Афтершоки Дня Победы в Центральной Азии продолжают сотрясать общественное пространство «Афтершоки Дня Победы в Центральной Азии продолжают сотрясать общественное пространство» Фото: Андрей Грязнов/ ТАСС

Разбор полетов

9 мая 2025 года отгремели салюты, отшумели парады, но афтершоки Дня Победы в Центральной Азии продолжают сотрясать общественное пространство. Узбекистан, Азербайджан, Казахстан — три независимые страны, три разных пути, но одна общая «боль»: неспособность окончательно примириться с советским прошлым. Праздник, который для одних остается символом героизма предков, для других превратился в арену политических разборок и поисков врагов.

После торжеств начался разбор полетов: в Ташкенте уволили учительницу за концерт ко Дню Победы, в азербайджанском Имишли расследуют поднятие флага СССР, в Казахстане запрещают шествия и символы с советской символикой. Почему так происходит? Откуда этот комплекс неполноценности у стран, которые, как ни крути, не состоялись бы в нынешнем виде без Советского Союза? И что за странная борьба с собственной историей, которая вместо единства сеет рознь?

Кто против «Катюши»?

В центре Ташкента, в школе №188, разыгралась драма, достойная сюжета фильма о человеческом достоинстве и абсурде бюрократии. Да, это та самая «русская» школа, где учительница применила физическую силу к шестикласснику за его просьбу вести урок на русском языке. Напомним, инцидент произошел на уроке русского языка, о чем мы уже писали ранее.

Учительница начальных классов, педагог высшей категории Венера Басалямова, отдавшая профессии 37 лет, организовала ко Дню Победы детский концерт под названием «День памяти и признательности». Дети, вдохновленные рассказами о подвигах предков, надели военную форму, взятую напрокат. Один мальчик выбрал гимнастерку советского солдата, и это, как оказалось, стало роковой ошибкой. Ситуацию усугубило еще то, что на концерте звучали песни военных лет. В самый разгар в класс ворвалась завуч и объявила, что русские «Катюша» и «Смуглянка» запрещены. Советская гимнастерка — тем более.

Директор школы Матлюба Алиева (ее уволили после прошлогоднего скандала с избиением ребенка, но затем тихо восстановили), по словам учительницы, устроила ей публичный разнос, требуя написать заявление об увольнении «по собственному желанию».

Басалямовой якобы заявили: «Взяли бы современную форму нашей армии — и не было бы проблем». Но разве та воевала в годы Великой Отечественной? «День Победы для меня самый святой праздник, и я не позволю искажать историю», — говорит учительница.

Однако после разросшегося скандала, попавшего в СМИ, директор уже умоляла забрать заявление об уходе «ради чести школы». Но Басалямова приняла решение — она продает квартиру и уезжает с больным сыном на историческую родину, в Россию. Но до этого, как положено, доведет свой класс до конца учебного года.

Скандал добрался до высших эшелонов власти. Как и следовало ожидать, первым отреагировал депутат узбекского парламента и лидер партии «Миллий Тикланиш», «узбекский Жириновский» Алишер Кадыров. Он потребовал проверить деятельность Россотрудничества, обвинив организацию в «навязывании советской ностальгии». Похоже, по его мнению, все беды идут именно оттуда. Нет Россотрудничества — нет проблем.

Этот случай, по мнению Кадырова, стал очередным тревожным сигналом. Политик отметил, что в последние годы в детских садах и школах наблюдается попытка внедрения ностальгии по советскому прошлому, в котором, как подчеркнул Кадыров, «была унижена наша идентичность», а также навязывания любви к имперским символам, имеющим отношение к уничтожению предков узбекского народа.

«Детские сады и школы в Узбекистане нужны для воспитания наших детей на основе национальных и общечеловеческих ценностей, с любовью и преданностью к собственной идентичности, а не для внешней пропаганды», — подчеркнул Кадыров.

В Имишлинском районе Азербайджана 9 мая разгорелся свой скандал, также связанный с незакрытым советским гештальтом. На аллее, где проводилось мероприятие, был вывешен флаг бывшего СССР и государственный флаг Азербайджана. «В Имишлинском районе Азербайджана 9 мая разгорелся свой скандал, также связанный с незакрытым советским гештальтом. На аллее, где проводилось мероприятие, был вывешен флаг бывшего СССР и государственный флаг Азербайджана» Фото предоставлено Азатом Ахуновым

«Фанаты Совка»

В Имишлинском районе Азербайджана 9 мая разгорелся свой скандал, также связанный с незакрытым советским гештальтом. На мероприятии, посвященном Дню Победы, над мемориальным комплексом Второй мировой войны продемонстрировали советскую символику. На аллее, где проводилось мероприятие, был вывешен флаг бывшего СССР и государственный флаг Азербайджана. Кроме того, прозвучала советская песня «День Победы». Председатель совета старейшин Салех Самедов, выступая перед собравшимися, надел георгиевскую ленту — символ, который в последние годы стал в регионе чуть ли не табу.

Местные СМИ тут же раздули эту историю: флаг СССР и георгиевская лента вызвали бурю негодования в соцсетях. Одни обвиняли организаторов в «продвижении советской пропаганды», другие защищали право помнить подвиги предков независимо от символики.

Сам Самедов заявил, что не видит в этом ничего преступного. «Что в этом плохого? СССР был великой державой, это его флаг. И вообще, какое вам до этого дело? Занимаетесь ерундой», — сказал он.

