«Ну никак без иностранцев нам розничную торговлю не развернуть, ну никак! Помрем с голоду. Общепит… ну никак без них!» — язвил сегодня над бизнесом Александр Бастрыкин. На сессии юридического форума в Санкт-Петербурге председатель СКР оценил текущую миграционную политику. Если кратко, есть «позитивные сдвиги», но еще много над чем надо поработать. Для приезжих — ввести обязательную биометрию, а для бизнеса — требование в первую очередь устраивать россиян и нести все расходы на иностранного специалиста. О том, как сенатор Андрей Клишас предостерег от специальных законов под мигрантов, Бастрыкин вспомнил популярный лозунг российской оппозиции, а гость из Индии признал, что нацбезопасность важнее прав приезжих, — в материале «БИЗНЕС Online».
Александр Бастрыкин: «80 тысяч мы отловили, поставили на воинский учет. И уже 20 тысяч молодых граждан России, которым почему-то не нравится жить в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, находятся на передовой»
Бастрыкин заметил «позитивные сдвиги» в миграционной политике
Если в прошлом году под сессию о миграционной политике на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) выделили, по выражению Александра Бастрыкина, «маленькую комнатушку», то в этом году был уже один из главных залов. Но и там зрительских мест всем не хватило. Та, предыдущая сессия запомнилась довольно жесткой риторикой от председателя следственного комитета России и упреком в адрес Госдумы, которую глава СКР назвал «Государственной Дурой». Александр Иванович ни в коем случае не хотел оскорбить народных избранников, а лишь цитировал один из комментариев в соцсетях и пытался привлечь внимание к тому, что надо менять законодательство, пришлось объясняться ведомству.
Забегая вперед, сегодня обошлось уже без «Государственной Дуры». Однако критика миграционной политики никуда не делась, как и энтузиазм докладчика. Бастрыкин чувствовал себя в своей тарелке, почти как дома, ведь модератором беседы была его супруга, ректор Всероссийского государственного университета юстиции Ольга Александрова.
Ситуация с миграционной преступностью, как следовало из выступления Бастрыкина, становится только хуже. После обидных слов в Госдуме заявили, что следственный комитет РФ мог бы и сам инициировать изменения в законодательство. СКР внес 18 поправок, призванных усовершенствовать законодательство, парировал сегодня шеф ведомства.
Как известно, этим дело не ограничилось. Еще летом прошлого года власти регионов, в том числе Татарстана, получили от следкома предложение ограничить использование мигрантского труда в ряде отраслей. В итоге Татарстан отделался малой кровью, ограничив с 1 января 2025 года работу иностранцев в такси, перевозке опасных грузов, страховании и еще ряде отраслей. Правда, соблюдается ли это ограничение, вопрос отдельный. Но в том, что СКР бездействует, теперь ведомство никто не упрекнет. Если бы не следственный комитет, все было бы совсем плохо, заметил на сегодняшней сессии член совета по правам человека при президенте (СПЧ) Кирилл Кабанов.
Сам Бастрыкин заявил, что за год в миграционной сфере есть и «позитивные сдвиги», и негативные моменты. Чтобы выйти на позитив, председатель СКР предложил начать с негативного. Желающих оспорить такой порядок в зале не нашлось. Но нашлись некие участники форума за пределами зала, которые то и дело врывались в доклад… песнями и игрой на музыкальных инструментах. Спикер сначала делал вид, что не замечает происходящего, но потом все же обратил внимание.
Диалог вышел занимательным:
— Это что, мигранты, да? — указал куда-то вдаль Бастрыкин.
— Это кришнаиты, Александр Иванович! — прояснила модератор и супруга Александрова.
— Но они мигранты, да?
— Хари кришна.
— Протестная акция! Россия будет свободной!
Кажется, прежде лозунгов российской оппозиции на юридическом форуме в Петербурге не звучало.
Ситуация с миграционной преступностью, как следовало из выступления Бастрыкина, становится только хуже
«Ну никак без иностранцев нам розничную торговлю не развернуть! Помрем с голоду!»
Но в целом было скорее не до шуток, ведь начинали с негатива. Преступлений со стороны мигрантов по-прежнему много, а их общественная опасность все еще высока, оценил глава СКР. «В 2024 году наблюдалась тенденция к сокращению преступности мигрантов на 0,9 процента», — отметил спикер. Если в абсолютных цифрах, за год мигранты совершили 38,5 тыс. преступлений против 38,9 тыс. по итогам 2023-го. Статистика в начале 2025 года не радует, за январь – март число преступлений со стороны иностранцев выросло на 15% до 12,4 тысячи.
