До 31 мая на сцене театра им. Джалиля будет проходить XXXVIII Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева. Владислав Лантратов, Екатерина Крысанова, Рената Шакирова, Михаил Лобухин и др. — в этом году организаторам форума удалось собрать, пожалуй, самый звездный состав солистов за последние годы, гарантирующий успех. Впрочем, констатирует театральный критик, историк балета и автор «БИЗНЕС Online» Арсений Суржа, Нуриевский фестиваль все более и более теряет свою уникальность, а дух великого Рудольфа Нуриева, символа поиска и открытия нового, остается лишь брендом, под которым собираются традиционные постановки.
Программа фестиваля 2025 года демонстрирует почти полное отсутствие элементов, которые можно было бы назвать нуриевскими
Нуриевский ли фестиваль?
Нуриевский фестиваль, который будет идти в Казани до конца мая, представляет собой событие регионального значения, несмотря на амбициозное название и претензии на международный статус. Основанный в 1987 году и носящий имя одного из величайших танцовщиков XX века, фестиваль на протяжении десятилетий развивался как платформа для демонстрации классического балетного репертуара. Однако в его ныне существующем виде он все больше утрачивает связь с наследием Рудольфа Нуриева — наследием смелых экспериментов, художественных открытий и бескомпромиссного поиска.
Нуриев был не просто танцовщиком, а культурным феноменом, фигурой мирового масштаба, чье имя ассоциируется с абсолютной свободой творчества, дерзновенным стремлением к новому и неповторимым стилем. Его балетные интерпретации и собственные хореографические постановки отличались синтезом классики и модернизма, поиском новых форм выражения и смелыми художественными решениями.
Однако программа фестиваля 2025 года демонстрирует почти полное отсутствие элементов, которые можно было бы назвать нуриевскими. Это не место поиска, не платформа для экспериментальных постановок, а скорее череда проверенных классических спектаклей, гарантированно собирающих зрительный зал.
Васильев не отказался от своей идеи и в 2025 году представил версию «Лебединого озера» в Казани
Парад хитов
Программа фестиваля 2025 года включает в себя 10 спектаклей, из которых большинство представляют собой классический репертуар в традиционных интерпретациях:
«Лебединое озеро» в постановке Владимира Васильева (11–12 мая). Об этой последней по времени премьере театра им. Джалиля «БИЗНЕС Online» уже подробно писал. В 1996 году данная версия «Лебединого озера» была представлена в Большом театре и потерпела провал — зритель не принял ее, а критика сочла постановку чрезмерно пестрой и безвкусной. Однако Васильев не отказался от своей идеи и в 2025-м представил эту версию в Казани. Здесь она предстает как яркое, зрелищное представление с акцентом на массовые сцены, насыщенную хореографию и визуальную пышность.
«Анюта» в хореографии Владимира Васильева (14 мая) — шутливая, изящная балетная миниатюра. Балет «Анюта» создан Васильевым по мотивам рассказа Антона Чехова «Анна на шее». Премьера состоялась в 1986 году, и главную роль тогда исполнила Екатерина Максимова, чья изящная грация и драматическая выразительность сделали спектакль шедевром. Балет представляет собой сочетание классической хореографии и характерного танца, а легкость и жизнерадостность делают его одним из самых популярных в репертуаре. Васильев мастерски передает атмосферу чеховской прозы, создавая образ провинциальной девушки, чья жизнь полна противоречий.
На фестивале заглавную партию Анюты исполняет Рената Шакирова — одна из самых одаренных танцовщиц Мариинского театра и, возможно, лучшая Анюта нашего времени. Максим Изместьев исполнит роль Модеста Алексеича — фигуры, воплощающей утрированную карикатурность и гротеск. Михаил Лобухин, звезда Большого театра, исполнит партию Артынова — персонажа, в котором внешняя красота и светское обаяние контрастируют с внутренней пустотой и холодной бездушностью.
Этот состав делает «Анюту» одним из самых значимых спектаклей фестиваля. Изящный, легкий и доступный для казанской труппы балет приобретает в исполнении этих мастеров новое художественное звучание. Я настоятельно рекомендую найти возможность попасть на этот спектакль, несмотря на то что билетов на него, как и на остальные представления фестиваля, уже нет.
