Евгений Баженов — блогер, обозреватель кинофильмов, ведущий YouTube-канала BadComedian Евгений Баженов блогер, обозреватель кинофильмов, ведущий YouTube-канала BadComedian
— Голливуд — это монополист на рынке мирового кино. В плане гегемонии уж точно. Безусловно, есть китайское кино, индийское, но в плане культурной гегемонии Голливуд впереди планеты всей и держит практически все рынки за собой. То есть он задает тренды, точки интересов. Все культурные события с фильмами — это все-таки Голливуд, как ни крути. Безусловно, проблема самопоедания контентов там существует, ремейки, засилье перепрочтений, видений. Ничего нового не появляется или появляется редко. Такая проблема, безусловно, есть. Но центральное место в кинематографе они от этого не потеряли.

То есть это обычный популизм в стиле Дональда Трампа. Потому что не особо понятно, что будет считаться этим вот западным кино. Например, «Майнкрафт» снят в Новой Зеландии, но кино-то это американское и деньги приносит Америке и Голливуду. Но при этом да, были задействованы местные студии, когда снимали в Новой Зеландии. Это вот какое кино — американское или не американское? То есть кинематограф Америки уже пронизывает киностудии всего мира, и от этого обогащается по большей части сам Голливуд. И местные студии — тоже, но все это устроено так, что приносит деньги Голливуду. И рассказывать про то, что какие-то местные, локальные картины из других стран давят и убивают Голливуд… Очень тяжело сказать, какие киностудии составляют конкуренцию Голливуду, какие страны.

Как себя сегодня чувствует российское кино? На бумаге очень хорошо, а на деле — не очень хорошо, потому что для отчетов фактической информацией пренебрегают. Для отчетов надо сказать, что у нас все замечательно и сборы каждый год все больше и больше. Поэтому мы повышаем цены на билеты. Зрителя будет меньше, но цены-то больше, значит, сборы будут больше. И мы отчитываемся, как будто сборы у нас большие, как у нас замечательное российское кино растет. Но проблема в том, что это крайне не вдолгую вообще. И скоро настанет момент, когда зрителей будет идет в кино меньше. Он уже настал. А вы в следующем году еще больше попытаетесь цены поднять. Это еще раз сыграет на уменьшении зрительского интереса. И кино перестает быть (особенно в новогодние праздники, а это важная для страны дата) развлечением для обычных зрителей. Это теперь, видимо, становится развлечением для богатых. И это, конечно, печально.

Но такова реальность: выбран путь хороших отчетов, а не фактического развития. И проблема еще в том, что прозрачность исчезла и исчезает все больше. Я очень много жалуюсь на фонд кино, который перестал трансляции [питчингов] выкладывать. Мне вот сейчас коллега сообщает, что теперь не выкладывают информацию о бюджетах: сколько выделили государственных денег, сколько возвратных, сколько безвозвратных. «Это [вам] не нужно знать. Мы где-то там между собой деньги делим, как-то зарабатываем, какие-то сборы есть. Но это все, что нужно знать». То есть получается, что это уже локальный бизнес каких-то трех-четырех крупнейших российских киностудий. И все от них зависит. Фонд кино — он такой, номинальный. То есть вот надо выделить финансирование трем крупным студиям, а там уже кому достанется.

С одной стороны, в плане крупных картин и проектов это действительно на руку. Понятно, что никакая частная студия такого не сделает, крупный проект им не сделать. Но тут идет перекос в другую сторону, когда эти крупные студии снимают галиматью, которую по отчетам они очень легко окупают. И в итоге даже помойные фильмы признаются шедеврами, и потом этот же фонд кино выделяет деньги на их сиквелы. Хотя ни зрители их не ценят, ни отклика нет. Но так как это крупная студия, сборы у них какие-никакие есть, то «мы денег на вторую часть дадим». Хотя никому это не нужно. Перекос идет уже в такую сторону. И это не очень хорошо. (Фото: Okras — Own work, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org)
Ильдар Ягафаров — председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров председатель союза кинематографистов РТ
— Голливуд на самом деле, конечно, не умирает, Голливуд работает, просто он стороной обходит нас. Мы не видим большие премьеры, поэтому могут быть такие ощущения. На самом деле Голливуд — это глобальное оружие Соединенных Штатов, поэтому он никогда не умрет. Это самое большое идеологическое оружие — музыка, кинематограф, поп-музыка. Я думаю, что Трамп, конечно же, обеспокоен этим.

