижний храм Петропавловского собора, где они находятся и сегодня. Молятся перед ракой с мощами святителя Ефрема о защите Отечества и православной веры.
4. Мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских (в Петропавловском соборе)




Там же, к слову, пребывают мощи и других казанских святых, чьи тела были обнаружены вместе с мощами Ефрема, — преподобных Ионы и Нектария. Это отец и сын из древнего боярского рода, одни из первых монахов времен святителя Гурия Казанского. Похоронены были рядом с ним же. Их нетленные мощи обрели в 1595 году, и они были прославлены в лике святых. Сейчас их мощи хранятся в Петропавловском соборе — параллельно мощам святителя Ефрема, по левой стороне храма.
5. Частица мощей святителя Филарета, митрополита Киевского (в Новоиерусалимском подворье)
Святитель Филарет, будущий митрополит Киевский, одно время несколько лет возглавлял Казанскую кафедру. В память об этом событии в городе имеется икона с частицей его мощей. Само тело находится в дальних пещерах Киево-Печерской лавры, куда сегодня, как известно, есть большие трудности с доступом. В Казани удалось сохранить частицу святителя Филарета, пребывает она на Новоиерусалимском подворье. По словам наших собеседников из числа священнослужителей, считается одной из местных чтимых святынь, хоть широким массам и не столь известна. Казани в каком-то смысле вообще повезло с наличием здесь частиц мощей целого ряда киевских святых. В Зилантовом женском монастыре, например, хранится чтимый ковчег с мощами киево-печерских святых. Такой же ковчег есть и в Казанском соборе.
О святых местах
Это единственные «святыни», которые, как правило, не санкционированы Церковью. Иконы пишутся в честь кого-то, святые мощи остаются после смерти, а вот святые места — это вопрос народного благочестия. Хотя бывает, что священники и сами по возможности стараются окунуться в том или ином источнике. А речь сейчас именно о них.
Вопрос существования святых водных источников Церковью на сегодня не отрегулирован. Во-первых, их довольно много — во многих селах есть чтимые местными жителями источники, которым приписывают лечебные и чудесные свойства. Проблема в том, что зачастую такие места обрастают какими-то языческими ритуалами. Бывает, что источники одновременно почитаемы сразу у православных и мусульман. Бывает, что они связаны с жизнью тех или иных святых либо с событиями, представляющими особую духовную ценность. Тогда на таких источниках даже строят отдельные часовни. В общем, тема с ними довольна неоднозначна. Выбрали те, которые одновременно наиболее известны и популярны и которые вызывают у местного духовенства меньше всего вопросов.
1. Родник «Святой ключ Пантелеймона Целителя» (нацпарк «Нижняя Кама»)
Находится в лесу Малый бор близ Елабуги. Откуда и как там появился святой ключ, уже никто и не помнит, его история уходит в глубь веков. По одному из преданий, рядом с источником был монашеский скит. Вообще в купеческой Елабуге было несколько ключей, считавшихся святыми. Из них остался только один — в честь Пантелеймона Целителя. Считается, что вода из этого благоустроенного родника исцеляет от разных болезней.
2. Источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» (в селе Билярске Алексеевского района)
Это недалеко от Билярска, расположен под холмом «Гора хозяина», где, как считается, древние булгары приносили свои жертвоприношения. Родник очень древний, первые упоминания о нем относятся еще к IX–X векам. Паломники верят, что вода из этого источника целебна. Сегодня ключ хорошо благоустроен — в конце 90-х «Татнефть» там обустроила целый религиозный комплекс «Изгеләр чишмәсе»: местечко пользуется популярностью не только среди православных, но и среди мусульман и даже язычников.
3. Источник в честь Смоленской иконы Божией Матери (в селе Аркатово Пестречинского района)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
Находится на берегу реки Иинки, в двух сотнях метров от известного храма Смоленской иконы Божией Матери в селе Аркатово. Связывают его появление с чудотворным явлением одноименной иконы в здешних местах, в честь чего и построили пару веков назад храм. Он закрывался в советские годы, его вернули Церкви только в 90-е. В нулевые на месте святого ключа построили часовню-купальню, но она сгорела. Несколько лет назад отстроили новую, уже из кирпича. Родник благоустроен, подходы уложены плиткой, а купели разделены: для мужчин и женщин.
4. Источники Седмиезерной Богородицкой пустыни (в поселке Седмиозерка в Высокогорском районе)
Приезжающие в Седмиезерную пустынь, чтобы поклониться хранящимся там святыням — мощам Гавриила Седмиезерного и списку Седмиезерной иконы Божией Матери, никогда не упускают возможности также испить воды из местных святых источников. Родников там два: ближний освящен в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и дальний, известный как «Анисьины грядки». Среди духовенства признается только первый — там отстроена церковь, второй же часто связывают со странными языческими обрядами. Но люди верят в чудесные исцеления как первого, так и второго источника.
