«Начали продавать — и посыпались технические вопросы. А какой угол наклона? Шаг прогонов? Можно ли так смонтировать? А так? Я растерян, спросить не у кого», — описывает собственный путь в производственном бизнесе владелец компании «АрскМеталл» Фанис Гарафиев. Семейный бизнес отец нашего героя начал в 1990-х с оптовой торговли металлом. В 2011 году Фаниль Гарафиев погибает в автокатастрофе, дело постепенно подхватывает сын. С 2018-го главным направлением фирмы стало производство сэндвич-панелей. Но этим интересы не ограничились — бизнесмена привлек казанский общепит, индивидуальное жилищное строительство в Подмосковье и производство модульных зданий. Подробности — в интервью «БИЗНЕС Online».
Фанис Гарафиев: «Секрета или волшебной пилюли для успешности бизнеса не существует. Самое главное: правильное намерение и усердие, а остальное от Всевышнего»
Как начался семейный бизнес
— Фанис Фанилевич, компания «АрскМеталл» основана вашим отцом Фанилем Канафиевичем. Верно?
— Да, в 1995 году отец начал оптовую торговлю металлом в Менделеевске. Родители родом из Арского района, поэтому в 1997-м семья вернулась на историческую родину, но бизнес еще год работал в Менделеевске — там оставались заказы, наработки, поставщики и покупатели. Спросом тогда пользовались трубы — повсеместно меняли системы отопления, шла программа газификации.
Потихоньку дело налаживалось и в Арске — в 1999 году отец уже арендовал склад, а в 2004-м купил первое помещение на территории бывшего предприятия «Сельхозтехника» — там запустили не только оптовую, но и розничную торговлю металлом.
— Сколько человек работало на первом этапе?
— Сначала отец работал один, потом подключились товарищ и брат.
— Когда начался поиск новых ниш? Что к этому подтолкнуло?
— От перепродажи металла стали уходить еще в начале нулевых. Площадь купленного здания позволяла, поэтому сначала купили станок для производства сетки-рабицы. Следом появились сварщики: стали выпускать ворота, навесы, баки, заборы. При этом не только варили, но и монтировали, например, ограждали социальные учреждения района.
Так развивались события до 2011-го — в тот год отец погиб в автокатастрофе накануне моего школьного выпускного. По результатам экзаменов поступаю на очное отделение Института экономики и финансов КФУ, и тут я в раздумьях: а надо ли? Думал о заочном обучении, хотел отказаться от учебы, чтобы продолжать работу в компании, но мама и близкие родственники убедили, что это неправильно и стоит получить знания. Совет был правильным. Учился я только первые полгода, во втором полугодии уже стали называть заочником, потому что я либо на футболе — увлекся студенческим спортом, либо в Арске — участвую в жизни компании, вникаю в дело.
Прошло еще два года. Я молодой, хочу творить, еще со школы люблю считать и предлагаю самим производить профнастил. До этого отец его лишь перекупал и продавал в больших объемах.
— Что показывали расчеты?
— Объемы, которые прежде перепродавали, позволяли окупить две линии в течение двух лет. Да, в перепродаже есть свои преимущества, отпадают некоторые издержки производства, но минусов больше: длинные сроки производства и поставки, узость ассортимента, потеря части маржинальности.
— Как сначала оценили вашу идею?
— Мне не поверили, говорили, что для окупаемости надо обеспечивать чуть ли не весь Татарстан.
Я настоял, рискнули и поставили одну линию с высотой волны 9 миллиметров — для обшивки стен, заборов и вторую высотой 21 миллиметр — для кровли. Обе линии купил наш основной поставщик сырья, который дал рассрочку и таким образом поддержал нас. В итоге окупаемость заняла меньше полутора лет. Таким был первый успешный кейс.
«На первом этапе были пятеро рабочих, бухгалтер и я. Сам занимался снабжением, продажами, управлением производством. Получил колоссальный опыт и потратил уйму нервов»
«Казалось бы, сэндвич-панель — панель и панель. Но нет»
— Как дальше развивались события?
— В 2016 году я уже учился в магистратуре, появилось больше времени и желание не просто помогать, а делать что-то самостоятельно.
Одновременно с этим в республике создавали сеть районных промышленных парков. В Арске тоже стали развивать индустриальный парк, работать над привлечением инвесторов, а в Татарстане выросла потребность в собственных строительных материалах для складских и производственных помещений. Район на встрече с бизнесом накидал варианты. Так я ухватился за идею производства сэндвич-панелей.
Сел и считал, прикидывал. Исписал тетрадь! В теории получалось интересно, начался поиск производственной линии.
— Долго искали?
— Объездил немало городов и остановился на полуавтоматическом оборудовании предприятия из Дубны, профилировщик заказали в Липецке. Линия получилась технологически несложной, под нее арендовал помещение, приехали пусконаладчики, за два дня смонтировали, запустили, вроде как ребят научили и уехали. И вот я остался с этой идеей один на один.
— С какими столкнулись сложностями?
— Начали продавать, и посыпались технические вопросы. А какой угол наклона? Шаг прогонов? Можно ли так смонтировать? А так? Я растерян, спросить не у кого — направление для меня совершенно новое, даже не с кем посоветоваться. Что-то ищу в интернете, нахожу и советуюсь с монтажниками, знакомыми, пробуем на производстве.
На первом этапе были пятеро рабочих, бухгалтер и я. Сам занимался снабжением, продажами, управлением производством. Получил колоссальный опыт и потратил уйму нервов. Казалось бы, сэндвич-панель — панель и панель. Но нет.
— Сколько средств вложили в открытие производства?
— 14 миллионов рублей, из которых 9 миллионов — это инвестиции из собственных средств: удалось подкопить денег на производстве профнастила.
