КАМАЗ В МСФО НАРЯДНО ПРИОДЕЛСЯ
Итоги первого полугодия 2012 года по РСБУ аналитический центр «БИЗНЕС Online» уже подводил ранее. По МСФО картина получилась даже интереснее. Конечно, цифры в обоих отчетах (МСФО и РСБУ) отличаются и в силу обязательной консолидации данных по группе (МСФО), и в силу разнообразных отличий по бухгалтерской трактовке тех или иных операций, но интересны в первую очередь те аспекты, которые раскрываются только в отчетности по международным стандартам.
По итогам работы за 6 месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года КАМАЗ увеличил чистую прибыль в 17,8 (!) раза — до 2,739 млрд. рублей, выручка возросла на 27,8%, до 56,513 млрд. рублей. Причем прирост по выручке связан не столько с возросшим ценником, сколько с увеличившейся физической реализацией автомобилей. За 6 месяцев 2012 года группа «КАМАЗ» реализовала 23 130 автомобилей - на 19,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На внутреннем рынке было продано 19 700 машин (рост на 21,6%).
Стремительное увеличение выручки, на наш взгляд, связывается с увеличением госзаказа, уровень которого в выручке специалистами оценивается примерно в 15%. Операционная прибыль группы увеличилась в 4 раза и составила 4,262 млрд. рублей по сравнению с 1,035 млрд. рублей годом ранее. Рентабельность по операционной прибыли составила 7,5% против 2,3% в первом полугодии 2011 года. Показатель EBITDA составил 5,487 млрд. рублей, увеличившись в 2,4 раза по сравнению с полугодовым показателем прошлого года (2,265 млрд. рублей).
На 11 человек совета директоров и 8 человек правления предприятия за 6 месяцев 2012 года было потрачено 85 млн. рублей |
ЧЕМ ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ КАМАЗА ХУЖЕ ФУТБОЛИСТОВ
Особый интерес вызывает публикуемая только в МСФО сумма вознаграждения топ-менеджмента. Согласно международному отчету КАМАЗа, на 11 человек совета директоров и 8 человек правления предприятия за 6 месяцев 2012 года было потрачено 85 млн. рублей. То есть (грубо и средне) по 746 тыс. рублей на человека в месяц. Между тем опубликованная в отчетах по РСБУ средняя зарплата по всему челнинскому автогиганту составляет 23 тыс. рублей в месяц. Различие - в 32 раза!
Доходы топ-менеджеров на КАМАЗе, конечно, очень большие по сравнению с доходами рабочих с точки зрения социальной справедливости для конкретного завода. Впрочем, они объективно не дотягивают до зарплат даже некоторых российских футболистов (к примеру, Игорь Денисов из ФК «Зенит» получает около 10 млн. в месяц). В общем, недаром руководство КАМАЗа деклассировало свой одноименный футбольный клуб.
Конечно, можно вспомнить еще и тот факт, что в советское время если зарплата директора превышала в 4 раза среднюю зарплату на заводе, то можно было лишиться и партбилета. Но раньше и сметана была слаще…
НИЩЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НАУКИ
Согласно данным КАМАЗа по МСФО, за 6 месяцев 2012 года расходы на НИОКР всей группы составили совершенно смешную цифру в… 94 млн. рублей. О каком инжиниринге при таких инвестициях в разработки может идти речь? О каких улучшенных кабинах? Не будем приводить многомиллиардные вложения ведущих мировых автомобильных компаний в эту сферу. В российской группе "АвтоВАЗа" за 2011 год эти расходы составили 1,2 млрд. рублей – то есть в 12 (!) раз больше.
Теперь понятна тоска КАМАЗа по инжиниринговому центру, финансируемому в том числе и за счет государства. Можно вспомнить хотя бы фрагмент из расширенной встречи президента РФ Владимира Путина с главой РТ Рустамом Миннихановым, состоявшейся 25 июля 2012 года в Сочи.
Минниханов: Владимир Владимирович, заявка оформлена, и ваше поручение тоже есть в этом направлении. Поддержка министерства промышленности Российской Федерации тоже есть. На самом деле это будет крупный инженерный центр (КАМАЗа – прим. ред.), который позволит не только догонять, а достигнуть мирового уровня, чтобы и полигон был, и разработки, и образовательная часть. Это будет комплекс.
Путин: Не помните, сколько там общий объем финансирования?
Минниханов: Точно не помню. По-моему, порядка семи или восьми (миллиардов рублей – прим. ред.). Там часть – через программы, часть – привлечение долговое.
Впрочем, государство продолжает поддерживать КАМАЗ, субсидируя проценты по его займам. Согласно данным отчета автогиганта по МСФО, государство субсидировало за первое полугодие 2012 года процентов по займам КАМАЗа на общую сумму 254 млн. рублей. Если брать по темпам, то это меньше, чем по итогам 2011 года (сумма субсидий тогда составила 819 млн. рублей – прим. ред.). Но это только за первое полугодие. Так что будем ждать МСФО за 2012 год – на какую сумму государство поможет челнинскому предприятию, пока не понятно.
ЛУКАВЫЕ ОЦЕНЩИКИ…
Тем временем в интервью агентству "ПРАЙМ" глава госкорпорации "Ростехнологии" (владеет 49,9% акций КАМАЗа) Сергей Чемезов позавчера рассказал новые подробности затянувшейся «свадьбы» КАМАЗа и белорусского МАЗа. «Реально - это то, что есть на сегодняшний день, она (оценка) только что завершена», - сказал глава госкорпорации "Ростехнологии", добавив, что оценку проводила аудиторская компания Ernst&Young. «У нас - в районе двух с небольшим миллиардов долларов», - уточнил он, напомнив, что два года назад оценка КАМАЗА составляла чуть больше $1 миллиарда.
Чемезов также добавил, что белорусская сторона тоже увеличила свою оценку – примерно до $1,6 миллиарда. В 2011 году Ernst&Young оценила МАЗ в $800 миллионов. В этих бесхитростных словах поражает, конечно, «гибкость» оценщика Ernst&Young. Раз – и оценка предприятия отличается от прошлогодней в 2 раза!
А в целом переговоры о создании холдинга «Росбелавто», начавшиеся два года назад, продолжаются в вялотекущем режиме. Так что запасаемся поп-корном и ждем очередного раунда переговоров и, возможно, очередной соответствующей их результату переоценки.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 58
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.