Раскрытие особо опасных, особо тяжких преступлений мигрантов в январе – марте выросло на 65%. Таких преступлений за три месяца зарегистрировано 6,5 тыс., из них более половины — незаконный оборот наркотических средств. «Они к нам завозят наркоту!» — проговорил Бастрыкин для аудитории. Растет в начале года групповая преступность, велико количество преступлений против половой неприкосновенности, на 38% выросло число противоправных действий в отношении малолетних. В I квартале 2025 года иностранцы совершили в 2,5 раза больше преступлений террористического характера, отметил докладчик и вспомнил теракт в «Крокусе».
Нарастает, подчеркнул Бастрыкин, и въезд в Россию «приверженцев радикальных течений ислама». Еще в 2024 году серьезно выросло число уголовных дел в отношении правоохранителей, которые способствуют нелегальной миграции. «Видите, никаких эмоций — только цифры», — подчеркнул докладчик.
Вступительная часть была призвана подтвердить следующий тезис — изменения в миграционной политике нужны. В том числе надо ввести обязательный биометрический контроль в рамках регистрации всех мигрантов. Сейчас идет эксперимент в аэропортах Московского узла, пилотный проект дает «положительные результаты».
Надо развивать внутреннюю миграцию, рабочих можно привлекать из регионов с высокой безработицей, как и год назад, советовал Бастрыкин. Для работодателей глава СКР призвал установить «требование» о первоочередном приеме на работу россиян, а уж потом — мигрантов. Наконец, именно работодатель должен нести финансовые траты на содержание, проживание мигрантов, оформление документов, страхование. Сейчас выходит так, что бизнес человека завез, а потом государство за свой счет выдворяет его из страны, покупает билет на самолет, недоумевал руководитель следкома.
Еще сокрушался спикер по поводу того, что мигранты работают в торговле и общепите. «Ну никак без иностранцев нам розничную торговлю не развернуть, ну никак! Помрем с голоду. Общепит… ну никак без них!», — язвил глава СКР. Некий «анализ» ведомства показал, что стройка — это «последнее место» по популярности среди мигрантов, а главные сферы — это ЖКХ, торговля и общепит. Наверное, России нужны мигранты, но сколько, до сих пор неясно, власти четко не говорят.
Бастрыкин также напомнил, что поставил следователям задачу участвовать в антимигрантских рейдах, чтобы выявлять тех, кто принял российское гражданство, но не встал на воинский учет и не подписал контракт с минобороны РФ
«Уже 20 тысяч молодых граждан России, которым почему-то не нравится жить в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, на передовой»
А что с позитивными результатами? В апреле в МВД России образовали службу по вопросам регистрации иностранцев — таким образом улучшится координация правоохранительных органов. В ноябре 2024 года ужесточили уголовную ответственность за организацию незаконной миграции, подделку документов, фиктивную постановку иностранцев на учет. В отдельный состав выделена организация незаконной миграции организованной группой или для совершения теракта («Это уроки „Крокус Сити Холла“»).
Бастрыкин также напомнил, что поставил следователям задачу участвовать в антимигрантских рейдах, чтобы выявлять тех, кто принял российское гражданство, но не встал на воинский учет и не подписал контракт с минобороны РФ. По словам главы СКР, в ходе рейдов «отловили» 80 тыс. новообращенных в российское гражданство, часть уже на СВО. «80 тысяч мы отловили, поставили на воинский учет. И уже 20 тысяч молодых граждан России, которым почему-то не нравится жить в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, находятся на передовой», — заметил спикер. Год назад Бастрыкин говорил, что на фронт отправлены 10 тысяч.
Еще одна положительная новация в том, что незаконное пребывание правонарушителя в России теперь является отягчающим обстоятельством. Выступавший следом сенатор Андрей Клишас переживал, что законодатели бьют по хвостам. Понятно, почему нелегальное пребывание признано отягчающим фактором, но вопрос надо решать системно. А пока у нас «ситуационное законотворчество».
Миграция — это прежде всего экономический вопрос, но у граждан складывается ощущение, что это тема правоохранительного блока. Но это не так. И пока четких экономических мотивов завоза мигрантов в России нет, согласился Клишас с главой СКР. «Возможно, они появятся, потому что последняя редакция миграционной политики 7-летней давности, а обстоятельства очень изменились», — указал сенатор и уточнил, что новая редакция активно обсуждается, но не публично, поскольку тема излишне горячая.