Оставшиеся 5 миллионов привлекли по государственной программе «Промпарк 50/50», где максимальная сумма поддержки составляла 5 миллионов. Помню, ездил с сестрой в минэкономики Татарстана защищать проект, вместе объясняли, аргументировали, рассказывали о планах. Защититься и получить такую сумму почти 10 лет назад — это хорошая поддержка.
— Как вышли на следующий этап развития?
— Я не знал всех подробностей производства сэндвич-панелей и когда разговаривал с клиентами как менеджер, меня часто спрашивали: «У вас линия-автомат или полуавтомат?» Объясняю и в ответ слышу отказ — клиенты выбирают производителей с автоматической линией: она технологичнее, другое качество продукции. Я подумал: почему бы и нам не купить «автомат»?
Производство сэндвич-панелей шло, появился собственный капитал, на который в 2018 году купили второе здание бывшей «Сельхозтехники» и стали искать подержанную автоматизированную линию зарубежного производства.
«Я не знал всех подробностей производства сэндвич-панелей и когда разговаривал с клиентами как менеджер, меня часто спрашивали: «У вас линия-автомат или полуавтомат?»
«Автоматическая линия непрерывная, где-то ошибся — брак, масса нюансов»
— Почему не рассматривали новую?
— Дорого, импортное оборудование уже тогда стоило несколько миллионов долларов — таких денег у меня не было.
Искал, ездил, смотрел, торговался — самой западной точкой стал Минск, а самой восточной — Новокузнецк. Заказал свежую аналитику рынка сэндвич-панелей, а там список компаний с названиями установок. Среди них фирма, которая занимается в Екатеринбурге трубами. Подумал: а вдруг это неликвидный для них актив? Позвонил, узнал, действительно британская линия стоит мертвым грузом. Называют одну цену, а я люблю поторговаться — речь о десятках миллионов рублей, скидываю 40 процентов, и там соглашаются!
— Удачная покупка?
— Да, по-хорошему такая линия стоит сотни миллионов. Но линия была сырая, ни разу не работала с консервации, до конца не оснащенная — своими силами сделали станцию штабелирования, линию подготовки минеральной ваты, участок упаковки, траковые столы. Российская полуавтоматическая линия продолжала работать до тех пор, пока не получили первую готовую продукцию товарного вида и надлежащего качества.
Сэндвич-панели представляют из себя пирог из трех слоев. С двух сторон — профилированное железо, между ними — минеральная вата или пенополистирол. Наполнитель укладывают либо в шахматном порядке, либо Z-образным способом. Главное, чтобы стыки не были на одной линии, иначе это будет слабое место.
Слои скрепляют между собой клеем, который наносят на железо — это дает улучшенные физико-механические характеристики, в отличие от нанесения клея на минвату, которая впитывает состав — по этой причине на «АрскМеталле» сразу поменяли станцию нанесения клея на «распыляющий метод». Затем получившаяся заготовка по конвейеру движется под пресс.
«Здесь тоже есть нюанс, — рассказывает Гарафиев. — Пресс бывает роликовый и траковый. Первый вариант проще и дешевле, но я изначально искал второй вариант, так как это сильно влияет на срок службы и прочностные характеристики».
В 90% случаев на заводе заказывают минеральную вату из-за жестких требований пожарной безопасности. «В России одни из самых высоких требований по пожарной безопасности в сравнении с другими странами. Пенополистирол дешевле, но горючий, подвержен атакам грызунов», — объясняет Гарафиев.
Панели бывают двух типов: стеновые и кровельные. На «Арск Металле» прокатывают оба вида. Кровельные — шириной 1 м, стеновые — шириной от 1 до 1,2 метра. Толщина от 50 мм до 250 мм — зависит от проекта, места его размещения и температуры, которая должна быть внутри. Например, панели 250 мм заказывают для объектов на Крайнем Севере, а в нашей широте достаточно 150 мм, можно и 120, но больше будет расход энергоресурсов на отопление.
Панели после производства упаковывают и хранят на открытом складе готовой продукции, откуда отгружают заказчикам.
— Насколько сложно было запустить это оборудование?
— Это был мой первый опыт большого производства. То, что мы делали до этого, совершенно другая история. Во время процесса наладки во дворе накапливалась гора брака. Из некондиции можно было построить небольшое здание! Совершенно другой уровень, технология. «Полуавтомат» — это нарезал, поставил, наклеил, загнал в пресс, подождал.
Автоматическая линия непрерывная, где-то ошибся — брак, масса нюансов, так что учились на собственных ошибках, дорабатывали линию, подбирали сырье, приглашали экспертов, познакомились с массой людей на этом рынке. Даже крупные конкуренты настороженно интересовались тем, что мы там делаем. Что-то масштабное? А нам бы одну линию запустить. Это был колоссальный опыт.
— Сколько времени прошло?
— Год, процесс был достаточно долгим.
— Что сделали с полуавтоматической линией?
— Пока законсервировали, это оборудование неликвидное, продать его можно только за копейки. Пусть лучше полежит, есть мысль наладить выпуск фасадных решений на основе сэндвич-панелей.
— А производство профнастила продолжили?
— Этим направлением занимается моя родная сестра. Предприятие закрывает преимущественно потребности физических лиц, для юрлиц профиль нужен, как правило, выше. Профнастил и сегодня пользуется спросом у жителей Арска, Арского и соседних районов — листами не только покрывают крышу и делают заборы, ими обшивают даже дома. Самые популярные цвета — это серый графит и морская волна, как и в наших фирменных цветах.
Пройден пик спроса на профнастил, сегодня это высококонкурентный рынок, на котором тяжело что-то заработать. Но на момент запуска линий в 2013 году объемы были большими, все что-то меняли: заборы, фасады, кровлю. Очередь стояла!
«Ежегодно готовим три сценария: реалистичный, пессимистичный и амбициозный. Первый выполняем всегда»
Итоги 2024 года, колебания цен на сырье и готовую продукцию
— Как прошел прошлый год?
