В прошлую пятницу в научной библиотеке им. Лобачевского КФУ состоялось подведение итогов IV Международного конкурса студенческих проектов по продвижению мировых объектов культурного наследия В прошлую пятницу в научной библиотеке им. Лобачевского КФУ состоялось подведение итогов IV Международного конкурса студенческих проектов по продвижению мировых объектов культурного наследия

В чем суть конкурса?

В прошлую пятницу в научной библиотеке им. Лобачевского КФУ состоялось подведение итогов IV Международного конкурса студенческих проектов по продвижению мировых объектов культурного наследия, который проводится с 2021 года под эгидой национального комитета ИКОМОС, Российской академии архитектуры и строительных наук и фонда «Возрождение» государственного советника РТ Минтимера Шаймиева. В этом году задача заключалась в разработке лучшей концепции сохранения и приспособления к современному использованию астрономической обсерватории им. Энгельгардта — и, судя по всему, это прецедент, когда над судьбой объекта ЮНЕСКО власти велели поразмышлять студентам. Даже если оставить за скобками саму постановку вопроса о «современном использовании». Сделать популярной туристической локацией, повысить окупаемость? Но профильных экспертов не приглашали. Оставить закрытой научной резервацией, превратить в образовательный кампус, создать культурную площадку или разработать формат «все везде и сразу» решали 13 команд из России и 25 из Китая (!).

До финала добрались 9 проектов. Команды в здании на Кремлевской с самого утра готовились к защите; переводчики, которым предстояло транслировать мысли китайцев на английском языке, осваивались в кабинках, фразы в духе «у нас жесткий тайминг» слышались из каждого угла. Не очень помогло: победителя выбирали 5,5 часа.

В 1897 году известный астроном и общественный деятель В.П. Энгельгардт по причине преклонных лет и болезни прекращает практические наблюдения и передает в дар Казанскому Императорскому университету уникальное по тем временам астрономическое оборудование своей частной обсерватории в Дрездене.

Указом императора были выделены средства и отведена земля для постройки. 7 марта 1899 года на участке обсерватории приступили к строительству. 21 сентября 1901-го состоялось торжественное открытие загородной астрономической обсерватории Казанского университета, которая в 1903 году официально получила название энгельгардтовской.

Сегодня в здании расположена музейная экспозиция, отражающая развитие Казанской астрономической школы с начала XIX века до наших дней. Среди экспонатов — старинные и современные телескопы, солнечные часы, а также информация о современных астрономических проектах КФУ.

Напомним, проведение ремонтно-реставрационных работ в обсерватории планируется с 2019-го. Так, проект реставрации «Павильона метеорного отдела» 1950 года постройки в прошлом году получил положительное заключение экспертизы. Его разработали «Татинвестгражданпроект» и казанская компания «Порт». Застройщиком выступает научно-исследовательский институт математики и механики при Казанском университете. В 2023 году на разработку проектной документации и выполнение инженерных изысканий из бюджета Татарстана выделяли 12,5 млн рублей. В ходе реставрации планировалось усилить фундамент, усилить и частично заменить стены и перегородки, сделать архитектурную подсветку. В будущем в здании должны разместиться четыре астрономические лаборатории на 13 рабочих мест. Также в проекте должны быть предусмотрены туалеты, кладовые и комната приема пищи.

Проект победителей из Московского архитектурного института Проект победителей из Московского архитектурного института

Первое место заняли студенты из Московского архитектурного института. Самым масштабным их решением стала канатная дорога, которая может связать между собой все функциональные новые зоны: обновленный корпус обсерватории, кампус для ученых, спортивные площадки и зоны развлечений. Еще одна инициатива — воссоздание железнодорожной станции, существовавшей в 1902 году. На месте некрополя, который образовался в 1920-х, было предложено создать стеклянные панели с изображением портретов сотрудников прошлых лет. Все новые объекты вроде гостиницы на 350 мест предполагается вынести в отдельную буферную зону.

Как рассказала «БИЗНЕС Online» одна из обладательниц 1-го места Мария Макаренко, работа с объектом ЮНЕСКО оказалась сложнее, чем представлялось. Во-первых, из-за особых требований в виде охранной зоны, во-вторых, из-за ограничений в дизайне фасада. Сложности вызывало и то, что за полгода студенты ни разу не увидели объект воочию, а «пользовались материалами от организаторов и данными из открытых источников».

