По данным аналитического агентства «Автостат», продажи новых автомобилей в республике за год упали в 1,5 раза По данным аналитического агентства «Автостат», продажи новых автомобилей в Татарстане за год упали в 1,5 раза Фото: © Belkin Alexey / news.ru / www.globallookpress.com

Продажи новых машин упали на треть

До татарстанского автомобильного рынка добрались кризисные настроения. По данным аналитического агентства «Автостат», продажи новых автомобилей в Татарстане за год упали в 1,5 раза. Если по итогам января – марта 2024-го в республике было поставлено на учет почти 15,9 тыс. новых автомобилей, то за I квартал текущего года — только 10,9 тыс. авто. Что касается транспортных средств (ТС) экономсегмента, то всего за I квартал в РТ обрели своих владельцев практически 10,2 тыс. машин, что почти на треть меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По сравнению с IV кварталом 2024-го продажи упали в 1,8 раза.

Лучше всего продажи ТС массмаркета шли в январе, они на 10% превысили показатели января прошлого года, составив 3,5 тыс. единиц. В феврале продажи пошли на спад, снизившись за год на 28%: вместо 4,5 тыс. авто, проданных в 2024-м, реализовано всего 3,2 тыс. штук. В марте по сравнению со вторым месяцем 2025-го продажи выросли до 3,5 тыс. авто, но все равно это было меньше на 46%, чем годом ранее.

Это худшие показатели с 2017-го, исключая кризисный 2022-й и начало 2023-го. Даже в первых кварталах «ковидных» 2020 и 2021 годов продажи были на уровне 15,5 тыс. и 13,8 тыс. авто соответственно.

Несмотря на общее падение продаж автомобилей всех брендов, доля китайских марок машин в прошедшем периоде осталась на том же уровне. Новых транспортных средств с шильдиками made in China было поставлено на учет на 27% меньше (падение квартал к кварталу — с 6,9 тыс. до 5 тыс. авто), доля китайского автопрома сохранилась на уровне 48%.

Но не только пришлые марки показали снижение. Отечественный АвтоВАЗ за год снизил продажи с 5,66 тыс. до 4,05 тыс. машин, что показало падение на те же 28%. При этом доля автомобилей с парусом на логотипе осталась на уровне прошлого года — 39,5%.

Чтобы понять причины снижения спроса, глава «Автостата» Сергей Целиков провел опрос в своем телеграм-канале. 63% респондентов назвали главным сдерживающим фактором высокие процентные ставки по автокредитам. В условиях экономической неопределенности и роста ставок многие потенциальные покупатели отложили приобретение новой машины.

Действительно, доступность кредитных продуктов снизили высокая ключевая ставка и ужесточение макропруденциальных требований, что привело к такому поведению покупателей. Кроме этого, на падение продаж повлиял и ажиотажный спрос в прошлом году. В 2022-м автомобилисты смотрели на геополитическую обстановку, в 2023-м откладывали покупку машины в ожидании снижения цен. Но на фоне появившихся новостей об увеличении утилизационного сбора, а также повышения кредитных ставок будущие владельцы автомобилей решили использовать шанс и закупились, что называется, впрок.

Комментируя текущее состояние авторынка, Целиков отметил, что дилерское сообщество ожидает дальнейшее падение рынка. «Пессимисты говорят о снижении по году до 1 миллиона [новых авто], то есть процентов на 30–35. Но не все. Кто-то верит в лучшее. Надежды связывают со вторым полугодием. Почти все уповают на ключевую ставку», — добавил эксперт.

Почти 89% рынка обеспечили прошлогодние стоки. Из них 86% — это автомобили 2024 года выпуска (около 2,5%), которые хранились с 2023-го. Сейчас сток прошлогодних новых ТС на складах дилеров и дистрибьюторов оценивается в 350 тыс. машин, а суммарный (с учетом свежих авто 2025 года выпуска) — около 500 тысяч.