Но у Голливуда действительно происходит какая-то нервная ситуация. Вот эта победа «Аноры» добавляет немножко размышления в вопрос, почему же так происходит после таких глобальных картин, как «Аватар», «Титаник», фильмов других режиссеров… В общем, достаточно средняя картина берет очень много призов. Это очень много вопросов навевает в голове, что там с ними происходит. Хотя достаточно среднее кино, притом что [Юра] Борисов — прекрасный, великолепный актер, у которого очень много сильных ролей. Я недавно посмотрел на фоне этого картину «Кентавр». Он там играет просто сумасшедшую, великолепную роль. А насчет того, что там Трамп делает, — это не мой уровень оценки, я все-таки не политик.

Российское кино не умирает. Оно ушло на стриминговые платформы. Очень хорошие сериалы, очень качественные. Я бы так сказал, что они ничуть не хуже сейчас европейских. Я думаю, что у него большое будущее. Просто нужно понимать опять же потенциал кинематографа и всего российского, и татарстанского тоже. Это «мягкая сила», которой надо заниматься. И с точки зрения пропаганды, в хорошем смысле слова, конечно же, нужно уже системно относиться к российскому кинематографу. Он долгое время был отдан на откуп продюсеров, абсолютно случайных, никто этим не занимался, все занимались экономикой. Очень много, так скажем, дырок в самоваре, то есть еще много кино непонятно о чем. Мне кажется, что сейчас все это надо прибрать к своим рукам.

Я смотрю сериалы достаточно случайным образом. Я слежу за своими, мне понравилось «Подслушано в Рыбинске». Мне кажется, это достаточно симпатичная была работа. Самое главное, там Рузиль Минекаев, наш красавчик с улыбкой Гагарина, играет. Пусть он продолжает это делать. Он нам еще в нашем национальном кино пригодится.

Последний фильм, который я смотрел и который мне понравился, хотя его не было в широком прокате, — это абхазская картина «Последняя цена». Это такая библейская история. Меня так задело, до сих пор из головы не выходит. Потом я хотел бы похвалить наш сериал «Кеше китә — җыры кала», который идет по ТНВ. Там очень хорошая детальная работа. Да, там немножко страдает драматургия, но в общем-то режиссер очень хорошо чувствует быт, он знает этот быт, именно татарский. Это очень татарский сериал. Я сейчас середину сериала смотрю, очень четкое понимание татарской жизни, это мне очень нравится. Потом очень хорошая работа художников, постановщиков, по костюмам, детальная работа с актерами. Актеры начали наконец-то разговаривать по-настоящему, они не говорят литературным языком, это очень важно. Хотел бы похвалить, но скромно, чтобы человек не зазнался, потому что хорошие, талантливые работы нужно замечать и говорить о них.

В Татарстане сейчас все смогли сделать: у нас и театр, и спорт, и все поставлено. Осталось кино. Это очень важный идеологический инструмент по объединению нашей республики. Я не говорю о том, что он должен быть сугубо национальным внутри. Он должен быть очень хорошим, талантливым. Если появится одна звездочка татарстанского кинематографа в общем российском кино, это очень важно. Мне кажется, об этом уже наверху задумываются, и мы на это очень сильно надеемся.
Ильшат Аминов — генеральный директор ТРК «Новый Век», депутат Госсовета РТ Ильшат Аминов генеральный директор ТРК «Новый Век», депутат Госсовета РТ
— К сожалению, не помню ни одного последнего фильма Голливуда, который бы заставил меня чуть-чуть поволноваться. Они давно начали снимать ширпотреб, причем самый грубый, самый примитивный. Я очень удивлен. И давно нет фильмов уровня «Однажды в Америке», «Человек со шрамом». Тех фильмов, которые в общем-то заставляли нас задуматься хоть о каких-то смыслах. К сожалению, эта массовая культура пробивает все на свете. Вы будете удивляться, сейчас я скажу вообще странную вещь, но последние фильмы «Мастер и Маргарита», «Пророк» меня просто вдохновили. Я очень рад, что отечественный кинематограф способен на такие картины. Неоднозначные, но привлекающие внимание работы, заставляющие все-таки нас кое о чем задуматься.

