«Просим удовлетворить мировое соглашение на предложенных сторонами условиях и производство по данному делу прекратить», — заявил накануне представитель прокуратуры при рассмотрении своего иска к структуре Алексея Семина. Надзорный орган договорился с миллиардером: тот покрывает претензии путем выделения 74 га из собственного земельного фонда в Казани. Стоимость «отчуждаемого» — свыше 1 млрд рублей. Но попутно выяснилось, что в довесок Семин отдает 400 участков ИЖС для многодетных на 1,5 млрд рублей. «БИЗНЕС Online» попытался разобраться в хитросплетениях сложной «шахматной партии», где сошлись прокурорская принципиальность и искушенная в судебных битвах команда лендлорда.
Алексей Семин принял решение сдаться без боя и заключить мировое соглашение с прокуратурой РТ, передав, так сказать, добровольно и безвозмездно исполкому Казани часть своих владений
Как вышли на мировую
Если смотреть процессуально, то накануне суд по «раскулачиванию» Алексея Семина завершился, так по факту и не начавшись. Т. е. до оглашения сути претензий по иску прокурора РТ Альберта Суяргулова к УК «Капитал-Траст-Инвест», бенефициаром которой и является татарстанский лендлорд, дело так и не дошло.
Последние два месяца юристы компании на предварительных заседаниях всячески оттягивали момент начала рассмотрения иска по существу. Как выяснилось, неспроста: Семин (чья команда, как говорится, собаку съела в судебных тяжбах и способна замотать в них почти любого оппонента) принял решение сдаться без боя и заключить мировое соглашение с прокуратурой РТ, передав, так сказать, добровольно и безвозмездно (!) исполкому Казани часть своих владений.
О мировой заявили впервые еще на последних судебных слушаниях в апреле, но без деталей — все это время кулуарно обсуждали условия грядущей сделки. Ее параметры стали известны только накануне, когда в Арбитражном суде РТ впервые представили текст уже подписанного мирового соглашения между Семиным, прокуратурой РТ и исполкомом Казани, в интересах которого надзорный орган и выступал.
Прокуратура РТ просила признать недействительными несколько постановлений исполкома по сделкам с Алексеем Семиным, когда в 2012 году с ним «менялись» землей.
По версии надзорного ведомства, участки, которые у структур Семина выкупал исполком Казани в 2012 году, переоценены в 5 раз. Тогда они были оценены в 1,1 млрд рублей. Однако нынешняя экспертиза, проведенная по заказу прокуратуры, показала, что реальная стоимость земель — порядка 200 миллионов. Это были земли, которые требовались исполкому для «выполнения государственных задач» — строительства школ, дорог и прочей инфраструктуры. Речь идет о землях площадью 30,4 гектара. Расположены они на окраине, у Мамадышского тракта, «в границах» существующих новых микрорайонов «Светлая долина», ЖК «Весна», поселка Офицеров. Как сообщали «БИЗНЕС Online» в ASG, на участках построены дороги, школы, а часть участков «зарезервирована» для дальнейшей стройки инфраструктуры.
В обмен на земли, изъятые у компаний Семина, город предложил расплатиться не деньгами, а равнозначными по стоимости участками в разных районах Казани — в историческом центре и на окраинах. С компаниями лендлорда за эти земли рассчитались не сразу: фактическое выполнение соглашения растянулось на 12 лет, участки компаниям Семина выделяли вплоть до 2020 года, последний участок передан в 2024-м. Всего, судя по данным прокуратуры, отраженным в иске, в обмен на изъятые земли город отдал 65 участков.
В итоге прокуратура потребовала вернуть в город 15 участков «натурой» и 660,9 млн рублей живыми деньгами за то, что уже успели застроить и освоить. При этом суд принял обеспечительные меры по иску. Так, по требованию прокуратуры суд запретил исполкому Казани выдавать разрешения на строительство на участках, которые надзорное ведомство требует изъять, и в то же время не стал арестовывать 660 млн рублей (которые заявлены в иске) на счетах УК «Капитал-Траст-Инвест».
Текст мирового соглашения поступил в суд еще загодя. Когда именно, судья Ильшат Гилялов не огласил. Но слушания накануне начались именно с этого документа и вопроса об утверждении уже достигнутых договоренностей.
Перед решением этого вопроса юристы УК «Капитал-Траст-Инвест», исполкома Казани и комитета по земельно-имущественным отношениям к материалам арбитражного разбирательства доложили несколько документов. Процедура выглядела абсолютно формальной — стороны лишь подтверждали свои полномочия и правомочность заключения подобных сделок. А потом последовало самое главное ходатайство, причем от самой прокуратуры, с иска которой и начался этот спор.
«Просим утвердить мировое соглашение на предложенных сторонами условиях и производство по данному делу прекратить», — заявил в суде прокурор Эдуард Кириллов. Его ходатайство все поддержали: и представители УК «Капитал-Траст-Инвест», и исполкома, и КЗИО, выступающие отдельным ответчиком в деле. Все заявили, что с текстом мирового соглашения знакомы: «Просим поддержать». Помимо прочего, юрист УК «Капитал-Траст-Инвест» Диана Губайдуллина еще просила суд снять обеспечительные меры на полтора десятка спорных участков. «Их сохранение нецелесообразно», — заявляла юрист. Мол, раз все стороны обо всем договорились, то нет смысла теперь держать участки под каким-то обременением.