5. Источник святителя Николая Чудотворца (в селе Масловка Алексеевского района)
Пожалуй, наименее «распиаренный» среди верующих святой источник расположен в селе Масловка Алексеевского района. Хотя ключу уже больше 150 лет. Рядом находится величественный храм Рождества Богородицы, правда ныне, можно сказать, утраченный. На месте же ключа была часовня в честь святителя Николая Чудотворца, она также была утрачена. Но в нулевые отстроена заново с поклонным крестом и благоустроена. В дни празднества в честь Николая Чудотворца там совершаются молебны. И среди местных источник, конечно, известен, но для «захожан» расположен не совсем удобно. Некоторые едут к одноименному источнику в Лаишевском районе — в селе Среднее Девятово.
Как и говорили, святых ключей в Татарстане довольно много. И намеренно в данном списке упущен Раифский источник — он, в отличие от вышеупомянутых, не нуждается в каких-то представлениях.
Некоторые батюшки в число святых мест, требующих внимания, рекомендовали включить весь комплекс Арского кладбища. Он представляет интерес в силу захороненных там видных ученых, а также святых и местных исповедников
Иные православные реликвии
Разумеется, это далеко не все православные святыни, которые есть в Татарстане. Отношение к ним, как правило, субъективно. Например, некоторые батюшки в число святых мест, требующих внимания, рекомендовали включить весь комплекс Арского кладбища. Он представляет интерес в силу захороненных там видных ученых, а также святых и местных исповедников. Также в ходе наших бесед речь заходила и о Макарьевском монастыре, находящемся в труднодоступном месте, что идеально подходит для уединения и молитв. Неслучайно этой обители уделяется большое внимание руководством Казанской епархии.
Также звучали предложения включить в перечень святынь и ряд мощей. Скажем, частицу мощей Николая Чудотворца, привезенную бывшим главой Мамадышского района Анатолием Ивановым прямиком из Рима. Событие действительно уникальное, но именно как событие — частиц мощей тех или иных святых в Татарстане очень много.
Также в ходе наших бесед речь заходила и о Макарьевском монастыре
Или, например, предлагалось отметить некоторые другие святыни, связанные с мощами, вроде башмачка от святых мощей святителя Спиридона Тримифунтского. На самом деле это также уникальная православная реликвия. В Греции находятся мощи Спиридона Тримифунтского, которые, как считается, сохраняют температуру человеческого тела, у усопшего растут волосы, ногти, а одежда изнашивается, словно святой регулярно ходит… Одежду и обувь, что износились, раз в полгода меняют на новые, а старые башмачки передают верующим для почитания. К святому обращаются с молитвами о «квартирном вопросе», справедливом приговоре суда, семейном благополучии, для крестьян это еще и защита от засухи. Такой башмачок Спиридона Тримифунтского есть и в Казани, в Духосошественском храме.
Предлагалось также отметить и уникальную фреску XVI века Успенского собора в Свияжске, где изображается святой Христофор в образе воина с лошадиной головой. Это нетипично для русской православной живописи и иконографии. Подобных сохранившихся изображений на весь мир едва наберется с десяток, отчего сам факт наличия одной из таких фресок именно в Татарстане тоже своего рода чудо. Не зря Успенский собор был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это настоящая историческая реликвия.
Предлагалось также отметить и уникальную фреску XVI века Успенского собора в Свияжске, где изображается святой Христофор в образе воина с лошадиной головой
Таковых, следует признать, в Татарстане немало. Взять ту же Паммакаристу, что долгое время хранилась в архивах Нацмузея. А сколько еще православных святынь находится там или в частных коллекциях, скажем, Валерия Сорокина? Еще об одной стало известно, например, совсем недавно. В Нацмузее обнаружилась оригинальная крышка от раки мощей святителя Варсонофия (сами мощи, к сожалению, утеряны) — тоже святыня. Сейчас ее готовят к передаче Церкви, как когда-то передали на поклонение верующим оригинальный оклад, в котором некогда хранился чудотворный явленный образ Казанской Богоматери. В настоящий момент реликвия выставляется в Казанском соборе. Скоро к ней добавится и отреставрированная крышка от раки мощей святителя Варсонофия.
Буквально этой весной стало известно о начале изыскательских работ по найденным еще в 2010 году останкам предположительно мощей святого мученика Феодора Болгарского. Больше 15 лет эти останки хранились в Институте археологии АН РТ, и только недавно началось их детальное исследование. В случае если подтвердится, что это мощи именно святого Феодора Болгарского, внесенного в собор Казанских святых, то это станет огромным радостным событием для местной паствы. Правда, когда закончится экспертиза — пока большой вопрос.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.