«На майские номер площадью 12 «квадратов» в трехзведочном отеле без завтрака стоит 15 тысяч в сутки. Это для группового заезда!» — бьют тревогу туроператоры, прогнозируя хорошие первые майские праздники и «ужасные» вторые. Отели парируют: расходы растут, конкуренция с серым рынком увеличивается, а «звезды» не всегда отражают реальное состояние дел — много недобросовестных классификаторов. «Рисков впереди много, нужно будет бороться за каждого туриста», — предупреждает и глава госкомитета РТ Сергей Иванов. За круглым столом в стенах редакции «БИЗНЕС Online» перед началом сезона обсудили, хватит ли на всех татарских ресторанов, обсудили с депутатом Госдумы идеи регулирования и размышляли, будут ли туристам по карману поездки в Татарстан.
Развитие событийного туризма, в первую очередь делового, а также интенсивная работа с другими регионами и странами делают Казань одним из самых востребованных направлений для путешествий по России
О круглом столе
К старту нового туристического сезона индустрия гостеприимства республики подошла одновременно и в боевой готовности, и с массой обоснованных опасений. I квартал для туротрасли оказался тревожным: повлияло введение турналога, который где-то уже начали отменять, новые правила классификации отелей и аттестации экскурсоводов. Вместе тем конкуренция с другими регионами усиливается, количество бронирований несколько просело, цены на отдых растут, а самолетов и поездов не хватает. Однако информационный фон цепочки мероприятий, увенчанной недавнем саммитом БРИКС, развитие событийного туризма — в первую очередь делового, а также интенсивная работа с другими регионами и странами делают Казань одним из самых востребованных направлений для путешествий по России.
«БИЗНЕС Online» собрал за круглым столом ключевых отраслевых игроков, чтобы честно обозначить сегодняшние риски и вызовы, а также нащупать тренды, точки роста и шаги, которые определят будущее туротрасли Татарстана. Дискуссия шла около двух с половиной часов и включала в себя широкий пул вопросов: как бороться с серым рынком «посутки», хватает ли Казани отелей и специалистов, во что можно превратить Дом татарской кулинарии, кого и как надо зарегулировать и т. д. Традиционно представляем вниманию читателей полную стенограмму круглого стола, первая ее часть посвящена проблематизации, а во второй спикеры обрисуют пути решения основных вопросов.
Участники круглого стола:
- Сергей Иванов — председатель госкомитета РТ по туризму,
- Артем Прокофьев — депутат Госдумы РФ,
- Зуфар Гаязов — президент ассоциации рестораторов и отельеров,
- Инга Гадзаова — президент ассоциации отелей Казани и РТ, управляющая отелем «Островский»,
- Татьяна Ильченко — директор УК «Зорге Хоспитэлити» (отели Ramada, «Особняк на Театральной», «Олимп»),
- Любовь Ковалева — директор ООО «Туристско-информационный центр»,
- Вячеслав Григорьев — директор туроператора «Лидер Казань»,
- Кирилл Горшков — основатель сервиса бронирования квартир и апартаментов Utrip.
Модераторы: Ксения Соколова — руководитель отдела бизнеса; Татьяна Леухина — корреспондент «БИЗНЕС Online».
Сергей Иванов: «Я считаю, что туристическая отрасль республики готова к летнему сезону»
«Это VUCA-мир. Команда Татарстана не должна проиграть в туристическом сезоне 2025 года»
— Сергей Евгеньевич, давайте зафиксируем, с чем Казань подходит к новому турсезону. Кто, ради чего и на сколько к нам приезжает? Почему так растут цены? И какие основные вызовы стоят перед туристической отраслью на старте сезона?
Сергей Иванов: Я считаю, что туристическая отрасль республики готова к летнему сезону. С первых майских праздников ждем существенного притока туристов со всей страны. Рассчитываем, что будет хороший, успешный сезон, приедет много людей, которые будут довольны и уедут с хорошими впечатлениями.
— Тогда почему старт года начался с такой низкой загрузки, что ведомству даже публично пришлось обратиться к отельерам с призывом что-то сделать с ценами?
