Ахтямова задержали 3 мая, и он уже в Казани. Как сообщили источники нашего издания в силовом блоке, в столицу Татарстана его доставили в субботу, 17 мая. А вот Мадиярова и ее защита пытаются избежать экстрадиции, хотя задержана она была еще раньше Ахтямова задержали 3 мая, и он уже в Казани. Как сообщили источники нашего издания в силовом блоке, в столицу Татарстана его доставили в субботу, 17 мая. А вот Мадиярова и ее защита пытаются избежать экстрадиции, хотя задержана она была еще раньше Фото: «БИЗНЕС Online»

За задержанием стоит таинственный вкладчик

Бывшая ведущая ТНВ и «звезда» казанской пирамиды FrendeX Эльвира Мадиярова скрывалась от следствия почти три года. В розыск Мадиярову и ее отца Табриза Ахтямова объявили еще в сентябре 2022-го — следователи МВД по Татарстану пришли к выводу, что отец и дочь были «звездами» пирамиды, т. е. отвечали за вовлечение вкладчиков.

Впрочем, они не особо скрывали своего местоположения — жили в Турции, выкладывали фотографии и посты в соцсетях. Этой весной наконец оказались в наручниках. Как сообщил в своем телеграм-канале блогер Андрей Алистаров, Мадиярову и Ахтямова задержала полиция Турции, отца уже экстрадировали в Россию, сейчас очередь за бывшей телеведущей.

Как пояснил Алистаров в беседе с «БИЗНЕС Online», задержать родственников удалось благодаря одному из вкладчиков FrendeX, его имя блогер не раскрывает, но приводит историю. Он вложил в пирамиду через Ахтямова порядка $100 тыс., конечно же, прогорел, а не так давно прилетел в Турцию, где встретился с Ахтямовым. Попросил возместить ущерб, но тот «поездил по ушам, мол, я новый проект открываю». Тогда вкладчик нанял местного юриста, который подготовил документы для силовиков Турции, а затем продублировал данные о местонахождении отца и дочери в посольство России.

Фигуранты уголовных дел, которые переезжают в Турцию, довольно редко попадают под экстрадицию в Россию. Хотя соответствующий договор — «о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче лиц для уголовного преследования» — был ратифицирован между Россией и Турцией еще в 2017 году.

Но реально страны начали обмениваться беглыми обвиняемыми лишь в 2024-м. Например, тогда в Россию экстрадировали организатора финансовой пирамиды из Башкортостана Андрея Касперовича, сообщала «Российская газета». А за весь 2024 год Турция передала РФ 17 преступников. Помощь в этом оказал Интерпол.

А вот основатели челнинской пирамиды Gafarov and Partners LTD Эрик Гафаров и Владимир Сухоплюев избежали экстрадиции. Как сообщал блогер Андрей Алистаров, они были задержаны в 2020 году, но в России так и не оказались, а позже покинули Турцию. При этом Сухоплюев даже успел получить там пожизненный срок, но оказался на свободе.

Ахтямова задержали 3 мая, и он уже в Казани. Как сообщили источники нашего издания в силовом блоке, в столицу Татарстана его доставили в субботу, 17 мая. А вот Мадиярова и ее защита пытаются избежать экстрадиции, хотя задержана она была еще раньше. Например, адвокаты пишут жалобы в турецкие инстанции, ссылаются на то, что она мать двоих детей. В общем, просят ее отпустить и не отправлять в Россию, где за мошенничество ей грозит до 10 лет лишения свободы.

В соцсетях Мадиярова сообщала, что вложилась в одну из платформ, но прогорела. После этого она, по ее же словам, увлеклась психологией, самопознанием и запустила онлайн-курсы для женщин В соцсетях Мадиярова сообщала, что вложилась в одну из платформ, но прогорела. После этого она, по ее же словам, увлеклась психологией, самопознанием и запустила онлайн-курсы для женщин Фото: соцсети

Что известно об Ахтямове и Мадияровой

Мадиярова — личность в Татарстане известная. Выпускница КФУ, 7 лет она работала на ТНВ журналисткой в службе новостей, а затем ведущей, вела передачу «Җырлыйк әле» — татарский аналог программы «Угадай мелодию». Оттуда она «переквалифицировалась» свадебным организатором, а потом увлеклась сетевым бизнесом. С 2018 года Мадиярова была амбассадором компании City Life, у которой также после нашли признаки финансовой пирамиды. В сетевом бизнесе она трудилась вместе со своим супругом и отцом. Было даже неофициальное название их объединения — TabrizTeam. Все трое занимались вовлечением в сетевой бизнес новых людей.

Дела, если судить по публикациями в соцсетях, шли довольно успешно. Семья хвасталась дорогими авто и крупными заработками. В City Life Мадияровы и Ахтямов быстро оказались в числе топ-лидеров проекта, равно как и в последующей пирамиде FrendeX, упоминания о которой Мадиярова тщательно зачистила со своих страниц еще несколько лет назад. Хотя, по некоторым данным, дослужилась во Frendex Group чуть ли не до директора компании по региональному развитию. Отсылка к проекту в соцсетях ранее фигурировала разве что в одной из публикаций. В ней Мадиярова сообщала, что вложилась в одну из платформ, но прогорела. После этого она, по ее же словам, увлеклась психологией, самопознанием и запустила онлайн-курсы для женщин. В них Мадиярова помогала девушкам «раскрывать формулу души» и начать понимать свое «предназначение». Сейчас девушка позиционирует себя как «дорогой астропсихолог».