Клишас также осудил идеи создать «специальные законы» под мигрантов, потому что, как следствие, произойдет «легализация анклавов». «Вы называйте их как хотите — культурные, религиозные и прочее. Назвать можно очень красиво, но суть будет одна. Это сообщество людей, которые отказываются жить по российским законам. И создавать законодательную базу под такое сообщество — это крайне опасная вещь. Хотя предложения такие есть», — отметил член Совфеда.
Миллионы иностранцев приезжают в Россию, чтобы «паразитировать» на социальной инфраструктуре РФ, указал Клишас. Но он все же оговорился, что с молодыми людьми, которые едут в страну учиться, надо работать «очень аккуратно». Большинство иностранцев возвращаются на родину, но уже с правильными представлениями о России.
Некий «анализ» ведомства показал, что стройка — это «последнее место» по популярности среди мигрантов, а главные сферы — это ЖКХ, торговля и общепит
«Понимаем, какой-то период котел будет кипеть. Возможно, на них будут выходить серьезные работодатели…»
Как и в прошлом году, глава Рособрнадзора Анзор Музаев остановился на теме экзаменов для мигрантов на знание русского языка. Эта сфера с тех пор претерпела значительные изменения. Так, раньше взрослых мигрантов тестировали 13 вузов, которые могли «раздавать свои права» специально созданным для этого филиалам. Их по итогам проверок насчитали около 500. Сейчас же количество уполномоченных организаций расширили до 200. Но это исключительно федеральные учреждения или подведомственные организации, без права передавать эту функцию. Эффект таков: число выявленных МВД нарушений уменьшилось почти в 3 раза.

Что касается тестирования по русскому языку детей мигрантов, планирующих поступать в российские школы, то неделю назад Рособрнадзор подвел первые итоги. Напомним, оно введено в России с 1 апреля 2025 года. На участие в тестировании с тех пор подали 1 762 заявления. 80% отсеялось еще на этапе подачи документов. Среди основных причин отказов — неполный пакет документов, отсутствие свободных мест в школах, куда планировали поступать, а также недостоверные сведения в поданных документах. В итоге к тестированию допустили 335 иностранных граждан. 44 из них тест уже написали, но с заданиями справились 27.
«Знание русского языка у этих [27] ребят не вызывает сомнения, потому что мы запросили все документы, записи, [проверили], как проходил экзамен. Для учителей это тоже новая история», — отметил Музаев. Такое тестирование могут проводить в свыше 2 тыс. школ России. Адресов много, поэтому контроль нельзя ослаблять.
«Здесь Рособрнадзор, министерство просвещения не должны ослаблять контроль, чтобы не было давления на учителей и директоров школ. Понимаем, какой-то период котел будет кипеть. Возможно, на них будут выходить те же серьезные работодатели, упрашивать как-то. Здесь главное — систему контроля выстроить такую, чтобы ни у кого желания [такого] не было», — добавил Музаев.
Тут Бастрыкин поинтересовался: а что ждет ребят, которые не сдали тестирование, — высылка или ничего? Кстати, такое же переживание высказывали и татарстанские парламентарии еще во время рассмотрения законопроекта. «По поводу непринятия детей в школу. Во-первых, [не принятый в школу ребенок мигранта] это бандит. Во-вторых, если он не знает русского языка и не пойдет в школу, где он будет учить его? И в-третьих, это заранее делает предпосылки к тому, что патриотом его потом назвать никак нельзя будет. Просто будущий бандит!» — говорил тогда депутат Госсовета РТ, Герой России Расим Баксиков.
Если у семьи после первого тестирования не отпадет желание попасть в школу, то в течение трех месяцев родители должны обучить ребенка русскому языку, объяснил Музаев. В это время школы передадут информацию в МВД по всем детям, силовики должны наблюдать за ними и их родителями. Но если и через три месяца ребенок не сдаст экзамен, то МВД должны принимать меры за неисполнение родителями своих обязательств.
«По какому закону мы будем выдворять родителей и детей, потому что они не сдали экзамены в школу?» — не удовлетворился ответом Бастрыкин. Музаев перевел вопрос «к другой структуре». На помощь пришел председатель национального антикоррупционного комитета, член СПЧ Кирилл Кабанов. Он напомнил о попытке изнасилования девочки двумя подростками-мигрантами в школе Обнинска (Калужская область). Тогда в отношении родителей детей, не достигших 14 лет, приняли административное производство, вынесли наказание, и на его основании суд принял решение о выдворении, по факту — за «неисполнение родительских прав».
«У нас нормативное право, поэтому должен быть какой-то закон [о выдворении за несдачу теста по русскому]. Я хочу докопаться до вас, уважаемые коллеги, — обратился Бастрыкин. — Представляете, найдется какой-то узбек или таджик-юрист, пойдет в суд, оспорит этот ваш вывоз на основании непонятно какой нормы, создаст прецедент — и пошло-поехало. Все оставаться будут».