— Здесь сложились несколько факторов. В прошлом году в это время прошло большое мероприятие — «Игры будущего», которое хорошо поддержало загрузку в самый низкий для отельеров сезон. Кроме того, в последние месяцы у нас периодически устанавливались ограничения авиасообщения, и это сказалось на принятии решения многими туристами и тургруппами. Но уже в апреле таких ситуаций стало значительно меньше, надеемся, это не будет помехой приезда к нам.
Тем не менее I квартал закончился, и мы увидели, что показатели снижены по сравнению с 2024 годом. Туристический бизнес на 99,9 процента частный, и важно правильно и вовремя принять решения, чтобы пройти 2025 год с максимальными финансовыми результатами, которые возможны в текущей ситуации.
Мы встречались и с ассоциацией отельеров Татарстана, и с туристическими компаниями, понимаем, что рисков впереди много, нам нужно будет бороться за каждого туриста. Рыночная ситуация постоянно меняется, между регионами, честно, ведется жесткая конкуренция, нам необходимо быть конкурентоспособными и по цене, и по качеству, и по разнообразию.
Наше обращение было связано с тем, чтобы основные игроки рынка еще раз посмотрели свой прогноз, подошли к этому критически и, возможно, решились предпринять какие-то действия, чтобы не потерять выручку и туристов.
«Сейчас Татарстан конкурирует не только с российскими регионами, но и с зарубежными направлениями»
— Игроков еще спросим. Вы произнесли слово «риски» — какие еще риски вы видите, кроме не очень быстрой реакции отрасли?
— Сейчас Татарстан конкурирует не только с российскими регионами, но и с зарубежными направлениями. Курс доллара стабилизировался на уровне 85 рублей за доллар — часть наших граждан начинает просматривать поездки за рубеж. Это фактор риска для внутреннего туризма, потому что поездки по стране недешевы. Все услуги подорожали, речь не только о проживании: здесь и перелеты, и питание, и экскурсионное обслуживание. Все идет в ногу с инфляцией. За зимний период подросла стоимость всего. Есть ли соответствие росту уровня доходов населения? Будут ли людям по карману поездки в Татарстан?
Второй фактор связан с ограничениями перелетов. Мы должны максимально нивелировать эту историю в информационном пространстве, возможно, даже где-то еще больше усилиться в продвижении нашего региона. Вот эти факторы не дают нам возможности чувствовать себя максимально спокойно и говорить, что рисков нет. Поэтому это нормальная ситуация, в которой мы всегда живем, это VUCA-мир. Команда Татарстана не должна проиграть в туристическом сезоне 2025 года.
«Татарстан — один из лидеров с точки зрения развития внутреннего туризма»
— Артем Вячеславович, конкурентоспособен ли туристический Татарстан с точки зрения доходов населения в целом по России? И какие отраслевые боли вы видите?
Артем Прокофьев: Татарстан — один из лидеров с точки зрения развития внутреннего туризма. Это важная точка притяжения для нашей страны. Я согласен с Сергеем Евгеньевичем, почивать на лаврах нельзя. У нас очень растет внутренний туризм в стране, по прошлому году опять прирост — 18 процентов, но удерживать лидерские позиции в условиях растущего рынка сложно.
Вызовы для Татарстана такие же, как и в общероссийском масштабе: дефицит мест размещения и кадров, вопрос транспортной доступности. С этого года у нас стартует новый нацпроект «Туризм и гостеприимство», мы ставим задачу увеличить вклад данной отрасли в валовую продукцию страны почти в 2 раза. Цель — чтобы турпоток стал 140 миллионов, в 2024 году он достиг 92 миллионов. То есть рост больше чем на 50 процентов. Без средств размещения обеспечить это практически невозможно. У Татарстана неплохие показатели — 28 тысяч номеров. Здесь надо отметить роль нацпроекта по поддержке и созданию новых типов размещения, глэмпингов и то, что по 141-му постановлению правительства крупные отели и санатории получают поддержку. Эффекта от БРИКС мы еще не испытали в полной мере: упоминание Казани было даже выше, чем во время Универсиады или чемпионатов мира по водным видам спорта, по футболу. Рассчитываем на отложенный результат.
