«Под угрозой остановки работы школы мне велено отказаться от нормального горячего питания в столовой», — забил тревогу на днях директор школы-интерната «СОлНЦе» Павел Шмаков. Известное казанское учебное заведение сейчас «бьется» в суде за право продолжить работу. Как оказалось, в новом корпусе, который школа получила в 2019 году, учить детей нельзя. Такой лицензии у здания на Кави Наджми нет, потому что у Роспотребнадзора есть претензии к столовой и спортзалу. В столовой не разделены потоки чистой и грязной посуды, что нарушает СанПиН, а спортзал не может быть на четвертом этаже. В деталях «перипетии», которая тянется с 2023 года и непонятно чем завершится, на очередном заседании сегодня разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
У Роспотребнадзора к школе «СОлНЦе» возникли вопросы из-за столовой
Как школа «СОлНЦе» оказалась «под угрозой закрытия»
О том, что известная в Казани школа «СОлНЦе» оказалась «под угрозой закрытия», ее директор и заслуженный учитель РТ Павел Шмаков сообщил несколько дней назад. «Под угрозой остановки работы школы Роспотребнадзором мне велено отказаться от нормального горячего питания в столовой, перейти на ланч-боксы. Прокуратура подала в суд на исполком Казани и на школу», — написал Шмаков в обращении на странице учебного заведения в соцсети. Прямо сейчас страница пестрит обращениями учеников с просьбами школу не закрывать. Один из последних постов — обращение к раису республики с просьбой «взять ситуацию под личный контроль».
В беседе с «БИЗНЕС Online» в понедельник Шмаков уточнял, что вопросы к школе возникли у Роспотребнадзора из-за столовой. При проектировании в ней якобы не учли требование санитарных норм разделять потоки чистой и грязной посуды. В итоге в помещении нельзя питаться горячей едой с кухни, но можно — ланч-боксами. Такой вариант не устроил ни администрацию школы, ни родителей. Почему новое здание, построенное в 2019 году по решению раиса РТ, сразу не приспособили под горячее питание — вопрос отдельный. Но если школа не исполняет требования СанПиН, ее работу могут приостановить. Пока обходится…
Почему новое здание, построенное в 2019 году по решению раиса РТ, сразу не приспособили под горячее питание — вопрос отдельный
«В 2013 году открыли школу, но дали ей плохонькое здание, в течение 6 лет у школы не было столовой. Дети питались в кафешках. Роспотребнадзору это было без разницы. В 2019-м волей нашего раиса [Рустама Минниханова] нам построили прекрасное здание, и мы стали питаться нормально. Через четыре года после этого выяснилось, что нам следовало питаться ланч-боксами, а не нормальной горячей едой, потому что там сделали на одно окно меньше», — рассказывал директор школы. По его словам, помогла бы перепланировка в столовой — достаточно «передвинуть стенку».
Если школа не исполнит требования СанПиНа, ее работу могут приостановить
Мэрия города, со слов Шмакова, обещала сделать перепланировку в ответ на просьбу школы (после замечаний Роспотребнадзора), но дальше дело не пошло. «Из мэрии приходила комиссия, они сделали проект и собирались переделывать, но потом в какой-то момент нам пояснили, что если они будут сами это переделывать, то тогда накажут того, кто проектировал, что сразу стенку не поставили немножечко подальше», — рассказал директор учебного заведения. Так что «стенка» стояла на своем месте, как встало и решение вопроса.
Чтобы его «сдвинуть», прокуратура Вахитовского района Казани в 2023 году обратилась с иском к исполкому — нарушения СанПиН устранить. Была судебная тяжба, по итогам которой ответчиком, помимо исполкома города, признали и школу. В итоге суд удовлетворил иск. Однако нарушения все еще не устранили, и потому прокуратура недавно снова обратилась в суд с новым иском. Очередное заседание по нему состоялось сегодня.
