«Некоторые из зданий в плохом состоянии, требуется серьезный капитальный ремонт. Объекты культурного наследия нужно поддерживать — и это для нас тяжелая история», — говорит директор Казанского научного центра РАН Алексей Калачев об исторических зданиях, в которых сейчас находятся 6 институтов центра. Дорожная карта по созданию единой площадки, где бы развивалась академическая наука в РТ, была подписана в феврале, так что уже к 2030 году ученые планируют большой переезд. Почему упал уровень подготовки студентов, выполняются ли в Татарстане путинские указы о зарплатах ученых и какими открытиями может гордиться КазНЦ, Калачев рассказал в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».
Алексей Калачев — директор КазНЦ
«Среди студентов, с которыми мы работаем, процентов 30–40 остается в науке»
Сегодня Россия переживает период трансформации, в котором наука и технологии снова становятся важным государственным приоритетом. Неслучайно с 2022 по 2031 год в РФ идет Десятилетие науки и технологий. Страна взяла курс на импортозамещение и технологический суверенитет, и, в частности, от успехов ученых во многом зависит, сможет ли Россия укрепить свою независимость. Один из центров науки в Татарстане — федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ «КазНЦ РАН»). В казанском научном центре 6 институтов. Они были все объединены в одно юридическое лицо в 2017 году, когда был создан федеральный исследовательский центр. «До этого все они существовали как самостоятельные юридические лица, каждый институт получал независимое финансирование, отчитывался сам по себе, но некая координация была», — рассказывает директор КазНЦ Алексей Калачев, который стал гостем интернет-конференции «БИЗНЕС Online».
Каждый институт специализируется на исследованиях в своей области — химия, физика, механика, сельское хозяйство, биология, энергетика и машиностроение.
— Институт органической и физической химии им. Арбузова;
— Казанский физико-технический институт им. Завойского;
— Институт механики и машиностроения;
— Казанский институт биохимии и биофизики;
— Институт энергетики и перспективных технологий;
— Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства.
Сейчас в центре трудятся более 1 тыс. основных сотрудников, из них более 700 — научные работники. Это около сотни докторов наук и порядка 300 кандидатов. Четверо ученых имеют звание академика РАН. Среди них Игорь Тарчевский — единственный в настоящее время академик АН СССР в Татарстане. Еще пятеро — члены-корреспонденты РАН. Средний возраст сотрудников — 43 года. Причем около половины сотрудников — молодые ученые до 39 лет.
Игорь Тарчевский
Многие сотрудники центра преподают в вузах, рассказывает Калачев, и привлекают студентов к научным проектам и исследованиям. В основном — 90% случаев — речь идет о студентах КФУ. «Среди студентов, с которыми мы непосредственно работаем, из тех, кто защищает под руководством наших сотрудников дипломную работу, думаю, процентов 30–40 остается в науке», — отмечает глава центра. При этом общий уровень подготовки студентов в вузах изменился, отмечает гость редакции. «Те курсы, которые мы слушали, и уровень лекций, который нам читался, были совершенно другими. Сейчас большая проблема, когда на первом курсе приходится учить тому, что раньше хорошо знали выпускники школ. Возможно, что это общемировая тенденция, поскольку и объем, и форма усвоения информации стали совершенно другими. Глубоко разбирать темы, как это делали во времена, когда мы были студентами, сейчас невозможно», — отмечает он.
Интерес к точным наукам у выпускников школ за последние годы действительно упал, отмечает Калачев. «Я бы сказал, что это связано в целом с экономической ситуацией, технологическим укладом и так далее, с престижем профессии ученого, которая определяется, в частности, и уровнем зарплаты. В представлении общества ученые занимаются какими-то сложными вещами за небольшие деньги, и большой вопрос: зачем? Сейчас гораздо больше говорят о науке, но самое главное, чтобы был устойчивый запрос на науку со стороны экономики в целом, иначе ничего не изменится», — отметил Калачев.
Согласно майским указам президента РФ, зарплата ученых должна быть доведена до 200% от средних по региону
Сколько зарабатывают ученые?
Вопрос оплаты труда ученых интересовал и читателей «БИЗНЕС Online». Оклад лаборанта-исследователя — 23 тыс. рублей, научного сотрудника — 38 тыс. рублей, главного научного сотрудника — 56 тыс. рублей. Кроме того, сотрудники могут получать дополнительные выплаты по грантовым программам, отмечает Калачев. «Все зависит от того, насколько успешно сотрудник получает гранты или привлекается к участию в грантах. У кого-то может более 100 тысяч в месяц выходить зарплата. Все зависит от того, насколько успешно мы работаем», — добавляет глава центра. А главным магнитом для ученых по-прежнему остается Москва, где зарплаты существенно выше и могут достигать 100 тыс. рублей уже у молодых сотрудников.