— Ежегодно готовим три сценария: реалистичный, пессимистичный и амбициозный. Первый выполняем всегда. Цели и задачи ставим на стратегической сессии, подолгу дискутируем. В итоге появляется протокол, где указаны ответственные за выполнение каждой задачи, отмечены сроки и стоят подписи. Контроль еженедельный. Конечно, планы зависят и от внешних обстоятельств, начиная от состояния рынка, заканчивая внешними угрозами. Но плюс-минус достигаем поставленных целей.
Два минувших года проходили на высоком спросе. Возможно, это отложенный спрос с 2022-го или рост инвестиций во внутренний рынок России, а не вывод средств за рубеж. Это заметно не только по промышленной и коммерческой застройке, но и по частной. Был дикий ажиотаж, и это ненормально.
— Насколько подорожал металл, труд, доставка?
— Сырье — это около 80 процентов цены сэндвич-панели. Для производства нужно три главных материала: металл, минеральная вата и клей. И стоимость каждого ведет себя по-разному, зависит от разных причин.
Возьмем металл. Начиная с 2022-го цены то уходили в космос, то снижались. В течение года стоимость играет и создает трудности. Например, в начале 2024-го с поставщиком договорились об одних условиях и объемах, но в последний момент металлисты, как монополисты, меняют условия и «придумывают» разные на то причины.
Не пошел на поводу. И как только ситуация перестала напоминать ажиотажный 2023 год, цены пошли вниз — выросла ключевая ставка, притормозился рост экономики. Шутим с отделом снабжения: как только ситуация складывается не в пользу металлистов, так оттуда сразу начинают звонить, приезжают представители, а когда цены растут, то до них порой не дозвониться. И такие колебания могут происходить даже не в течение года, а в течение одного квартала!
— А минеральная вата, клей?
— На минеральную вату в начале прошлого года был ажиотажный спрос, люди чуть ли не «дрались» за нее, а теперь третье падение в цене начиная с октября 2024-го.
Отдельной жизнью живет клей. Один компонент производят в Нижнекамске, второй импортный, но стоимость обоих зависит от курса доллара и того, что происходит с химией в мире — есть там дефицит, нет дефицита.
— Как удается сдерживать цену конечной продукции?
— Нивелируем цену за счет запасов, договоренностей, но долго держать одну цену не можем — стоимость сырья постоянно меняется. Поэтому, как только приходит заказ, согласно внутреннему регламенту, обеспечиваем его материалом в течение двух дней, иначе, если его нет на складе, цена может сыграть вверх.
— Насколько большие запасы сырья держите на складе?
— Наше производство пусть и не масштабное, но и не маленькое, поэтому держим в большом количестве и металл, и клей, и минеральную вату, и упаковочные материалы. Конечно, выгоднее не морозить деньги, а работать с колес, но на большом производстве это не работает.
— Сколько сегодня стоит сэндвич-панель?
— В среднем от 2 тысяч до 4 тысяч за квадратный метр. Это грубая оценка, потому что бывают нестандартные заказы для агрессивной среды, с индивидуальным цветом, увеличенной толщиной и так далее.
«Сказать, что поставляем по всей России, будет громко, но везут и на Крайний Север»
О скорости строительства и знаковых проектах
— Какова география поставок?
— Сказать, что поставляем по всей России, будет громко, но везут и на Крайний Север. Один покупатель рассказывал, что наш материал доставляли на оленях, уж не знаю, шутит ли? (Смеется.) Охватываем 8 ближайших регионов и закрываем радиус до 1 тысячи километров — с Москвой тоже работаем.
— Какие знаковые объекты построены с использованием ваших сэндвич-панелей?
— В Казани это фасад экстрим-парка «Урам», новый IT-парк — там панели использовали на техническом этаже, физкультурно-оздоровительные комплексы. В Набережных Челнах Ледовый дворец «КАМАЗ». В Сабинском районе наши панели установлены на одном из самых роботизированных молочных комплексов РФ. Поставляли панели и на стройку футбольного стадиона в Самаре.
На самом деле материал энергоэффективный, бюджетный, поэтому на каких-то знаковых городских объектах используется редко — новый театр Камала из сэндвич-панелей не построишь.
Решение скорее промышленное, коммерческое. Например, из наших панелей построены объекты «Роснефти», «Лукойла», завода «Сельмаш», промышленные здания в новых регионах.
«На самом деле материал энергоэффективный, бюджетный, поэтому на каких-то знаковых городских объектах используется редко»
— За какое время можно построить коммерческий объект из сэндвич-панелей площадью на тысячу квадратных метров? Насколько это быстрее в сравнении со стройкой из кирпича?
— Более чем в 2 раза быстрее при прочих равных: одинаковом финансировании, количестве людей и темпе строительства. Это легкая конструкция, энергоэффективная, легко монтируется, нужно меньше техники и человеческих ресурсов.
— Есть ли якорные потребители?
— Таких нет, потому что компания сосредоточена на производстве и цель — стабильно производить хорошую продукцию. Общемировая практика такова, что в этом случае продажи преимущественно ведут дилеры.
Но в высококонкурентной среде без прямых продаж было бы совсем тяжело, не оставалось бы денег на собственное развитие, поэтому ведем и активную коммерческую деятельность.
Важно понимать, что продажи проектные — выпускаем панели только под заказ: нужного цвета изнутри и снаружи, нужных размеров. Например, в этом году крупный строитель возводит объект из сэндвич-панелей, а на следующий год из кирпича или другого материала.
«Низкий сезон длится с декабря по апрель, высокий — с августа по октябрь, остальные месяцы со средними показателями»
«Начало года — тяжелый период для производства сэндвич-панелей»
— По какому сценарию развиваются события этого года? Что со спросом?