Все это время школа работала в новом здании фактически незаконно. Поскольку в лицензию на обучение по программам основного и среднего образования новый корпус не «вписан»
Лицензии у школы, которая учит детей 6-й год, все еще нет. Как так?
Как выяснилось, вопросы к школе «СОлНЦе» не только из-за «стенки» в столовой, а гораздо шире. На заседании рассказали, что у Роспотребнадзора есть еще претензии к спортзалу. По мнению ведомства, его нельзя размещать на четвертом этаже. Да и вообще, «СОлНЦе» обучает детей в новом здании… незаконно, если подходить к вопросу формально. В чем дело?
Напомним, в 2013 году школа-интернат «СОлНЦе» начала работать в старом здании по адресу: ул. Лево-Булачная, 14а. Тогда же школа получила лицензию на обучение по программам основного и среднего общего образования. Документ предусматривает, что занятия должны проводиться именно по этому адресу. Запомним эту деталь.
В 2019 году по поручению раиса РТ специально для «СОлНЦа» спроектировали и построили новое здание на ул. Кави Наджми, 18. Здание на Лево-Булачной отдали средней школе №1. «СОлНЦе» переехало в новый дом, где ребята учатся уже 6-й год. Но есть нюанс: все это время школа работала в новом здании фактически незаконно. Поскольку в лицензию на обучение по программам основного и среднего образования новый корпус не «вписан». И разрешено здесь проводить только дополнительные занятия (кружки, секции) для детей и взрослых.
Почему бы школе просто не получить соответствующую лицензию на новое здание? Потому что не получено добро от Роспотребнадзора. У ведомства нашлись вопросы не только к столовой («при оборудовании пищеблока не учтена последовательность технологических процессов, исключающая встречные потоки использования чистой и грязной посуды»), но и к оборудованию спортивного зала. Нарушения все еще не устранены. Новым иском прокуратура просит признать исполком города и школу «СОлНЦе» виновными в бездействии, пытается добиться устранения нарушений и получения лицензии для учебы в новом здании.
Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» для одаренных детей был создан в 2013-м Павлом Шмаковым после его ухода из лицея им. Лобачевского, где он занимал должность директора. Первоначально интернату отвели здании 1859 года постройки, которое было бывшим академическим колледжем при КГУ.
Работа школы не заладилась с самого начала. После подписания постановления об открытии были набраны преподаватели и учащиеся. Но здание школы к 1 сентября должным образом не подготовили. Учредитель, исполком Казани, не выделил средств ни на текущий ремонт, ни на зарплату учителям. Прокуратура санкционировала проверки Роспотребнадзора и пожарной инспекции.
Спустя два месяца после открытия районный суд Казани принял решение прекратить деятельность школы. Благодаря одному из учеников «СолНЦа», Никите Алкину, за 8 месяцев удалось собрать более 83 тыс. подписей под петицией о сохранении школы. В мае 2014 года глава РТ Рустам Минниханов выпустил резолюцию с поручением мэру Казани и министру образования и науки республики «решить все вопросы и доложить о результатах» по ситуации со школой «СОлНЦе», а также с просьбой к мэру Казани Ильсуру Метшину «взять ситуацию под свой личный контроль». Лицензия на образовательную деятельность была подписана 20 июня 2014 года. На ремонт здания школы правительство Татарстана выделило 13,3 млн рублей.
В 2019 году по поручению Минниханова у школы появился четырехэтажный пристрой, в котором разместился актовый зал, столовая и учебные классы.
«Теперь у нас, уже в этом сентябре, будет и столовая, и актовый зал, и хорошо оснащенные кабинеты физики, биологии, химии, технологии, информатики, и терраса под открытым небом над галереей между зданиями. Благодарю наших первых выпускников и их родителей, защитивших школу в 2013–2014 годах, когда прокуратура, районный и Верховный суды закрывали школу, и показавших лучшие в Казани результаты на ЕГЭ-2015», — отметил Шмаков. Он также поблагодарил за помощь президента РТ Минниханова и мэра Казани Метшина.
