Как КИИКС встретил Великую Отечественную войну

Осенью предвоенного 1940 года Казанский институт инженеров коммунального строительства (КИИКС) отмечал свое 10-летие. На торжественном собрании звучали поздравления, вручали премии и памятные подарки, но над праздничным событием уже нависла тень будущих испытаний. В институте чествовали студентов, вернувшихся с советско-финской войны: прервав учебу, многие из них вступили в лыжные батальоны. Наслаждаться мирной обстановкой в стенах альма-матер им, увы, предстояло недолго.

Студенты КИИКСа 1941 год Студенты КИИКСа, 1941 год

В преддверии Великой Отечественной войны КИИКС приостановил работу, хотя уже открылся набор студентов на 1941/42 учебный год, а в разгаре была защита дипломных проектов. В научный труд «Известия института», изданный за несколько дней до начала войны, вошел ряд статей по оборонной тематике: например, об использовании метро как противовоздушного и противогазового убежища.

По новому Закону о всеобщей мобилизации, принятому незадолго до Второй мировой, отменены были почти все отсрочки и льготы, в том числе для студентов вузов. Так что в начале 1941 года в армию призвали многих преподавателей и студентов института, причем даже первокурсников. Среди них был и Всеволод Вишневский. Он прошел всю войну, с западной границы до Берлина, а через год после ее окончания вернулся в институт. Вишневский много лет посвятил строительной отрасли: стал главным инженером крупного строительного треста Казани, работал доцентом и завкафедрой в Казанском инженерно-строительном институте (КИСИ).

В апреле 1941-го больше 20 пятикурсников отправились строить аэродромы и другие особые объекты в Сибирь, Среднюю Азию и Западную Украину. «В 1941 году в мае я должен был защищать уже выполненный дипломный проект, но в начале апреля нас, десятерых выпускников, направили для срочных работ в Хабаровск, в распоряжение „Военпроекта“ Дальневосточного фронта, — вспоминает Александр Александров. — В июне мы вернулись в Казань, но на защиту дипломов уже опоздали. Дипломы об окончании института нам выдали на основании справки „Военпроекта“ о выполненных там проектных работах».

Группа дипломников 1941 год Группа дипломников 1941 год

На фронте и в тылу были нужны специалисты-строители: они проектировали и строили оборонительные сооружения, пути сообщения, средства маскировки. Выпускники и недоучившиеся студенты КИИКС участвовали и в штабной работе: их ценили за познания в топографии и умение оформлять боевые документы. Те из старшекурсников, которых на фронт не призвали, продолжили обучение в военных академиях и профильных вузах страны. А некоторые были направлены в 14-й трест Авиационной промышленности: там они работали на строительстве оборонных промышленных объектов и на военно-полевом строительстве в Тетюшском районе ТАССР. Среди активных участников войны — довоенные выпускники Александр Коршунов, Константин Соловаров, Николай Волков, Павел Реутин, Николай Соколов.

Многих выходцев КИИКСа на войне ждала трагическая судьба. Среди них выпускник 1940 года Фуат Булатов, который в начале войны работал в дорожном строительстве в Крыму, но в ходе боя попал в плен. Там он присоединился к подпольной группе Мусы Джалиля и начал тайно бороться против нацистов, однако из-за предательства группу раскрыли. Булатова вместе с другими соратниками Джалиля казнили в Моабитской тюрьме.

20 лет Победы — перед входом в Казанский инженерно-строительный институт 20 лет Победы — перед входом в Казанский инженерно-строительный институт

Ветераны из КИИКСа — ключевые лица в стройотрасли города

Среди ветеранов из числа выходцев КИИКСа — знаковые фигуры для института и всей строительной отрасли города. Так, в самом начале войны был призван на фронт Фаткулислам Хакимов — заместитель директора института, выпускник 1931 года. В составе авиачастей он воевал на Волховском, 1-м Прибалтийском, 1-м и 3-м Белорусских и 1-м Украинском фронтах до февраля 1944-го. В 1946-м Хакимова назначили директором Казанского института инженеров гражданского строительства (КИИГС).

Будущий ректор КИСИ (с 1957 по 1964 год), секретарь парткома и выпускник 1935 года Евгений Камышев пробыл на фронте с августа 1941 по декабрь 1945 года. Участвовал в боях под Москвой, в освобождении Солнечногорска, Волоколамска, Вязьмы и других городов. Вместе с дивизией дошел до Дрездена, помогал освобождать Чехословакию от гитлеровцев. После демобилизации Камышев работал в КИИКСе.

С 1942 по 1945 год находился на фронте выпускник 1939-го Павел Саначин, будущий начальник Управления по делам архитектуры и строительства Совета министров ТАССР. За войну Саначин из командира взвода дорос до заместителя командира батальона. Вместе со своими бойцами форсировал Дон, Днепр, Днестр, Вислу, Одер, Эльбу, а в мае 1945 года принимал участие в освобождении Праги.

