«Несколько десятков компаний, мы знаем, готовятся к размещениям на рынке. Но сейчас выжидают, когда рынок пойдет к росту», — уверяла сегодня Эльвира Набиуллина в том, что у российского фондового рынка есть будущее и оно светлое. Да, с начала года только одно первичное размещение акций (IPO), да, есть высокая ставка ЦБ, но это не мешает развивать рынок в ожидании денег, убеждала глава ЦБ на встрече с членами ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). По мнению Набиуллиной, рост рынка капитала «просто неизбежен» и сейчас нужен «решительный поворот» от банковских кредитов к инвестированию в акции. Сами участники рынка были, казалось, не столь оптимистичны, намекали на снижение ставки и просили дать «больше риска» НПФ.
Президент НАУФОР Алексей Тимофеев сегодня заметил, что участники рынка связывают развитие и рост рынка со смягчением денежно-кредитной политики
Набиуллина в гостях у инвесторов
В середине мая Эльвира Набиуллина по традиции встречается с ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР). Сегодня был очередной такой разговор, правда, повестка все та же. И сама ассоциация, и председатель ЦБ порадовались, что беседа уже не о сохранении российского рынка капитала, а о его развитии. Что ж, умение находить позитив тоже дано не каждому. Но навряд ли можно говорить о серьезном «развитии» рынка, в котором с начала текущего года было всего одно первичное размещение акций (IPO).
Да, одно, но много, «несколько десятков», российских компаний планируют разместить акции, просто ждут более подходящих условий и подъема рынка, подчеркнула сегодня Набиуллина. Очевидно, подняться рынку поможет в том числе снижение ставки ЦБ, которая сделает менее привлекательными банковские вклады, где сейчас «зарыты» деньги. Президент НАУФОР Алексей Тимофеев сегодня заметил, что участники рынка связывают развитие и рост рынка со смягчением денежно-кредитной политики. Текущая ставка не оставляет выбора между депозитами и инвестициями. Впрочем, Эльвира Сахипзадовна Центробанк в обиду не дала. То, что рынок капитала не растет из-за высоких ставок по депозитам, — это «спорный тезис все-таки», считает она.
Открывая встречу, Тимофеев напомнил о задаче президента России Владимира Путина к 2030 году удвоить капитализацию фондового рынка. Согласно президентскому указу от мая 2024-го, показатель через пять лет должен составлять не менее чем до 66% ВВП, а к 2036 году — до 75% ВВП. Задача, разумеется, правильная, но «очень трудная», не стал скрывать руководитель ассоциации: «Почему трудная? Потому что нам предстоит изменить парадигму финансирования, завязанную сейчас на банковские кредиты».
Рынку капитала надо дать «больше возможностей», нужны «решительные меры», подчеркнул руководитель НАУФОР. Как показала часовая беседа, позиции ЦБ и инвесторов пока схожи далеко не во всем. Например, спор развернулся вокруг индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС-3) — нового инструмента, запущенного в 2024 году. ИИС-3 — это хороший инструмент для средних и крупных инвесторов, а вот мелким, у которых нет большого капитала и времени, чтобы дожидаться эффекта от вложений, подходит меньше, говорил Тимофеев.
Глава ЦБ признала, что развивается рынок действительно медленно: «Если даже этим набранным темпом мы будем развиваться, конечно, не выполним тех задач, которые ставим перед собой»
Инструмент хороший, в корне не соглашалась Набиуллина. Да, пользователей не так много, всего 5 млн граждан, но ведь два года назад было вдвое меньше! К тому же количество для ЦБ и правительства РФ не приоритет, важнее качество, развитие долгосрочных инвестиций.
Второй спор касался, по мнению НАУФОР, чересчур сильного регулирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Те страхуются, чтобы соответствовать требованиям ЦБ, и деньги на фондовый рынок не несут. Кстати, на средства негосударственных пенсионных фондов не так давно «покушались» и на встрече Путина с бизнесом. «Как дать им возможность, позволить им (негосударственным пенсионным фондам — прим. ред.) больше риска с тем, чтобы они начали на рынке акций инвестировать? Думает ли Центральный банк…» — заговорил Тимофеев.
«Нет, не думаем!» — оборвала спич Набиуллина. Зал посмеялся, но сама глава ЦБ была строга и, казалось, даже сурова. «То, что вы предлагаете, — это развитие рынка акций за счет повышения риска для будущих пенсионеров. Мы с этим никогда не согласимся», — отрезала глава регулятора. И припомнила «наведение порядка» в российских НПФ, которые брали на себя много рисков и покупали заведомо невыгодные активы.
Рынку хорошо бы посмотреть и на себя, поубавить «достаточно высокие» комиссии за управление активами, которые «отпугивают» инвесторов, «наступала» уже Набиуллина. Тимофеев согласился, что комиссии высокие, но снова перекинул мяч на сторону ЦБ. Дескать, как только рынок станет больше, комиссии снизятся. Глава ЦБ признала, что развивается рынок действительно медленно: «Если даже этим набранным темпом мы будем развиваться, конечно, не выполним тех задач, которые ставим перед собой».
Пока основным игроком остается розничный инвестор, его доля в последних размещениях достигала 90–100%. А крупные предприятия слабо участвуют в жизни рынка, поскольку им неинтересны малые объемы размещения
У рынка есть будущее, высокие ставки по депозитам не виноваты, господдержка была заточена на кредиты, и это исправим
«БИЗНЕС Online» собрал главные тезисы из выступления Набиуллиной.
