«Предъявленную формулировку и квалификацию не признаю», — говорил в минувший четверг бывший зампрокурора Казани Гумер Нафиев. Так он пояснил свое отношение к предъявленному обвинению. В деле — баснословные суммы «решалам» от известного на страховом рынке бизнесмена за помощь в решении проблем с законом. В чем обвиняют экс-зампрокурора и троицу из Москвы — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Защитники подсудимых: Александр Пахолков, Ангелина Константинова, Радмир Надыршин, Ленар Амиров (слева направо)
Крымские корни уголовного дела и московские «решалы»
Спустя год расследования дело бывшего зампрокурора Казани Гумера Нафиева (сына первого прокурора РТ Сайфихана Нафиева) дошло до Вахитовского суда Казани. Вместе с ним на скамье подсудимых оказались Владимир Бойков, Евгений Коклягин и Владимир Кучинский. Во время расследования все фигуранты находились в московских СИЗО. Сейчас их доставили в родные края Нафиева, чего не скажешь об остальных фигурантах: они из столицы. Бывший прокурор и троица, как считает СКР, «решал» содержатся в казанском изоляторе.
Уголовное дело попало на стол к федеральному судье Динару Хабибуллину в марте этого года, но стартовал процесс лишь с третьей попытки. В минувший четверг фигуранты выслушали обвинение — за три с лишним часа.
На процессе в полном комплекте были и защитники: Нафиева защищают бывшие прокуроры — адвокаты Ленар Амиров и Радмир Надыршин. Интересы Коклягина отстаивает московский адвокат Ангелина Константинова, Кучинского — Александр Пахолков, а Бойкова — Дарья Ильина.
Гособвинителями по делу выступили помощник прокурора Татарстана Марат Сулейманов и помощница прокурора по городу Казани Виктория Аюпова.
«Кучинский и Коклягин совершили мошенничество, — начал зачитывать Сулейманов. — То есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере».
Гособвинитель — Марат Сулейманов
Так, «не позднее» августа 2019 года от «неустановленного следствием источника» фигуранты узнали о том, что в отношении известного на страховом рынке бизнесмена Александра Кондратенкова возбуждено уголовное дело. Предпринимателю МВД вменило вывод 63 млн рублей из крымской страховой компании «Вектор» через подконтрольные фирмы. Это было только начало: спустя год, когда Кондратенков уже был в розыске, он стал фигурантом дела о выводе 5 млрд рублей из подконтрольной ему компании «Респект» — крупнейшего страховщика ответственности застройщиков.
Кучинский предложил «помощь» с прекращением уголовного преследования и выступил «решалой», заявила прокуратура. При этом, уверяет обвинение, фигурант знал об «имущественном положении и наличии дорогостоящего имущества» у Кондратенкова.
Сначала у бизнесмена потребовали $2 млн, убеждая, что полученная сумма якобы в полном объеме пойдет в качестве взятки должностным лицам правоохранительных органов. Обвинение уверено: Кучинский и Коклягин передавать деньги не планировали, они хотели распилить все между собой.
Общались в закрытых мессенджерах, «информация из которых не поддается восстановлению при удалении», для звонков использовались отдельные телефоны и сим-карты, личные встречи Кучинского и Кондратенкова проводились за пределами России. В Москве и Московской области пересекались с доверенным лицом бизнесмена.
Нафиев, Кучинский, Коклягин, Бойков (слева направо)
В сентябре 2019-го в коттеджном поселке Княжье Озеро Московской области Кучинский и Коклягин «настойчиво и последовательно» убеждали доверенное лицо Кондратенкова в том, что только дача взятки поможет решить проблему. Бизнесмена ничего не смутило, через своего отца он передал Кучинскому 132 млн 700 тыс. рублей.
Чтобы решить проблему, Коклягин начал искать посредников для дачи взятки правоохранительным органам, им стал некий Труфанов, а тот нашел Бойкова. «Получив от Труфанова предложение о совершении посредничества во взяточничестве, осознавая, что у него отсутствует возможность повлиять на совершение в пользу Кондратенкова указанных незаконных действий, принял решение путем обмана Труфанова совершить хищение денежных средств в особо крупном размере, которые принадлежали Кондратенкову», — подчеркнул гособвинитель.
