На заседании совета законодателей РФ выяснилось, что министерство науки и высшего образования России прежде не торопилось регулировать платный прием в вузы, аргументируя это тем, что нет таких полномочий На заседании совета законодателей РФ выяснилось, что министерство науки и высшего образования России прежде не торопилось регулировать платный прием в вузы, аргументируя это тем, что нет таких полномочий Фото: council.gov.ru

«Вот сегодня в Москве учится миллион студентов. А зачем?»

«Вот сегодня в Москве учится миллион студентов. В Петербурге — почти 500, в Казани… Со всей страны эти крупные города собирают молодежь для получения высшего образования. А зачем миллион? Кто это проанализировал? А какие профессии?» — вопрошала в середине марта Валентина Матвиенко. Председатель Совета Федерации призналась, что законодатели уже «устали» обсуждать с правительством РФ бездумное расширение платного приема в вузы. Университеты, не имея нужной базы и профессорско-преподавательского состава, стали штамповать специалистов, которые экономике не нужны.

На этой неделе тема снова обсуждалась с высоких трибун. На заседании совета законодателей РФ выяснилось, что министерство науки и высшего образования России прежде не торопилось регулировать платный прием в вузы, аргументируя это тем, что нет таких полномочий. Дескать, курируем только бюджетников и целевой прием. Власти не против частного образования, но почему бюджетный прием отрегулирован, а платный — нет, вновь негодовала Матвиенко. Теперь позиция поменялась — и для вузов, вероятно, могут настать непростые времена.

Выступая на совещании, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подтвердил, что ситуация с коммерческим приемом — это «важнейший вопрос». Сейчас платно учится более половины всех студентов в стране. Причем жалобы на качество обучения от граждан чаще всего касаются частных вузов, на них же приходится основной рост набора. «Посмотрите, у нас 242 частных вуза, из них 77 расположены в столице!» — поразился министр «аномальному» платному приему в вузы Москвы.

Сейчас платно учится более половины всех студентов в стране. Причем жалобы на качество обучения от граждан чаще всего касаются частных вузов, на них же приходится основной рост набора Сейчас платно учится более половины всех студентов в стране. Причем жалобы на качество обучения от граждан чаще всего касаются частных вузов, на них же приходится основной рост набора Фото: © Shatokhina Natalia / news.ru / www.globallookpress.com

Если прежде власти не могли регулировать платный прием, то теперь такие полномочия появятся. Законопроект, который закрепит за правительством РФ «полномочие по установлению объемов приема на обучение по образовательным программам высшего образования на места с оплатой стоимости обучения», был внесен в Госдуму 4 апреля, а сегодня получил положительный отзыв правительства России.

«Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний», — сказано в отзыве за подписью вице-премьера РФ – руководителя аппарата правительства России Дмитрия Григоренко. Судя по данным в электронной базе, пять регионов поправки уже поддержали. Соавторами документа стали 346 из 450 депутатов всех парламентских фракций и пять сенаторов, включая спикера Госдумы Вячеслава Володина и Матвиенко. По сути, это означает, что изменениям дан зеленый свет и поправки в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» почти наверняка будут приняты.

В случае принятия документа поправки вступят в силу с 1 сентября 2026 года. Таким образом, для вузов все-таки сделают некий переходный период, ближайшая приемная кампания, видимо, пройдет по старым правилам.

Даже незначительное сокращение набора обучающихся на платных основаниях «бьет по экономике» образовательных учреждений, поскольку они не могут рассчитывать на дополнительный бюджет, отметил один из собеседников газеты Даже незначительное сокращение набора обучающихся на платных основаниях «бьет по экономике» образовательных учреждений, поскольку они не могут рассчитывать на дополнительный бюджет, отметил один из собеседников газеты Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстан — в лидерах по приему студентов: 18,4 тыс. за прошлый год

Таким образом, правительство РФ пропишет для вузов порядок, по которому они будут устанавливать количество платных мест обучения. Также будут прописаны критерии, на основании которых станет определяться необходимое количество платных мест. По действующему законодательству кабинет министров имеет право регулировать объем только бюджетных мест в университетах. Власти получат совершенно новые полномочия. И острая реакция уже есть. «Как только этот закон внесли, лобби, которое защищает некачественное платное образование, заполонило интернет! Потому что лишают недобросовестные вузы кормушки по штамповке дипломов», — отметила Матвиенко на совещании два дня назад.