— Спрос приземляется, возвращается к нормальным реалиям. Начало года — тяжелый период для производства сэндвич-панелей. Низкий сезон длится с декабря по апрель, высокий — с августа по октябрь, остальные месяцы со средними показателями.
Год начали с ростом к аналогичному периоду прошлого года. Хотелось бы лучше еще, но понимаем, что есть реалии рынка. Предпринимаем бо́льшие усилия, иначе был бы не рост, а даже падение.
— Производство ощутимо зависит от длительности строительного сезона?
— Да, потому что монтаж сэндвич-панелей связан с заливкой фундамента, установкой металлоконструкций. Конечно, есть и зимние стройки, но, как правило, к фундаменту приступают в оттепель. От этого никуда не денешься.
— Как контролируете качество?
— На каждом участке назначены ответственные, которые контролируют качество продукции. Естественно, есть входной и исходящий контроль качества. Каждую неделю проводим собрания по качеству, собираем оперативную обратную связь. Бывает, что претензий нет, но что-то заказчику хотелось бы улучшить. Стараемся слышать конечных потребителей, постоянно занимаемся улучшайзингом — это бесконечный процесс.
— Брак присутствует?
— Редко — это скорее исключение, а не правило. Бывают ошибки, бракованные изделия. Но они остаются у нас и к заказчику не уходят. Бракуем и сырье: катаем, и вдруг дефект металла — отрезаем этот участок и катаем дальше. Таковы производственные реалии — я еще ни разу не слышал о заводе без рекламаций от конечного покупателя. Даже Mercedes проводит отзывные кампании.
Отрабатываем, рукой не отмахиваемся, не ссылаемся на формальности и не оттягиваем, а разбираемся, стройка — это всегда срочные вопросы, требующие быстрого решения.
«На рынке есть крупные игроки с советским наследием, по цехам которых можно ездить на автомобиле. Так что есть к чему стремиться»
«Посередине выжить тяжело. Будем быстро-быстро укрупняться»
— Насколько жесткая конкуренция на рынке сэндвич-панелей?
— Когда запустил первую линию в 2016 году, поставщики говорили, что я чуть опоздал, рынок уже уходит. Я бы так не сказал, спрос был, дело шло достаточно успешно. В то время рынок был относительно молодой, теперь он глобализируется: игроки укрупняются, развиваются бешеными темпами, а мелкие отпадают.
— Какие видите варианты развития?
— Или быть мелким и выполнять точечные заказы, вывозить за счет сроков и минимальных издержек, или становиться крупным.
Выбрали второй путь, потому что посередине выжить тяжело. Будем быстро-быстро укрупняться и развиваться, чтобы потом не остаться в стороне. Где-то даже жертвуя маржинальностью, эффективностью с точки зрения экономики. Понимаем, что если не закроем в течение 3–5 лет свои вопросы, то потом будет очень тяжело — крупные игроки уже начинают диктовать рынку свои условия.
Конечно, хотелось бы стать номером один. Например, на рынке есть крупные игроки с советским наследием, по цехам которых можно ездить на автомобиле. Так что есть к чему стремиться.
— А в Татарстане еще есть производители сэндвич-панелей?
— Да, но основные сильные игроки расположены в Самарской области — там как раз работают компании с советским наследием и практически полным циклом производства: выпускают минеральную вату, красят металл. С такими заводами можно бороться только эффективностью, поэтому не прерываем модернизацию производства. Например, в начале года установили новую кран-балку, отшлифовали пресс высокоточным оборудованием, запустили в марте оборудование по производству фасонных (доборных) элементов сэндвич-панелей — это то, что получается делать по пути. Например, ими обшивают внешние и внутренние углы панелей. Также на стадии проектирования автоматизация отдельных станций. Тут надо тонко чувствовать рынок, знать специалистов.
«Большие задачи по новому направлению — модульным зданиям: разогнать, увеличить производство, работа там должна кипеть»
О планах
— Какие задачи стоят на 2025 год?
— Завершить реконструкцию зданий. Контур закроем сэндвич-панелями, поставим новые кран-балки, зальем полы, проведем новую «инженерку». Дополнительно усилим металлоконструкции.
Запустить отдельную линию по производству стеновых сэндвич-панелей.
Также большие задачи по новому направлению — модульным зданиям: разогнать, увеличить производство, работа там должна кипеть. Пока в производстве задействовали половину другого уже отремонтированного здания, но в планах монтаж покрасочного цеха, выход на полный цикл производства модулей с техническим оснащением: насосными станциями, дизель-генераторами, электрическими подстанциями, жилыми блоками до трех этажей. Это направление появилось в сентябре 2024 года.
— Что подтолкнуло к выпуску модульных зданий?
— Мне это направление нравится тем, что оно технологически более сложно и интересно. В Татарстане этим мало кто занимается, а направление в стране популярное — работаем в секторе B2B с заказчиками из нефтегазохимической отрасли. Первую продукцию отгрузили в ноябре прошлого года — один заказ был из Татарстана, второе модульное здание сделали для Московской области под отдел продаж. У нас почти полный цикл производства, считаю, что есть большой потенциал.
«Первую продукцию отгрузили в ноябре прошлого года — один заказ был из Татарстана, второе модульное здание сделали для Московской области под отдел продаж»
— Есть ли мысли выпускать быстровозводимые частные дома из сэндвич-панелей?
— Прикидывал, но до промышленных масштабов не дотягивает — загородному жилому строительству характерна индивидуализация. Решил сконцентрироваться на коммерческом направлении.
— К чему еще присматриваетесь?
— Если мы говорим про «АрскМеталл», то жива идея строительства под ключ. Два-три года назад успешно протестировал данное направление и пришел к выводу, что это отдельный рентабельный бизнес, но который требует много личного времени. Несколько объектов построили в Арске, были заказы от сельхозпредприятий, на территории опережающего социально-экономического развития в Зеленодольске, в Пестречинском и других районах. Объектов хватало. Возможно, вернемся к этой идее спустя какое-то время — мне, да и вообще мужчинам, строительство очень интересно.