Кадровый дефицит — общая проблема. Но у нас, к счастью, есть центры подготовки кадров в сфере туризма, причем разного уровня. Будем надеяться, что мы будем преодолевать сложности более успешно, чем другие регионы.
«Кадровый дефицит — общая проблема. Но у нас, к счастью, есть центры подготовки кадров в сфере туризма, причем разного уровня»
— Будем надеяться. Тем не менее, возвращаясь к ценам: как-то мне сказали, что очень хотели приехать в Казань, но на Сахалин было лететь дешевле. В чем дело — в отелях, в ценах на самолеты?
Иванов: Я на прошлой неделе сам во вторник летел из Москвы в Казань и чудом купил билет за 20 тысяч в одну сторону. И понял, что счастливчик, потому что во вторник эти билеты уже стоили от 35 тысяч и выше. Это вообще даже не летние высокие месяцы!
Ильченко: Вам повезло, я в прошлом году экстренно летела во Владивосток, и перелет Казань – Москва экономклассом обошелся мне в 80 тысяч!
Иванов: Да, вот на следующей неделе мне надо будет лететь, я уже сейчас смотрю из Москвы в Казань, билеты — от 16 тысяч. Вы правы, что человек, который рассматривает поездку, выбирает из множества направлений и первое, на что он смотрит, — стоимость перелета и проживания. Хорошо бы, чтобы поездка на Сахалин не казалась дешевле, чем поездка в Казань.
Артем Прокофьев: «У Казани есть преимущество с точки зрения транспортной доступности: железная дорога, которая позволяет от той же Москвы за ночь добраться, есть М12 — это преимущество в сравнении с другими местами отдыха, мы его еще в полной мере реализуем»
Прокофьев: Это, на самом деле, сложный вопрос. Мы понимаем, что динамическое ценообразование необходимо и для того, чтобы люди имели возможность улететь даже в самый последний момент, пусть и дороже. Но сейчас даже пассажиры, которые покупают билеты заранее, отмечают, что они не самые дешевые. У авиакомпаний очень сложная система, и это многих не устраивает.
Но у Казани есть преимущество с точки зрения транспортной доступности: железная дорога, которая позволяет от той же Москвы за ночь добраться, есть М12 — это преимущество в сравнении с другими местами отдыха, мы его еще в полной мере реализуем.
Проблема не в транспортной доступности. Нам надо на другие вещи смотреть. Это вопрос к отелям и новым точкам притяжения, чтобы туристы не один раз приезжали.
Зуфар Гаязов: «Казань действительно гастрономическая столица — в части татарской кухни»
«У нашей ассоциации есть идея вернуть Дом татарской кулинарии»
— Зуфар Фадипович, полтора года назад за этим круглым столом очень долго говорили, что Татарстану не хватает татарской кухни. После того как закрылся Дом татарской кулинарии, у нас остались «Татарская усадьба», «Туган Авылым» и еще буквально несколько локаций, но их просто не хватает на весь многомиллионный поток туристов. Согласны ли вы с этим и чего еще недостает для воплощения бренда гастрономической столицы России?
Гаязов: Во-первых, Казань действительно гастрономическая столица — в части татарской кухни. Разве Москва или Санкт-Петербург лучше разбираются в ней? Я вам интересный пример приведу: у нас есть национальный ресторан «Гусь». Когда он открылся в обновленной «МЕГЕ», там было всего четыре местных игрока, остальные федералы. Сейчас мы единственные! И нас третий год подряд приглашают в московскую «МЕГУ». Развитие татарской кухни есть, оно очень интересное и буйное. Уже открылись рестораны «Энием», «Умай», количество таких проектов будет увеличиваться.
Вы затронули тему Дома татарской кулинарии — это наш флагман! В этом году в рамках мероприятия «Россия – исламский мир» наша ассоциация в третий раз проведет международный турнир молодых поваров имени Юнуса Ахметзянова, к нему присоединились не только арабские страны, Средняя Азия, Иран, Турция и Ближний Восток, но и Саудовская Аравия, ОАЭ, а также Малайзия и Бахрейн. Даже владельцы ресторанов из этих стран едут лично, потому что наш проект вызывает интерес. Наша команда три года подряд занимала призовые места, за что нас приняли во всемирную исламскую кулинарную ассоциацию (WICS). Мы продолжим работать, чтобы продвигать Казань, Татарстан и Россию на мировой гастрономической арене.