«Баядерка» — это балет, вобравший в себя весь блеск и таинственность Востока, где история любви жрицы Никии и воина Солора разворачивается на фоне роскошных дворцов, храмов и священных ритуалов
«Баядерка» (16 мая) — один из величайших шедевров классического балета, созданный хореографом Мариусом Петипа на музыку Людвига Минкуса в 1877 году. Это балет, вобравший в себя весь блеск и таинственность Востока, где история любви жрицы Никии и воина Солора разворачивается на фоне роскошных дворцов, храмов и священных ритуалов.
«Баядерка» в Казани приобретает особую значимость благодаря участию двух выдающихся мастеров Большого театра — Екатерины Крысановой и Владислава Лантратова. Это артисты, чьи имена давно стали синонимами высочайшего исполнительского мастерства и глубокой драматической выразительности. Они принадлежат к числу тех немногих танцовщиков, которые не просто владеют техникой, но и умеют создавать на сцене подлинные художественные образы. Но судьба этих артистов в Большом театре складывается непросто. В условиях стремительной ротации солистов и постоянного обновления состава они все реже появляются в главных партиях классического репертуара. Это вызывает глубокую скорбь их поклонников, которые вынуждены наблюдать за тем, как блестящие мастера, чье искусство достигло зрелости и совершенства, оказываются вытесненными новыми лицами.
В Казани зрители получают редкую возможность увидеть этих легендарных танцовщиков в классическом спектакле, где они могут в полной мере раскрыть свое мастерство. Это не просто спектакль, а встреча с настоящим московским балетом в его высшем проявлении. Я настоятельно рекомендую найти возможность попасть на этот спектакль
«Жизель» (18 мая). Балет «Жизель», созданный в 1841 году композитором Адольфом Аданом на либретто Сен-Жоржа и Готье, представляет собой подлинное воплощение романтического искусства. В его основе лежит легенда о вилисах — духах девушек, умерших до свадьбы и ставших призрачными мстительницами. Сюжет повествует о крестьянке Жизель, которая, узнав об обмане возлюбленного Альберта, погибает от разбитого сердца. Но ее любовь оказывается сильнее смерти: во втором акте в царстве вилис Жизель прощает Альберта и спасает его от гибели.
На сцене Казанского театра этот шедевр обретает особое звучание благодаря двум выдающимся исполнителям — Олесе Новиковой и Семену Чудину.
Каждое выступление Новиковой на сцене — это подлинное театральное событие, которое привлекает зрителей со всей России. Балерина, чья карьера связана с Мариинским театром, давно стала символом высочайшего мастерства, утонченности и духовной глубины. Ее партнером выступает Чудин — выдающийся танцовщик Большого театра, чья карьера уже стала примером безупречного классического мастерства. Чудин — премьер с первоклассными природными данными: его благородные линии делают его исполнение подлинным воплощением академизма. Этот спектакль — событие действительно важное для всех поклонников балета.
Олег Ивенко выступит в роли Али в балете «Корсар»
«Корсар» (20 мая). Балет «Корсар», созданный на музыку Адольфа Адана и впервые поставленный в 1856 году, представляет собой подлинный пример классической балетной феерии. Это яркий и динамичный спектакль, насыщенный акробатическими трюками, зрелищными массовыми сценами и великолепными сольными вариациями. В основе сюжета — романтическая история любви и приключений: пират Конрад влюбляется в прекрасную Медору, но их счастью мешают предательства, похищения и измены. Балет сочетает в себе элементы героического эпоса и яркого театрального шоу, где главный акцент делается на блеске и зрелищности.
На фестивале в Казани «Корсар» будет представлен в исполнении ведущих солистов петербургских и казанского театров, среди которых Анастасия Лукина (Медора) из Мариинского театра, Эрнест Латыпов (Конрад) из Михайловского и Олег Ивенко (Али) из театра им. Джалиля. Эти артисты — опытные мастера сцены, обладающие высоким техническим уровнем и богатым сценическим опытом.
«Спартак», представленный на фестивале в Казани, поставлен Георгием Ковтуном — хореографом, чьи работы отличаются яркой, эффектной стилистикой, ориентированной на зрелищность
«Спартак» (23 мая). «Спартак» — один из самых известных советских балетов, ставший символом монументального сценического искусства. Созданный на музыку Арама Хачатуряна в 1956 году, этот балет стал воплощением героического эпоса. Это спектакль о борьбе, свободе и жертвенности, где динамика массовых сцен и мощь танцевальных номеров являются ключевыми художественными элементами.