Как рассказала «БИЗНЕС Online» одна из обладательниц 1-го места Мария Макаренко, работа с объектом ЮНЕСКО оказалась сложнее, чем представлялось Как рассказала «БИЗНЕС Online» одна из обладательниц 1-го места Мария Макаренко, работа с объектом ЮНЕСКО оказалась сложнее, чем представлялось

Видение китайцев, казанцев и другие проекты

Интересно, что призовые места забрали китайские студенты. Второе место отдали Яньцзиньскому университету. Они вышли с инициативой изменить генплан обсерватории, сделав его похожим на галактику. Среди оригинальных задумок — создание общей зоны для гостей, ведущей к сердцу — обсерватории, и парка с искусственным озером. В результате должен появиться многофункциональный астрономический тематический парк, который объединяет образование, исследования и туризм.

Прочтение Чанъаньского университета тоже понравилось жюри — они стали серебряными призерами конкурса. Китайские студенты убеждены: обсерватории не хватает тематики космоса. И предложили сделать общественное пространство Nebula Plaza на территории, которое с помощью элементов дополненной реальности будет имитировать звездное небо. В дополнение аудиовизуальная система расскажет гостям о тайнах небесных тел и местной астрономической истории.

Китайские студенты убеждены: обсерватории не хватает тематики космоса Китайские студенты убеждены: обсерватории не хватает тематики космоса

Однако к последнему участнику возникли вопросы у Владимира Безменова, завкафедрой астрономии и космической геодезии, гендиректора группы геодезических компаний «ЗЕНИТ». «Как ваш проект содействует сохранению аутентичности обсерватории? Вы совершенно не затронули геодезический полигон, он создавался последние десятилетия», — возмутился он. По его мнению, эта инициатива не решает вопросы подготовки кадров и развития космических технологий, о которых за пару дней до этого говорил президент России Владимир Путин. Удовлетворяющего Безменова ответа не последовало.

Команда КФУ подошла к делу сугубо утилитарно, сведя всю концепцию современного использования к созданию базы практики для студентов Команда КФУ подошла к делу сугубо утилитарно, сведя всю концепцию современного использования к созданию базы практики для студентов

Команда Уральского государственного архитектурно-художественного университета предложила расположить на территории глэмпинги. «Там бы могли пройти туристические маршруты, можно дойти до Свияжска», — объяснили студенты. Студентки из Донбасской национальной академии строительства и архитектуры сделали акцент на освещении, направленном строго вниз, чтобы не мешать работе телескопов.

А вот команда КФУ подошла к делу сугубо утилитарно, сведя всю концепцию современного использования к созданию базы практики для студентов, обучающихся по профилям «геодезия и дистанционное зондирование», «картография и геоинформатика», «география», «геология» и даже «землеустройство и кадастр недвижимости».

По словам председателя комитета РТ по охране объектов культурного наследия Ивана Гущина, креатив, предложенный студентами, будет обобщен, а затем передан «Татинвестгражданпроекту» По словам председателя комитета РТ по охране объектов культурного наследия Ивана Гущина, креатив, предложенный студентами, будет обобщен, а затем передан «Татинвестгражданпроекту»

«Проекты требуют доработок. Законченных работ здесь сейчас нет»

Победителей определяли по трем критериям: сохранение культурного наследия, вписываемость предлагаемой концепции в архитектуру обсерватории и полет фантазии, рассказал «БИЗНЕС Online» Леонид Кондрашев, первый заместитель руководителя департамента культурного наследия города Москвы, главный археолог Москвы.

Каков дальнейший план действий? По словам председателя комитета РТ по охране объектов культурного наследия Ивана Гущина, креатив, предложенный студентами, будет обобщен, а затем передан «Татинвестгражданпроекту». В разговоре с «БИЗНЕС Online» он сообщил, что последние четыре месяца ведомство, возглавляемое им, занималось примирением представленных проектов: «А вообще это реализуемо? Зачем и за что мы голосуем?»

Гущин считает, что проекты студентов «пока еще сыроваты». Концептуально «вытащить» задумки помогли научные руководители. На осмысление предложенных идей, по его мнению, может смело понадобиться целый год. А еще пригодятся деньги или хотя бы понимание их количества на реализацию увиденных на минувшей неделе затей.

Гущина поддержала Наталья Турекулова, президент национального комитета ICOMOS в Казахстане. «Проекты требуют доработок, это все студенческие идеи, которые надо дальше толкать. Нормальных, законченных работ здесь сейчас нет», — констатировала она.

А Татьяна Ларионова, депутат Госдумы от Татарстана, убеждена, что эту задачу можно поручить только молодежи. Она вспомнила, что при рассмотрении проектов набережной в Болгаре в компании Шаймиева госсоветник РТ уточнил у нее: «Какой вариант из предложенных понравился бы вашей внучке?» «Я несколько опешила от такого вопроса, а Минтимер Шарипович пояснил: „Мы делаем не только для себя, а для детей, внуков и будущих поколений“».