Я с удовольствием посмотрел «Мастер и Маргарита», сходил на него 3 раза и каждый раз находил в нем все новые и новые глубины. Я по-прежнему остаюсь фанатом фильма «Остров» Павла Лунгина, для меня вообще открытием был этот фильм. И конечно же, фильм «Онегин», который недавно вышел, был классно сделан. «Пророк» на меня тоже произвел неизгладимое впечатление.
Максим Шевченко — журналист Максим Шевченко журналист
— Мне наплевать, умирает Голливуд или не умирает. Вот, допустим, приамурские тигры меня волнуют больше, чем Голливуд. Потому что, говорят, вымирает приамурский тигр или леопард дальневосточный. И я ночей не сплю, об этом думаю. А вот Голливуд меня вообще не беспокоит и не волнует. В моем мире нет Голливуда. В моем мире есть, конечно, прекрасные фильмы великих режиссеров, которые я с удовольствием смотрю, но Голливуда как такового там нет.

Каково состояние на сегодняшний день у российского кино? Это у Сарика Андреасяна спрашивайте, он Мэтр Мэтрович Мэтров. Он российское кино! Российское кино сегодня — это Сарик Андреасян. В мире есть советское кино — Тарковский, Балабанов, а российское кино — это Сарик Андреасян. Это настоящий русский художник в максимальном своем проявлении современного патриотического дискурса и нарратива.
Ильшат Рахимбай — татарский режиссер, продюсер, автор фильма «Микулай» Ильшат Рахимбай татарский режиссер, продюсер, автор фильма «Микулай»
— У каждой области есть этапы жизни. Это касается всего: и стран, и цивилизаций, и отдельно взятых профессий. В этом плане Голливуд — отдельная такая область реальности, которая существует сама по себе. У него тоже было начало, рассвет, кульминация. И несмотря на то что сейчас они снимают огромное количество фильмов, то, что я вижу, у меня на самом деле вызывает вопросы с точки зрения смыслов.

Если говорить о том, что умирает Голливуд, — это про смыслы. И это на самом деле мы и с коллегами обсуждаем, и много где говорится, что там нехватка историй, глубины, сценаристов, того, о чем рассказать. Потому снимаются эти бесконечные сиквелы, приквелы. Переснимают то, что до этого было, 50 лет назад. Микки Мауса возрождают, 2-е, 3-и, 6-е части уже успешных каких-то франшиз. Чего-то стоящего, нового на самом деле, видимо, не рождается.

И если у этой цивилизации на самом деле закат, то не помогут просто люди. Это процесс, который как будто бы невозможно обратить. Многие правители больших городов, цивилизаций, стран хотели бы, наверное, сохранять позиции, но если солнце падает, то все. Это какой-то биологический, очень природный процесс. Я предполагаю, что со смыслами сейчас в Голливуде происходит именно это.
Но Голливуд — это машина. Много кто на ней сидел, сидел на «игле» Голливуда. И мы с вами посидели, на этом выросли. И сейчас, возможно, вырастет новое поколение, которое этими смыслами накачано. Возможно, голливудские компании будут держаться на каких-то франшизах фильмов, которые сегодняшнее поколение помнит с детства. То есть, с точки зрения денег, возможно, все будет хорошо. Но кино — это не только про деньги! В том-то и дело, что кино — это где творчество и деньги встречаются и создают новую уникальную энергию. Возможно, сейчас кто-то должен на себя взять руль.

Если мы говорим про Россию, нужно понять, может ли Россия экспортировать смыслы, чтобы встать у руля? Переварились ли мы еще сами в своих смыслах? Признались ли себе в каких-то не очень приятных моментах нашей истории? Или мы пытаемся что-то где-то приукрасить до сих пор и рассказывать не очень искренние истории? Потому что Голливуд прошел все эти этапы. Мы, возможно, еще не на том этапе, когда можем реально экспортировать смыслы и захватывать культуру других стран своей. А может быть, мы за этим и не гонимся. Вероятно, нам этого и не надо, потому что мы в душе не коммерсанты. И возможно, проблема в этом.
Но такие изменения всегда ведут к каким-то новым путям. Например, когда Голливуд ушел из наших кинотеатров в таких количествах, это, несомненно, дало большой рывок для развития индустрии в России. И сейчас, спустя время, это неправильно будет не признать. Поэтому все, что делается, к лучшему.

