«Пробки – сегодня самый актуальный вопрос для Казани, поэтому мы занимаемся им ежедневно», - с этого тезиса Ильсур Метшин сегодня начал заседание возобновленного им (по крайней мере в открытом для журналистов формате) транспортного штаба.

Непосредственным поводом обсудить общественный транспорт стало то, что скоро у перевозчиков истекают сроки заключенных ими контрактов на обслуживание городских маршрутов. По словам председателя комитета по транспорту Казани Айдара Абдулхакова, конкурс на новый пятилетний цикл состоится уже в ноябре.

Торги будут проходить по новой транспортной схеме, которая вступит в силу с 1 мая. Революционных изменений в ней, впрочем, не произойдет: 7 маршрутов скорректируют, 3 - добавят.

Главным же для участников конкурса будет требование обновить на 50% подвижной состав. Всего к этому времени планируется заменить 700 автобусов, о чем газета «БИЗНЕС Online» подробно писала во вторник.

Как напомнил Абдулхаков, из 780 «китайцев» останется не более 100. Списанную из Казани технику охотно берут в Перми, Ульяновске, Кирове, Ижевске и других менее богатых городах.

- «Китайцам» спасибо, вовремя нас выручили. Но для нас это уже вчерашний день, а для других городов, которые только начинают реформу, это как манна небесная, - прокомментировал Метшин.

Говоря о первом конкурсе, организованном в 2006 году, Абдулхаков напомнил, что из себя представлял тогда рынок пассажирских перевозок: дублирующие друг друга маршруты, маловместимые «ПАЗики» и «Газели», многочисленные ДТП. Своими личными воспоминаниями о тех боевых годах поделился и сам Метшин:

- Пять лет назад в Казани, по данным соцопросов, проблема качества работы общественного транспорта стояла на втором - третьем месте по остроте. ГИБДД республики постоянно обращала наше внимание на рост аварийности, смертности из-за маршруток. Но за каждым «ПАЗиком», за каждой «Газелью» стоял криминал и люди при власти. И чего мы только не выдержали… Я, наверное, потерял и здоровье, и много лет жизни. Справились только благодаря поддержке руководства республики, - вспомнил мэр Казани. – Сейчас показали фотографии - желтые «Газели». Для нас это каменный век, а 90 процентов России продолжает на них ездить.

Однако тут же оговорился, что всех проблем транспортная реформа, безусловно, не решила: «Автобусы поменялись, а водители с кондукторами остались прежними». Он напомнил транспортникам истории, когда в двигатель "Евро-3" заливалось печное топливо (полетевшие форсунки давали тот самый знаменитый черный дым из выхлопной трубы).

Затем Метшин для примера зачитал жалобу, пришедшую ему в интернет-приемную: «Вот сегодняшнее обращение. Мухаметзянова Гузель Фаритовна столкнулась с хамским отношением к пассажирам автобуса: возле "Издательства" простояли вечером 20 минут. Когда пассажиры начали возмущаться, водитель автобуса и кондуктор сказали, что у них план, а кому не нравится, пусть едут на такси». Мэр попросил разобраться и напомнил:

- Казань не какой-то железнодорожный хутор, а столица Универсиады, столица Татарстана!

Он сравнил автобусников с работниками электротранспорта, которые не допускают таких грубостей. Впрочем, главе "Метроэлектротранса" Асфану Галявову чуть позже досталась своя порция критики от горожан - мэр озвучил жалобу на заблокированные из-за поломок двери трамваев.

«УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА ПАССАЖИРОВ ПОДРЫВАЕТ ФИНАНСОВУЮ ОСНОВУ
ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА»

Уделил внимание Метшин и набившей оскомину проблеме - «вечером автобус не дождешься». По мнению мэра, раньше, когда республика не компенсировала на 100% затраты на перевозку льготников, это еще как-то можно было понять. Но теперь несоблюдению графика оправданий нет. Он предложил отслеживать и наказывать нерадивых водителей с помощью уже установленных в каждом автобусе спутниковых маячков.

Однако транспортники, как обычно, жаловались на нехватку денег. В отличие от тарифов ЖКХ, стоимость проезда не индексируется даже на размер инфляции (а затраты-то растут!).

Кроме того, проблемой проблем остается бегство пассажиров в личный транспорт:

- С 2006 года количество автомобилей в городе увеличилось на 107,5 тысяч, только за прошлый год прирост составил 24 тысячи автомобилей, в результате чего не менее 160 тысяч казанцев с общественного транспорта пересели на собственные авто. Отсюда – не только пробки на дорогах, но и сокращение числа поездок на общественном транспорте, что подрывает финансовую основу его работы, - сокрушался Абдулхаков.

По сравнению с 2006 годом ежегодное число поездок в 2011 году сократилось на 84 миллиона. Получается, что транспортный цех несет колоссальные убытки: до 1,5 млрд. рублей в год (84 млн. поездок х 18 рублей - максимальная стоимость поездкиред.).

777.jpg
Комитет по транспорту предложил ввести дополнительные полосы для движения общественного транспорта на 6 городских улицах: Парина, Мавлютова, Дементьева, Глушко, Мира и на мосту "Миллениум"

Бороться за пассажира будут разными путями. Первый – создание дополнительных автобусных полос на 6 улицах: Парина, Мавлютова, Дементьева, Глушко, Мира и на мосту "Миллениум".

Впрочем, Метшин на эту инициативу отреагировал вяло, напомнив, что и те полосы, которые есть, толком не работают. Дабы «воспитывать» автомобилистов, Метшин дал поручение организовать усиленную работу эвакуаторов и видеорегистраторов, первоначально - на трех образцово-показательных центральных улицах.