«Платиновые директора» и бывшая звезда ТНВ: полиция открыла охоту на зазывал пирамиды FrendeX

Что же до ее отца Ахтямова, то тот также активно ведет свои страницы в соцсетях. «В прошлом учитель, следователь, владелец „ювелирки“ и лидер МЛМ», — ранее сообщалось в его профиле в соцсети. Там же красовалась «реферальная» ссылка на вступление в один из проектов — несколько лет назад это была юридическая фирма, предлагавшая стать ее партнером и получать пассивный доход от инвестиций.

Когда Мадиярова активно пиарила TabrizTeam, то своего отца она часто представляла как бывшего полицейского, супруга Айдара — спецназовцем. Сейчас же его прошлое девушка связывает с неким консервным заводом, где Ахтямов некогда трудился, следственными органами и некоей международной компанией, «где он продавал импортную технику для дома — соковыжималки и овощерезки».

Когда Мадиярова активно пиарила TabrizTeam, то своего отца она часто представляла как бывшего полицейского Когда Мадиярова активно пиарила TabrizTeam, то своего отца она часто представляла как бывшего полицейского Фото: соцсети

Как и Мадиярова, Ахтямов продолжал вести свои страницы в соцсетях. Во «ВКонтакте» он позиционирует себя просто как предприниматель. Причем местом работы указан Банк Гонконга. В профиле по-прежнему указана реферальная ссылка на один из проектов, но только уже неактивных. На самой же странице — видео о здоровье, подкрепленные, по всей видимости, рекламой некоего препарата. Его же рекламирует и супруга Ахтямова, обозначающая себя в соцсетях как «Фаниса Золотая». Ролики о спорте, как правило, Ахтямов подкрепляет музыкальными композициями Фирдуса Тямаева.

Есть у Ахтямова и страница в «Инстаграме»*. Там он уже позиционирует себя как предприниматель, помогающий выпускать зарубежную банковскую карту. Гиперссылки в профиле ведут на неизвестный в широких массах стартап с виртуальной картой для оплаты товаров в криптовалюте. Часто свои публикации Ахтямов сопровождает тегом, обозначающим его местонахождение в Казани. Однако на иллюстрациях — все те же кадры из Турции.

Суть обвинения проста: «Действуя с неустановленными лицами, имея умысел на хищение имущества, путем распространения ложной информации о высоких доходах на платформе FrendеХ с мая 2020-го по август 2021 года похитили средства вкладчиков в особо крупном размере» Суть обвинения проста: «Действуя с неустановленными лицами, имея умысел на хищение имущества, путем распространения ложной информации о высоких доходах на платформе FrendеХ с мая 2020-го по август 2021 года похитили средства вкладчиков в особо крупном размере» Фото: «БИЗНЕС Online»

Что с делом FrendеХ и как работала пирамида

Уголовное дело в отношении основателей финансовой пирамиды FrendеХ возбудили еще осенью 2021 года. Изначально по нему проходил лишь один из основателей компании — Руслан Пичугин. Ему вменяли ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Пичугина заочно арестовали и объявили в федеральный и международный розыск. Через несколько месяцев к нему со статусом обвиняемого добавился его партнер и еще один из сооснователей финансовой пирамиды Дмитрий Чечулин. Его задержали в Италии в 2022 году, но не экстрадировали в Россию — суд сослался на политическую позицию обвиняемого в мошенничестве.

«Чечулин может быть отправлен воевать на Украину»: Италия отказалась выдавать сооснователя FrendeX

Суть обвинения проста: «Действуя с неустановленными лицами, имея умысел на хищение имущества, путем распространения ложной информации о высоких доходах на платформе FrendеХ с мая 2020-го по август 2021 года похитили средства вкладчиков в особо крупном размере». По принципу своей работы данная финансовая пирамида практически ничем не отличалась от аналогичных проектов «постарше» — Finiko или Antares, которые предлагали заработки на торгах. В случае с FrendеХ это были фондовые, валютные, торгово-сырьевые рынки, позже к профилю добавились игры и на криптовалютных биржах, а также инвестиции в стартапы. Своим «партнерам» платформа предлагала доход от 0,7 до 2% ежедневно.

Выплаты прекратились в августе 2021 года. Несколько месяцев организаторы FrendеХ якобы намеревались своим клиентам оформить возврат, но дальше обещаний это так и не зашло. Несколько сотен «вкладчиков» обратились к правоохранителям, с подачи которых и стали оформляться обвинения в отношении Пичугина, Чечулина, а совсем скоро и в отношении так называемых звезд финансовой пирамиды. В числе последних «засвечивались» ранее двое активных участников FrendеХ — Алексей Тришаков и Азат Насыбуллин, которые оказались в СИЗО. Они до сих пор продолжают обжаловать это решение. В феврале 2023 года в изоляторе оказались Алексей Богомолов, Андрей Лобанов и Рамиса Миндиярова.

Сотни потерпевших, 300 миллионов ущерба и пять директоров в СИЗО: дело пирамиды FrendeX на пороге суда

Еще несколько активных участников FrendеХ были объявлены в розыск. В их числе как раз и фигурировали Эльвира Мадиярова, ее супруг Айдар Мадияров (чья судьба сейчас неизвестна) и Ахтямов.

В сентябре 2023 года уголовное дело должно было уйти в суд. Но его направили на дополнительное расследование. Сумма ущерба, по версии следователей МВД по РТ, превысила 300 млн рублей, а материалы дела — 95 томов. Рассматривать по существу процесс пока не начали.