Какие фильмы могу посоветовать? Есть один сериал, который очень точно совпал с моими поисками себя, своего места в профессии. Этот сериал называется «Предложение» («The Offer») про съемки «Крестного отца». Это просто невероятно! Во-первых, это очень весело смотреть. Во-вторых, для меня это очень близко. Главный герой — молодой продюсер, который пытается вопреки всему снять этот фильм. А против него боссы, мафия и целый город. И он понимает, что нужно вытащить этот фильм по книге Марио Пьюзо. И должен сняться именно Аль Пачино. И герой доводит дело до конца, и фильм получает в следующих частях 11 «Оскаров». Эта история чуда меня жутко вдохновила. Я не помню, какой еще сериал производил на меня такое впечатление.
Константин Калачев — политолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев политолог, руководитель Политической экспертной группы
— Голливуд живее всех живых. И если мы посмотрим, что сейчас в прокате в США, то сейчас там лидирует фильм «Громовержцы». Это американский фильм, и его дебютные сборы за выходные — 76 миллионов долларов. На 2-м месте — фильм «Грешники», тоже американский. На 3-м — тоже американский, на 4-м — также американский. То есть, условно говоря, проблема кино для Америки — это проблема не сегодняшнего дня, как мне кажется, а проблема будущего. Просто Китай действительно наступает на пятки, выпускает интересные мультфильмы, фильмы, и рано или поздно эти фильмы могут прорваться на рынок Америки.

Но Трампа сейчас беспокоит совсем не это, мне кажется. Трампа беспокоят его отношения с Голливудом. Голливуд он не любит. Не любил, во всяком случае. У него самого отношение к нему такое: любовь — ненависть. То есть мне кажется, что это проекция внутренних психологических проблем Трампа. Внутренних проблем эмоциональных и его проекция отношений с Голливудом на тему кино, а не реальная проблема американского кино, которое по-прежнему во всем мире обеспечивает бо́льшую часть сборов. За исключением Китая. В КНР, как известно, показывают далеко не все американские фильмы. Там их прокат ограничивают и делают ставку на национальный кинематограф. Но есть еще Индия с Болливудом, где традиционно делается ставка на национальный кинематограф.

А вот в Америке иностранные фильмы реальной конкуренции для американских фильмов не создают. Но есть тенденции, есть ситуации в развитии. Если китайцы научились делать хорошие машины, пассажирские самолеты, то сейчас они научились делать хорошие мультфильмы. Сегодня, как известно, китайцы занимают 1-е место по сборам среди всех когда-либо выходивших мультфильмов. Так вот, Трамп, я думаю, пытается здесь и подстраховаться, с одной стороны, а с другой — это такая лесть американскому кинематографу вместе с камнем в огород Голливуда. Бочка меда и ложка дегтя.

Что касается российского кино, буквально вчера я посмотрел фильм «Царевна-лягушка» и был в шоке. Оказывается, у нас до сих пор снимают фильмы для того, чтобы распилить бюджет, пристроить любовницу или жену режиссера или продюсера… То есть, собственно говоря, если говорить о массовой продукции при производстве фильмов, то она (российская кинопродукцияприм. ред.) ниже всякой критики. Но у нас есть хорошие артисты, сценаристы, режиссеры. И есть фильмы, которые появляются и которые стоит смотреть. К сожалению, пока это скорее исключение, чем правило. Не думаю, что сейчас российский кинематограф способен обеспечить сборы в кинотеатрах. То есть если не будет иностранных фильмов, то умрет сама индустрия кинопроката. Мы не Индия и не Китай.
Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев председатель Торгово-промышленной палаты РТ
— Ленин сказал, что главное искусство — это кино. Помните, да? И Трамп идет ленинскими традициями, пытается возродить Голливуд. Фильмы, которые сейчас ставятся в России, не совсем мне нравятся. Почему? Очень много «стрелялок», и получается, что в некоторых фильмах власти показаны не лучшим образом.

