Афтершоки Дня Победы в Центральной Азии продолжают сотрясать общественное пространство. Узбекистан, Азербайджан, Казахстан — три независимые страны, три разных пути, но одинаковая неспособность окончательно примириться с советским прошлым. Причем зачастую власти даже игнорируют мнение собственных граждан, многие из которых по-прежнему считают разгром фашистской Германии нашей общей Великой Победой. О событиях, вызвавших споры в эти дни на постсоветском пространстве, рассказывает автор «БИЗНЕС Online» востоковед Азат Ахунов.
«Афтершоки Дня Победы в Центральной Азии продолжают сотрясать общественное пространство»
Разбор полетов
9 мая 2025 года отгремели салюты, отшумели парады, но афтершоки Дня Победы в Центральной Азии продолжают сотрясать общественное пространство. Узбекистан, Азербайджан, Казахстан — три независимые страны, три разных пути, но одна общая «боль»: неспособность окончательно примириться с советским прошлым. Праздник, который для одних остается символом героизма предков, для других превратился в арену политических разборок и поисков врагов.
После торжеств начался разбор полетов: в Ташкенте уволили учительницу за концерт ко Дню Победы, в азербайджанском Имишли расследуют поднятие флага СССР, в Казахстане запрещают шествия и символы с советской символикой. Почему так происходит? Откуда этот комплекс неполноценности у стран, которые, как ни крути, не состоялись бы в нынешнем виде без Советского Союза? И что за странная борьба с собственной историей, которая вместо единства сеет рознь?
Кто против «Катюши»?
В центре Ташкента, в школе №188, разыгралась драма, достойная сюжета фильма о человеческом достоинстве и абсурде бюрократии. Да, это та самая «русская» школа, где учительница применила физическую силу к шестикласснику за его просьбу вести урок на русском языке. Напомним, инцидент произошел на уроке русского языка, о чем мы уже писали ранее.
Учительница начальных классов, педагог высшей категории Венера Басалямова, отдавшая профессии 37 лет, организовала ко Дню Победы детский концерт под названием «День памяти и признательности». Дети, вдохновленные рассказами о подвигах предков, надели военную форму, взятую напрокат. Один мальчик выбрал гимнастерку советского солдата, и это, как оказалось, стало роковой ошибкой. Ситуацию усугубило еще то, что на концерте звучали песни военных лет. В самый разгар в класс ворвалась завуч и объявила, что русские «Катюша» и «Смуглянка» запрещены. Советская гимнастерка — тем более.
Директор школы Матлюба Алиева (ее уволили после прошлогоднего скандала с избиением ребенка, но затем тихо восстановили), по словам учительницы, устроила ей публичный разнос, требуя написать заявление об увольнении «по собственному желанию».
Басалямовой якобы заявили: «Взяли бы современную форму нашей армии — и не было бы проблем». Но разве та воевала в годы Великой Отечественной? «День Победы для меня самый святой праздник, и я не позволю искажать историю», — говорит учительница.
Однако после разросшегося скандала, попавшего в СМИ, директор уже умоляла забрать заявление об уходе «ради чести школы». Но Басалямова приняла решение — она продает квартиру и уезжает с больным сыном на историческую родину, в Россию. Но до этого, как положено, доведет свой класс до конца учебного года.
Скандал добрался до высших эшелонов власти. Как и следовало ожидать, первым отреагировал депутат узбекского парламента и лидер партии «Миллий Тикланиш», «узбекский Жириновский» Алишер Кадыров. Он потребовал проверить деятельность Россотрудничества, обвинив организацию в «навязывании советской ностальгии». Похоже, по его мнению, все беды идут именно оттуда. Нет Россотрудничества — нет проблем.
Этот случай, по мнению Кадырова, стал очередным тревожным сигналом. Политик отметил, что в последние годы в детских садах и школах наблюдается попытка внедрения ностальгии по советскому прошлому, в котором, как подчеркнул Кадыров, «была унижена наша идентичность», а также навязывания любви к имперским символам, имеющим отношение к уничтожению предков узбекского народа.
«Детские сады и школы в Узбекистане нужны для воспитания наших детей на основе национальных и общечеловеческих ценностей, с любовью и преданностью к собственной идентичности, а не для внешней пропаганды», — подчеркнул Кадыров.
«В Имишлинском районе Азербайджана 9 мая разгорелся свой скандал, также связанный с незакрытым советским гештальтом. На аллее, где проводилось мероприятие, был вывешен флаг бывшего СССР и государственный флаг Азербайджана»
«Фанаты Совка»
В Имишлинском районе Азербайджана 9 мая разгорелся свой скандал, также связанный с незакрытым советским гештальтом. На мероприятии, посвященном Дню Победы, над мемориальным комплексом Второй мировой войны продемонстрировали советскую символику. На аллее, где проводилось мероприятие, был вывешен флаг бывшего СССР и государственный флаг Азербайджана. Кроме того, прозвучала советская песня «День Победы». Председатель совета старейшин Салех Самедов, выступая перед собравшимися, надел георгиевскую ленту — символ, который в последние годы стал в регионе чуть ли не табу.
Местные СМИ тут же раздули эту историю: флаг СССР и георгиевская лента вызвали бурю негодования в соцсетях. Одни обвиняли организаторов в «продвижении советской пропаганды», другие защищали право помнить подвиги предков независимо от символики.
Сам Самедов заявил, что не видит в этом ничего преступного. «Что в этом плохого? СССР был великой державой, это его флаг. И вообще, какое вам до этого дело? Занимаетесь ерундой», — сказал он.