«Бывает, что одного повара делят два-три ресторана»
Сегодня основная проблема, которая существует в городе, — это кадры. Бывает, что одного повара делят два-три ресторана. Мы встречались с 13 учебными заведениями, которые готовят для нас специалистов. К сожалению, динамика развития туризма, открытия отелей и ресторанов несоизмерима с тем, сколько количественно выпускников выходит из этих учебных заведений. Красноярск оказался на высоте, открыл Высшую школу гастрономии как филиал Института Поля Бокюза. Нижний Новгород буквально через год открывает филиал своих отделений, где готовят уже поваров высшего разряда, которые могут претендовать на шеф-поваров.
По ДТК: у нашей ассоциации есть идея встретиться с собственником здания, поговорить с руководством города или республики и все-таки постараться найти решение, чтобы вернуть Дом татарской кулинарии. У нас была идея открыть там дом национальной русской и татарской кухонь, но не просто ресторан, а институт национальной кухни, где бы мы могли одновременно и обучать, и проводить теоретические и практические занятия.
Пока движений в этом направлении нет, мы пошли в школу, проводим уроки гостеприимства для учеников 8-х и 9-х классов. Бесплатно обучаем в течение года, рассказываем все правила этикета для детей, показываем разные стили обслуживания, учим обращаться с фарфором, приборами, салфетками.
Еще из новостей — в этом году будем делать в «Казань Экспо» музей общественного питания. За основу его взяли 1980-й, когда Юнус Ахметзянов и повара из Казани ездили на олимпиаду и заняли одно из первых мест. Все, что связано с теми событиями, мы хотим показать: медали, кубки, фотографии, как это было.
— Чем этот туристический сезон будет отличаться, по вашим прогнозам, от всех предыдущих?
— Ничем. Разве что погодой. Надеемся, что на Волге и Казанке вода будет держаться повыше. К нам обратился ряд предприятий, туристические компании, которые приобрели экскурсионные небольшие теплоходы и хотят с нами сотрудничать.
Татьяна Ильченко: «Когда вы выбираете отель в Казани и не только, я бы обязательно советовала читать отзывы и смотреть реальные фотографии путешественников из этих отелей»
«Трехзвездочные отели переоценили себя, довольно сильно завысив цену»
— Татьяна Анатольевна, видите ли вы на старте сезона дефицит средств размещения? И какие тренды нас ждут — будут ли заполняться президентские люксы, построенные к БРИКС, как быть с дефицитом кадров?
Ильченко: Опираясь на цифры, я не могу, как отельер, подтвердить дефицит мест размещения. Наша извечная проблема в Казани, что все хотят сюда в одни и те же даты. В I квартале этого года хуже всех себя чувствуют «тройки». Скорее всего, это связано с уровнем проводимых мероприятий. Так, архитектурный форум «Казаныш», допустим, привлек в город немножко другую категорию людей, которые размещались преимущественно в четырех- и пятизвездочных отеля. И в этой ситуации первых трех месяцев лучше всего себя чувствуют «пятерки».
Почему «тройки» так просели? Потому что они по цене конкурируют с квартирами. Сейчас любят обсуждать, как сильно отельеры завышают цены — я не могу подтвердить этот тезис. Опять же, лучше всех себя чувствуют «пятерки»! У них самый большой рост, хотя эпизодически разница в цене между «четверками» и «пятерками» в Казани — тысяча рублей с небольшим.
При этом у «троек» за два последних года цена выросла на 57 процентов! На мой взгляд, стратегия, которая была выбрана ими в прошлом году, не сработала. Они переоценили себя, довольно сильно завысив цену. И в результате потеряли за первые месяцы текущего года по сравнению с прошлым годом 13 процентов загрузки. Но при этом я не считаю, что это критическое падение, его вполне можно исправить.