При этом, согласно майским указам президента РФ, зарплата ученых должна быть доведена до 200% от средних по региону. В январе 2025 года, по данным Росстата, средняя зарплата в республике составляет около 78 тыс. рублей. «Эти 200 процентов мы должны обеспечить за счет всех источников финансирования: бюджетных и внебюджетных. Тогда в совокупности эти 200 процентов выполняются. Однако в последнее время из-за серьезного повышения средней зарплаты в Татарстане (что, в принципе, хорошо!) для этого требуется существенное повышение внебюджетного финансирования», — отмечает глава КазНЦ.
У центра есть три источника финансирования. Первый — это государственные средства, выделенные на выполнение научных тематик госзадания, — около 700 млн рублей в год, ежегодно сумма индексируется примерно на 25 миллионов. Причем бо́льшая часть этой суммы уходит именно на зарплаты, отмечает Калачев. Темы госзадания — это трехлетние фундаментальные исследования. В последнее время стали появляться темы госзадания, ориентированные на потребности предприятий, рассказывает директор КазНЦ. Это уже прикладные исследования, по результатам которых в дальнейшем могут начинаться работы за счет средств предприятий. Второй источник — субсидии и гранты, которые получаются в результате победы в различных конкурсах, третий — договоры с индустриальными партнерами. В совокупности второй и третий источники — это еще около 1,3 млрд рублей ежегодно.
Что касается значимых результатов фундаментальных исследований, то их довольно много, тем более что у нас несколько научных областей. Например, химики КазНЦ успешно занимаются поиском средств для лечения онкологических заболеваний. В ходе выполнения мегагранта найдены соединения, которые обладают выраженными антиоксидантными свойствами по отношению к нормальным клеткам и одновременно оказывают деструктивное действие на опухолевые клетки. В перспективе на их основе могут быть разработаны соответствующие препараты. Активно развиваются исследования в области электрохимии. Учеными разработан метод переработки углекислого газа в метан, его эффективность — 90%, что превышает мировые аналоги, отмечает Калачев. Биологами КазНЦ обнаружены важные биологические свойства оксистеринов — малоизученных соединений, которые образуются в организме человека из холестерина. Они могут играть большую роль в лечении тяжелейших заболеваний, таких как боковой амиотрофический склероз, которым болел Стивен Хокинг. В КФТИ академик Кев Салихов предложил новую парадигму спинового обмена, которая позволяет по-новому взглянуть на многие экспериментальные результаты в этой области и активно сейчас тестируется в мире. «Список можно продолжать, и я думаю, что лучше о своих результатах расскажут наши ученые», — добавляет Калачев.
У центра есть три источника финансирования
Появится ли в Татарстане центр академической науки?
Давно обсуждается идея создания единого центра для академической науки в РТ, даже называлась потенциальная площадка около аэропорта. Работа в этом направлении продолжается, рассказал Калачев. «У нас подписана дорожная карта с министерством науки и высшего образования, с правительством Республики Татарстан и нами по созданию центра академической науки. Подписана, кстати, в феврале текущего года. Планируется, что до 2030-го данный проект должен быть реализован», — рассказал он.
Предполагается, что в новый комплекс переедут все 6 институтов КазНЦ, которые сейчас находятся в разных зданиях, в том числе исторических. «Некоторые из зданий в плохом состоянии, требуется серьезный капитальный ремонт. Объекты культурного наследия необходимо поддерживать — и это для нас тяжелая история. Нужно много денег, мы не можем за собственные средства этим заниматься. В главном здании на Лобачевского, например, уже невозможно размещать научное оборудование, просто нет места, помещения не отвечают необходимым требованиям. А то, что институты расположены в разных районах города, мешает, конечно, взаимодействию наших подразделений, потому что мы централизоваться полноценно не можем, хотелось бы всех объединить до конца», — отмечает Калачев.
На данный момент завершается этап подбора и утверждения земельного участка. Дальше для реализации проекта необходимо будет получить федеральное финансирование. Вероятность, что все сложится согласно плану, высокая, уверен Калачев. «Но думаю, что сейчас еще рано подробно об этом проекте говорить. Очень важно, что инициатива активно поддерживается раисом Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым и президентом РАН Геннадием Яковлевичем Красниковым», — отметил он.
Полную стенограмму разговора с обсуждением ключевых исследований и разработок казанского научного центра, путей их трансформации в практические решения, проблем современной науки и многого другого читайте в ближайшее время на сайте «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.