Надо киноиндустрией совершенно четко заниматься. А власть пока этого не делает. Поэтому, может, Трамп пример покажет, как надо относиться к киноискусству и больше внимания уделять даже идеологии, что бы там ни говорили. А Голливуд никуда не денется — настолько сильны его традиции. И сейчас с удовольствием его старые фильмы смотрятся, где нет «стрелялок» и прочего. А тут как включишь телевизор, на наши же деньги нам показывают, как наши граждане друг друга мордуют.
Мансур Гилязов — драматург Мансур Гилязов драматург
— Я абсолютно с этим согласен, [что Голливуд мертв]. Такая тенденция наметилась уже много лет назад, потому что они стали слишком заштампованными. Настолько, что достаточно посмотреть 10−20 американских фильмов и в случае с 21-м ты после первого кадра понимаешь, чем он закончится, как будут развиваться персонажи, сюжет и какая там будет мысль. И вот эти хеппи-энды в любом жанре всех просто утомили уже, достали. Там абсолютно одинаковые финалы, предсказуемые. Поэтому учебники в Американской киноакадемии надо поменять. Учебники им нужно взять из Кореи. Из Ирана они, конечно, не возьмут, а вот корейское кино сейчас очень мощное. Надо поменять всех преподавателей в Американской киноакадемии, поменять им учебники и общую доктрину. Только тогда американское кино вновь сможет обрести мощную силу, поскольку у них есть очень сильные актеры и традиции.

Сейчас я скажу удивительную вещь. Американскому кино даже есть чему поучиться у российского. Это наглядно показывает фильм «Анора». Я уж не говорю о том, что там очень много российских актеров, да и по российской теме. Но там много и взято ходов российского кинематографа сильного, особенно из российских сериалов.

Я думаю, что в формате сериалов кинематограф движется большими шагами вперед, потому что это сейчас самый востребованный жанр. В формате блокбастеров я бы не сказал, что такой сильный прорыв, хотя прорыв идет в формате проката. Это тоже большое дело, налаживается прокат, блокбастеры создаются, но не очень высокого качества. Я думаю, произошел отток талантливых режиссеров в сериалы.

Я никаких советов не буду давать, [что стоит посмотреть], потому что это дело вкуса. Такого сильнейшего чувства, чтобы я был потрясен, я вам честно скажу, ничего не произвело, но я чувствую тенденцию. Я человек немножко другого формата, поэтому вот после «Аритмии» я, по-моему, ничего такого интересного пока не увидел. Но в целом все на уровне «любопытно». Вообще, в жизни всего несколько фильмов смотрел хороших.
Алексей Барыкин — режиссер Алексей Барыкин режиссер
— Инициативу Трампа в отношении Голливуда не совсем правильно понимают. Дело не в том, что американцы перестали смотреть свое кино и кинулись смотреть китайское или французское, от которого рынок нужно защищать. Просто Дональд Трамп занимается реиндустриализацией собственной страны, которая давно ничего не производит, поскольку вывела все производства в другие государства. Допустим, американская фирма Apple процветает, но все айфоны делаются в Китае. Эта система выгодна владельцам Apple, но она грабит Америку и ее граждан. И Трамп хочет вернуть заводы в США, потому что это принесет налоги, компетенции, рабочие места и технологическую независимость.

Все то же самое происходит и в Голливуде. Большинство «голливудских» фильмов, которые мы смотрим, уже много лет не делаются в США. Возьмите какой-нибудь крупный проект, скажем, «Игру престолов». Это американский сериал, снятый американскими шоураннерами канала HBO. Он снимался в Исландии, Шотландии, Хорватии, Марокко. В общем, где угодно, только не в Америке. Казалось бы, интерьерные сцены снимаются в павильонах, почему бы не делать это в Лос-Анджелесе? Но нет, и павильоны тоже используются зарубежные, потому что это удобнее и дешевле. 90 процентов людей, которые работали на этом проекте, не американские граждане и налоги платят в своих странах. Все фильмы франшизы Marvel и DC снимаются голливудскими студиями, но вовсе не в Голливуде. Возьмите «Властелина колец» и «Хоббита»: все это делалось в Новой Зеландии, да и сам режиссер Питер Джексон — новозеландец. В итоге история та же, что и с Apple: владельцы компаний богатеют, а американские налогоплательщики сидят без работы.
При этом снимать в Голливуде, то есть в Лос-Анджелесе, действительно невыгодно и не только из-за высокой стоимости. Огромная проблема — профсоюзы. Я несколько раз снимал в США и сталкивался с этой системой. Она чудовищная, это какой-то Оруэлл. В Америке профсоюзы засудили бы меня даже за то, что я сам себя снял в эпизоде собственного фильма за собственные деньги. Так что американские продюсеры предпочитают снимать в других странах, в том числе спасаясь от профсоюзной системы. К слову сказать, нежелание кинокомпаний работать в Голливуде — очень давняя история. Допустим, Джордж Лукас очень гордился, что вся франшиза «Звездных войн» не имеет никакого отношения к Голливуду.