«Спартак», представленный на фестивале в Казани, поставлен Георгием Ковтуном — хореографом, чьи работы отличаются яркой, эффектной стилистикой, ориентированной на зрелищность. Это постановка, где классический эпос превращается в красочное, пестрое зрелище, наполненное динамикой и энергией. В ней доминируют массовые сцены, выразительная пластика и акцент на внешней эффектности.
Для тех, кто ценит энергию, эффектные массовые сцены и физическую мощь танца, этот «Спартак» станет достойным зрелищем. Но для тех, кто ожидает от балета глубокой драматургии и эмоциональной выразительности, эта версия может показаться поверхностной и лишенной внутреннего содержания.
«Класс-концерт. Дивертисмент» (24 мая). Вечер Московской государственной академии хореографии (МГАХ) на XXXVIII Международном фестивале классического балета им. Нуриева — одно из самых ярких и значимых событий программы. Это не просто концерт — это демонстрация художественного и технического мастерства молодых артистов, гимн классической традиции и современному творческому поиску. Здесь зрители смогут увидеть целую палитру хореографических стилей — от академической классики до современных экспериментов, от строгой дисциплины у балетного станка до эмоциональной страсти сценических номеров.
Концерт открывается легендарным «Класс-концертом» в хореографии Асафа Мессерера — одним из самых известных и значимых его произведений, демонстрирующих богатство и чистоту классической школы.
Во втором отделении зрителей ожидает одноактный балет «Не вовремя» — работа первого солиста Мариинского театра Александра Сергеева. Это произведение представляет собой яркий пример современной хореографии, где классический язык танца соединяется с тончайшей эмоциональной выразительностью.
Заключительное отделение концерта — сюита из балета «Лауренсия», яркого произведения, созданного на музыку Александра Крейна. Балет, поставленный хореографом Вахтангом Чабукиани в 1939 году, представляет собой образец яркой характерной хореографии, где классическая техника сочетается с элементами испанского народного танца. Я настоятельно рекомендую найти возможность попасть на этот вечер
«Грек Зорба» (26 мая). Балет «Грек Зорба» создан в 1988 году хореографом Лоркой Мясиным на музыку греческого композитора Микиса Теодоракиса. В основе сюжета — известный роман Никоса Казандзакиса «Жизнь и похождения Алексиса Зорбаса», ставший символом жизнерадостной философии жизни, свободолюбия и ярких эмоций. Это история о греческом крестьянине Зорбе, чья страсть к жизни, свободе и танцу вдохновляет окружающих.
В балетной версии Мясина эта история превращается в танцевальную драму, где классическая техника сочетается с элементами греческого народного танца. Однако, несмотря на насыщенность хореографической палитры, сам балет всегда был больше ориентирован на массового зрителя, чем на взыскательную публику
На фестивале главную роль Зорбы исполнит Игорь Цвирко — премьер Большого театра, танцовщик, способный каждый спектакль украсить своим присутствием. Цвирко — артист яркий и харизматичный, чья сценическая манера сочетает в себе виртуозную технику и мощную энергетику. Его танец всегда насыщен внутренним драйвом, а его умение передать характер героя делает каждый спектакль с его участием по-настоящему интересным.
Особую значимость спектаклю «Дон Кихот» придает участие Бахтияра Адамжана — выдающегося танцовщика, лауреата международных конкурсов и одного из самых ярких виртуозов современного балетного искусства
«Дон Кихот» (28 мая). Балет «Дон Кихот», созданный Мариусом Петипа на музыку Людвига Минкуса и впервые представленный в 1869 году на сцене Большого театра, является одним из самых ярких и жизнерадостных произведений классического балета. Это спектакль, где танец становится настоящей феерией, а сцена — местом праздника, насыщенного испанским колоритом, страстью и энергией. В отличие от глубокого философского романа Мигеля де Сервантеса, балетная версия «Дон Кихота» сосредотачивается не на образе странствующего рыцаря и его духовных исканиях, а на истории любви молодой танцовщицы Китри и юного цирюльника Базиля.
Особую значимость этому спектаклю придает участие Бахтияра Адамжана — выдающегося танцовщика, лауреата международных конкурсов и одного из самых ярких виртуозов современного балетного искусства. Адамжан — артист, чья техника поражает точностью, легкостью и головокружительной скоростью вращений.
Но «Дон Кихот» в Казани станет особенным еще и благодаря разнообразию солистов, приглашенных из ведущих театров. Вместе с Адамжаном на сцену выйдут солисты «Кремлевского балета», Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а также артисты «Астана Оперы». Это яркое созвездие талантов придаст спектаклю дополнительный блеск и выразительность.