Уголовные дела в отношении групп, которые занимаются легализацией незаконной миграции, есть, а дел о лишении такого статуса нет
«Бизнес просто уходит через мигрантов от налогов. Никакие они не ценные специалисты»
Далее Кабанов остановился на противодействии формированию этнических анклавов. Еще в 2023 году, напомнил он, президент России Владимир Путин внес соответствующие изменения в концепцию государственной миграционной политики. До сих пор в законодательстве такого понятия нет, хотя документы подготовлены, но «слишком много лоббистов, которые не хотят эту тему поднимать вообще».
Проблема, по словам Кабанова, относится уже не к экономической сфере, а к национальной безопасности. В пример он привел очаговое распространение радикализма в европейских странах, насаждение своих традиций и попытку укрепить свои права через интерпретацию российской Конституции и законов. К этому относится ношение никабов, внедрение законов шариата параллельно российским, например в банковской сфере. Вероятно, речь идет о развитии исламского банкинга, но дальше спикер тему развивать не стал.
Обратил он внимание и на сложности с лишением приезжих незаконно полученного миграционного статуса. Уголовные дела в отношении групп, которые занимаются легализацией незаконной миграции, есть, а дел о лишении такого статуса нет. Ведь силовикам каждого мигранта придется брать за руку и вести в суд, «а это уже миллионы». Поэтому следует упростить судебную процедуру.
В целом же нужно выйти, отметил Кабанов, на контролируемый режим пребывания мигрантов. Плюс «оргнабор», т. е. завоз напрямую к работодателю с уже подписанным контрактом. «Но это не нужно нашему бизнесу, — указал спикер. — Это другая история. Потому что через мигрантов около 70 процентов [предпринимателей] не платят налоги. Бизнес просто уходит через мигрантов от налогов, вот и все. Никакие они не ценные специалисты».
В Индии, второй в мире стране по численности населения, миграционный вопрос стоит не менее остро
«Если угроза национальной безопасности, права мигрантов никогда не должны перевешивать»
В Индии, второй в мире стране по численности населения, миграционный вопрос стоит не менее остро, констатировал доцент кафедры права университета CHRIST Прабхприт Сингх. Жители соседних государств видят в Индии экономический центр, поэтому массово переезжают в страну. Но, когда дело касается мигрантов, стоит учитывать права человека, подчеркнул он.
«Дело в том, что есть национальная безопасность и есть права мигрантов. Что важнее? Что перевешивает?» — рассуждал гость. Сингх привел в пример недавний конфликт в Пакистане, когда множество беженцев хлынули в страну и устраивали террористические акты на территории штатов Джамму и Кашмир.
Поэтому у индийского правительства жесткая позиция: если мигрант проник на территорию страны нелегально, значит, он должен быть депортирован. Исключения — беженцы из Пакистана и Афганистана, которые исповедуют дзен-буддизм, хинди или сикхизм, поскольку они могут подвергаться религиозным преследованиям, уточнил Сингх. Но депортировать могут и легального мигранта. «Если существует угроза национальной безопасности, то права мигрантов никогда не должны перевешивать. Национальная безопасность — это краеугольный камень», — подчеркнул спикер.
Что же касается получения гражданства, то сейчас для этого в Индии четыре законных основания: по рождению, по семейным обстоятельствам, натурализация или приобретение недвижимости. Не так давно был принят законопроект, согласно которому можно получить визу на определенный срок. Но только в том случае, если человек может внести вклад в развитие экономики Индии — к примеру, разработал перспективный стартап или есть хороший бизнес-план.
С другой стороны на миграционный вопрос предложил взглянуть заведующий кафедрой судебной власти, гражданского общества и правоохранительной деятельности РУДН Евгений Комлев. Россия предоставляет иностранным гражданам «очень большие возможности» для получения качественного образования. И «образовательную миграцию» нужно рассматривать исключительно с «позитивным подтекстом», уверен он. Получив российское образование, иностранный выпускник либо уезжает в свою страну с позитивным образом России, либо остается здесь как качественный специалист.
Но и заинтересованность у таких мигрантов другая, отметил Комлев. «Опыт российского университета дружбы народов <…> показывает, что в первую очередь учиться в РФ едут те иностранцы, которым интересна Россия, которым интересна культура, история, которые заинтересованы в изучении русского языка», — подчеркнул спикер. Со своей стороны, университетам следует задуматься над адаптацией программ, когда иностранный студент первый год изучает только русский язык, а уже со второго курса приступает к освоению профильных предметов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.