Помимо китайских брендов, с затовариванием складов столкнулся и АвтоВАЗ. Сток автопроизводителя и официальных дилеров марки, по оценке президента компании Максима Соколова, достиг 100 тыс. LADA при норме 60 тыс. штук. В некоторых СМИ даже появлялась информация, что на фоне этого АвтоВАЗ может приостановить работу из-за провала продаж автомобилей, а также сокращает производство из-за затоваривания. Но в АвтоВАЗе опровергли данные слухи, уточнив, что компания в полной мере выполняет социальные обязательства перед коллективом и ведет работу над всеми новыми проектами. Тем не менее президент автогиганта заявил о драматическом падении российского авторынка.

На первую пятерку автомобильных брендов пришлось 75% всех продаж, или 7,75 тыс. авто. Почти 40% (чуть больше 4 тыс.) от общих продаж взяла на себя отечественная марка LADA. При этом остальные четыре игрока — Haval, Chery, Geely и Changan — суммарно реализовали в прошлом году на 1,8 тыс. транспортных средств меньше — 3,7 тысячи. Что касается основных покупателей, то 87% приобретателей автомобилей массмаркета — физические лица. За три месяца они оформили в свою собственность 8,9 тыс. авто, тогда как «юрики» купили 1,35 тыс. машин.

План по выпуску на 2025 год у АвтоВАЗа остался прежним: 500 тыс. авто, правда, он может быть скорректирован, исходя из рыночных запросов. Уже сейчас предприятие сократило количество выпускаемых автомобилей План по выпуску на 2025 год у АвтоВАЗа остался прежним: 500 тыс. авто, правда, он может быть скорректирован, исходя из рыночных запросов. Уже сейчас предприятие сократило количество выпускаемых автомобилей Фото: © Belkin Alexey / news.ru / www.globallookpress.com

Юбилейная LADA: падение продаж и прекращение производства более 20 комплектаций

Недавно главному автомобилю страны исполнилось 55 лет, о чем гласят многочисленные рекламные баннеры. 19 апреля 1970 года на заводе были собраны первые 6 машин «ВАЗ-2101». Что касается современности, доля АвтоВАЗа по итогам I квартала 2025 года сократилась незначительно (минус 0,3%) — до 39,5% от всех продаж новых автомобилей в Татарстане. При этом LADA остается самой продаваемой машиной в республике: за первые три месяца года реализовано 4 054 транспортных средства этой марки. 85% автомобилей пришлось на прошлые годы выпуска, только 587 машин вышли с конвейера в 2025-м.

Глава АвтоВАЗа Соколов заверил, что падение продаж в I квартале 2025-го они прогнозировали еще в конце прошлого года. В снижении продаж он обвинил китайцев, которые из-за огромных складских запасов автомобилей здорово демпингуют, предлагая хорошие скидки. И это несмотря на возросший утильсбор, который по задумке должен был помочь АвтоВАЗу, но по факту китайцы как предлагали скидки на свои машины, так и предлагают.

План по выпуску на 2025 год у АвтоВАЗа остался прежним: 500 тыс. авто, правда, он может быть скорректирован, исходя из рыночных запросов. Уже сейчас предприятие сократило количество выпускаемых автомобилей. Например, если ранее с конвейера каждый час сходило в среднем по 52 LADA Vesta, то теперь — всего по 20. Кроме того, автозавод на 20 штук сократил количество выпускаемых комплектаций.

Например, в линейке LADA Vesta пометка «автомобиль не производится» появилась напротив четырех спецификаций — универсалы Vesta SW Cross отныне собираются в одной версии, а седаны Vesta Cross — в двух. Линейка Vesta SW Cross еще короче: только вариант с 6-ступенчатой «механикой» в исполнении Enjoy'24. 11 других спецификаций «приподнятых» LADA Vesta также не производятся, как и «подогретая» версия Sportline. Дополнительно к этому легендарная Niva временно не выпускается в комплектациях Urban и BLACK, а Granta в версии Cross вообще сошла с конвейера. Несмотря на сокращение «старых» моделей, в дилерские шоурумы стали поступать новенькие LADA Iskra SW Cross — универсал, который воспринимается почти как полноценный кроссовер. Продажи, как ожидается, начнутся в конце мая – начале июня.