Но не секрет, что и для добросовестных, государственных вузов платный прием — это тоже хороший способ получить дополнительный доход. К примеру, в Казанском (Приволжском) федеральном университете год обучения по специальности «дизайн» стоит 265 560 рублей, «культурология» — 260 040 рублей, «юриспруденция» — 249 960 рублей, «реклама и связи с общественностью» — 231 000 рублей, «экономика: международные экономические отношения» — 230 040 рублей. Причем самое подорожавшее за год в КФУ направление — это «реклама и связи с общественностью», а на 6-м месте — «юриспруденция». Ранее наше издание подробно рассказывало о стоимости обучения в вузах столицы РТ.

«КФУ сдерживал цены четыре года»: сколько стоит учеба в вузах Казани?

Еще до принятия поправок вузам рекомендовали сократить платный прием, рассказали «Ведомостям» два источника, близкие к минобрнауки РФ. Даже незначительное сокращение набора обучающихся на платных основаниях «бьет по экономике» образовательных учреждений, поскольку они не могут рассчитывать на дополнительный бюджет, отметил один из собеседников газеты.

Очевидно, что вузы Казани могут стать наиболее пострадавшими от новых правил регулирования платного приема. По итогам 2024 года республика оказалась в пятерке лидеров по совокупному приему студентов — 18,4 тысячи. Понятно, что РТ притягивает учащихся в том числе за счет большого числа бюджетных мест (16 705 перед приемной кампанией – 2024), но ведь и платники едут активно. И если порассуждать, сокращение платного приема может быть неприятностью для экономики не только вузов… В уже упомянутом ранее докладе Фалькова Татарстан звучал как один из нескольких регионов с «серьезной образовательной миграцией».

«Бюджетных мест в последнее время в Российской Федерации выделяется достаточно для поступающих абитуриентов, прежде всего по инженерно-техническим специальностям» «Бюджетных мест в последнее время в Российской Федерации выделяется достаточно для поступающих абитуриентов, прежде всего по инженерно-техническим специальностям» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Поможет ли это решить проблему дефицита кадров? Не поможет»

Поправки скажутся на вузах отрицательно, отметил в разговоре с нашим изданием заведующий кафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин. «Негосударственные вузы сейчас в принципе остаются на грани выживания. Наверное, многие не переживут эти изменения. Может быть, даже большинство. Я никаких иллюзий не испытываю и считаю, что негосударственное высшее образование у нас в стране просто не сложилось», — отметил эксперт.

При этом Лопатин подчеркивает, что и для государственных вузов сокращение платного приема станет «в определенной степени проблемой»: «Потому что внебюджетные средства для университетов являются очень существенной, значимой статьей, позволяющей выполнять какие-то определенные задачи — например, обновлять материально-техническую базу». «Для разных вузов это будут разные последствия. Для тех университетов, которые не находятся в жесткой конкуренции в регионах, особенно в небольших городах, это может быть и несильно критично, потому что у них и так не имелось контингента для того, чтобы эти места заполнять, и там места заполнялись бюджетниками. Бюджетных мест в последнее время в Российской Федерации выделяется достаточно для поступающих абитуриентов, прежде всего по инженерно-техническим специальностям», — поделился специалист.

«Для крупных вузов это будет удар, потому что любой крупный вуз в столичных городах, региональных столицах подразумевает наличие большого спектра специальностей и направлений, в том числе и социально-гуманитарный блок. Пополнение за счет этого бюджета — значительная статья доходов для университетов», — указал спикер.

