«Скажете: «Вы извинитесь», — завтра извинятся. Если им нужно вернуться на наш рынок, что угодно — придут и расцелуют тебя в уста. Этого недостаточно. Выгодно нам, чтобы та или иная компания пришла?» — рассуждал сегодня Владимир Путин о том, каким ушедшим западным фирмам можно будет вернуться на российский рынок, а каким — нет. На встрече с «Деловой Россией» президент РФ призвал подойти к вопросу исходя из интересов страны. Но и «по-человечески» тоже, ведь есть компании, которые «со слезами уходили». Путин также заверил, что российская экономика устойчива, и вспомнил рост ВВП в позапрошлом году. О том, как глава государства отреагировал на намеки бизнеса о снижении ставки ЦБ, — в нашем материале.
Темой встречи с членами общественной организации «Деловая Россия» было, говоря на казенном языке, «обеспечение сбалансированного развития экономики в условиях структурной трансформации»
«Задорная» встреча Путина с бизнесом
Что бросалось в глаза на сегодняшней встрече Владимира Путина с бизнесом и правительством России, так это хороший, можно даже сказать — задорный, настрой президента страны. Были здесь и шутки, и добрые «подколы» в адрес участников. «Эльвира заскучала, сразу видно», — улыбнулся Путин в один момент, обратив внимание на председателя Центробанка Эльвиру Набиуллину в одном из «окошек» видеоконференции. «Улыбается — значит, это хороший признак», — эта реплика была уже перед выступлением министра финансов РФ Антона Силуанова.
Словом, давно российский лидер не проводил встречи в таком оптимистичном ключе, было все как-то посерьезнее. Казалось, своим настроем сегодня Путин пытался «зарядить» на оптимизм и других участников мероприятия. Темой встречи с членами общественной организации «Деловая Россия» было, говоря на казенном языке, «обеспечение сбалансированного развития экономики в условиях структурной трансформации». Проще говоря, обсуждали, как обеспечить стабильное развитие экономики в условиях сложностей и санкций. Как известно, вызовов немало, а недавно к ним добавились еще и дешевеющая нефть вкупе с крепким рублем. В итоге кабмину уже приходится пересматривать прогнозы по накоплению бюджета.
Встреча с бизнесом, разумеется, включала в себя и денежные предложения. Здесь бы субсидии побольше, там расширить меры поддержки… В ходе почти трехчасового разговора Путин так или иначе несколько раз давал понять, что бюджетные траты ограничены. «Конечно, я понимаю, особенно в сегодняшних условиях дополнительную нагрузку брать на бюджет сложно, но такие механизмы точно, если вместе посидеть, можно изобрести», — аккуратно реагировал российский лидер, например, на предложение, чтобы государство стимулировало негосударственные пенсионные фонды вкладываться в акции технологических компаний, взяв часть риска на себя.
Открывая встречу, Путин подчеркнул, что экономика России «демонстрирует устойчивость» и развивается. Было упомянуто, что по итогам позапрошлого года ВВП России вырос на 4,1%, а по итогам прошлого года — на 4,3%. «Сначала тоже правительство посчитало, посмотрело: думали, 4,1, — нет, все-таки после дополнительного подсчета выяснилось [4,3 процента]. Эти две десятые процента тоже имеют значение», — объяснял глава государства для широкой аудитории.
Открывая встречу, Путин подчеркнул, что экономика России «демонстрирует устойчивость» и развивается
А вот прогнозов и планов на этот год не прозвучало. Не секрет, что в этом году рост экономики будет темпами пониже. Согласно недавнему прогнозу минэкономразвития РФ, рост ВВП в 2025 году составит 2,5%, но будет не фронтальным, а «фрагментированным». Свежее исследование показало, что ВВП с исключением сезонности мог снизиться на 0,3% в I квартале 2025 года против роста на 1,3% в IV квартале 2024-го. Официальной статистики еще нет, но квартальное падение фиксируется впервые с II квартала 2022 года.
В ту же вступительную часть председатель «Деловой России», основатель фармацевтической группы «Р-Фарм» Алексей Репик ввернул тему 80-летия Победы. Неонацисты подняли голову и перенесли «гибридную войну с экономической доски на поле боя», отметил предприниматель. «Владимир Владимирович, вы можете быть абсолютно уверены: как и 80 лет назад, тыл обеспечен», — заверил Репик.