Сам процесс по рассмотрению судом текста представленного мирового соглашения проходил довольно рутинно. Судья молча читал документ. Вопрос к сторонам сделки у него возник лишь в одном пункте. В тексте мирового соглашения было сказано, что структуры Семина берут все судебные издержки по оплате госпошлины в размере 30% на себя. Судья Гилялов просил уточнить их размер. В УК «Капитал-Траст-Инвест» подготовили расчет — вышло чуть более 2 млн рублей. Плюс еще около 30 тыс. рублей — госпошлина за обеспечительные меры. Их компания взялась также компенсировать сама.
Содержательная часть условий мирового соглашения уместилась на трех страницах. На последней из них оставили свои подписи все из задействованных в споре сторон, в том числе (что важно) и лично прокурор РТ Альберт Суяргулов
Что именно отдает Семин: все детали
Для утверждения мирового соглашения судья удалился в совещательную комнату. Там пробыл недолго, после чего вышел к участникам и огласил: спор — прекратить, мировую — утвердить.
В документе, по данным «БИЗНЕС Online», порядка сотни листов. Бо́льшую часть из них составляет собственно перечень участков, которые компания передает городу. Содержательная же часть условий мирового соглашения уместилась на трех страницах. На последней из них оставили свои подписи все из задействованных в споре сторон, в том числе (что важно) и лично прокурор РТ Альберт Суяргулов.
Ответчик добровольно и безвозмездно передает в собственность городу земельные участки общей площадью 74,15 гектара
Из всего перечня описанных условий мирового соглашения интерес представляют, пожалуй, две вещи. Первое и самое главное — ответчик добровольно и безвозмездно передает в собственность городу земельные участки общей площадью 74,15 гектара. Всего их 27, если судить по озвученным судьей кадастровым номерам. Расположены они все в районе так называемой «Восточной дуги» Казани: до огибающей город трассы М7 и по обе стороны разрезающей территорию почти пополам Вознесенского тракта. Какие именно это участки?
- Довольно обширный кусок земли рядом с микрорайоном «Султан Ай», а также между ним и СНТ «Овощник-3». Два участка, через которые проходит заезд в СНТ, прямо примыкают к Мамадышскому тракту;
- земли рядом с аэроклубом «Вектор», чуть северо-восточнее и севернее поселка Привольное;
- несколько участков прямо примыкают к Вознесенскому тракту, один из них расположен сразу за коттеджным поселком «Новое Вознесение». Это самый обширный из передаваемых наделов — его общая площадь из 6 участков составляет почти 27 га;
- еще несколько участков расположены восточнее и юго-восточнее Вознесенского, ряд из них имеют многоконтурную нарезку, словно уже размежеваны под будущие дороги;
- такой же участок передан городу, будучи уже готовой частью улично-дорожной сети «Султан Ай» и поселка Новая Константиновка;
- особняком во всем этом перечне, как показалось нашему корреспонденту, стоит земельный участок, расположенный между Самосырово и Самосыровским кладбищем. По злой иронии судьбы это пустое поле недавно приобрело печальную известность — именно там собаки в конце прошлого года загрызли женщину.
Общая заявленная стоимость передаваемых земель, как следует из мирового соглашения, составляет 1 млрд 90 млн 330 тыс. рублей. Оценку производила компания ООО «Консультации. Экспертиза. Оценка-РТ» («Консэко-РТ»). Если судить по открытым данным, компания с едва ли не безупречной репутацией, работающая на рынке уже более 20 лет. Принадлежит она Светлане Карасевой, директор компании — Лилия Мисбахова. Структура Семина неоднократно обращалась к услугам «Консэко-РТ» — на сайте УК «Капитал-Траст-Инвест» можно найти несколько отчетов для них по оценке стоимости земель.
Особняком во всем этом перечне, как показалось нашему корреспонденту, стоит земельный участок, расположенный между Самосырово и Самосыровским кладбищем. По злой иронии судьбы это пустое поле недавно приобрело печальную известность — именно там собаки в конце прошлого года загрызли женщину
Строго говоря, как оценивали — вопрос важный. В споре с прокуратурой едва ли не краеугольный. Ведь компании Семина как раз и вменяли пятикратную переоценку прошлого обмена землями с исполкомом Казани. Разницу в стоимости того, что отдал и получил Семин, обнаружило ранее ООО «Оценка консалтинг аудит», к услугам которого обратилась прокуратура РТ. У УК «Капитал-Траст-Инвест» было множество нареканий к произведенной оценке. Есть ли нарекания у прокуратуры к оценщикам из «Консэко-РТ» — вопрос открытый, хотя отчасти и риторический. Ведь мировое соглашение подписали.
