«Очень часто спорим с коллегами о том, нужны ли будут скоро архитекторы или все за нас сделает искусственный интеллект», — размышляла на полях KazanForum 2025 главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина вместе с зарубежными коллегами о вызовах профессии. Гости показывали собственные проекты и делились, как ищут для них индивидуальность в истории, культуре, религии и не только. Наши перед гостями хвастались новым зданием театра им. Камала и рассказывали о «водных» проектах по развитию полуострова Локомотив за 10 млрд рублей и курорта «Казань марина» за 21 млрд рублей. А в масштабах страны создание сети марин займет 30 лет. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Поговорим с людьми, которые формируют архитектурно-градостроительную политику в своих странах», — открыла обсуждение Ильсияр Тухватуллина
Градостроительство: роль политиков, идентичность и культурный контекст
На площадке XVI международного экономического форума «Россия – исламский мир: KazanForum 2025» в «Казань Экспо» накануне обсуждали тенденции, вызовы, инновации в сфере архитектуры и дизайна. Модерировала международный диалог главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина.
«Поговорим с людьми, которые формируют архитектурно-градостроительную политику в своих странах», — открыла обсуждение Тухватуллина и пригласила к микрофону основателя MT Architects Мохамеда Талаата из Египта. В новой столице страны — Новом Каире — это архбюро воплотило 60 проектов. Компания работает и в других государствах, например в ЮАР, Чаде, Турции, ОАЭ. «Как климатические условия стран влияют на архитектурно-градостроительную повестку?» — такой вопрос гостю задала главный архитектор Казани.
Опираются египтяне не только на природно-климатические, но и на культурные особенности. И даже поведение людей. В Новом Каире компания Талаата, например, проектирует в неофараонском стиле, который отражает египетскую идентичность. «Мы изучаем все эти факторы в каждой стране и принимаем их во внимание. Стараемся соответствовать культурному, а также общему контексту», — рассказывал основатель MT Architects.
Основатель MT Architects Мохамед Талаат из Египта
«Как использовать опыт прошлого в современном строительстве и дизайне интерьеров? Есть ли какая-то связь между тем, как мы живем сегодня, и тем, что происходило в прошлом? — задавался вопросами Джавад Ейраджи из иранской Академии архитектуры и дизайна. — Вот ключевые слова, связанные с идентичностью: география, история, культура, общество, религия, традиция и современность».
Джавад Ейраджи из иранской Академии архитектуры и дизайна
Идентичность — это прекрасно, но не стоит забывать и о роли политика в архитектуре и градостроительстве. Ведь «музыка в камне», облик города впоследствии будут олицетворять эпоху и даже образ его правления. Об этом говорил архитектор, урбанист, профессор Lovely Professional University из Индии Раджендра Кумар. И действительно, проецируя это на нашу действительность, вспоминается сталинский ампир, типовые дома — хрущевки, «брежневки». А из недавнего прошлого микроквартиры — «шуваловки», которые и сейчас составляют приличную долю в некоторых проектах жилья. В том числе и в Казани.
«Обращу внимание на роль политики в архитектуре города. Ведь чтобы осуществлять проекты в области урбанистики, необходима поддержка лидеров города или страны, — говорил Кумар. — Я всегда стараюсь найти баланс между архитектурой и политическим взаимодействием».
Фасад нового здания театра им. Камала отсылает к ледяным цветам, которые возникают на озере зимой, и одновременно связывает со старым зданием-парусом
Новый театр им. Камала как синтез культур
В культурно-историческом, да и в политическом контексте, например, построен новый театр им. Камала на берегу озера Кабан. При внутреннем оформлении архитекторы вдохновлялись традиционным прикладным искусством, орнаментами на женских украшениях и легендой о сокровищах озера Кабан. Фасад отсылает к ледяным цветам, которые возникают на озере зимой, и одновременно связывает со старым зданием-парусом.
Здание — это синтез культур, считает соавтор проекта, партнер архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро. Напомним, в архитектурный консорциум также входили Kengo Kuma & Associates из Токио, штутгартское Werner Sobek и ООО «ПТМ архитектора Бакулина Германа Алексеевича».