Сегодняшние защитники, участники спецоперации — это «тоже люди из <...> трудовых коллективов», отдал должное президент России. Оговорка пришлась ему по душе. «Хочу обратить внимание вот на что: если киевские власти занимаются принудительной мобилизацией — людей, как собак, вылавливают на улице, то у нас-то ребята идут добровольно, сами идут. У нас набор, вы знаете: там 30 тысяч человек они сейчас вылавливают, а у нас по 50–60 тысяч в месяц сами приходят ребята, из ваших трудовых коллективов в том числе. Вот и спасибо, что об этом вспомнили», — отметил российский лидер.
Первый тезис Репика к президенту касался текущей денежно-кредитной политики и ставки Центробанка
Ушедшим западным брендам «нарисовали» условия возвращения. Извинений не хватит
Дальше в течение двух с половиной часов продолжалась беседа. «БИЗНЕС Online» собрал главные тезисы президента. Прозвучала и тема того, надо ли возвращать на российский рынок ушедшие иностранные бренды. Напомним, на встрече с крупным бизнесом в апреле Путин поручил кабмину РФ проработать механизм возвращения западных компаний, чтобы отечественные не пострадали. А отечественный бизнес все же переживает.
«Сейчас, когда мы слышим все больше сигналов со стороны наших исторических партнеров, они же конкуренты, о проработке плана возвращения на российский рынок, страхе потерять его навсегда, готовности сделать шаг навстречу — это шаг назад, собственно, — необходимо сформировать объективную и взвешенную позицию по отношению к данному процессу. <…> Что касается зарубежных компаний, нам кажется, грести всех под одну гребенку неуместно», — заметил предприниматель.
И дальше он «подсказал», как надо «правильно» возвращать иностранные компании на рынок РФ. По мнению «Деловой России», стоит это делать через формат совместных предприятий с российскими компаниями, причем за последними должен оставаться «акционерный контроль». Но это опция для тех организаций, которые ушли по-хорошему, сохранили за собой возможность вернуться, передали мощности российскому менеджменту.
Если компании «повесили замок» на дверь и подвели российских контрагентов, перед возвращением они должны компенсировать убытки, при необходимости заплатить компенсацию в бюджет РФ. Есть и те предприятия, которые позволяли себе выраженную антироссийскую риторику, поддерживали ВСУ. Их никто не ждет, отрезал Репик. «Вообще, для начала диалога о возвращении таким компаниям придется, мне кажется, сначала принести публичные извинения», — отметил модератор. Оставалось неясным только, согласована ли такая позиция с правительством или это пока некий «черновик».
Если компании «повесили замок» на дверь и подвели российских контрагентов, перед возвращением они должны компенсировать убытки, при необходимости заплатить компенсацию в бюджет РФ
Путин в ответ призвал посмотреть, «кто как себя вел»: «Кто-то нахамил, наоскорблял нас, ну и пускай сидит где-то, бог с ними». Но простых извинений от тех фирм, которые поддерживали ВСУ и теперь хотели бы вернуться, будет недостаточно, подчеркнул глава государства.
«Скажете: „Вы извинитесь“, — завтра извинятся. Если им нужно вернуться на наш рынок, что угодно — придут и расцелуют тебя в уста. Этого недостаточно. Нам нужно обязательно смотреть на все эти вопросы с прагматической точки зрения. Послушайте меня: выгодно нам, чтобы та или иная компания пришла? Значит, ее надо пускать. Я, знаете, по-простому скажу, по-народному: невыгодно — надо найти тысячу причин, почему ее здесь не должно быть, той или иной компании», — объяснил «правила игры» Путин.
Как напомнил президент РФ, ранее он просил правительство проработать «определенные условия» возврата зарубежных фирм. И здесь должно учитываться поведение бизнеса в предыдущие три года. А относиться надо все же «по-человечески». «Были компании, которые не хотели, со слезами уходили, честно, но со слезами: „Давление такое, нам разрушат наш бизнес за океаном, не дадут производить расчетов, в Европе нанесут ущерб“. Мы таких все знаем», — вспомнил российский лидер. Разумеется, конкретные примеры приводить он не стал.
Свои соображения нашлись и у экономического блока. Решение будет приниматься еще и с учетом того, как инвестировал в освободившиеся ниши российский бизнес, пояснил помощник президента РФ Максим Орешкин. «Если наш бизнес занял эту нишу, проинвестировал, то мы, конечно, должны дать ему период для того, чтобы эти инвестиции окупились», — указал представитель Кремля. Проще говоря, даже если и пустим иностранцев, то, может быть, и не сразу. Еще Орешкин оговорился, что Россия не сидит просто так, ожидая возвращения иностранцев.