А там четко сказано, что нижеподписавшиеся с момента утверждения мирового соглашения судом отныне не имеют каких-либо претензий друг к другу. По крайней мере, в части того, что касалось прокурорского иска. «Стороны подтверждают отсутствие взаимных претензий в рамках настоящего судебного дела, а также признают исчерпанными и урегулированными в полном объеме все разногласия», — сказано в мировом соглашении. Звучит довольно мирно и победно — для всех сторон.
Семин пообещал сделать для города еще кое-что. А именно добровольно и безвозмездно передать из своего земельного фонда в собственность муниципалитета еще 400 (!) участков для многодетных семей. Уже готовые под ИЖС
Принцип Win-Win в исполнении Суяргулова
Казань остается только в плюсе. Город и ранее выменянные земли сохранил за собой — и приобрел еще новые 74 га, не потратив на то ни копейки. Более того, Семин сделал еще один жест.
Как говорится в совместном пресс-релизе по итогам заседания, в рамках данного спора с прокуратурой РТ (но не в рамках утвержденного в суде мирового соглашения) Семин пообещал сделать для города еще кое-что. А именно добровольно и безвозмездно передать из своего земельного фонда в собственность муниципалитета еще 400 (!) участков для многодетных семей. Уже готовые под ИЖС, а не как в случае с передаваемыми 74 га на миллиард: те участки отходят к городу для развития дорожно-транспортной инфраструктуры и расположены преимущественно вблизи с Вознесенским трактом.
Участки для многодетных, которые отдает Семин за «просто так», находятся вблизи поселка Каймары, а также чуть западнее Старой Туры и намного севернее — в районе села Чирша. Все это находится в Высокогорском районе, в 25 км от Казани по трассе. Как нам пояснили в ASG и подтвердили в исполкоме Казани, совокупная рыночная стоимость этих участков составляет более 1,5 млрд рублей (!), чуть менее 400 тыс. рублей за сотку. Хотя, строго говоря, в Каймарах — если просто открыть сайт объявлений — можно найти участки и по 200 тыс. за сотку, и по 340 тысяч.
Итого в рамках своего спора с прокуратурой РТ Семин передает исполкому Казани свои земли на более чем 2,5 млрд рублей. Суяргулов же изначально требовал с лендлорда, напомним, лишь за 1,1 млрд рублей. Налицо успех прокуратуры: в бюджет возвращено имущество. Налицо успех города, получающего земли под инфраструктуру, которые в противном случае пришлось бы или выкупать, или обменивать.
Компания не стала сопротивляться, проходить все круги судебных инстанций, заявляя сроки исковой давности — значит, есть плюсы и для Семина?
В моменте он теряет: земельный банк беднеет на пару сотен гектаров (зависит от того, как считать участки для многодетных; если судить по кадастровым номерам до размежевания, то речь идет почти о 170 га). Однако в самой компании ASG, по всей видимости, не очень огорчены этим фактом. «Решение соответствует инвестиционной стратегии и принципам группы компаний ASG по комплексному развитию территорий, на которых компания осуществляет свою инвестиционную деятельность», — сказано в распространенном заявлении после подписания мирового соглашения.
Собеседники «БИЗНЕС Online», знакомые с деталями и внутренней кухней этого спора, уверяют, что Семин в данной истории тоже не проиграл, но только если смотреть в перспективе как минимум лет 10. Поскольку сейчас капитализация компании падает. И будь ASG акционерным обществом, акции уже летели бы в пропасть.
Во-первых, продать то, что он отдает по мировому соглашению, здесь и сейчас нереально: кому нужны участки без дорог на «Восточной дуге»? Эти земли в любом случае пришлось бы отдать городу под дороги и инфраструктуру — за деньги ли, по обмену ли в час по чайной ложке. Зато по иску прокурора город получает их здесь и сейчас — и это дело государственной важности. В результате можно быстрее начать строить там дороги. Что в свою очередь повышает ценность других земель — и не только Семина, а вообще всех, кто владеет участками «Восточной дуги».
Примерно та же ситуация и с участками многодетных: здесь в результате будет новый толчок к развитию территории в виде дорог и сетей, что в далекой перспективе также выгодно всем держателям земель. А под контролем ASG тут все еще остаются тысячи гектаров.
Итак, что в сухом остатке? 1) Город получил возможности развития территорий без новых затрат; 2) Семин вместо лобового столкновения с прокурорами в судах, скандала и т. д. сохраняет лицо, выйдя на мировую с сильным оппонентом; а его компания получит капитализацию земель по соседству с отданными. Как бы инвестируя в развитие инфраструктуры тем, что у него есть, — землей.
А прокуратура защитила интересы бюджета, вернув ему миллиарды. Стоит подчеркнуть важный момент: попытки оспорить сделки ASG предпринимались и раньше, но безуспешно. И это, безусловно, очередная политическая победа прокурора РТ Суяргулова: он первый из «сильных мира», кто смог изъять серьезный актив у ASG (а ведь за последние лет 25–30 желающих это сделать было немало, но все попытки были безуспешными). Остается только догадываться, какая сложная «шахматная партия» разыгралась за кулисами этой драмы и сколько в ней было переговорщиков, но факт налицо.
Кстати, ирония истории состоит в том, что все стороны как бы довольны результатом — это и есть концепция Win-Win.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.