«Должен сказать, что театр Камала — это национальный театр. Говорят: есть строители, есть проектировщики и есть заказчик. Очень хорошо, когда есть хорошие строители и проектировщики. Но первую скрипку играет заказчик, который решил, что национальный татарский театр могут придумать не только татарские люди. И возможно, взгляд со стороны дает некоторый больший объем и бо́льшую остроту восприятия такого рода объекта», — считает Шапиро.
Несмотря на «дикую скорость» строительства, большую инфляцию, технологические сложности, ни одно из решений здания театра не упростили — более того, процесс усложнился, говорил Шапиро.
«Вода — это не только визуальный стимул, а элемент природы, с которым ведем активное взаимодействие», — сказала Ольга Шебзухова
Водная инфраструктура в стране будет лет через 30
«Город активно работает с водой, прибрежными зонами», — взяла слово Тухватуллина. Напомним, в феврале на форуме «Казаныш» презентовали концепцию развития полуострова Локомотив за 10 млрд рублей.
О другом проекте водного туристического кластера — «Казань марина» на Каме в Лаишевском районе — напомнила член союза архитекторов России и девелопер в комплексном развитии туристических территорий Ольга Шебзухова. И это часть масштабных планов развития водных туристических путей в России.
«Вода — это не только визуальный стимул, а элемент природы, с которым ведем активное взаимодействие, — сказала Шебзухова. — Вовлечение воды в жизнь, деятельность городов — это исторически обусловленные вещи, города возникали у воды. Мы находимся на берегу нового видения взаимодействия с водой, восстанавливаются связи. Города и регионы, которые активно занимаются развитием береговой зоны, вовлекают ее в мастер-планы, планы экономического развития, — будут лидерами. Видим, что развитие водных артерий и туризма, конечно, дает представление о создании новой туристической отрасли — водного туризма».
Татарстан не одинок. Крупные проекты у воды и на воде, например, анонсированы вдоль морской береговой линии в Сочи с созданием искусственных земельных участков на первой линии, без переноса железной дороги. Концепцию развития инфраструктуры водного туризма Азово-Черноморского побережья подготовили в 2024 году, и там 21 марина. Этот документ лег в основу российской концепции развития водного туризма, регионы уже готовят собственные региональные планы. «В итоге, как мы представляем, будет создана целая отрасль, которая будет стимулировать строительство флота, инфраструктуры в каждом из городов, — говорит Шебзухова. — В ближайшие 10, 20, 30 лет предстоит много работы по восстановлению береговой инфраструктуры».
«С коллегами очень часто спорим о том, нужны ли будут скоро архитекторы? Или все за нас сделает искусственный интеллект?» — взяла слово Тухватуллина
Искусственный интеллект зашел в проектирование, но архитектура — это «разговор с умом, сердцем и людьми»
К теме роботизации труда архитекторов внимание участников обсуждения привлекла Хая Катержи из Ирака, которая живет и работает в Объединенных Арабских Эмиратах. Компания гостьи форума специализируется на архитектурных проектах, дизайне интерьеров, отделке фасадов из камня. Руководство ОАЭ подталкивает компании к использованию искусственного интеллекта.
«Использовать искусственный интеллект мы стали бережно, осторожно, — сказала Катержи. — Не только в сфере разработки веб-сайтов, управления, начали его использовать для проектов, ускорения работы. В Абу-Даби подготовили целый проект за две недели! Даже самые сложные проекты выполняем за две – максимум три недели».
Новый театр им. Камала спроектирован и построен за два года, отмечал Шапиро. И без искусственного интеллекта там тоже не обошлось.
Али Альрауф говорил о творчестве и инновациях на примере Музея национальной идентичности Катара
«С коллегами очень часто спорим о том, нужны ли будут скоро архитекторы? Или все за нас сделает искусственный интеллект? — взяла слово Тухватуллина. — Пока, думаем, творческую составляющую заменить невозможно».
Пожалуй, точку в этой дискуссии поставил архитектор, урбанист, специалист в области устойчивого развития в архитектуре и городском планировании из Катара Али Альрауф. Он говорил о творчестве и инновациях на примере Музея национальной идентичности Катара. «Из стальных конструкций можно создать любое здание, дом, театр и так далее, — сказал Альрауф. — Но это не архитектура. Архитектура — это разговор с умом, сердцем, приглашение к взаимодействию с другими людьми, пониманию пространства, комбинированию пространств друг с другом».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.