Старение парка грузовых автомобилей — это «крайне важный» вопрос для России. Сейчас средний возраст грузовиков в стране превышает 20 лет и увеличивается, и такой показатель ставит страну в один ряд с государствами Африки. Об этом заявил сегодня на международном саммите «Россия — исламский мир: KazanForum 2025» президент транспортной компании АО «ИТЕКО» Евгений Бабаев.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Устаревший автопарк ухудшает экологию и снижает уровень безопасности, а ВВП России снижается из-за того, что российские машиностроительные предприятия недозагружены, отметил Бабаев на сессии «Эффективные логистические стратегии для обеспечения реализации продукции: вызовы и возможности на международных рынках».

Еще одно следствие: отрасль теряет привлекательность для молодых кадров. Это назревающая проблема, которую также нужно решать, указал Бабаев. «Вообще в целом стареет не только транспорт. Стареют кадры, что может вызвать еще большие проблемы в будущем», — предупредил участник сессии.

Президент «ИТЕКО» пожаловался, что сегодня в стране нет «четких стимулирующих» мер, призванных решить проблему старения транспорта. Хотя в развитых странах они существуют. Затем Бабаев перечислил меры, которые могли бы быть внедрены:

  • Поэтапные ограничения на перерегистрацию старых грузовых автомобилей, за исключением случаев наследования. «Право пользования не ограничивается, но старый автотранспорт теряет свою экономическую привлекательность», — пояснил Бабаев. По его словам, на первом этапе можно было бы ограничить перерегистрацию грузовых машин старше 25 лет, а к 2030–2035 годам снизить планку до 15 лет.
  • Программа трейд-ин для владельцев устаревших автомобилей, которые попадут под ограничение перерегистрации. При сдаче старой машины скидка на покупку новой могла бы составить 1 млн рублей. «Такие программы трейд-ина существовали, правда, там сумма была другая. Размер компенсации можно обсуждать, но она должна покрывать рыночную стоимость старого автомобиля с поправкой на инфляцию», — указал спикер.
  • Выкуп старых автомобилей компаниями для последующей продажи в «третьи страны», где машины еще могут быть востребованы. Это уменьшит нагрузку для бюджета из-за необходимости утилизировать технику.

«Обновление грузового автопарка должно стать новым национальным проектом, учитывая то влияние, которое отрасль оказывает на экономику страны. У нас есть возможность в корне изменить ситуацию во благо жителей России», — завершил президент «ИТЕКО».

По данным на официальном сайте холдинга ITECO (включает в себя ООО «ИТЕКО Россия» и АО «ИТЕКО Ресурс»), компания оперирует собственным парком из 5 тыс. грузовиков средним возрастом 2,5 года, а также более 100 тыс. единиц привлеченной техники, 10 тыс. из которых находятся в активной экспедиции под ежедневным управлением. Согласно открытым данным, выручка группы за 2024 год составила около 59,5 млрд рублей. Компания является одним из крупнейших эксплуатантов тягачей «КАМАЗ».