Ту цену, которую видит гость, когда он планирует поездку куда-то, мы называем открытой ценой, она не соответствует тому, какую среднюю стоимость номера отельеры получат в конце рассматриваемого периода. Приведу пример с самолетом: 150–200 пассажиров летят одним рейсом Казань – Москва — и почти у всех разная цена билета. Так же в отеле: разные источники бронирования с разными процентами комиссий, разные условия покупки: кто-то приехал группой, кто-то выкупил номер за полгода.
Президентские номера будут покупать или под мероприятия, или в пиковый туристический сезон. В других условиях президентские номера не продаются, они у всех простаивают. При этом есть бронирования на будущее, это радует.
Серьезнее другая проблема: качество номерного фонда. Когда вы выбираете отель в Казани и не только, я бы обязательно советовала читать отзывы и смотреть реальные фотографии путешественников из этих отелей. Фотографии номерного фонда на сайтах часто сильно отличаются от реальных. И система классификации, где появилась самооценка, пока далека от идеала.
Гадзаова: Да, сама программа, к сожалению, недоработана, очень часто происходят технические сбои — например, заводится две карточки на одну и ту же компанию с одним и тем же ИНН. В общем, есть свои нюансы, но будем надеяться, что это вопрос времени и все заработает. Спасибо госкомитету, который принимает наши запросы.
«На самом деле в Татарстане, в Казани номерной фонд очень хороший»
— Инга Сергеевна, а на ваш взгляд, с чем Татарстан подходит к новому турсезону? Как вы оцениваете дефицит номеров?
Гадзаова: Это бизнес, и мы конкурируем с другими регионами. Но у нашего региона есть одна прекрасная, уникальная возможность — это то, что у бизнеса с властями есть открытый диалог.
Если говорить о номерном фонде, то, безусловно, были отели, которые благодаря БРИКС провели реновацию. Но есть и те, которые со времен Универсиады ничего не делают, — это в любом случае влияет на сервис. И ободранные обои не влияют на звездность.
Иванов: На самом деле в Татарстане, в Казани номерной фонд очень хороший. Я тоже по России достаточно много езжу. Не беру пятерки в разных городах, они плюс-минус везде хороши. Даже в столичных городах отели разные по уровню. Но там есть из чего выбрать, я не спорю. Я просто могу сказать по отзывам, что негативных об отелях в Казани, в Татарстане очень мало. В основном они связаны, как правило, с человеческим фактором, когда что-то произошло при контакте гостя с персоналом. Это не касается инфраструктуры, питания.
Инга Гадзаова: «Серый рынок, наверное, больше выбирают те, кому не нужны безопасность и лишняя регистрация»
«Посуточный бизнес — это не какая-то золотая жила, где сейчас все богатеют»
— «Посутка» сильно отъедает гостей в отелях?
Гадзаова: Сегодня буквально наткнулась на новость, что Казань по стоимости суток проживания обогнала Питер и Москву так на минуточку, да? (Смеются.) На самом деле самое обидное для нас, когда непонятно, откуда берут некую статистику, в которую попадает и серый рынок, и делают выводы. Было бы здорово, если бы мы на законодательном уровне этот вопрос урегулировали. Когда мы часто и много говорим о цене отелей, мы забываем о том, что 80 процентов расходов — постоянные, вне зависимости от количества туристов: содержание штата сотрудников, коммунальные платежи, налоги, кредиты, мы соблюдаем все правила безопасности, нормы со стороны Роспотребнадзора… Делаем все, чтобы человек уехал от нас с положительными эмоциями и вернулся.
Серый рынок, наверное, больше выбирают те, кому необходима безопасность, кому не нужна лишняя регистрация. И мы понимаем, какой у нас контингент будет проживать в квартирах. И тут вопрос не цены абсолютно.
— Кирилл Сергеевич, кто все-таки снимает квартиры посуточно и что вы думаете по поводу регулирования?