Самой популярной моделью на рынке РТ продолжает оставаться LADA Granta в четырех вариантах: седан, хетчбэк, универсал и лифтбэк. Суммарный объем продаж автомобилей данной модели составил 1 925 единиц, показав снижение по сравнению с 2024-м на 27% (минус 708 машин). Несмотря на это, доля продаж Granta в республике внутри модельного ряда АвтоВАЗа выросла с 46,5 до 47,5%, а доля общей реализации ТС — с 18,5 до 18,8%.

Буквально недавно АвтоВАЗ запустил продажи LADA Granta в комплектациях #Club и #Quest, а на официальном сайте был опубликован обновленный прайс-лист с ценами на все исполнения. Максимальную прибавку в 119 тыс. рублей показал лифтбэк #Club Enjoy — его стоимость превысила 1,3 млн рублей, хотя раньше максимальная цена была 1,18 млн рублей. Седан Granta #Club Enjoy c 16-клапанным двигателем стал стоить 1,27 млн рублей. До апгрейда топ-версию можно было взять за 1,15 млн рублей. Напомним, что в Granta отсутствует система стабилизации, а подушки безопасности (правда, только две) есть только в топ-версиях. К 2026 году в данную модель планируют установить автоматическую трансмиссию, которая на самом деле является китайским вариатором. Такая трансмиссия может быть знакома автолюбителям по паркетнику Chery Tiggo 4 Pro или седану Omoda S5.

1 051 продажу показала еще одна модель — LADA Vesta. Причем если Vesta Sedan упала в продажах в 2,3 раза — с 1 305 до 574 единиц, то Vesta SW показала рост в 5,1 раза — с 93 до 477 штук. Подорожание Vesta пока не коснулось. Стоимость Vesta в кузове седан варьируется от 1,46 млн до 1,98 млн рублей, Vesta в версии кросс-седан — от 1,74 млн до 2,07 млн рублей, Vesta в кузове универсал — от 1,64 млн до 2,11 млн рублей, а Vesta в версии кросс-универсал — от 1,86 млн до 2,19 млн рублей. Но есть информация, что автомобили LADA Vesta могут подорожать в мае на 30–50 тыс. рублей.

Объемы продаж классической Niva 4×4 упали в 2,5 раза. Так, если в январе – марте 2024-го ее купили 892 автолюбителя, то по итогам I квартала 2025 года было реализовано 355 автомобилей. Еще 419 продаж пришлось на Niva Travel, продажи которой упали на 42%.

Вышли на рынок РТ и новенькие LADA Largus VP. Перезапуск производства этого популярного бюджетного универсала состоялся в мае 2024 года. Всего за прошедший квартал татарстанские автолюбители обзавелись 302 новенькими машинами.

Чиновники Татарстана пока не разглядели в LADA Aura альтернативу своим люксовым автомобилям. Всего за прошедший период было реализовано два таких ТС, и то один ушел в руки физического лица. Розничные продажи LADA Aura стартовали 29 ноября прошлого года. Aura предлагается в двух комплектациях: Premier за 2,6 млн рублей и Status за 2,8 млн рублей. Автомобиль оснащается теми же агрегатами, что и топовая версия LADA Vesta, — 1,8-литровым мотором мощностью 122 л. с. и китайским вариатором WLY CVT18.

На 2-м месте по количеству проданных российскими производителями машин — Solaris. На бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге сейчас производят легковые автомобили под брендом Solaris. По факту это те же самые Hyundai Solaris, Creta, а также Kia Rio и Kia Rio X-line, просто под другой маркой На 2-м месте по количеству проданных российскими производителями машин — Solaris. На бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге сейчас производят легковые автомобили под брендом Solaris. По факту это те же самые Hyundai Solaris, Creta, а также Kia Rio и Kia Rio X-line, просто под другой маркой Фото: © Александр Гальперин, РИА «Новости»

Solaris, но не корейский

На 2-м месте по количеству проданных российскими производителями машин — Solaris. Автомобили выпускаются компанией AGR, подконтрольной Андрею Павловичу, который выкупил долю в ООО «Фольксваген Груп Рус». На бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге сейчас производят легковые автомобили под брендом Solaris. По факту это те же самые Hyundai Solaris, Creta, а также Kia Rio и Kia Rio X-line, просто под другой маркой.