Власти отреагировали быстро: Самедова сняли с должности, а его преемник Вахид Тагиев, едва заняв пост, подал в отставку, не выдержав давления. Расследование инцидента продолжается, но уже ясно, что поднятие флага СССР стало не просто локальным происшествием, а поводом для очередной волны споров о национальной идентичности. Азербайджан, как и Узбекистан, балансирует между уважением к исторической памяти и стремлением утвердить собственный путь. Победа в Великой Отечественной войне для азербайджанцев — это не только советская история, но и национальная гордость: более 600 тыс. азербайджанцев сражались на фронтах, 350 тыс. не вернулись, а Баку был ключевым поставщиком нефти для фронта. Но флаг СССР, похоже, для части элиты стал символом не победы, а зависимости.
Ситуация осложняется тем, что Самедов не просто старейшина, но и влиятельный бизнесмен, ранее установивший в здании совета бюст Сталина. Это добавило скандалу политическую окраску: в глазах националистов он превратился в «фаната Совка», а для других — в человека, который хотел напомнить о подвигах предков. Вопрос, который остается без ответа: почему флаг, под которым воевали миллионы, стал в независимом Азербайджане камнем преткновения?
Расследование продолжается, и тут азербайджанские журналисты, особенно из оппозиционных СМИ, начинают строить теории заговора. Они указывают на связи Самедова с Вильямом Гаджиевым, экс-главой Имишли, осужденным за коррупцию в 2020 году. Гаджиев в свою очередь якобы поддерживал тесные отношения с бывшим послом России Владимиром Дорохиным, который в 2014-м посещал Имишли с представителями Россотрудничества. «Неужели это ячейка сталинистов, спонсируемая Москвой?» — вопрошают журналисты. Они видят в этом попытку России через старые связи и советскую символику сохранить влияние в регионе, особенно в условиях напряженных отношений из-за катастрофы самолета AZAL в 2024 году.
«Батырларға тағзым»
В Казахстане День Победы, некогда объединявший людей, превратился в поле битвы. За последние пять лет власти под предлогами пандемии или экономии запрещали парады и шествия. Последнее крупное мероприятие в Алма-Ате в 2020 году собрало 170 тыс. человек, показав, как важен этот праздник. Но в 2025-м власти держали общественность в неведении, разрешив аналог «Бессмертного полка» — «Батырларға тағзым» («Поклонимся героям») в Алма-Ате лишь в последний момент, запретив советские символы. Участники, так же как и раньше, несли фото предков, пели песни, но в официальных репортажах красные флаги и георгиевские ленты замазали, оставив только казахстанскую символику.
Но не везде прошло так гладко, как в южной столице, хотя и там нашлись провокаторы, выдергивавшие красные флаги из рук участников, нагнетая конфликт. В Северо-Казахстанской области, где преобладают русскоязычные, запрещали шествия, автопробеги, советскую форму и ленты, угрожая отчислением школьникам. В Петропавловске полиция сняла плакат «Спасибо деду за Победу!», ссылаясь на какие-то устные распоряжения вышестоящего начальства. В Уральске молодчики в спортивных костюмах с флагами Казахстана, размахивая ими как дубинками, прерывали шествия, окружали участников, выкрикивали национальный гимн и мешали возложить цветы. В Темиртау цветы с мемориала вывезли на свалку в ночь на 10 мая. В одном из распростившихся в сети видео полицейский настаивает на том, чтобы владелец снял красный флаг с забора своего частного дома, а на вопрос владельца, чем помешал красный флаг, полицейский отвечает, что демонстрация красного флага — это провокация. Стоит напомнить, что по казахстанским законам нет никаких запретов на советскую символику.
Скандал разгорелся и в инфополе. В Костанайской области полиция расследует фейковое видео, где аким Кумар Аксакалов якобы жаловался на угрозы за «Бессмертный полк». Дипфейки затронули и акима Северо-Казахстанской области Гауеза Нурмухамбетова, в которых он якобы приглашал жителей принять участие в акции «Бессмертный полк». В видеоролике утверждалось, что 9 мая в Петропавловске состоится акция и глава региона якобы лично примет в ней участие.
Местные эксперты расходятся во мнениях о заказчиках провокаций. Асем Жапишева считает, что это работа российской пропаганды, пытающейся искусственно разжечь интерес к акции. В то же время Анастасия Ахметова обвиняет западные НКО, которые, по ее мнению, внушают казахстанцам, будто СССР принес им только репрессии и страдания.
Симптом глубокой травмы
Опросы показывают, что для старшего и среднего поколений День Победы остается сакральным. В Казахстане, например, последние социологические исследования выявили, что для большинства казахстанцев война — это часть семейной и национальной памяти. Но молодежь, выросшая в эпоху независимости, все чаще смотрит на советское прошлое через призму националистических нарративов, подогреваемых образовательной политикой и западными грантами.
Скандалы вокруг 9 Мая — это не просто борьба с символами, а симптом глубокой травмы, которую Центральная Азия, да и в целом практически все постсоветские страны пока не могут излечить. СССР ушел, но его тень продолжает висеть над регионом, вызывая споры о том, что он значил: героизм или угнетение? Вместо примирения с прошлым элиты выбирают путь отрицания, который только усиливает раскол в обществе.
История — это не угроза, а ресурс. Память о Великой Отечественной войне могла бы стать объединяющей силой, напоминая о том, что узбеки, азербайджанцы, казахи и другие народы вместе победили фашизм. Но для этого нужно мужество признать, что независимость не означает отрицания прошлого.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.