Выручка ПАО «Таттелеком» выросла за 2024 год почти на 8% до 9,5 млрд рублей, чистая прибыль — на 16% до 1,6 млрд рублей, рентабельность — на 1,2%

Чистая прибыль выросла на 1,6 миллиарда

«С доковидных времен не собирались», — подметил важность происходящего накануне годового общего собрания акционеров ПАО «Таттелеком» глава СИНХа Валерий Сорокин. Заседание в открытом формате прошло не только впервые после пандемии, но и впервые при новой управленческой команде, возглавляемой Айратом Нурутдиновым. Так что гендиректору крупнейшего татарстанского оператора связи было о чем рассказать акционерам.

Повестка традиционная — утверждение годового отчета, распределение дивидендов (акционеры получат 786 млн рублей — это 50% чистой прибыли всей группы компаний), избрание совета директоров (без изменений). Озвученные ключевые показатели выглядели вполне оптимистично: выручка ПАО «Таттелеком» выросла за 2024 год почти на 8% до 9,5 млрд рублей, чистая прибыль — на 16% до 1,6 млрд рублей, рентабельность — на 1,2%. «Кажущийся дисбаланс на самом деле связан с тем, что сегодня у нас один из существенных источников средств — депозиты», — объяснил Нурутдинов.

«Мы переломили тренд на снижение абонентской базы, мы ее наращиваем. Даже если исключим из графика GPON, тренд все равно будет положительный, — продолжал он. — Средняя зарплата выросла за 6 лет в 2 раза, и сегодня существенную финансовую нагрузку составляет рост фонда оплаты труда. Чтобы оставаться в рынке, мы его увеличили на 20 процентов только за 2024 год. Компания не может резко поднимать тарифы, по сути, рост расходной части опережает рост тарифов. Пока мы придерживаемся такой политики».

«Таттелеком» — одно из крупнейших акционерных обществ республики, общее число акционеров компании — порядка 18 тыс., причем за последние несколько лет их количество увеличилось в 3 раза. Кривая стоимости акций в целом повторяет график Мосбиржи, общие спады и подъемы синхронизированы, за исключением одного заметного спекулятивного всплеска во второй половине 2023-го.

Айрат Нурутдинов: «Мы переломили тренд на снижение абонентской базы, мы ее наращиваем. Даже если исключим из графика GPON, тренд все равно будет положительный»


«Мы за эти годы построили второй «Таттелеком»

Локомотивами изменений в компании стали несколько ключевых проектов.

Технология GPON. Она охватывает 400 тыс. домохозяйств – потенциальных клиентов, 151 тыс. из них уже подключена. «Говорим, что за эти годы мы фактически построили второй „Таттелеком“, — подчеркивает Нурутдинов. — Технология подразумевает, что мы строим порты ко всем потенциальным домохозяйствам, потому что потом количество портов в конкретном населенном пункте будет увеличить крайне сложно». По его словам, сеть сопоставима по количеству с инфраструктурой «Таттелекома» до старта проекта GPON.

Но есть и нюансы. «Есть тренд, что чем больше охват, тем менее рентабельно подключение поселков. Мы уже столкнулись с тем, что в ряде поселков подключение становится малорентабельным как минимум. Это очевидно напоминает историю с газификацией. GPON тянуть к поселкам, где 5–10 домов, в наш тарифный план не укладывается. Если будет такое желание со стороны акционеров, надо рассматривать, каким образом компенсировать данные затраты. Но пока нам удается находиться в этом коридоре и подключать поселки, где хоть какая-то рентабельность присутствует», — делится гендиректор «Таттелекома».

«Сложный был прошлый год. Мы реализовывали проект «Безопасный город», установили более тысячи камер»

Камеры видеонаблюдения. Всего «Таттелеком» оперирует более чем 50 тыс. камер, но только 35,3 тыс. их них — базовые уличные, остальные домофонные. «Сложный был прошлый год. Мы реализовывали проект „Безопасный город“, установили более тысячи камер. И опять сложная ситуация возникает: новые места размещения, которые нам предлагаются, очень сложные, а с теми средствами, которые мы закладывали, это нерентабельно», — обратил внимание Айрат Рафкатович.

IP-домофония — с точки зрения объема инфраструктуры это еще один потенциальный «Таттелеком». Всего установлено 15 тыс. панелей, которые охватывают 370 тыс. домохозяйств и 2,6 тыс. многоквартирных домов, причем наибольшая глубина проникновения — в Азнакаево, где 96% домофонов — именно «Таттелекома». А в Казани при этом их доля крайне невысокая. «Мы не можем просто прийти и установить домофон, это должна инициировать управляющая компания с подкреплением общим собранием жителей», — рассказывает Нурутдинов.

«Цель — ЦОД, но это не просто очередной кластер, где стоят стойки с данными. Мы планируем в данном ЦОДе разместить вычислительный кластер высоконагруженных приложений, чтобы ИИ-решения были локальными»

Системы оповещения, готовность к 5G и искусственный интеллект

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО). «Было заседание совета безопасности, и правительство обратилось к „Таттелекому“ в части реализации данного проекта, именно строительства. Это достаточно грандиозный проект, рассчитанный до 2029 года, 1,5 тысячи систем оповещения как минимум, а на самом деле их еще больше будет. По сути, это создание еще одной разветвленнейшей системы», — пояснил Нурутдинов. Плюс «Таттелекома» в наличии развитой инфраструктуры: размещать систему оповещения будут в том числе на существующих опорах сотовой связи, базовых станциях, что упрощает и удешевляет создание и эксплуатацию системы.

Новое ядро мобильной связи и биллинг. Предыдущее было компании Ericsson, оно не поддерживалось и требовало замены. Это, по формулировке Айрата Рафкатовича, стало крайне непростым упражнением, зато новое ядро отвечает современным бизнес-требованиям телеком-рынка и поддерживает новые технологии: 5G Ready, новые гибкие тарифы, готовность к интеграции с внешней инфраструктурой. «Даже сейчас можем теоретически подключить часть базовых станций к 5G, если будет разрешение ГРЧ», — сообщил гендиректор.

Крайне важной оказалась и смена разработчика биллинговой системы, которая ведет учет трафика, расходов средств, начислений и т. д. «С учетом того, что у нас миллионы абонентов, это высоконагруженный и крайне критичный элемент. К сожалению, прошлые решения плохо развивались, были огромные трения с предыдущим разработчиком. Мы сделали замену, плавно завершаем переход на новую платформу», — пояснил Нурутдинов.

«Демонстрировали Владимиру Владимировичу»: на заседании цифровой ассоциации решили сделать РТ центром ИИ

Искусственный интеллект. «ИИ — это не просто модная тема. Мы ведем внутренние разработки, наращиваем компетенции. Цель — ЦОД, но это не просто очередной кластер, где стоят стойки с данными. Мы планируем в данном ЦОДе разместить вычислительный кластер высоконагруженных приложений, чтобы ИИ-решения были локальными. Многие, кто сейчас использует современные нейронные сети, отправляют данные за пределы Татарстана. Мне кажется, под контроль надо такие вопросы брать, стараться размещать вычислительные кластеры в республике», — заключил он.