Власти отреагировали быстро: Самедова сняли с должности, а его преемник Вахид Тагиев, едва заняв пост, подал в отставку, не выдержав давления. Расследование инцидента продолжается, но уже ясно, что поднятие флага СССР стало не просто локальным происшествием, а поводом для очередной волны споров о национальной идентичности. Азербайджан, как и Узбекистан, балансирует между уважением к исторической памяти и стремлением утвердить собственный путь. Победа в Великой Отечественной войне для азербайджанцев — это не только советская история, но и национальная гордость: более 600 тыс. азербайджанцев сражались на фронтах, 350 тыс. не вернулись, а Баку был ключевым поставщиком нефти для фронта. Но флаг СССР, похоже, для части элиты стал символом не победы, а зависимости.

Триумфатор второй карабахской: почему Ильхам Алиев не приехал на парад Победы?

Ситуация осложняется тем, что Самедов не просто старейшина, но и влиятельный бизнесмен, ранее установивший в здании совета бюст Сталина. Это добавило скандалу политическую окраску: в глазах националистов он превратился в «фаната Совка», а для других — в человека, который хотел напомнить о подвигах предков. Вопрос, который остается без ответа: почему флаг, под которым воевали миллионы, стал в независимом Азербайджане камнем преткновения?

Расследование продолжается, и тут азербайджанские журналисты, особенно из оппозиционных СМИ, начинают строить теории заговора. Они указывают на связи Самедова с Вильямом Гаджиевым, экс-главой Имишли, осужденным за коррупцию в 2020 году. Гаджиев в свою очередь якобы поддерживал тесные отношения с бывшим послом России Владимиром Дорохиным, который в 2014-м посещал Имишли с представителями Россотрудничества. «Неужели это ячейка сталинистов, спонсируемая Москвой?» — вопрошают журналисты. Они видят в этом попытку России через старые связи и советскую символику сохранить влияние в регионе, особенно в условиях напряженных отношений из-за катастрофы самолета AZAL в 2024 году.

«Батырларға тағзым»

В Казахстане День Победы, некогда объединявший людей, превратился в поле битвы. За последние пять лет власти под предлогами пандемии или экономии запрещали парады и шествия. Последнее крупное мероприятие в Алма-Ате в 2020 году собрало 170 тыс. человек, показав, как важен этот праздник. Но в 2025-м власти держали общественность в неведении, разрешив аналог «Бессмертного полка» — «Батырларға тағзым» («Поклонимся героям») в Алма-Ате лишь в последний момент, запретив советские символы. Участники, так же как и раньше, несли фото предков, пели песни, но в официальных репортажах красные флаги и георгиевские ленты замазали, оставив только казахстанскую символику.

Но не везде прошло так гладко, как в южной столице, хотя и там нашлись провокаторы, выдергивавшие красные флаги из рук участников, нагнетая конфликт. В Северо-Казахстанской области, где преобладают русскоязычные, запрещали шествия, автопробеги, советскую форму и ленты, угрожая отчислением школьникам. В Петропавловске полиция сняла плакат «Спасибо деду за Победу!», ссылаясь на какие-то устные распоряжения вышестоящего начальства. В Уральске молодчики в спортивных костюмах с флагами Казахстана, размахивая ими как дубинками, прерывали шествия, окружали участников, выкрикивали национальный гимн и мешали возложить цветы. В Темиртау цветы с мемориала вывезли на свалку в ночь на 10 мая. В одном из распростившихся в сети видео полицейский настаивает на том, чтобы владелец снял красный флаг с забора своего частного дома, а на вопрос владельца, чем помешал красный флаг, полицейский отвечает, что демонстрация красного флага — это провокация. Стоит напомнить, что по казахстанским законам нет никаких запретов на советскую символику.

Скандал разгорелся и в инфополе. В Костанайской области полиция расследует фейковое видео, где аким Кумар Аксакалов якобы жаловался на угрозы за «Бессмертный полк». Дипфейки затронули и акима Северо-Казахстанской области Гауеза Нурмухамбетова, в которых он якобы приглашал жителей принять участие в акции «Бессмертный полк». В видеоролике утверждалось, что 9 мая в Петропавловске состоится акция и глава региона якобы лично примет в ней участие.

Местные эксперты расходятся во мнениях о заказчиках провокаций. Асем Жапишева считает, что это работа российской пропаганды, пытающейся искусственно разжечь интерес к акции. В то же время Анастасия Ахметова обвиняет западные НКО, которые, по ее мнению, внушают казахстанцам, будто СССР принес им только репрессии и страдания.

Симптом глубокой травмы

Опросы показывают, что для старшего и среднего поколений День Победы остается сакральным. В Казахстане, например, последние социологические исследования выявили, что для большинства казахстанцев война — это часть семейной и национальной памяти. Но молодежь, выросшая в эпоху независимости, все чаще смотрит на советское прошлое через призму националистических нарративов, подогреваемых образовательной политикой и западными грантами.

Скандалы вокруг 9 Мая — это не просто борьба с символами, а симптом глубокой травмы, которую Центральная Азия, да и в целом практически все постсоветские страны пока не могут излечить. СССР ушел, но его тень продолжает висеть над регионом, вызывая споры о том, что он значил: героизм или угнетение? Вместо примирения с прошлым элиты выбирают путь отрицания, который только усиливает раскол в обществе.

История — это не угроза, а ресурс. Память о Великой Отечественной войне могла бы стать объединяющей силой, напоминая о том, что узбеки, азербайджанцы, казахи и другие народы вместе победили фашизм. Но для этого нужно мужество признать, что независимость не означает отрицания прошлого.