Из-за позиции Шмакова по многим вопросам, включая, как он сам не раз говорил, навязывание ему «блатных» учеников, школа не раз была на грани закрытия. «СОлНЦе» ведет многолетнюю судебную тяжбу с прокуратурой, чему на сайте школы даже посвящена отдельная ветка.
Однако считается, что директор «СолНЦа» обрел много сторонников среди татарской элиты, после того как выступил против запрета обязательного преподавания татарского языка.
«СОлНЦе» не входит в рейтинги РАЕХ, но школа традиционно сильна своими олимпиадниками. Выпускники показывают высокие средние баллы на ЕГЭ по математике и русскому языку.
«Из школы „СОлНЦе“ много ребят побеждает на олимпиадах, раз это есть, то, наверное, она хорошая, но по определенным причинам я бы не порекомендовала ее своим знакомым», — признавали наши собеседники несколько лет назад. Другие, напротив, считают, что уникальная обстановка в школе, где педагоги могут открыто спорить и не соглашаться с позицией директора, — это особая манера демократического управления, которая помогает растить свободные личности. Также отмечается, что в школу часто идут дети, которым тяжело было бы учиться в других учебных заведениях, и, не будь «СОлНЦа», им было бы крайне сложно вписаться в любой другой школьный коллектив.
На сегодняшнем заседании представитель исполкома не согласился с требованиями прокуратуры. Представитель управления образования Казани, ведущий юрисконсульт Руслан Ханжин заявил, что ответчик сделал все возможное, а реконструировать помещение столовой в существующем здании не получится. Дескать, для этого придется задействовать участок земли, принадлежащий КФУ и имеющий уже федеральный статус, а это не полномочия города. И это единственный возможный вариант. Город предлагал вузу обмен землей, но получил отказ. Кроме того, на прилегающей территории оборудована котельная, для которой должна быть установлена санитарная защитная зона не менее 300 метров. «Но с нашей стороны-то все делается!» — убеждал юрист.
Что же касается спортзала, тут делать и вовсе ничего не нужно, уверял представитель исполкома. Чтобы получить лицензию, школе достаточно будет просто заключить договор о безвозмездном использовании спортивного объекта, который отвечал бы требованиям СанПиН. А вот что за объект, осталось неясным. Известно, что для школы планируется возвести новый корпус со спорткомплексом и центром робототехники.
«Проблема в том, что если мэрия будет проводить работы сама, то это означает, что они признают, что сделали изначально неправильно. Признавать не хочется», — объяснял суду Павел Шмаков
«Все упирается в то, что надо будет признавать, что в 2019 году, когда строилось здание, они недосмотрели…»
Выступавший следом Шмаков уточнил, что земля, которую пока не удалось получить, предназначена для нового корпуса. Это отдельный вопрос. Таким образом, новый корпус, для которого ранее подготовили эскизы, тоже пока в подвисшем состоянии.
А вот что касается столовой, устранить нарушения в пищеблоке легко. И решение ранее предлагала сама мэрия. «Там не замкнутый круг, там (в столовой — прим. ред.) надо провести некоторые небольшие работы для того, чтобы чуть-чуть расширить моечную часть, чтобы было два окна, чтобы потоки грязной и чистой посуды не пересекались», — описал директор школы.
«Проблема только в том, что если мэрия (как мне много раз объясняли) будет проводить работы сама, то это означает, что они признают, что сделали изначально неправильно. И надо кого-то наказать. Все упирается в то, что надо будет признавать, что в 2019 году, когда строилось здание, они недосмотрели. Признавать не хочется», — объяснял суду Шмаков. «Скорее всего, проектировщик не учел того момента, что мы в здании школы-интерната, и заложил нам просто буфетную продукцию», — поддержала представитель учебного заведения Анна Овчинникова.