В Татарстане в январе – марте 2024-го на учет было поставлено в 55 раз больше таких машин (276 авто) под брендом Solaris, из них почти половина (127 штук) с минимальной ценой в 2,8 млн рублей пришлась на модель HC — кроссовер, который ранее продавался в России под названием Hyundai Creta. Он ничем не отличается от своей базы, за исключением эмблемы.

109 регистраций взяла на себя модель HS — седан, который «таксовал» под названием Hyundai Solaris. Благодаря цене от 2 млн рублей и за счет низкой базы прошлого года продажи данной модели выросли в 36 раз. По 20 регистраций забрали модели KRX и KRS, знакомые как Kia Rio X-line и Kia Rio.

В целом в России в I квартале текущего года было продано 3,4 тыс. автомобилей «Москвич». Продажи упали в 2,5 раза В целом в России в I квартале текущего года было продано 3,4 тыс. автомобилей «Москвич». Продажи упали в 2,5 раза Фото: © Petrov Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

«Москвич» пытается «перегрузиться», «Соллерс» наращивает продажи

Следующей идет марка «Москвич». Китайский JAC с российским шильдиком, который собирают из машинокомплектов на столичном заводе (бывшем Renault), показал более чем двукратное падение. Если в I квартале 2024 года на учет было поставлено 306 таких машин, то в этом — только 145. 139 регистраций пришлось на «Москвич-3», а 6 регистраций взял на себя «Москвич-6» — большой лифтбэк на базе JAC J7. Электрическая версия, к сожалению, опять никого не заинтересовала. Причем только 9 автомобилей были выпущены в 2025 году, все остальные — в 2024-м, из которых 8 машин приобрели юридические лица.

Что касается цены, то, по данным «Avito Авто», «Москвич-3» возглавил рейтинг новых автомобилей по снижению стоимости в РФ в I квартале — средняя цена на него опустилась на 18,4% в годовом выражении до 1,8 млн рублей. «Москвич» в целом стал лидером по снижению цены среди брендов — автомобили этой марки в среднем подешевели в I квартале на 14,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В начале года «Москвич» оказался в центре скандала. Автомобиль, который должен был стать флагманом возрожденного бренда, демонстрирует катастрофическое падение цен на вторичном рынке. Всего за год эксплуатации машина теряет до 40% своей первоначальной стоимости, при этом спрос на подержанные экземпляры остается крайне низким.

В целом в России в I квартале текущего года было реализовано 3,4 тыс. автомобилей «Москвич». Продажи упали в 2,5 раза. В пресс-службе завода заявили, что марка удерживает долю рынка на уровне 2024 года, несмотря на снижение рынка легковых автомобилей на 25%. Но при этом в Татарстане их доля снизились с 2,2 до 1,4%.

Несмотря на спад продаж и проблему с запчастями на уже проданные ТС, завод собрал первую партию кроссоверов «Москвич-5». «Новинка» опять-таки представляет собой перелицованный JAC Sehol X6, который должен занять нишу между компактными и среднеразмерными кроссоверами. Но в продажу этот автомобиль в ближайшее время пока не поступит. Его еще какое-то время будут тестировать на заводе.

На бывшем заводе Nissan, который сейчас называется «Автозавод Санкт-Петербург», изначально должны были собирать LADA X-Cross 5 на базе китайского кроссовера FAW Bestune T77. Но планы поменялись, там сейчас собирают автомобили под названием Xcite. В I квартале 2025 года в России было реализовано 1 302 автомобиля XCITE. Это составляет 0,5% от всего объема рынка новых легковых машин в РФ. В республике купили 73 таких транспортных средства, из них 66 авто пришлось на кроссовер Xcite X-Cross 7, а 7 наших земляков выбрали 7-местную модель с полным приводом — Xcite X-Cross 8.

Не забудем отметить группу «Соллерс», которая выпускает автомобили «УАЗ» и Sollers. Последний пошел против рынка. За год продажи автомобилей Sollers выросли с 22 до 71 штуки. Единственный момент — это всего лишь одна модель — рамный пикап Sollers ST6. Как и в ситуации с «Москвичом», машина построена на базе китайского JAC T6, а собираются ST6 на бывшем предприятии Mazda во Владивостоке.