Горшков: Вопрос серого рынка действительно стоит очень остро. И я сам выступал с инициативой — с Артемом Вячеславовичем общались, как отрегулировать сферу посуточной аренды квартир и ввести туда определенную звездность и классификацию. Пока о рынке нет осведомленности ни со стороны государства, ни со стороны отельеров и даже гостей.
А разница очень большая. «Элитная» квартира, условно, причисляемая к пяти звездам, заполняется практически на 100 процентов с окном бронирования на месяц-два вперед. «Трехзвездочные» квартиры стали бронировать процентов на 20 реже — настолько усилилась конкуренция в этом сегменте в том числе со стороны серого рынка. В пик сезона 2022 года в Казани было 3,5 тысячи объявлений посуточно, а в конце 2024-го — 11 тысяч!
— А с чем это связано?
— После чемпионата мира по футболу, когда СМИ рассказывали, что квартиры сдавались по 100 тысяч за сутки, каждый второй начал интересоваться этим бизнесом. Люди пытаются заработать в сезон, а в межсезонье, когда спрос сокращается втрое, сдают квартиры на долгий срок либо просто уходят с рынка. И гости сталкиваются с большим количеством недоработок со стороны этой сферы.
Что касается сегодняшних цен. Если брать среднестатистическое лето, то ADR (average daily room rate, средняя цена номеро-ночи — прим. ред.) снижается, а в пиковые даты растет. Только в моей практике у нас одну квартиру в старом жилом фонде забронировали за 27 тысяч рублей в сутки — это рекорд для посуточной аренды, хотя эта же самая квартира будет стоить в другие дни 3,5−4 тысячи рублей. Проблема в том, что в Казань туристы едут в какие-то определенные даты и все сразу, нет распределения по году.
А приезжают те же люди — семьи, иногда три поколения: бабушка, дедушка, родители, несколько детей… И они ищут квартиры, где можно разместить 5−6 человек. Стоимость таких апартаментов примерно в 1,5 раза выше, чем обычный номер в «тройке» или «четверке». Но в отеле им пришлось бы выкупить два или три номера.
Ильченко: Я как раз готовлю техническое задание для архитектора на проектирование отеля. Есть важный отельный показатель double occupancy — количество людей на один номер. 18 лет назад, когда я приехала в Казань, он составлял примерно 1.3, а сегодня уже в среднем по году превышает 1.65–1.7. В таких аномальных местах, как «Ривьера», вообще может составлять 2.2 или 2.3. И это мы должны учитывать при проектировании новых отелей или при реконструкции старых. Средняя мировая статистика при проектировании отелей предполагает, что треть номерного фонда — это твины, номера с двумя кроватями. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и мы проектируем следующий казанский отель с акцентом на семейные номера, в которых три-четыре полноценные кровати, чтобы никто не ютился на диване или раскладушке.
Горшков: На самом деле есть такое не совсем верное мнение по поводу посуточников. Мы тоже так же платим налог, у нас также есть расходы и на аренду, и на сотрудников, и на все обеспечение, так же, как и в отеле. Да, у нас меньше регуляции со стороны исполнительной власти, нет таких проверок, но так или иначе у нас есть другие смежные риски и смежные издержки, которых нет в отельном бизнесе. И тут стоит понимать, что посуточный бизнес — это не какая-то золотая жила, где сейчас все богатеют. Все обстоит совершенно иначе, так как нет регуляции, очень много демпинга, много неквалифицированных и арендодателей квартир, и самих игроков посуточного дела на рынке.
Вячеслав Григорьев: «Последние три года, 2022-й, 2023-й, 2024-й, действительно оказались крутыми, рост был на 150 процентов, мы фактически обогнали допандемийный период»
«За первые три месяца мы в минусе на 35 процентов по всем направлениям»
— Вячеслав Анатольевич, как изменился сейчас спрос на туры в Казань за последний год? Сколько в среднем стоят путевки? Что сильнее всего дорожает: дорога, отель, развлечения?
Гадзаова: Сейчас скажет: отели. (Смеются.)
