«Орган следствия неправильно понимает ее функционал», — говорила адвокат бывшей сотрудницы Сбера Венеры Гарифуллиной, которую заподозрили в мошенничестве в сфере ИЖС. Женщину месяц назад отправили под домашний арест, но она с этим не согласилась и сегодня обжаловала данное решение в Верховном суде Татарстана. Суду заявила, что реальных мотивов для ее задержания у следствия нет, а из аргументов — только предположения потерпевших. О том, как Гарифуллина просила отпустить ее на свободу к троим детям, — в материале «БИЗНЕС Online».
Рассмотрение жалобы на домашний арест Венеры Гарифуллиной проходило сегодня утром, причем бывшая сотрудница Сбера пришла лично. Сопровождали ее сразу два адвоката
Экс-сотрудница Сбера не согласилась с «домашкой»
Под домашним арестом бывшая сотрудница Сбера 41-летняя Венера Гарифуллина находится еще с 19 марта. Задержали ее практически сразу, как в суде по делу о мошенничестве в сфере ИЖС пробежала информация о якобы ее причастности к преступлению. Женщину обвинили по двум эпизодам мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ), и она невольно стала еще одним фигурантом громкого уголовного дела ижээсников. Перспективы нового статуса Гарифуллину не прельщали, и она обратилась с жалобой в Верховный суд Татарстана. Рассмотрение жалобы на домашний арест Гарифуллиной проходило сегодня утром, причем бывшая сотрудница Сбера пришла лично. Сопровождали ее сразу два адвоката.
Изначально поводом к домашнему аресту, по версии следствия, послужили основания, что Гарифуллина «может продолжить заниматься преступной деятельностью, уведомить соучастников преступления о проводимых по делу следственных действиях, способствовать уничтожению вещественных доказательств и следов преступления, оказать давление на потерпевших, свидетелей, скрыть предметы и документы, имеющие значение для следствия…».
Адвокат Наталья Фарукшина заявила в суде, что все эти доводы следствия не иначе как «голословны». «Следователем не было представлено достоверных сведений о причастности Гарифуллиной к преступлениям, — подчеркнула защитник. — На этой неделе будет ровно год, как возбуждено само уголовное дело (точнее, 24 апреля — прим. ред.). Моя подзащитная неоднократно допрашивалась в качестве свидетеля по делу, не скрывалась, являлась всегда по вызову следствия».
Адвокат Наталья Фарукшина
По словам адвоката, Гарифуллину закрыли под «домашку» только из-за того, что преступление, в котором ее подозревают, тяжкое, совершено в группе лиц по предварительному сговору. Но это, по мнению Фарукшиной, не может быть основанием для того, чтобы лишать человека свободы. «Все подозрение к моей подзащитной сводится только к тому, что сам орган следствия неправильно понимает ее функционал, и, кроме того, потерпевшие в предположительной форме говорят, что, как им кажется, она действительно имеет какое-то отношение к этому как сотрудник Сбербанка, — и не более того», — подчеркнула адвокат.
Она также просила учесть, что у Гарифуллиной трое детей, и попросила избрать ей более мягкую меру пресечения, например запрет определенных действий.
К тому моменту, как Гарифуллину пригласили к трибуне выступить по сути дела, она уже была вся в слезах
«Все ссылаются только на высказывания потерпевших…»
К тому моменту, как Гарифуллину пригласили к трибуне выступить по сути дела, она уже была вся в слезах. Выйдя в центр зала с бумагами в руках, она дрожащим голосом обратилась к суду: «У меня трое детей, у всех выпускные. Если меня не будет на выпускном, у детей будет стресс, так как меня, как мамы, не будет рядом с ними…» По ее словам, до ареста занималась детьми она сама, потому что у мужа разъездная работа и ему не всегда удобно, возила в школу, забирала домой. «Доходы получает на данный момент только муж, получается, у него четверо человек на иждивении. У него работа не всегда бывает», — рассказывала Гарифуллина.
«У меня забрали телефон, куда приходит пособие на детей. У меня есть кредит, который нужно оплачивать через приложение, доступа теперь у меня к нему нет. Также наложили арест на автомобиль», — продолжала она, подчеркивая, что для всех этих несчастий не было никаких причин: она всегда приезжала на допросы к следователю вовремя, сбегать не планировала.
«Прошу заметить, что мотивов для задержания никаких нет. Нет никаких доказательств моих мотивов преступления, — заявила фигурантка, повторив за адвокатом. — Все ссылаются только на высказывания потерпевших, как они говорили, что им только кажется, что я участница мошенничества…»
В итоге, собравшись с силами, Гарифуллина твердо заявила: «Я не совершала ничего противозаконного!»
После этого судья стремительно удалился в совещательную комнату и, пробыв там меньше минуты, вернулся с решением: мера пресечения в виде домашнего ареста остается без изменения. К слову, буквально накануне срок ареста Вахитовский суд Казани продлил Гарифуллиной еще на 3 месяца до 24 июля.