У Путина была и еще одна мысль, которую следовало озвучить, про отношение к санкциям. «Нас не запугать этими новыми возможными санкциями», — отметил Репик. «Пугаться нельзя. Кто начинает пугаться, тот сразу все проиграет. Но понимать, что может происходить, обязательно нужно, и надо быть готовыми к любым действиям наших возможных будущих недоброжелателей. Они в ущерб себе же делают многие вещи. Кажется, что того-то и того-то не будут делать точно, потому что это им вредит. Но делают же, придурки, — извините, пожалуйста», — улыбнулся Путин, который, очевидно, продолжал пребывать в хорошем настроении.
«А как? Ведущие экономики мира в рецессию впадают, только бы нам навредить. Куплю билеты, не поеду, называется, на зло кондуктору. Что это такое? Поэтому мы, конечно, должны иметь это в виду, что могут сделать то, о чем говорят публично. И мы, конечно, должны как минимум минимизировать негативные для нас последствия. <…> Надо быть готовыми, конечно, ко всему», — привел Путин, видимо, еще один принцип для бизнеса.
Павел Титов: «В условиях жесткой денежно-кредитной политики, высокой инфляции, очевидного дефицита собственного капитала сохранить динамику инвестиций становится все сложнее»
Путин о снижении ставки ЦБ: «Необходимо осуществить мягкую, небольшую посадку…»
За приятными размышлениями о том, надо или не надо пускать иностранцев обратно и если да, то в каком виде, как-то ушел второй главный вопрос от Репика. А ведь он прозвучал первым. Тезис Репика к президенту касался текущей денежно-кредитной политики и ставки Центробанка. Важно не пропустить момент, когда усилия по борьбе с инфляцией начнут резко давать отдачу и экономика от перегрева «свалится» в переохлаждение. Проще говоря, нельзя затягивать с высокой ставкой ЦБ, передавал глава «Деловой России» переживания бизнеса.
«Просто мы первые признаки этого (переохлаждения — прим. ред.) видим. Это не только неожиданные майские наши заморозки, но и целый ряд серьезных индикаторов», — отметил ведущий встречи.
«Смотрите: индекс цен производителей, причем в обработке в том числе, не только в энергетике, падает, то есть цены снижаются. Дальше, корпоративный кредитный портфель сократился за первые четыре месяца на 40 миллиардов рублей. Хочу напомнить, что в прошлом году рос каждый месяц, суммарно добавив 14 с лишним триллионов. И инфляция, кстати, на прошлой неделе практически остановилась», — для пущей убедительности привел цифры модератор дискуссии.
Но в итоге реакции на этот тезис не прозвучало. Воодушевленный Репик лишь заметил: «Владимир Владимирович, знаете, очень серьезное вдохновение, воодушевление всегда испытываешь, когда понимаешь, что твои идеи не только твои, а их разделяет глава твоего государства, твой лидер. Поэтому нам, честно говоря, легче теперь».
— То, что я сейчас сказал, вы разделяете, да? — на всякий случай спросил Путин.
— Да, — без доли сомнения отреагировал глава «Деловой России».
— Это приятно.
Но бизнес тему денежно-кредитной политики не оставил, и второй «заход» совершил выступавший следом президент «Деловой России» и «Абрау-Дюрсо» Павел Титов.
«В условиях жесткой денежно-кредитной политики, высокой инфляции, очевидного дефицита собственного капитала сохранить динамику инвестиций становится все сложнее», — переживал бизнесмен. Понимая, что бюджет ограничен, он предлагал не выделять новые средства, а «скорректировать приоритеты» в распределении уже заложенных, но не кредиты с субсидированной ставкой, а, например, федеральные и региональные инвестиционные вычеты, гранты, прямые компенсации по фактически понесенным затратам в рамках отраслевых программ.
Ну и было бы неплохо все-таки довести до ума эксперимент с дистанционной продажей алкоголя, который ведет свою историю с 2021 года, отметил «все-таки представляющий российское виноделие» Титов. Но пока у эксперимента шансы на реализацию, кажется, повыше, чем у намеков на снижение ключевой ставки.
«Одна из главных проблем сегодняшней экономики России — это высокая инфляция, — рассуждал в ответ Путин. — И здесь сложная задача: нужно и инфляцию придавить, и не создать условия, — как Алексей [Репик] только что сказал, выступая, — чтобы не заморозить саму экономику. Необходимо осуществить мягкую, небольшую посадку, которая позволила бы добиться ситуации, при которой Центральный банк понизил бы ключевую ставку».
Следовало из выступления, что пока такой «посадки» не произошло, момент не наступил. Ждем.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.