Кроме того, группа «Соллерс» отобразила падение продаж в Татарстане автомобилей «УАЗ». Если год назад в I квартале реализовано 80 машин, то в 2025-м — всего 54. Основное падение пришлось на 3163 Patriot — автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также по пересеченной местности. Рыбаками и охотниками Татарстана было приобретено 24 против 44 таких авто в прошлом году. Еще 29 продаж пришлось на пикап на базе Patriot, а одна — на модель Hunter.

Замыкают продукцию российского автопрома электромобили Evolute, выпускаемые на липецком заводе «Моторинвест». Предприятие, взяв за основу несколько разновидностей электромобилей китайского концерна Dongfeng, собирает четыре модели — седан Evolute i-Pro и кроссоверы i-Joy, i-Sky и i-Space. Что удивительно, на фоне общей «неприязни» к марке продажи Evolute, хоть это и немного в цифровом выражении, выросли почти в 5 раз — с 3 до 14 единиц, из которых 11 пришлось на кроссовер i-Space, а три — на седан i-Pro. Видимо, причина в государственной поддержке, в рамках которой предоставляется субсидия в размере 35% от стоимости «российской электрички».

Haval тоже попал «под замес»

Как и по всей России, на 2-м месте по количеству зарегистрированных в РТ новых автомобилей расположилась китайская марка Haval — внедорожное подразделение Great Wall Motors. Несмотря на то что Haval собирают на заводе в Туле, треть автомобилей этого бренда, реализованных в прошлом году, была собрана в Китае.

По итогам прошедшего квартала в Татарстане на учет было поставлено 1 325 автомобилей. Это почти на треть меньше, чем по итогам аналогичного периода 2024-го. Доля бренда на республиканском рынке снизилась на 0,5 п. п. — с 13,4 до 12,9%.

Несмотря на то что Haval собирают на заводе в Туле, треть автомобилей этого бренда, реализованных в прошлом году, была собрана в Китае Несмотря на то что Haval собирают на заводе в Туле, треть автомобилей этого бренда, реализованных в прошлом году, была собрана в Китае Фото: © Petrov Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Несмотря на 33-процентное падение продаж, бестселлером марки Haval в нашей республике остается кроссовер Jolion. И это несмотря на то, что Haval Jolion сняли с производства в Китае, а в России недавно была представлена обновленная версия автомобиля. В I квартале 2025 года китайцы смогли продать 587 новых машин. Обновленный Haval Jolion сейчас представлен в трех исполнениях: можно выбрать мощность мотора, привод и коробку передач. Стоимость в зависимости от комплектации и скидок варьируется от 1 млн 999 тыс. до 2 млн 699 тыс. рублей. Всего доступно четыре комплектации — Comfort, Elite, Premium и Tech+.

На 2-й строчке располагается среднеразмерный кроссовер Haval M6. За январь – март текущего года свой выбор в пользу данного автомобиля сделали 260 татарстанцев. По сравнению с 2024-м падение составило 42%. В России Haval M6 представлен с безальтернативным турбированным двигателем объемом 1,5 л мощностью 143 л. с. и крутящим моментом 202 Н⋅м. Комплектация одна — FWD. Кроссовер на механике стоит 2 млн 179 тыс. рублей. За автомобиль с роботизированной коробкой передач просят 2 млн 299 тыс. рублей.

На 3-е место внутри модельного рейтинга вырвался Haval H3, который на родине в Китае известен как Haval Cool Dog KaGou. Автомобиль в России стал продаваться в конце мая 2024 года. Угловатый кузов позиционируется как внедорожный, хотя здесь нет рамы, а из двух вариантов по оснащению полный привод доступен только для топовой комплектации. Кроме того, в народе его уже назвали «крестоносцем» — за характерные рисунки в передней и задней оптике. В целом Haval H3 — типичный представитель клана кроссоверов. Длина кузова на 48 мм больше, чем у Jolion, но на 100 мм меньше, чем у Dargo. В основе H3 лежит та же платформа L.E.M.O.N., что и на Jolion с Dargo. Силовой агрегат у переднеприводной модели выдает 143 л. с. и 177 л. с. у полноприводной версии, который представляет собой очередную итерацию мотора, известного по моделям F7 и Jolion, где мощность была увеличена за счет программной корректировки. Всего было продано 175 таких новеньких кроссоверов, из которых 92 на переднем приводе, а у 83 все четыре колеса ведущие. Стоимость первого начинается от 2 млн 699 тыс. рублей, второго — от 3 млн 199 тыс. рублей.