Что касается российского кино, оно всегда было крутым, а теперь, когда американцы добровольно отдали нам наш собственный рынок, и вовсе расцвело. «Вызов», допустим, — это эпохальный проект, и никакой Голливуд с их космическими бюджетами так и не смог снять настоящий фильм в космосе. Или возьмите наши современные сказки — «Финист», «Волшебник Изумрудного города», «Конек-Горбунок». Они ни технически, ни драматургически не уступают американским блокбастерам. Помните, когда Голливуд уходил из России, говорили, что наш прокат умрет? Ну как, умер? Из 10 самых успешных фильмов в российском прокате за последние 10 лет — 7 отечественных, причем наши фильмы занимают пять первых мест. Вот вам и ответ!
Яков Геллер — гендиректор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер гендиректор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»
— Во-первых, я согласен с Трампом. С тем, что он делает импортозамещение. Обратите внимание: все его пошлины, действия называются импортозамещением. Это то же самое, что делаем мы всю жизнь: «Покупай советское!», «Покупай российское!», «Покупай местное!», «Покупай отечественное!»… Это все было в моей жизни, и Трамп категорически делает то же самое.
Теперь то, что касается нашей киноиндустрии. Если честно, я недавно думал об этом. Мы смотрим по телевизору абсолютно все советские фильмы — классику. А современные фильмы про бандитов и ментов уже так надоели, что можно их разгадывать. Есть такой канал «НТВ Хит», и там одни и те же артисты, одни и те же исполнители в разных ролях. То он мент, то он бандит, то он обратно мент, то он обратно бандит… Женщины одни и те же, и мужчины одни и те же. А где фильмы, которые бы потрясали? Где «Семнадцать мгновений весны», где «Служебный роман», где «Ирония судьбы, или С легким паром!»? Где они?

Что можно назвать из современного? Более или менее «Штрафбат», более или менее «Ликвидация». То, что [режиссер Сергей] Урсуляк делает. Более или менее. А фильмов для широкого зрителя, то, что было классикой в наше советское время, не видно. Может быть, я плохо смотрю кино, но я не вижу таких фильмов.
Александр Далматов — кинорежиссер Александр Далматов кинорежиссер
— Говорить о том, что Голливуд мертв, еще рано, но там большинство тем, историй уже затронуты и сняты. А вот неамериканский кинематограф интересен тем, что там есть новые герои, сюжеты, новые судебные перипетии, линии. Голливуд изживает себя тем, что он уже повторяется.
Российское кино оценивать сложно, конечно. Я обращаю внимание на то, что российский зритель почему-то слабо ходит на российские фильмы. Прокат российских фильмов в большинстве случаев очень плачевный. Вот, например, я смотрел «Злой город», тот же про Пушкина «Пророк», и всегда зрителей было мало. Я бы не сказал, что эти фильмы оставили какое-то большое впечатление. Просто про «Пророка» могу сказать, что он ориентирован на детей 12−15 лет, для них он очень хороший со стороны воспитания, привития всяких исторических, патриотических чувств.

Что бы мог посоветовать? Я посмотрел последний из российских сериалов — «Арбатские тайны», который выпустил Первый канал. Он произвел на меня хорошее впечатление. Это один из лучших сериалов, наверное, 2024–2025 годов. Посоветовал бы посмотреть фильм «Пророк», особенно молодежи. (Фото: youtube.com/@АлександрДалматов-ы6ф)
Адиля Хайбуллина — кинокритик Адиля Хайбуллина кинокритик
— Я бы так громко говорить о том, что Голливуд умирает, не стала. Да, он, безусловно, находится в некоей стагнации, в состоянии кризиса. Если мы проанализируем прежде всего Голливуд, коммерческое кино, премию «Оскар», последние новинки за пять лет, то что увидим? Что идей, новых сюжетов, историй практически нет, повторение. Поэтому так много переснимают фильмов, которые когда-то были востребованы, стали хитами. И сейчас либо их вспоминают и адаптируют для новой аудитории, либо делают спин-офф, какие-то продолжения, возвраты к сюжетам. Например, «Джокер», который выстрелил в свое время, получает историю уже в другом формате, где у нас Леди Гага и Хоакин Феникс, и фильм проваливается.