— Каков результат тестирования?
— Расчеты показали, что если хотим сами монтировать все свои панели, то предприятию нужно только 300 монтажников, помимо инженерно-технических работников. Это нереально. А какая-то малая доля не обеспечит производство заказами и станет попыткой продажи дополнительной услуги. Но и в этом случае нужен отдельный бригадир, управленец, технические работники, конструкторы. По ходу проекта всегда появляются какие-то вопросы.
Разные бизнесы, как, например, производство и продажа молока — есть комбинаты, которые производят молоко, а есть «Пятерочка», которая продает. Этим надо заниматься отдельно и осознанно, а не по пути. В итоге решили сфокусироваться на производстве.
«Вся прибыль почти полностью реинвестируется уже в течение почти 10 лет. Иначе никак. Нам надо успеть вырасти и занять долю рынка»
«Удобнее, когда все в одном месте, на виду. Другой эффект»
— Какова площадь предприятия? Есть где расти?
— Суммарная площадь участка — 3,8 гектара, площадь производственных помещений — более 10 тысяч квадратных метров.
Прирастали поэтапно и в прошлом году купили последний участок бывшей «Сельхозтехники» площадью 2 гектара. Давно мечтал и хотел объединить эту территорию для развития бизнеса. За счет этого расширили склад готовой продукции — участок уже защебенили, в идеале все асфальтировать. В планах сделать круговой заезд с двумя КПП для погрузки готовой продукции и завоза сырья.
— Почему выбрали территорию «Сельхозтехники»? Рассматривали другие площадки?
— Да, проще было бы построиться в промышленном парке, но психологически хотел расшириться именно здесь — тут корни предприятия. Да и сложно управлять двумя производственными площадками даже в границах одного города — это менее эффективно, когда сам весь в процессах. Удобнее, когда все в одном месте, на виду. Другой эффект.
— Сколько средств суммарно вложили в развитие производства?
— Это уже сотни миллионов рублей. Вся прибыль почти полностью реинвестируется уже в течение почти 10 лет. Иначе никак. Нам надо успеть вырасти и занять долю рынка.
— Берете ли кредиты?
— В силу вероубеждения светских кредитов не берем. Пользуемся товарной рассрочкой халяльных заведений: это финансовый дом «Амаль», «дочка» иранского банка «Мираж», подразделение «Восток-лизинг».
Такие инструменты дороже светских, зависят от ключевой ставки, заработка финансовой структуры, инвесторов, но по шариату — так моя совесть и душа спокойны.
— А налоговые изменения затронули?
— В этой сфере нет, изменений не было. Налоги платим, работаем с НДС. Я сравнивал наши налоговые выплаты с выплатами конкурентов, у них намного меньше. Это одновременно приятно и не очень (смеется).
«В 2023 году открыли уже ресторан Terra et Silva, все-таки Begin — это кафе, а вот хотелось именно ресторан»
«Конечно, стресса на старте хватало — никто из нас общепитом не занимался»
— Вы также участник ресторанных проектов в Казани: Begin Cafe, Terra et Silva. Когда появилось это направление?
— Первое Begin Cafe открыли в 2022 году вместе с одногруппником Владимиром Кирилловым, а конкретные шаги к этому начались еще в 2019-м.
Это была мечта детства. Я люблю вкусно покушать, в детстве баловали бабушки, мама, близкие. К еде подходил избирательно: вчерашний подогретый суп или картошку не хотел, просил приготовить что-то свежее. Привередливым был к еде, в студенческие годы по ресторанам ходил только по большим праздникам, но мечта была жива.
Хотел и сам вкусно поесть, и гостей накормить в приятной обстановке. Теперь это новые рабочие места и возможность угостить людей халяльной едой в классном интерьере со своей атмосферой. И если от этого есть и финансовый результат — разве не мечта?!
«Begin Cafe на Козина — это новое и потенциально модное место»
— Когда начали расширяться?
— В 2023 году открыли уже ресторан Terra et Silva, все-таки Begin — это кафе, а вот хотелось именно ресторан. Я четко помню сформированную мечту детства — свой ресторан. В 2024 году открыли второе Begin Cafe на Козина — это новое и потенциально модное место. Неподалеку оттуда ведем работу над открытием еще одного заведения, также недавно приобрели ресторан французской кухни «Трюффо» на Горького. Пока это заведение работает в прежнем формате, но хотим там открыть модную семейную пекарню, заготовочный цех, офис. Все площади арендуем. Продавец сам к нам вышел с предложением взять в управление и купить некогда успешное заведение.
— Сколько средств инвестировали в запуск этого направления?
— В самом начале вместе с партнером вложили 17 миллионов рублей, хотя, честно сказать, изначально рассчитывали только на 10 миллионов. С этого началась первая сложность.
Конечно, стресса на старте хватало, и в целом никто из нас общепитом не занимался, а это сбор команды, ремонт, проектирование, запуск, операционная деятельность — была куча непонятных моментов.
— Ресторанный бизнес или производственный: где легче, сложнее?
— Одинаково сложно. Считаю, что производство, сельское хозяйство и общественное питание — это самые сложные виды бизнеса.
«Строим коттеджи и под заказ, и на продажу»
«Математика выходит намного интереснее, чем в Татарстане. Рынок там стабильный и более платежеспособный»
— Какими еще видами бизнеса занимаетесь?
— Загородным девелопментом. Сейчас строим коттеджный поселок «Сысоево Парк» в Истринском районе Московской области, это новорижское направление, неподалеку от Истринского водохранилища.