«Я смотрю на рынок капитала с оптимизмом». Сейчас мы говорим уже не о сохранении российского финансового рынка, а о его развитии. Я смотрю на российский рынок капитала с оптимизмом, у него огромный потенциал, который следует развивать. Вообще же, рост капитала неизбежен, в том числе из-за исторически сложившегося перекоса в сторону банковского финансирования.
Предприятия слабо выходят на рынок, но именно здесь потенциал для его роста. Увеличивать емкость российского рынка капитала нужно за счет институциональных инвесторов (не граждан, а компаний), чей потенциал «совсем не раскрыт». Пока основным игроком остается розничный инвестор, его доля в последних размещениях достигала 90–100%. А крупные предприятия слабо участвуют в жизни рынка, поскольку им неинтересны малые объемы размещения. Но главное, пожалуй, в другом — в том, что они более требовательны к качеству IPO, оценке эмитента, качеству и объему информации об эмитенте.
Да, только одно IPO с начала года, но компании готовятся, «выжидают». Конечно, сейчас бросается в глаза пауза в IPO. В отличие от прошлого года, когда был «разгон размещений», в текущем году на фондовом рынке только одно IPO, одно SPO. Но «это естественный процесс». «Конечно, сейчас бросается в глаза пауза в IPO. Если у нас в 2023–2024 годах был разгон размещений, то в этом году у нас только одно IPO, одно SPO. Наверное, это естественный процесс. Несколько десятков компаний, мы знаем, готовятся к размещениям на рынке, но сейчас выжидают, когда рынок пойдет к росту», — сказала глава ЦБ.
Говорить, что рынок не растет из-за высоких ставок по депозитам, некорректно. «То, что сейчас высокие ставки по депозитам делают совсем невыгодным вложение в рынок, мне кажется, это спорный тезис все-таки». Да, действительно, перегретый рынок удорожает привлечение капитала. Однако, несмотря на высокую ключевую ставку, приток средств на рынок капитала не прекращался. Т. к. инвесторы делают ставку не на краткосрочные депозиты, а на ожидаемую доходность вложений в горизонте 3–5 лет, включая дивиденды.
«Текущие ставки — это все-таки временно. И поэтому мы видим, что приток средств на рынок капитала не останавливался ни при ставке 16 процентов, ни при ставке 21 процент. Но рынок может стать более привлекательным со снижением инфляции и соответствующим снижением ставок, если не снизятся стоимость капитала и ставки дисконтирования для акций».
А если брать корпоративные облигации, то они растут хорошими темпами, сопоставимы с темпами корпоративных кредитов. Так что определенная перезагрузка происходит. Но если развиваться нынешними темпами, задачи президента РФ по кратному увеличению капитализации фондового рынка к 2030 году мы не выполним.
Ускорять темпы роста рынка капитала — это «жизненная необходимость». Акции лучше кредитов. Развитие рынка нужно как для российской экономики, так и для компаний. У долевого финансирования есть ключевые преимущества перед банковскими кредитами. Во-первых, это длинный, по сути, бессрочный, и более гибкий источник финансирования. Нет залогов, нет одностороннего пересмотра ставок. Во-вторых, банки охотнее кредитуют компании, вышедшие на биржу.
Рынок капитала — это конкуренция между эмитентами, и инвесторы делают выбор, исходя из доходности, дают деньги более производительным и эффективным компаниям. Это дает значимый макроэкономический эффект. Развитие самого рынка акций делает вложения в компании более ликвидными. А рост ликвидности финансового рынка означает бо́льшую устойчивость, меньшую уязвимость всего финансового рынка по отношению к внешним шокам.
Господдержка заточена на кредитовании, мы это исправим. Как же ускорить перезагрузку рынка, чтобы исторический перекос в сторону банковского финансирования постепенно выровнялся? Первая и ключевая задача — вернуть рынку прозрачность. Понятно, есть санкционные риски из-за предоставления публичной информации. Но чтобы сделать понятным ценообразование для инвесторов, ведется работа с рейтинговыми агентствами над рейтингом акций и ориентирами для инвесторов.
Кроме того, нужно уделить внимание качеству IPO и аналитики на рынке. Также необходимо обеспечить предсказуемость получения доходов для инвесторов. ЦБ совместно с минэкономразвития РФ работает над тем, чтобы законодательно обязать компании, выпускающие акции, закреплять в своих внутренних документах дивидендную политику. Вместе с правительством РФ Центробанк развивает программы долгосрочного инвестирования, сбережений, в том числе долевое страхование жизни.
Главная же особенность в том, что российская система господдержки заточена на кредитовании. «Для того чтобы предприятию получить поддержку, ему нужно пойти получить кредит. В этом отношении рынок капитала был дискриминирован». В прошлом году регулятор договорился с правительством и уже отправил свои предложения о том, чтобы меры господдержки в равной степени распространялись и на реализацию проектов с привлечением средств рынка капитала.
Надо менять «культуру» компаний, которые привыкли брать кредиты. Но сложнее поменять культуру самих компаний, которые привыкли к кредитам. «Легче пойти в один банк, договориться с ним, показать ему документацию, чем выстраивать длительные отношения на основе партнерства с большим количеством инвесторов, повышать прозрачность». Поэтому важны сигналы со стороны государства. И это не только изменение механизма господдержки, но и долевое финансирование и даже привлечение облигаций с рынка, а также постепенный выход на IPO госкомпаний.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.