- Лучшей рекламы нет, когда мимо стоящего потока проезжает по выделенной полосе автобус с людьми, - помечтал градоначальник. – Раз, другой, третий, а потом те, кто сидят в автомобилях, задумаются.

Также увеличить пропускную способность улиц должно подключение в будущем году 96 светофоров к «интеллектуальной» системе управления дорожным движением. Сейчас в Казани датчики транспортного потока работают на 15 перекрестках по улицам Карла Маркса, Горького, Ершова, за счет чего пропускная способность на данных участках увеличилась на 7%. В дальнейшем на основе этой системы тоже планируется внедрить приоритетный пропуск общественного транспорта: при подъезде автобуса на светофоре автоматически будет загораться зеленый свет.

888.jpg
Суточный трафик казанского метро вырос с 72 до 105 тыс.
пассажиров в сутки

МЕТРО – ЭТО ЖЕ НЕ МАВЗОЛЕЙ

Однако основной прорыв, подчеркнули на совещании, ожидается в сфере развития электрического транспорта. Это и метро, и скоростной трамвай, и электрички. Впрочем, этот процесс, как видно невооруженным глазом, уже начался.

- В условиях пробок, связанных с проведением дорожных работ, подземный электротранспорт стал для многих пассажиров настоящим спасением, – с удовлетворением отметил Галявов.

Цифры впечатляют: суточный трафик метро вырос с 72 до 105 тыс. пассажиров в сутки. Чтобы улучшить обслуживание пассажиров, отчитывался транспортник, количество поездов в час пик увеличено с 6 до 8, что привело к уменьшению интервала движения.

Предвидя критику в свой адрес по поводу неповоротливой торговли жетонами, Галявов перешел в контратаку и обратился к мэру за помощью: на новых станциях проектировщики отказываются увеличить число билетных касс. Метшин напомнил, что метро строится для пассажиров, а не для того, чтобы гордиться самим фактом его существования:

- Метро – это же не мавзолей, чтобы там очередь стояла! – возмутился мэр.

Далее стали известны подробности еще одного масштабного проекта – запуск скоростного трамвая по Большому казанскому кольцу на участке от ж/д вокзала до "Солнечного города": этот путь в 32 остановки трамвай будет преодолевать всего за 57 минут! С октября 2012 года движение по нему будет запущено посредством уже имеющихся трамваев. А с начала 2013 года в Казань начнут прибывать составы с повышенными скоростными характеристиками: 20 трехсекционных трамваев вместимостью 226 человек смогут развивать скорость до 100 км в час. Еще 10 обычных трамваев скоро купят для маршрута №11. Разговоры об этих трамваях, отметим, шли давно, однако окончательные решения о выделении средств Минниханов принял буквально на днях.

Также, как напомнили на совещании, в канву развития электротранспорта ложатся инициативы минтранса по запуску в Казани кольцевых электричек.

Метшин поинтересовался у Галявова: когда в метро заработают все подъемники для инвалидов?

- На всех станции работают подъемники. Единственное, у нас 6 человек набились в лифт на станции «Проспект Победы», мы уже закупили… - начал оправдываться Галявов.

- До сих пор там сидят? – перебил мэр.

- Нет, еле выпустили. Сломалась плата, но в начале октября мы запустим и там, – ответил глава "Метроэлеткротранса".

Кроме того, Метшин попросил, наконец, передать Галявову насосную станцию, построенную "Казметростроем" для метрополитена на площади Тукая. Свою роль во время недавних проливных дождей она, впрочем, сыграла – в метро потопа не было.

«МЫ ПРОДВИНУЛИСЬ С ТРАНСПОРТНОЙ КАРТОЙ ДАЛЬШЕ, ЧЕМ APPLE С IPHONE»

Под занавес совещания обсудили вопросы дальнейшего внедрения системы электронной транспортной карты. Как сообщил директор ОАО «Транспортная карта» Рамиль Якупов, карточки стали привычным предметом обихода, сейчас ими пользуются 73% пассажиров. Доля в 2 - 3 раза больше, чем в других российских городах, где реализованы такие проекты, однако чуть меньше, чем в Лондоне и Париже.

Дальнейшим этапом станет внедрение NFC-технологии, при которой оплачивать проезд можно будет просто приложив к валидатору свой сотовый телефон. Техническая готовность к внедрению технологии у самих перевозчиков полная, осталось дождаться мобильных операторов. Изначально эта услуга станет доступна для пользователей "Билайна", далее – для пользователей МТС и "МегаФона". Планируется, что на первом этапе установка таких модулей будет производиться в офисах мобильных операторов бесплатно.

Метшин отметил, что оценил пользу транспортных карт, когда сам спустился в казанский метрополитен. Попутно мэр признался, что не отстает от технического прогресса:

- Многие предсказывали, что в пятом iPhone, который у меня, скажу по секрету, уже есть, будет NFC-модуль. Однако его там нет, так что мы продвинулись с транспортной картой дальше, чем Apple, – пошутил Метшин.

Справка

На данный момент в Казани в системе городского автобусного транспорта работают 11 муниципальных и частных перевозчиков. Транспортная схема включает в себя 72 автобусных маршрута. Общая протяженность маршрутной сети – 1750 километров.

Новая транспортная схема будет включать в себя 73 маршрута, которые будут обслуживать 1024 автобуса. При этом 7 маршрутов будут скорректированы, а также появятся 3 новых: №7 (от ул. Ленинградская до ост. «Футбольный стадион»), №65 (соединит Царицинский бугор с ост. «Советская площадь») и №95 (от МКДЦ до ул. Завойского).