Григорьев: Этот год мы начали с определенного падения. У нас есть несколько сегментов: групповые туристы — школьники либо корпоративы, профсоюзы, есть сборные туры на несколько ночей, есть экскурсии. За первые три месяца мы в минусе примерно на 35 процентов по всем этим направлениям по сравнению с прошлым годом. Последние три года, 2022-й, 2023-й, 2024-й, действительно были крутыми, рост был на 150 процентов, мы фактически обогнали допандемийный период. Но мы общаемся с коллегами из Москвы, Питера, крупными агрегаторами — видим, что города с экскурсионным направлением (Москва, Санкт-Петербург, Казань) в этом году просели примерно на одинаковую цифру.
Я ведь тоже спрашиваю у туроператоров: «В чем наша проблема? Мы дорогие?» Да, цена у нас может быть высокой, но она плюс-минус такая же, как в среднем и по другим регионам. Зато бешено растут Калининград и Беларусь.
В апреле, кстати, снижение замедлилось: всего процентов на 8 ниже, чем в прошлом году. Здесь основная проблема в нехватке билетов, как и на предстоящие майские праздники. Первые майские праздники ожидаются достаточно хорошими, вторые — просто ужасные. У нас упала глубина продаж. Если раньше, в феврале, мы пиковые праздничные даты уже закрывали, то сегодня все еще можем предложить варианты размещения и экскурсии, туры и на майские праздники.
«Если взять самолет, то стоимость перелета в один конец на первые майские праздники, получается, 15 тысяч рублей, туда и обратно — 30 тысяч рублей. Для среднестатистического туриста это немного превышает бюджет»
— А что случилось с поездами?
— РЖД не поставили дополнительные поезда. Обычно на майские праздники еще в феврале ставят до 12 пар поездов дополнительно, а в этом году объявили только 1 апреля, и то недостаточное количество. А на праздники период продаж длится полгода: российские туристы сейчас все планируют заранее, прекрасно понимая, что покупать впритык билеты и отели будет очень дорого. А в момент массового спроса продажи открылись в феврале на май и через двое суток закрылись — билеты закончились. Если взять самолет, то стоимость перелета в один конец на первые майские праздники, получается, 15 тысяч рублей, туда и обратно — 30 тысяч рублей. Для среднестатистического туриста это немного превышает бюджет.
Прокофьев: А вы нас информировали, Вячеслав Анатольевич? Надо же сразу в набат бить, чтобы мы эту тему поднимали. Я вот, во-первых, об этой проблеме только что услышал.
Ковалева: Еще не упоминают, что все доппоезда прибывают в пять утра. Попробуйте начать обслуживать группу в пять утра, когда не работает ни одно заведение. Даже на завтрак не привести! А вы представьте, если это дети. Это ужас!
Кирилл Горшков: «Посуточный бизнес — это не какая-то золотая жила, где сейчас все богатеют. Все обстоит совершенно иначе, так как нет регуляции, очень много демпинга, много неквалифицированных и арендодателей квартир, и самих игроков посуточного дела на рынке»
Григорьев: Ценообразование РЖД тоже вызывает вопросы. Для внутреннего туризма в любом случае определенная поддержка нужна. Если взять, например, те же группы корпоративных заказчиков, предприятия, профсоюзы, которые приезжают большими группами, — мы их в основном планируем в апреле и тут в этом году потеряли — опять из-за стоимости ж/д билетов. 8 тысяч рублей — стоимость купе!
По поводу лета особо не переживаем, в любом случае люди приедут и гостей в целом будет много, так что усилия уже сейчас направляем на предстоящий турсезон. Где-то появилось больше возможностей — прогулочный флот теплоходов, например. Главное, чтобы вода была. В прошлом году прогулку на теплоходе в июле – августе за неделю уже нельзя было забронировать.
Иванов: Я сразу прокомментирую по поездам. Мы как эту проблему узнали? Сейчас обратились от республики в федеральную пассажирскую компанию по майским праздникам, чтобы они посмотрели либо какие-то допсоставы, либо увеличили по количеству вагонов существующие составы. Особенно 30 апреля и 1 мая, самые критичные. Сейчас отрабатываем с ними, может быть, какое-то решение примут. Вы сразу обращайтесь, как только проблема возникает!