Бизнес запустили в 2022 году. Начали с точечной застройки двух домов, потом чуть больше, далее появился первый поселок-комьюнити на 14 домов, под который купили участок, размежевали, застроили в едином стиле, заасфальтировали дороги, провели коммуникации, построили детскую площадку. В прошлом году приступили к новому большому проекту — 145 домов прямо в лесу. Первая очередь из 46 домов. Строим и под заказ, и на продажу. В этом бизнесе тяжело обойтись без больших денег, поэтому активно привлекаем инвестиции с участием в доли прибыли.
— Почему для застройки выбрали Москву, а не Казань или Татарстан?
— Математика выходит намного интереснее, чем в Татарстане. Рынок там стабильный и более платежеспособный. В Москве и Московской области на рынке загородной недвижимости за год заключают 70 тысяч сделок, и наша доля там крайне мала, поэтому стараемся делать такой продукт, который продается быстро. С продажами там немного легче в сравнении с текущей ситуацией на загородном рынке Казани и Татарстана. Плюс новый, другой регион — интересный опыт.
«В этом бизнесе тяжело обойтись без больших денег, поэтому активно привлекаем инвестиции с участием в доли прибыли»
— В каких концепциях застраиваете коттеджные поселки?
— Тщательно подбираем локацию, четко понимаем целевую аудиторию, что там будет, кто там будет жить и что им нужно. Наш новый проект с трех сторон окружен лесом, рядом речка. У территории один архитектурный код, но проекты домов разные. Помимо дорог, инженерной инфраструктуры, строим детскую и спортивные площадки для футбола и хоккея. Отдельно прогулочная зона, коворкинг, фитнес-зал. Могу сказать, что у покупателей даже одно мышление, взгляды на жизнь, поэтому нам удается попадать в аудиторию. Я бы и сам там с удовольствием жил — такой подход. Работаем под девизом «создаем пространство для счастливой загородной жизни».
— С 1 марта на рынке индивидуального жилищного строительства заработал механизм эскроу-счетов. Опробовали?
— Да, уже строим дома по новому механизму и чуть-чуть переживаем из-за потребительского терроризма, который стал активно развиваться и на рынке загородного жилья. Что касается эскроу-счетов, то мы не увидим денег, пока не сдадим дом, а строим-то на свои либо инвесторские, при этом халяльных механизмов проектного финансирования от банков нет и не предвидится — спрос небольшой, банкам это неинтересно. Уже несколько раз обращался к ним с таким запросом.
— Как совмещаете три разных вида бизнеса?
— С трудом. Если быть честным, домой прихожу обычно после 9 часов вечера. Бо́льшую часть времени, конечно, уделяю производствам. В ресторанном бизнесе сильная управленческая команда, а с партнером стараемся решать только стратегические вопросы, но, так как мы в стадии развития, приходится участвовать активно и часто. Масштабный проект в Москве тоже требует личного участия. Поэтому пока в режиме разъездов Арск – Казань – Москва и бесконечные созвоны.
«Сегодня же на заводах работают более 80 человек, плюс в направлениях сестры и мамы — около 20»
«Зумерам и миллениалам важны даже не деньги, а обстановка в коллективе»
— Как привлекали рабочих на новое предприятие?
— В 2016 году никакого дефицита кадров не было, тогда люди стучались в дверь и спрашивали: «Есть ли работа?» Проблем не было. Начинали с пяти человек, потом 8, затем стали работать 16 сотрудников в две смены. Сегодня же на заводах работают более 80 человек, плюс в направлениях сестры и мамы — около 20.
— Как теперь обстоят дела с кадрами?
— Соискатель выбирает работодателя, а не наоборот. С кадрами проблема, и я не слышал, чтобы кого-то она не коснулась. Мы не исключение. Боремся за счет уровня дохода, предлагаем справедливую оплату, комфортные условия труда и отдыха. Например, сейчас ремонтируем трехэтажное здание площадью 1,4 тысячи квадратных метров — там будет новый головной офис со всеми удобствами: комната отдыха, большая кофе-зона, спортзал, молельная комната.
Важно, чтобы на производстве было светло, тепло, раздевалка, душевые. Спецодежда, средства индивидуальной защиты, и главное, четко и вовремя выплачивается заработная плата.
Дружелюбная обстановка в коллективе тоже играет важную роль. Люди не хотят работать в напряжении, конфликтовать с подразделениями. Есть примеры, когда люди, жертвуя доходом, выбирали работу у нас, потому как не хотят трудиться на тяжелой работе, да еще и в напряженной обстановке. Например, из-за удобного графика два через два на производство блочно-модульных зданий к нам приезжают жители Высокогорского, Тюлячинского и других соседних районов.
— Какие еще предпринимаете шаги?
— Автоматизируем производство. Например, в планах на этот год наладить управление штабелером одним оператором, думаем над роботизацией нарезки минеральной ваты, которой занимаются до 7 человек, — это высвободит четверых сотрудников для того, чтобы расширять производство. То есть это не сокращение, а перевод и усиление других участков и эффективное, быстрое увеличение производства за счет уже опытных работников.
— А как с кадрами в ресторанном бизнесе?
— Там преимущественно работает молодежь. Зумерам и миллениалам важны даже не деньги, а обстановка в коллективе. В целом конкуренция становится только жестче.
— Как управляете предприятием, коллективом?
— Кроме традиционных инструментов, через цифровые технологии: «Битрикс24», Zoom, 1С — процесс цифровизации не быстрый, но стоит стратегическая задача диджитализации организации. Хотим туда углубиться — «цифра» делает работу четче, понятнее, прозрачнее и более прогнозируемой. И все это на ладони — я вижу, на каком этапе поставленная задача, ключевые показатели, динамику, обратную связь и так далее.
«Я взял созданное отцом название «АрскМеталл» и разработанный им логотип, чтобы сохранить преемственность. Теперь новые заводы работают под этим же брендом»
«У меня все это было нативно, через книги, на собственном опыте»
— Каким было ваше самое первое знакомство с предприятием?