Бойков в свою очередь привлек некоего Москалева, который представлял себя как сотрудник ФСБ РФ, но при этом не имел «трудовых отношений с указанным органом». Обвинение считает, что никаких связей у посредников с органами следствия не было, а деньги они планировали поделить между собой. Бойков получил 6 млн рублей через Труфанова от Кондратенкова. Из них за посредничество Труфанов получил 660 тыс. рублей, 340 тыс. Бойков оставил себе. А остальные 5 млн якобы предназначались Москалеву, которые он должен был передать дальше по цепочке — должностным лицам. Бойков и Москалев не останавливались: потребовали еще 6,1 млн рублей.
А в январе 2020-го в отношении Кондратенкова следователь отозвал ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и Бойков с Москалевым, считает прокуратура, этим воспользовались: дескать, вот же, вопрос решается! Дальше попросили еще 21 млн рублей. В этот момент Кондратенков уже «осознал», что переданные ранее Кучинскому и Коклягину 132 млн 700 тыс. рублей похитили. Но почему-то вновь распорядился отдать 21 млн рублей.
По итогу проблема так и осталась нерешенной, а полученные 33 млн 170 тыс. рублей Бойков и Москалев поделили между собой, так же как и Кучинский с Коклягиным, но их сумма была более внушительной — 120 млн 156 тыс. рублей. Дело страховщика же так и не было прекращено.
Нафиеву вменили взятку в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ)
В чем обвиняют Нафиева
Помимо крымских, в отношении Кондратенкова копали и силовики Казани. Фигурантов в деле изначально не было, несмотря на это, ущерб насчитывался, по данным наших источников, порядка 1 млрд рублей.
Бойков с Москалевым решили не оставлять бизнесмена в беде, вызвались и тут помочь. В январе – феврале 2020-го разработали план, потребовали 25 млн рублей для решения проблемы. Кондратенкова, считает обвинение, убедили, что деньги будут переданы должностным лицам правоохранительных органов уже Казани. Бизнесмен и в этот раз поверил — передал через отца деньги. Москалев в свою очередь нашел посредника для передачи взятки — Пешкова. А он вспомнил о знакомом Нафиеве.
В московском ресторане «Горыныч» в Москве Пешкову передали 13 млн 215 тыс. рублей якобы для казанских должностных лиц. В мае – июле 2020 года он встретился с Нафиевым, который, уверены силовики, согласился на сделку, а Бойков с Москалевым в этот момент попросили еще денег. Кондратенков передал еще 24 млн рублей.
Гособвинитель — Виктория Аюпова
В июле 2020-го сделка с Нафиевым случилась в казанском отеле на улице Чернышевского, Пешков передал бывшему зампрокурора Казани первую часть взятки — 3 млн рублей (из 14 млн рублей обговоренных). Такие данные огласила гособвинитель по делу.
Нафиев для подтверждения передал Пешкову постановление от апреля 2020 года о приостановлении предварительного следствия, обещая поспособствовать в пользу Кондратенкова в отмене постановления уголовного дела, добавил представитель прокуратуры. Однако к апрелю 2021-го дело передали в следственный департамент МВД по России для дальнейшего расследования.
«Нафиев не имел возможности выполнить взятые на себя обязательства по способствованию заведомо незаконному действию и получению остальной суммы взятки на общую сумму 14 миллионов 317 тысяч рублей», — добавила Аюпова.
Кто «соскочил» с дела
Нафиеву вменили взятку в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Бойкова обвиняют в двух эпизодах мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), Коклягина и Кучинского — в мошенничестве и посредничестве во взяточничестве (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ).
Выслушав обвинение, фигуранты заявили, что предъявленное обвинение понятно, но виновными себя не признают. «Признаю отдельные обстоятельства, — подчеркнул Нафиев. — Предъявленную формулировку и квалификацию не признаю. [Свое] отношение более подробно поясню в своих показаниях».
Что же с Москалевым и Пешковым? Их тоже задерживали, но первый, просидев несколько месяцев в СИЗО, сейчас находится под подпиской о невыезде: он заключил досудебное соглашение. Его дело будет рассматриваться отдельно от всех в Мещанском суде Москвы. Дело в отношении Пешкова, по нашим данным, прекратили — в связи с деятельным раскаянием.
Следующее заседание по делу пройдет 29 мая, суд планирует выслушать первых свидетелей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.