То, что топчется [американский] кинематограф на одном месте, — это, безусловно, так. Поэтому на премии «Оскар», национальной американской премии, в последние годы появляются корейские, европейские фильмы. Именно в основных конкурсных номинациях. Что, конечно, довольно странно, когда есть номинация «Лучший зарубежный фильм» или «Фильм на иностранном языке», а в основных номинациях «Паразиты». Награды забирают много таких фильмов, хотя там и в производстве, и в художественной группе американцев нет или только несколько.
Почему? Потому что кинематограф хочет угодить всем общественно-экономическим правилам и каким-то социальным стандартам. То есть мы должны в кино говорить и про чернокожих, и тему ЛГБТ* ни в коем случае не можем обойти. Все, что связано с феминизмом, тоже нужно отобразить. При этом надо быть где-то политкорректным, плюс инклюзия должна быть подключена. И это касается не только художественного продукта, но еще и производственной части. То есть должны всем угодить. Это редко бывает хорошо и качественно сделано, чтобы не было сшито белыми нитками.

Российское кино, как мне кажется, наоборот, сейчас на пути становления и обретения своего собственного языка, если мы говорим про коммерческое кино. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Я про то, как изменился кинопрокат в России после начала СВО. Это привело к тому, что начинает что-то происходить внутри отрасли. Понятно, что азиатское кино остается, европейское, но нужно давать альтернативу тем, кто привык ходить на голливудское. И это сработало.

Если раньше полупустые залы на российском контенте были, то сегодня зрители ходят. И не потому, что не из чего выбрать. Это абсолютное заблуждение. Это говорят те люди, которые, наверное, не ходят в кинотеатры. Я работаю в кинотеатре с арт-показами, и можно посмотреть на выбор много разных фильмов. Безусловно, я говорю сейчас не про качество. Но чтобы было качество, нужно сначала количество. И надо наконец-то взрыхлить эту почву, на которой вырастет что-то оригинальное, что-то свое, что-то, чем мы будем гордиться.

Мне нравится, что жанры расширились. Детское кино появилось, которое вообще у нас отсутствовало как таковое. У нас жанровое разнообразие есть: хоррор, комедии, драмы, триллеры. И фестивальное авторское кино наконец-то выходит. Например, из последнего мне понравился фильм Бакура Бакурадзе «Снег в моем дворе». «Кончится лето» — тоже замечательная картина, которая на меня произвела впечатление, «Жар-птица» Романа Михайлова. Из более коммерческого отмечу «Он и она» с Юлией Пересильд. Из сериалов я посмотрела «Подслушано в Рыбинске», на него стоит обратить внимание. Наверное, он единственный в силу того, что у меня не хватает времени смотреть сериалы.

Из зарубежных фильмов мне понравились «Гранд тур» и «Универсальный язык» из программы Каннского кинофестиваля, а также «Горная невеста» из Венецианского фестиваля. Из анимации могу выделить «Мемуары улитки» и «Поток». Довольно занятным мне показался фильм «Микки 17».
Насур Юрушбаев — кинорежиссер, сценарист Насур Юрушбаев кинорежиссер, сценарист
— Голливуд еще не мертв, но умрет точно. Впереди нас ждет расцвет российского кинематографа и тюркского, реально тюркского.

Российское кино стремительно развивается, но многие сериалы, конечно, мыльные, качества там нет. А так есть хорошие фильмы, например военные, исторические. По каналу «Культура» хорошие фильмы. Я в основном смотрю наши советские старые фильмы и сериалы. Вот «Вечный зов» я все время смотрю. Я его, наверное, раз 10 уже посмотрел. Там есть очень хорошее качество, и учишься вот этому. Все-таки я сам деревенский, и мне это очень близко.

Из последних фильмов мне нравятся «Брестская крепость», «Звезда». Ну я люблю военные фильмы, в основном вот такие, приключенческого жанра. Не просто там танковая атака, а вот именно жанр приключения. Такие фильмы мне очень нравятся, они все время держат в напряжении.