— Было два момента. Первый, когда я во время школьных каникул помогал заведующему складом саморезов и дополнительного оборудования: приносил, взвешивал. Второй опыт связан со снабжением — отец показал мне таблицу: несколько организаций, выписываешь цены, торгуешься, доставляют. И вот завскладом приносит заявку, а там нарисован уголок шириной и высотой 140 миллиметров. Сразу не понял, иду к отцу, разбираюсь. Начал звонить, говорю, откуда я, понимают, что обучение, относятся лояльнее и спрашивают: «А стенка какая?» Так у них еще и стенка бывает! Извиняюсь, снова иду, узнаю толщину стенки. Снова звоню, уточняю цену. Так потихоньку учился, потом уже после отца стал вникать в какие-то детали.
— Почему решили продолжать семейный бизнес? Что сыграло решающую роль?
— Ближе к окончанию школы не хотел продолжать семейный бизнес. Когда отец чего-то добился, хотелось от него абстрагироваться, достичь всего самостоятельно. Возможно, это был юношеский максимализм. А мыслей у меня было много — я с 13 лет начал подходить и предлагать бизнес-идеи. Денег не давал и правильно делал (смеется). Но отец погиб в автокатастрофе, и постепенно я продолжил семейное дело. Направление по продаже металла и профлиста, если посмотреть в общей массе, уже занимает малую долю, но это исток компании, поэтому не стал создавать отдельные бренды, а взял созданное отцом название «АрскМеталл» и разработанный им логотип, чтобы сохранить преемственность. Теперь новые заводы работают под этим же брендом.
— Удалось ли поработать наемным работником в других фирмах?
— Нет, но хотел получить зарубежный опыт, поработать в крупных компаниях, занимающихся производством. Была мысль поэкспериментировать и поработать в «Макдоналдсе», чтобы понять, попробовать — это же акула бизнеса. К сожалению, сделать этого я не успел. Как крупные компании проводят планерки, подводят итоги, мотивируют? У меня все это было нативно, через книги, на собственном опыте.
— В интернете, СМИ много информации о благотворительной помощи, которую оказывали и оказываете вы и ваша семья в Арском районе. Насколько для вас важно помогать другим?
— Эту традицию заложил отец. Изначально он играл в хоккей и проводил соревнования по хоккею в честь своего друга. Реже ходил на лыжах, но в честь другого друга проводил либо спонсировал соревнования и по лыжным гонкам. И сегодня поддерживаем соревнования по хоккею, лыжам, которые проводятся в честь отца и не только. Памятный хоккейный турнир провели 26 января, в феврале состоялись лыжные соревнования на 230 человек со школьниками Арского и соседних районов: питание, кубки, медали, делаем даже небольшие денежные поощрения.
Продолжаю заложенную традицию. С одной стороны, это память о человеке, отец ведь поддерживал и людей из сферы культуры, просто нуждающихся, о ком-то я знал, а кто-то благодарил за помощь спустя годы. С другой — это пример поддержки массового спорта, некая глобальная миссия оздоровления нации. Да и в целом это приятное событие. Я верующий, поэтому если есть возможность, то обязательно помогаем и мусульманской общине.
Десятки памятных кубков храню вместе с любительским музеем — отец собирал и хранил вещи, связанные с советским бытом, началом XX века, историей семьи. В коллекции, например, старинный радиоприемник, печатная машинка, несколько пар деревянных лыж.
— А вы что-то коллекционируете?
— Обедать частенько времени нет, не до коллекций (смеется).
«Десятки памятных кубков храню вместе с любительским музеем — отец собирал и хранил вещи, связанные с советским бытом, началом XX века, историей семьи»
«В промежутке между 30 и 35 годами надо выстреливать, газовать и газовать»
— Спорту получается уделять время?
— На регулярные занятия не хватает времени. Недавно подарили спортивные часы, измеряющие пульс, состояние здоровья, уровень стресса, и они к концу дня, когда только завершил дела, выдают: «Сегодня вы потратили много энергии, просто отдохните». И так каждый день (смеется).
Пока минимум 2 раза в месяц стараюсь играть в футбол — друг собрал любительскую команду, недавно играл в товарищеском матче по хоккею между командами Арского района и минсельхоза. До этого на коньках стоял раз пять, один раз с клюшкой, но ничего — провел четыре тренировки и сыграл, понравилось.
Мне 31 год, а в промежутке между 30 и 35 годами надо выстреливать, газовать и газовать. В планах, конечно, вернуться к нормальной жизни. Ежегодно только завод сэндвич-панелей растет на 40–50 процентов по выпуску готовой продукции, при таких масштабах и имеющейся конкуренции это требует личных колоссальных усилий.
— Как проводите свободное время?
— С семьей, сыном, которого назвали Фанилем — в честь отца. По вечерам только обнимаю, и ложимся спать, но один день в неделю обязательно стараюсь посвящать семье. Излишняя амбициозность иногда идет во вред, времени на все не хватает. Например, в бизнесе важен ценовой баланс, как и в целом по жизни: семья – бизнес – спорт – отдых – увлечения. Я баланс пока не выдерживаю, а это важная штука.
Заряжаюсь энергией на природе, в деревне есть домик с баней рядом у леса — получаю там умиротворение, там спокойно, хорошо, наслаждаюсь тишиной. Если получается туда выехать, то это уже классно. Очень люблю путешествовать, когда появляется возможность — обязательно выбираюсь. Это один из приоритетов по жизни. То, что позволяет развиваться, расширять кругозор.
— Вы бы хотели, чтобы ваш сын продолжил семейное дело?
— Надеюсь на это. Отец начал, я подхватил, сын продолжил. Хочу компанию, которая передается из поколения в поколение. В России рыночная экономика только в зародыше и подобных компаний пока нет.