Георгий Солдатов — будущий главный архитектор Казани — начинал войну рядовым солдатом в авиадесантных войсках. Командуя взводом, а затем и ротой автоматчиков, сражался с врагом в степях Украины, освобождал Молдавию, Бессарабию, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию. К концу войны Солдатов носил звание капитана и был помощником начальника оперативного отдела штаба дивизии.

В октябре 1940-го был призван в армию выпускник 1939 года Валерий Дивавин, будущий директор ГСПИ-10. Служить он стал в инженерных войсках Закавказского фронта, где руководил монтажом мостов через реку Терек. Дивавин предложил свою конструкцию моста, подходящую для военных условий: ее назвали ВМД — вантовый мост Дивавина. Сам инженер проводил инструктаж по монтажу таких мостов для других групп войск Закавказского фронта. Позже Бюро по делам изобретательства НКО Союза ССР выдало ему авторское свидетельство на это изобретение.

Шавкат Зубайдуллин, позже ставший главным инженером проектов в «Татаргражданпроекте», после призыва осенью 1940-го отправился служить в зону Брестской крепости. Но в первые же дни войны получил контузию и оказался в плену. В лагере Б-IV близ реки Эльбы Зубайдуллин занимался подрывной работой против фашистов.

Будущий глава проектной конторы «Татмежколхозпроект» Александр Семелькин — некогда солдат лыжного батальона — после возвращения с советско-финской войны окончил институт и в августе 1941-го снова отправился на фронт. Там он прослужил до конца Великой Отечественной войны.

Восстановление института и сохранение памяти о Великой Победе

Едва закончилась война, как многие ведущие преподаватели вуза вернулись к работе по подготовке мирных строителей. Сохранялся основной костяк профессорско-преподавательского состава, да и желающих продолжить обучение, прерванное войной, было много. Людям как никогда хотелось жить, учиться и работать на восстановление страны, решая новые задачи послевоенного времени. В начале лета 1946 года в Казанском институте инженеров гражданского строительства объявлен прием на первый курс. В примечаниях было сказано, что участники Великой Отечественной войны и демобилизованные из армии принимаются без экзаменов. 1 сентября начался первый послевоенный учебный год.

В Книге Памяти РТ — фамилии десятков студентов и сотрудников института, погибших на фронте. Их имена увековечены и на мемориальной доске в музее истории КГАСУ. Там же создана экспозиция, посвященная военной судьбе строительного вуза, вкладу студентов, выпускников и сотрудников в Великую Победу.

В декабре 2024 года в КГАСУ открыли мемориальную экспозицию «Мы — на защите Родины!» В декабре 2024 года в КГАСУ открыли мемориальную экспозицию «Мы на защите Родины!»

В декабре 2024 года в КГАСУ открыли мемориальную экспозицию «Мы на защите Родины!». Она приурочена к Году защитника Отечества и рассказывает о героях Великой Отечественной войны, Афганской войны, специальной военной операции и в целом о патриотической работе в университете.

Центральное место в экспозиции занимает военная судьба полковника, преподавателя военной кафедры КИСИ (1985–2001) Шастина Юрия Николаевича. Среди тех, чьи имена вписаны в историю университета, Юрий Николаевич сегодня единственный живой ветеран войны, а в 2024 году он отметил 100 лет. Призванный почти со школьной скамьи, Шастин с февраля 1943 года служил на Курской дуге и участвовал в боях на левобережной Украине как наводчик, а затем — командир расчета станкового пулемета «Максим». Перед Днепром Шастин получил тяжелое ранение, а вылечившись, был направлен во 2-е Московское пулеметное училище, где закончил сокращенный курс. Оттуда в звании младшего лейтенанта он отправился на 2-й Белорусский фронт. Командиром пулеметного взвода прошел с боями всю Восточную Пруссию, вышел к Балтийскому морю и закончил войну в заливе Фриш-Гаф. Больше 80 лет Юрий Николаевич живет с осколком в левом плече, сохраняет бодрость и к своим недомоганиям относится с юмором.

Юрий Николаевич Шастин — сегодня единственный живой ветеран войны Среди тех, чьи имена вписаны в историю университета, Юрий Николаевич сегодня единственный живой ветеран войны

Традиция КГАСУ — в годовщину Победы чтить светлую память павших в боях студентов и сотрудников у памятного знака, сооруженного во дворе университета. Ежегодно в этот день здесь проводится торжественный митинг с участием ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, сотрудников и студентов КГАСУ. Пройдет он и в эту, 80-летнюю, годовщину Победы.

Задача университета — сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплоченностью, трудолюбием и самоотверженностью, невероятной любовью к Родине подарил новым поколениям мир, свободу и независимость. День Победы — это праздник, объединяющий поколения. КГАСУ помнит свою историю и гордится ею!