Лопатин также обратил внимание на «другой очень важный аспект». «Законопроект идет сверху и рубит сверху, но проблема в том, что он прежде всего ударит по выпускникам школ. У нас нехватка учителей, большие проблемы с математикой, физикой, информатикой, химией. Теперь получается, что дети, у которых эти дисциплины должным образом не преподавались и оставался единственный выбор сдавать набор экзаменов по социогуманитарным и экономическим специальностям, не смогут поступить в вузы из-за этого законопроекта. Регулировать надо снизу, увеличивая возможности, а не сокращая их», — рассуждает Лопатин.

«Поможет ли это решить проблему дефицита кадров? Не поможет. Там, где платят зарплату высокую, нет дефицита кадров. Народ уходит в разносчики пиццы или работает в маркетплейсах, потому что там платят! Мы находимся все-таки в рыночных отношениях: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Предлагаемые регуляторные меры здесь не приведут к тому результату, который ожидается. Меня больше всего беспокоит возможность выпускников школ быть обеспеченными равными правами в образовании. С одной стороны, идея понятна — чтобы люди шли не на социогуманитарные и экономические специальности, а на инженерные. С другой — они туда не могут пойти. ЕГЭ сдать не могут. Поэтому надо решать ситуацию с нехваткой педагогов и уровнем школьной подготовки», — добавил Лопатин.

Меры властей прежде всего помогут молодым людям определиться с правильным выбором будущей специальности, направления обучения и дальнейшей работой, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, председатель экспертного совета по вопросам непрерывного образования при Госдуме Илья Коршунов.

«Конечно, существуют направления подготовки, которые не приводят людей к хорошим и положительным эффектам на рынке труда. И такая мера направлена не столько на регулирование, сколько на содействие молодым людям в их правильном последующем трудоустройстве после обучения. Конечно, рынок труда регулируется не только этой мерой, но появление таких решений поможет учащимся с востребованным и экономически оправданным выбором на рынке труда», — полагает эксперт. 

Коршунов заметил, что у министерства труда РФ и федеральной службы по труду и занятости (Роструд) есть «очень большой опыт в оценке заработной платы после обучения по разным направлениям подготовки». «И если данная информация будет использована в том числе для регулирования платного приема, то это просто поможет населению сэкономить деньги и найти направления, которые обеспечат достойную заработную плату выпускникам», — отметил спикер. 

«Работу на рынке труда сейчас найти легко. Вопрос в том, как она станет оплачиваться. Например, те же технические специальности будут более высокооплачиваемыми. Я могу сказать, что по такому направлению, как компьютерная безопасность, зарплата достигает 150 тысяч рублей у выпускников в среднем по российским регионам. А представьте, какая она в Москве. Потому этот правильный выбор очень важен. Спрос на управленческие специальности высокий. Но для того, чтобы эффективно управлять людьми, нужен все-таки жизненный опыт. Поэтому и для экономики, и для человека более эффективными будут программы дополнительного профессионального образования — повышения квалификации и переподготовки по таким управленческим направлениям», — сказал Коршунов.

Он считает, что такие меры сильно не скажутся на экономическом положении вузов. «Крупные университеты все-таки опираются еще и на доходы от научных исследований, взаимодействия с промышленностью, консультационные работы, коммерциализацию своих результатов, интеллектуальной деятельности и программы дополнительного профессионального образования. Университеты, как предпринимательские организации, смогли бы довольно оперативно заместить эти выпадающие доходы за счет программ дополнительного профессионального образования. Программы MBA, переподготовки главных инженеров проектов, технических директоров весьма дорогостоящие, дороже, чем обучение студентов. И для университета это будет очень выгодно», — добавил эксперт.