Центр гигиены и эпидемиологии РТ (подведомственен Роспотребнадзору) подтвердил, что выдаст положительное заключение, если школа обеспечит питание учащихся в ланч-боксах, которое в школьном пищеблоке будет только разогреваться. «Но департамент [продовольствия и социального] питания [Казани] говорит, что мы физически не сможем вам обеспечить такую возможность. То есть у нас нет технической возможности 3 раза в день вам привозить горячее питание», — указала Овчинникова. Потому нужна перепланировка.
Что касается проведения занятий по физкультуре, есть альтернативные варианты. Сейчас «СОлНЦе» получило разрешение на то, чтобы проводить уроки на улице, также заключен договор с бассейном. Кроме того, в здании есть хореографический зал, где можно проводить некоторые спортивные занятия.
«К проектировщикам возникает вопрос: почему помещение спортивного зала, совмещенного с актовым залом, разместили на четвертом этаже? В настоящее время по санитарным нормам это является нарушением. Получается, что, когда в 2019 году нам построили здание, оно изначально не соответствовало санитарным нормам, которые позволили бы нам получить положительное санитарное заключение», — сделала вывод Овчинникова. При этом приемная комиссия, в состав которой в том числе входил представитель Роспотребнадзора, подписала акт ввода здания в эксплуатацию. Почему нарушения не были выявлены в момент приемки здания?
Тем более что «строительные недоделки» в школе стали выявлять сразу после переезда в новое здание, подчеркнула Овчинникова. Одна из них — регулярные протечки крыши, которые не удалось устранить до сих пор. Участница заседания также утверждала, что здание не соответствует всем требованиям пожарной безопасности…
В том, что школа действительно обучает детей в новом здании без соответствующей лицензии, признались и представители учреждения
«Действительно, имеется нарушение лицензионных требований…»
Другой, вероятно, более важный вопрос: как же допустили, что школа обучает детей в корпусе на Кави Наджми без соответствующей лицензии?
Когда министерство образования и науки РТ выдавало лицензию для нового корпуса, предполагалось, что там будет идти обучение только по программам дополнительного образования, уверяла представитель ведомства. «Действительно, имеется нарушение лицензионных требований. Существует определенный порядок выдачи заключения, есть определенные правила, если реализуется основное общее и среднее общее образование», — объяснила она.
В том, что школа действительно обучает детей в новом здании без соответствующей лицензии, признались и представители учреждения. Схема была такой, что детей будут в основном обучать в корпусе на Право-Булачной, а допзанятия будут проходить в новом здании. «Мы не могли без первой школы [на Лево-Булачной] получить санитарные заключения, потому что не было столовой. Но фактически образование там не велось, потому что это технически было невозможно, это школа с полной наполняемостью», — объясняли ответчики.
Как уверяла Овчинникова, решение, что лицензироваться «СОлНЦе» будет на «два адреса», принималось давно на совещании с участием заинтересованных ведомств. «И был представитель МЧС, был представитель Роспотребнадзора, органов, которые выдают соответствующие заключения. И было принято решение, что лицензироваться мы будем на два адреса. Мы указываем Кави Наджми и на здание первой школы», — поведала представитель школы.
Когда же в 2019 году вводилось в эксплуатацию новое здание, в школе предполагали, что разрешение на обучение по программам общего образования на Кави Наджми получат «беспроблемно», подчеркнул ответчик. При этом за свой счет выполнить предписания Роспотребнадзора, необходимые для «легализации» учебного процесса, школа не может, поскольку финансируется муниципалитетом. Поэтому вопрос с лицензией остается открытым.
Поставить точку не удалось и на сегодняшнем заседании. Рассмотрение дела суд отложил до 10 июня. Прямо в коридоре суда родители учащихся «СОлнЦа», пришедшие на заседание, стали собирать подписи под очередным письмом в адрес раиса Татарстана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.