Компания Chery продала в Татарстане в январе – марте 1 178 автомобилей, что на 19% меньше, чем в аналогичном периоде 2024-го Компания Chery продала в Татарстане в январе – марте 1 178 автомобилей, что на 19% меньше, чем в аналогичном периоде 2024-го Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

Chery: продажи падают, но доля растет

Компания Chery продала в Татарстане в январе – марте 1 178 автомобилей, что на 19% меньше, чем в аналогичном периоде 2024-го. Однако, несмотря на падение продаж, рыночная доля компании увеличилась с 10,2 до 11,5%.

Самой популярной моделью бренда стала обновленная Chery Tiggo 7 Pro, которая получила приставку Max в названии и по своей сути является рестайлингом Chery Tiggo 7 Pro. Если раньше версия в РФ была представлена двумя моторами — турбированным 1,5-литровым на 147 л. с. и 1,6-литровым TGDI на 150 «лошадок», то сейчас остался только одни, тот, который помощнее. В РТ уже раскупили 493 таких автомобиля (на 9% меньше, чем годом ранее), их цена варьируется от 2,83 млн до 3,36 млн рублей.

Следующий локомотив бренда — кроссовер Tiggo 4 Pro — выбрали 399 водителей. Если на старте продаж «база» оценивалась в 2,05 млн рублей, то сейчас без учета различных скидок комплектация Action MT предлагается за 1,95 млн рублей, а Action — за 2,1 миллиона.

Младший брат предыдущей модели Tiggo 4 на 3-м месте по популярности. Его купили 116 раз. Кроссовер Chery Tiggo 4 является одним из самых продаваемых у нас. В России кроссовер дебютировал в 2019 году, а в 2022-м вышла обновленная версия Tiggo 4 Pro, которая в начале 2024-го также пережила незначительное обновление. Проданные же «четверки» — это Chery Tiggo 4 второго поколения, а Россия — первая страна, где вышла данная новинка. Кроссовер продается в трех комплектациях: Active, Prime, Ultra. Атмосферный мотор на обновленный кроссовер устанавливать не стали, во всех версиях автомобиль оснащается турбированным мотором объемом 1,5 л мощностью 147 л. с. и 6-ступенчатой роботизированной коробкой с двумя мокрыми сцеплениями.. Версии на механике и вариаторе также теперь нет. Цены без учета возможных скидок начинаются с отметки 2 290 000 рублей и доходят до 2 620 000 рублей.

После выхода в свет Chery Arrizo 8 многие стали брать ее на замену Toyota Camry, Sonata и Kia K5, но, видимо, яркий спортивный дизайн, безрамочная X-образная радиаторная решетка и фары на светодиодах с узким профилем уже не так сильно привлекают приверженцев автомобилей D-класса. За год продажи модели упали на 72% (минус 100 машин) — с 139 до 39 единиц.

В прошлом квартале было реализовано 619 автомобилей Changan против 835 машин годом ранее В прошлом квартале было реализовано 619 автомобилей Changan против 835 машин годом ранее Фото: © Bulkin Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Changan набирает обороты

Если по итогам прошлого года Changan занимал 5-ю строчку по продажам в Татарстане, то за I квартал 2025-го марка поднялась на одну ступеньку. И это несмотря на снижение показателей реализации на 26%. В прошлом квартале было продано 619 автомобилей Changan против 835 машин годом ранее. Популярность бренда вызвана тем, что компания активно расширяет российскую линейку, которая уже в Татарстане представлена 15 моделями, из которых 13 было приобретено в этом году.

На выбор в модельном ряде есть и совсем бюджетные авто вроде Changan Alsvin, и роскошные полноразмерные кроссоверы, например Changan UNI-K. Для особых ценителей концерн даже завез пикап Changan Hunter Plus. У бренда разработана своя логика названий. Все кроссоверы объединены в одну линейку CS, и в этой линейке легко ориентироваться. Например, CS35PLUS — младший представитель паркетников, CS55 — чуть покруче, и так до 7-местного CS95. Линейка UNI представляет собой концепт-кары. Все начинается с лифтбэка UNI-V, посередине кроссовер UNI-T, а замыкает ряд роскошный UNI-K. К слову, самый популярный у татарстанцев автомобиль данного бренда — срезднеразмерный кроссовер UNI-S, на который пришлось 275 регистраций.