Недавно ездили по Европе, изучали европейский опыт в сельском хозяйстве, производстве. Представляете, приехали в компанию, а там на картине первый комбайн 1893 года, который сделал прадед нынешнего владельца компании. Есть история, хронология, и каждое поколение делает продукт лучше. Хотелось бы так же развиваться, даже почувствовал дополнительную ответственность в бизнесе, репутацию — кто-то другой будет позднее отвечать за это.
Еще интересное наблюдение из европейской поездки. Там владельцы, управленцы семейных компаний из одной отрасли отправляют на практику детей к своим конкурентам-коллегам. Один стажируется здесь, другой — там. И это хороший, колоссальный опыт для наследников и развития отрасли в целом.
«В бизнесе ставлю масштабные цели, поэтому воздержусь от преждевременных заявлений. Как говорил отец: «Меньше слов, больше дела»
«Бизнес — это не игра в телефоне, но ощущения как от пройденного уровня и перехода на новый»
— Какие у вас личные цели?
— В бизнесе ставлю масштабные цели, поэтому воздержусь от преждевременных заявлений. Как говорил отец: «Меньше слов, больше дела».
Из личных: запланировал поездку в хадж, хочу построить мечеть в отцовской деревне Верхний Азяк — там я провел детство, там до сих пор живет бабушка. Сейчас на стадии проектирования. В планах пройти программу подготовки MBA, но не для галочки, а чтобы применять в бизнесе. Хочу еще больше времени уделять спорту, семье, путешествиям и благотворительности
— Деловой туризм?
— Да, на коротких экскурсиях по производствам трудно залезть вовнутрь, а вот в сфере ресторанов, строительства проще — в каждом городе я обращаю внимание на архитектуру, урбанистику, подсматриваю какие-то решения. Насмотренность — суперважная вещь в архитектуре.
В каждом городе, где бываю, захожу в ресторан, кафе или бистро. Смотрю на обслуживание, интерьер, решения, сервис, приборы, блюда, подачу.
Мне нравится бывать, путешествовать за рубежом, но я с детства знал, что жить и работать я хочу здесь, на родине. Даже не в каком-то другом городе или регионе, а у себя в Арске, в Татарстане. Но была и есть идея пожить один месяц в одной или нескольких странах на каждом континенте, чтобы познакомиться с опытом работы муниципалитетов, государств, бизнеса. Как там работают производства, живут люди, работает бизнес? Почему бы не взять лучшее и не применить здесь? Может быть, это будет ноу-хау, а может, простая фишка, которая повысит эффективность.
— А живете в Арске?
— Да, в отцовском доме — у татар есть традиция, по которой младший сын остается в родительском доме. Придерживаюсь консервативного подхода, мне нравится такая традиция.
«Когда крутишься в рутине, не остается времени на то, чтобы выглянуть оттуда, посмотреть вокруг и задать вопрос: а для чего я это делаю? На это не хватает времени»
— Что вас вдохновляет в работе?
— Это хороший вопрос, потому что, когда крутишься в рутине, не остается времени на то, чтобы выглянуть оттуда, посмотреть вокруг и задать вопрос: а для чего я это делаю? На это не хватает времени. Просто максимально усердная работа заложена с детства.
Вдохновляет возможность приносить людям максимальную пользу, где-то помогаю как спонсор, провожу соревнования, платим людям достойную заработную плату, создаем красивые рестораны, куда жители могут прийти отдохнуть, или целый поселок со всей инфраструктурой. Это же круто. Например, необязательно вытаскивать деньги из бизнеса и покупать какой-то предмет роскоши. На эти деньги можно отремонтировать здание, модернизировать оборудование, повышать культуру производства, сделать какие-то инфраструктурные вещи. Недавно в офисе сделали ремонт, так там шкафы лучше и круче, чем у меня дома (смеется). В целом вложения в масштабах страны и мира маленькие, но это вложения. По чуть-чуть, но вносим свой вклад в общий результат.
Также вдохновляет что-то новое; когда ты собственник бизнеса, твои возможности расширяются, можно что-то пробовать, проверять гипотезы. Бизнес — это не игра в телефоне, но ощущения как от пройденного уровня и перехода на новый.
— Какой прогресс с момента вашего прихода в компанию? Считаете ли, что руководите эффективно?
— Ответ на эти вопросы в том числе продолжает предыдущий. Немаловажный момент для вдохновения — промежуточные результаты. Меня мотивирует то, что я открыл два новых завода, успел увеличить выручку компании в 10 раз и активы более чем в 5. Мы участвуем в российских и международных выставках. О нас уже знают не только в ближайших районах, но и во многих регионах России. Это подтверждает правильность выбранного пути и придает уверенности. Да, я занимаюсь разными бизнесами, но продолжение и наращивание семейного бизнеса — отдельная миссия для меня.
— И традиционный вопрос. Каковы три секрета в бизнесе?
— Секрета или волшебной пилюли для успешности бизнеса не существует. Самое главное: правильное намерение и усердие, а остальное от Всевышнего.
Если же мы говорим о наиболее важных аспектах бизнеса, то я бы выделил: экспертность в нише владельца или команды, качественный продукт, сбалансированное предложение ценность/цена, сильная замотивированная команда, эффективный операционный менеджмент.
Визитная карточка компании
ООО «АрскМеталл»
- Производство сэндвич-панелей.
- Выручка за 2024 год — 1,5 млрд рублей.
- Число сотрудников — 56.
- Год основания — 2018.
Фанис Фанилевич Гарафиев — основной владелец ООО «АрскМеталл». Родился в Менделеевске в 1993 году, родной город — Арск.
Образование:
2011–2015 — Институт управления, экономики и финансов Казанского федерального университета по направлению «управление человеческими ресурсами», бакалавр.
2016–2018 — магистратура Института управления, экономики и финансов КФУ, экономическая география.
Карьера:
С 2016 года — предприниматель.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.