Разговаривать с корреспондентом «БИЗНЕС Online» после заседания Гарифуллина не стала, а из зала выходила, тщательно прикрывая лицо бумагами.
Ровно год назад статус потерпевших получили клиенты компании «Таунхаусы и Дома»
Дело обманутых ижээсников
24 апреля для всей этой истории действительно наступает первая годовщина. Ровно год назад статус потерпевших получили клиенты компании «Таунхаусы и Дома»: они написали заявления в силовые структуры, где рассказали, что не могут получить свои жилища, стройку которых оформили в ипотеку с господдержкой. В фирме, с которой они заключали договор, им не отвечали, и клиенты посчитали, что их деньги похищены. Дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество») возбудили сразу.
Экономическая полиция Татарстана провела многочисленные обыски, а по делу были арестованы четыре человека — это учредитель фирмы Артур Валиуллин, сотрудник компании Радик Утомбаев, который был прорабом на строительных площадках, директор организации Нелли Желованова и ее предшественница в этой должности Екатерина Губайдуллина. Мужчин суд отправил в СИЗО, где они находятся и по сей день, а женщины — под домашним арестом.
В декабре 2024 года во время пресс-конференции президент России Владимир Путин обратил внимание на плакат «БИЗНЕС Online» с надписью «Обман семей с детьми». Корреспондент газеты Елена Колебакина-Усманова сообщила об этой ситуации президенту, отметив, что подобные случаи есть не только в Татарстане, но и по всей стране. Путин пообещал разобраться с проблемой, а в вышедших по итогам пресс-конференции поручениях два пункта из 10 касались именно вопроса о мошенничестве в сфере ИЖС.
В декабре 2024 года во время пресс-конференции президент России Владимир Путин обратил внимание на плакат «БИЗНЕС Online» с надписью «Обман семей с детьми»
После пресс-конференции в редакцию только нашей газеты поступило более 170 обращений от пострадавших из Татарстана, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Костромской областей, Удмуртии, Башкортостана, с Дальнего Востока и др. На газету выходили как отдельные семьи, так и сформировавшиеся в регионах инициативные группы. Список пострадавших стал пополняться сотнями имен.
Вопрос взял на контроль вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. В начале января этого года он сообщил главе государства, что выработка мер поддержки пострадавшим уже началась. «Регионом принято решение о том, что они (Татарстан — прим. ред.) окажут помощь через социальную поддержку, республиканская программа такая есть, то есть квартиры дадут жителям оттуда, плюс выделят по 1 миллиону рублей на первоначальный взнос. То есть эта задача будет решена», — буквально сказал вице-премьер РФ. В конце января этого года на встрече в минстрое РФ редакция «БИЗНЕС Online» передала министру Иреку Файзуллину список пострадавших от мошенников в сфере ИЖС (свыше 700 человек, обратившихся в редакцию) и список недобросовестных застройщиков ИЖС. Министр пообещал взять проблему на контроль.
С начала марта расследование дела находится и на личном контроле прокурора Татарстана Альберта Суяргулова. Как итог, в нем появились еще три фигуранта: это прораб «Таунхаусов и Домов» Ильнур Замалетдинов, а также кредитный брокер Ринат Гиматдинов и собственно Гарифуллина. Причем Гиматдинова сначала отправили под «домашку», но прокуратура РТ это решение обжаловала — и ВС РТ ужесточил ему меру пресечения, отправив в СИЗО. Под арестом также находится и Замалетдинов.
Кредитный брокер Ринат Гиматдинов
В числе потерпевших — клиенты не только фирмы «Таунхаусы и Дома», но и других компаний. Как сообщали в надзорном ведомстве Татарстана, следствие считает, что «ТиД» и компания «Бастион-строй» под предлогом строительства жилых домов похитили у 65 потерпевших свыше 171 млн рублей. Еще 39 человек пострадали от деятельности организаций «АЛМА» и «АльфаСтройКапитал АСК», по версии следствия, похитивших 139 млн рублей. Компания «ХТМ», как считает следствие, похитила 52 млн рублей у 21 потерпевшего, ООО «ХаусГарант» — 19,5 млн рублей у 9 человек. В апреле был задержан директор СК ANT Анатолий Чулков — потерпевшие утверждают, что он должен был построить 21 дом. По всем фактам возбуждены уголовные дела по ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ.
На недавнем брифинге для СМИ представители ГСУ МВД по РТ рассказывали, что расследование дела по компании «Таунхаусы и Дома» практически завершено — сейчас они знакомятся с финальным обвинением, после чего дело будет передано в прокуратуру, а затем в суд. Версия следствия сводится к тому, что история «ТиД» — это чистое мошенничество, а не неудачная бизнес-модель. «Ни в чем себе абсолютно не отказывали. Поэтому, наверное, часть денежных средств действительно была потрачена на очень разгульный образ жизни», — рассказывали в ГСУ.
«БИЗНЕС Online» будет и дальше следить за развитием событий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.