По итогам I квартала 2025 года российские дилеры Geely реализовали 16,5 тыс. автомобилей. Самой популярной моделью китайской марки остается кроссовер Monjaro По итогам I квартала 2025 года российские дилеры Geely реализовали 16,5 тыс. автомобилей. Самой популярной моделью китайской марки остается кроссовер Monjaro Фото: © Кирилл Брага, РИА «Новости»

Monjaro популярен не только в Китае, но и в Татарстане

По итогам I квартала 2025 года российские дилеры Geely реализовали 16,5 тыс. автомобилей, что на 54,6% меньше, чем за тот же период прошлого года. В Татарстане динамика схожая. Продажи бренда за год упали в 2,3 раза. Итогом стала регистрация 572 автомобилей против 1 309 в прошлом году. С данным показателем марка заняла 5-е место по популярности у татарстанских водителей.

Самой популярной моделью китайской марки остается кроссовер Monjaro, который с января по март разошелся тиражом в 211 единиц, что соответствует 36,8% от общего объема продаж Geely. К слову, по данным китайской организации автомобильных дилеров, кроссовер Geely Monjaro занял 4-е место по результатам продаж в I квартале 2025-го, оказавшись самой популярной машиной в категории кроссоверов с бензиновой силовой установкой.

На 2-е место, обогнав компактный кроссовер Coolray, вырвался кроссовер Geely Atlas, на нем остановил свой выбор 101 покупатель (рост на 38%). При этом его старший брат Geely Atlas Pro, наоборот, уронил свои продажи на 91% с 148 до 13 единиц. Предыдущий лидер марки — модель Coolray — перетянул на свою сторону более чем в 3 раза меньше покупателей. Продажи модели снизились с 268 до 84 авто.

Из новинок на рынке появился Geely Citiray — прямой наследник кроссовера Atlas первого поколения, который в Китае звался Boyue Cool. Но технически новый Cityray куда ближе к младшей модели Coolray — у них общая сугубо переднеприводная платформа BMA, турбомоторы объемом 1,5 л и 7-ступенчатые роботизированные коробки передач с двумя мокрыми сцеплениями. Всего 65 таких автомобилей встали на учет в республиканских госавтоинспекциях.

Материнская компания Geely, как и другие китайские автопроизводители, решила пойти в ногу с трендом. Производитель выпустил первый серийный электромобиль марки, официально представленный в России под названием Geely EX5. Под капотом скрывается литий-железо-фосфатная батарея и мотор на 218 л. с., выдающий 320 Н·м почти с холостого хода. Запас хода заявлен в 430 км, а разгоняется автомобиль до сотни за 6,9 секунды. Три автомобиля с минимальной акционной ценой от 3,75 млн рублей разошлись по рукам татарстанцев.

Марка Jetour по итогам 2024 года была на 6-м месте по числу регистраций среди наиболее востребованных в РФ автомобильных брендов Марка Jetour по итогам 2024 года была на 6-м месте по числу регистраций среди наиболее востребованных в РФ автомобильных брендов Фото: © Sui Xiankai / XinHua / www.globallookpress.com

Chery, но под другим именем

Кроме материнского бренда, Chery продвигает и укрепляет свое присутствие в России за счет других моделей, выпускаемых под различными суббрендами. Сюда, помимо так называемого автомобиля премиум класса Exeed, входят такие марки, как Omoda, Jetour, Jaecoo и Kaiyi.

Компания Omoda предлагает компактный кроссовер C5 и седан S5. Всего в Татарстане за прошлый год осели 353 новеньких автомобиля (на 25% меньше, чем в 2024-м), из которых 312 пришлось на кроссовер, а 41 — на седан C-класса, который по размерам практически совпадает с Hyundai Elantra и Kia Cerato.