«Важно синхронизировать платный прием с рынком труда, чтобы не готовить невостребованных специалистов, как в 90-х»

 «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в несколько крупных вузов Татарстана. В КНИТУ-КХТИ отметили, что регулирование платного приема в вузы в соответствии со стратегией развития страны и кадровыми запросами промышленности — это «действительно важная задача». «Наш технологический университет, конечно, поддерживает эту линию, связанную с развитием приоритетных направлений экономики и подготовкой инженерных кадров», — сказал в беседе с нашим изданием ответственный секретарь приемной комиссии КНИТУ-КХТИ Ирек Шарапов

Он заметил, что изменения в платном приеме уже случились в текущем году. «Вузы больше не смогут принять платников больше, чем это было определено, то есть не могут превышать установленный вузом план набора на внебюджет. Не позднее пяти месяцев до зачисления на платные места все вузы разместили на своем официальном сайте в открытом доступе информацию о количестве имеющихся платных мест на каждое из направлений обучения. Если желающих поступить на платное обучение по какому-либо направлению окажется больше, чем количества установленных мест на это направление, зачисление станет проводиться на конкурсной основе», — пояснил Шарапов. 

В КНИТУ-КХТИ в ближайшую приемную кампанию планируют принять 3,9 тыс. бюджетников (это контрольные цифры бюджетного приема) и около 1,5 тыс. платников. План платного приема по сравнению с предыдущим годом серьезно не поменялся. Как он формируется? «Во-первых, учитывается востребованность выпускников КНИТУ-КХТИ у государства и работодателей, а также у промышленных партнеров вуза. Во-вторых, проводится анализ итогов приема прошлых лет с точки зрения спроса у абитуриентов. В-третьих, вуз исходит из потенциала, опыта кафедр и руководителей образовательных программ», — добавил ответственный секретарь приемной комиссии вуза. 

«Планируется, что российское правительство передаст министерству науки и высшего образования РФ полномочия по контролю за набором на платную форму обучения в вузах. Соответственно, мы будем согласовывать с министерством платный набор в рамках каждого года приема. Важно синхронизировать платный прием с рынком труда, чтобы не готовить невостребованных специалистов, как в 90-х. С точки зрения сохранения профессорско-преподавательского состава не должно быть резких сокращений по тем или иным специализациям. Уже сейчас кафедрам поставлена задача диверсификации, создания смежных междисциплинарных направлений подготовки», — заявили нашему изданию в КНИТУ-КАИ. 

Как уточнили в университете, сейчас у них обучаются 8,5 тыс. очников, из них треть — это те, кто обучается платно, две трети обучающихся — на бюджете. Кроме того, на заочном отделении также обучаются платники. Как правило, на платную форму обучения поступают те, кто хочет получить специальность, связанную с IT и авиастроением, реже — с экономическими дисциплинами, например прикладной экономикой, организацией производства.

В Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) заявили «БИЗНЕС Online», что положительно оценивают инициативу о регулировании платного приема. Это «важный механизм обеспечения качества высшего образования», отметили в вузе. 

«Университет поддерживает введение государственных нормативов, которые позволят контролировать объемы коммерческого набора и предотвратить перекос в сторону исключительно рыночно ориентированных программ. В КГЭУ такая практика давно существует. Кроме того, считаем необходимым регулировать и набор на заочную форму обучения, поскольку его неограниченное расширение может негативно сказаться на уровне подготовки выпускников», — отметили в КГЭУ.

Там также подчеркнули, что сейчас в вузе «сохраняется сбалансированное соотношение бюджетных и платных мест»: 61,6% студентов обучаются за счет государственного финансирования, а 38,4% — на коммерческой основе. «На направлениях с госзаказом, таких как IT и технические специальности, преобладают бюджетники, тогда как платники составляют меньшую долю. На некоторых программах, например в социологии, представлены и те и другие. На отдельных направлениях, где бюджетные места не предусмотрены (например, часть гуманитарных программ и заочных форм обучения), основную долю составляют платные студенты. При этом университет строго придерживается утвержденных планов приема, не допуская превышения установленных квот и сохраняя баланс между доступностью образования и его качеством», — добавили в вузе.