Любовь Ковалева: «Есть же еще вопрос цены и качества! Мне очень нравится работать с отелями «Рамада», «Ривьера», где эти параметры всегда соразмерны»
«Один из самых частых вопросов туристов: можно что-то вроде «Макдоналдса», но татарское?»
— Любовь Анатольевна, каковы ваши наблюдения? Что популярно у туристов, какие экскурсии, насколько, может, выросли цены? И какая обратная связь у них, чего им не хватает в Казани?
Ковалева: На самом деле тенденция общая, I квартал спад у всех примерно такой же, 30−35 процентов. Февраль пустой, март получше, потому что начинается детский туризм, школьные туры. Все хотят в основном посмотреть город, попробовать татарскую кухню, покататься на воде. Звонки уже давно начались, спрашивают, открылась ли навигация. Самое популярное направление — Свияжск, Болгар зимой отстает, но будет летом догонять.
Чего не хватает — татарских ресторанов. В пиковый сезон они все забронированы. В майские не получится просто прийти, сесть за столик и заказать. Очень хорошо в этом плане сыграли Tatar by Tubetey, потому что в последнее время один из самых частых вопросов: можно что-то вроде «Макдоналдса», но татарское? Именно в такой формулировке.
Если говорить о размещении… На майские праздники у трехзвездочного отеля без включенного завтрака — 15 тысяч в сутки. Квадратура номера — 12 «квадратов». Я думаю, отельеры поймут мою боль. Это для группового заезда!
— А для индивидуального тогда сколько?
Ковалева: «От стойки» цены — 15 тысяч, я сегодня даже полюбопытствовала. При этом есть же еще вопрос цены и качества! Мне очень нравится работать с отелями «Рамада», «Ривьера», где эти параметры всегда соразмерны. Но, покупая номер за 15 тысяч рублей, согласитесь, вы хотя бы ждете завтрак в этом отеле. В этом плане очень хочется комитет по регулированию тарифов на проживания. Потому что если основные игроки рынка, которые представлены за этим столом, понимают политику повышения цен, то множество отелей, понимая дефицит ставят цену, которую хотят, — никаких законных инструментов влияния на них нет.
Гадзаова: Можно я тут немножко прокомментирую? Мы прекрасно понимаем, что ни госкомитет по туризму, ни мы как ассоциация отелей не можем повлиять на бизнес и диктовать им, какую цену устанавливать. Но формирование той или иной цены должно отталкиваться от себестоимости. К сожалению, есть объекты размещения, которые могут не соответствовать присвоенной им классификации или «звездности»: не всегда у нас классифицирует ТИЦ. Нормальных классификаторов — единицы.
Ковалева: Нас очень часто перебивают по цене. Московские классификаторы берут на 5–10 тысяч ниже нашей цены, но эта комиссия даже не приезжает в Казань, они даже не видят этот отель. А мы каждый раз ездим, наши классификаторы подписаны даже в Сочи. И вот пока есть те игроки, которые холодными звонками и демпингом цен пытаются переманить наши отели, давая им такую высокую оценку в «звездности», будет страдать качество сервиса.
А есть еще хостелы, которые вообще бесконтрольны, хотят — работают с кассовым аппаратом, хотят — не работают, особенно с условием введения турналога.
Горшков: Я думаю, наш общий фокус должен лежать не на том, как снижать цену, а наоборот, как ее повышать. Пусть отели продают номера по дорогим ценам, если у них это получается! Вопрос в том, чтобы не снижать эти цены в несезон, когда эти условно пятизвездочные отели предлагают снять номер за 4,5 тысячи в сутки с завтраком. Тогда за сколько квартиру вообще продавать? За тысячу рублей?
Иванов: Вообще ни в коем случае нельзя регулировать то, что работает на конкурентном рынке. Ни в коем случае — ни отели, ни перевозку!
Прокофьев: Если мы все начнем регулировать, вам не понравится. Даже то, что вы сказали о квартирах, когда мы встречались, — это очень сложный вопрос. Например, на этой неделе чуть не приняли во втором-третьем чтении закон о гостевых домах. Я думаю, если бы его приняли, вы бы взвыли.
Продолжение следует.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 114
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.