Марка Jetour по итогам 2024 года была на 6-м месте по числу регистраций среди наиболее востребованных в РФ автомобильных брендов. В Татарстане она занимает 8-ю позицию с показателем 234 проданных авто, что на 12% больше, чем в аналогичном периоде 2024-го. Половину продаж взял на себя Jetour Dashing, кроссовер, который наиболее популярен — по причине своей доступности. Почти в 3 раза больше, чем годом ранее, разошлось по автовладельцам брутальных внедорожников Jetour T2, которые сравнивают с Land Rover Defender по причине их схожести. Дополнительно к этому было продано 17 новеньких как по состоянию, так и по самой модели автомобилей — Jetour X50, который в Китае называется Soueast DX5 — именно такой индекс машина получила при рождении в 2019 году, где в разработке участвовало ателье Pininfarina.

В I квартале текущего года было реализовано 195 автомобилей китайской марки Jaecoo. Это на 13% больше, чем в январе – марте 2024-го. Более 80% продаж Jaecoo пришлось на кроссовер J7. Так, за три месяца эта модель разошлась тиражом в 157 экземпляров, что на 9% меньше, чем за тот же период прошлого года. Кроссовер Jaecoo J8, официально вышедший на российский рынок в апреле 2024-го, был продан в количестве 38 единиц. Кроме того, в первой половине 2025-го на российском рынке ожидается третья модель в линейке Jaecoo — компактный кроссовер J5.

Новый электрокар Baojun Yep и «предрассветная» Venucia

На республиканских дорогах, помимо массовых автомобилей, колесят и различные марки практически в единичных экземплярах. В 2010-м компаниями Dongfeng и Nissan был создан совместный бренд Venucia, который задумывался как название для бюджетных авто, ориентированных на китайский рынок. Со временем направление деятельности было значительно расширено. И теперь в Татарстане можно тоже наблюдать данные ТС, правда, в весьма ограниченном количестве. В первые три месяца 2025-го было продано пять автомобилей этого бренда, четыре из которых пришлось на седан D60 Plus, а одна продажа — на кроссовер-фастбэк V-Online, который выделяется небольшими размерами. В России эти машины многие называют «Венеция», но на самом деле название бренда пошло от греческого слова и переводится как «предрассветная звезда».

В то время как автомобильный рынок в России в целом и в Татарстане в частности демонстрирует снижение, бренд JAC показывает рост, укрепляя свои позиции. Раньше марка специализировалась на продаже спецтехники, сейчас же она включилась и в производство легковых автомобилей. В целом JAC удалось увеличить свои продажи почти в 2 раза, реализовав 91 автомобиль в I квартале 2025 года против 47 штук в I квартале 2024-го. В сегменте пикапов JAC продолжает удерживать лидерство. Тренд, начатый в прошлом году с выходом на российский рынок флагмана Т9, продолжился и в 2025-м. Всего за три месяца был реализован 31 пикап. Еще 23 регистрации пришлись на седан JAC J7, который в последнее время полюбили таксисты.

И еще одна неизвестная марка появилась у нас в республике, правда, пока в одном экземпляре. Это Baojun Yep — новый электрокар от китайско-американского совместного предприятия SAIC-GM-Wuling (SGMW), который выделяется своим угловатым кузовом, имитирующим популярный японский внедорожник, а размерами слегка похож на Suzuki Jimny. Это трехдверный четырехместный автомобиль, который на 0,6 м короче Suzuki Jimmy и имеет длину 3 985 миллиметров. Baojun Yep оснащен заднемоторной заднеприводной силовой установкой, состоящей из электромотора мощностью 50 кВт (68 л. с.) и 140 Н⋅м крутящего момента и литий-ионной батареи емкостью 28,1 кВт⋅ч. По данным производителя, автомобиль может развивать максимальную скорость 100 км/ч и проехать на одном заряде до 303 км по китайскому циклу CLTC.

***

В I квартале автомобильный рынок Татарстана столкнулся с резким спадом продаж, что стало первым значительным снижением за почти два года. На это повлияло очень много причин, но автомобильное сообщество считает, что это только «первая весточка» и падение продаж будет сопровождать нас весь 2025-й. Куда «поедет» авторынок на самом деле и восстановятся ли продажи авто, проанализируем по итогам II квартала текущего года.