Балет «Война и мир» Донецкого государственного академического театра оперы и балета (30 и 31 мая), представленный в рамках XXXVIII Международного фестиваля классического балета им. Нуриева, сразу вызывает вопросы. На сайте самого фестиваля данное произведение описано предельно скупо и карикатурно: «Гастроли Донецкого государственного академического театра оперы и балета. Постановка балета „Война и мир“ реализована театром Донбасс Опера совместно с театром „Кремлевский балет“ (Москва) благодаря грантовой поддержке президентского фонда культурных инициатив». Эти слова, лишенные какой-либо художественной оценки или конкретики, скорее создают впечатление о бюрократическом проекте, нежели о значимом культурном событии.
Балет «Война и мир» поставлен на музыку Вячеслава Овчинникова, чья работа для киноэпопеи Сергея Бондарчука давно стала классикой музыкального сопровождения. Однако перенос этой музыки на балетную сцену сам по себе не является гарантией художественного успеха. Хореографом выступил народный артист России Андрей Петров, известный своими масштабными постановками. Но каков художественный замысел этого спектакля? Как он интерпретирует великий роман Льва Толстого? На эти вопросы сайт фестиваля не дает ответа.
Именно ориентация на кассовый успех и отсутствие смелых художественных решений делает фестиваль вторичным
Отсутствие четкой концепции и художественного лица
Одной из ключевых проблем XXXVIII Международного фестиваля классического балета им. Нуриева в 2025 году является отсутствие четкой концепции и художественного лица. Этот фестиваль, носящий имя великого новатора и реформатора балетного искусства, на деле представляет собой сборник проверенных классических спектаклей, многие из которых идут в традиционных постановках и лишены новаторства.
И все же нельзя не признать, что в Казани удалось собрать действительно хорошие составы (не секрет, что власти региона не скупятся на финансовую поддержку театра). На сцене выступают признанные звезды балетного искусства, пусть зачастую и прошлых поколений. В программе — такие артисты, как Новикова, Лантратов, Крысанова, Шакирова, Адамжан и др., чьи имена сами по себе являются гарантией высокого исполнительского уровня. Для простого, невзыскательного зрителя это действительно праздник, где один за другим на сцене сменяются шедевры классического репертуара, а известные артисты превращают каждый спектакль в подлинное театральное событие. Это балет без разочарований, балет без ложки дегтя — зрители получают именно то, что они ждут: красоту, виртуозность, эмоциональный накал.
Однако кажется, что динамичный город Казань, один из самых ярких и заметных в современной российской культуре, мог бы иметь и более современный фестиваль балета. В городе, где активно развивается культурная жизнь, где проходят крупные международные мероприятия, фестиваль им. Нуриева мог бы стать платформой для новых открытий, поддерживать молодых хореографов, представлять зрителям не только классику, но и современные балетные эксперименты. Вместо этого он остается на уровне регионального репертуарного театра, где основное внимание уделяется не поиску нового языка танца, а гарантированному кассовому успеху.
Программа, составленная из таких спектаклей, как «Лебединое озеро», «Баядерка», «Спартак» и «Дон Кихот», представляет собой набор блокбастеров, заведомо продающихся независимо от их художественной ценности. Это не фестиваль как культурное событие, а скорее балетный марафон, где звезды крупных театров выступают на фоне местной труппы. Такое коммерческое направление подтверждается высоким уровнем продаж билетов: несмотря на отсутствие новаторства и молодого поколения артистов, зал заполняется благодаря участию признанных мастеров сцены.
Однако именно ориентация на кассовый успех и отсутствие смелых художественных решений делает фестиваль вторичным. Он не открывает новые имена, не предоставляет площадку для молодых хореографов и не поддерживает развитие современной хореографии. В программе фестиваля отсутствуют произведения молодых авторов, нет места для экспериментальных работ, а приглашение современных хореографов ограничивается только одним актом в концерте МГАХ. Это превращает фестиваль в музей классики, лишенный внутренней динамики и художественного поиска.
В этом контексте становится очевидно, что Нуриевский фестиваль в Казани все более и более теряет свою уникальность. Имя Нуриева остается лишь брендом, под которым собираются традиционные спектакли, но дух Нуриева — дух дерзновения, поиска, открытия нового — здесь отсутствует. В то время как другие фестивали в России и за рубежом становятся платформами для развития искусства и поиска новых форм, фестиваль в Казани превращается в концертную афишу с громкими именами, но без идей и миссии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.