Большое интервью с Ильей Сафоновым Большое интервью с Ильей Сафоновым Фото: ak-bars.ru, «БИЗНЕС Online» / коллаж: «БИЗНЕС Online»

«Клуб «Чикаго» звал меня в тренировочный лагерь»

— Илья, по слухам, вы можете уехать в «Чикаго», хотя «Ак Барс» не против вас сохранить. Где вас ждать в следующем сезоне?

— Очень интересный вопрос. Думаю, все скоро узнают, где меня ждать.

— Скоро — это примерно когда?

— Для кого-то скоро — это полгода, а для кого-то — месяц. Пока ничего не готов говорить. Как станет известно, где я продолжу карьеру, так все об этом сразу узнают.

— Из вашего телеграм-канала?

— Может быть. Возможно, я раньше всех кину инсайд о своем будущем! Поэтому подписывайтесь и следите.

— Было ли у вас в последние годы общение с «Чикаго»?

— Да. Мне скидывали видео, показывали моменты, которые хотели бы видеть в моем исполнении. Бывало, они разбирали мои действия на льду: не полные игры, а какие-то отрезки.

Фото: «БИЗНЕС Online»

— Звали в тренировочные лагеря?

— Звали, но я так и не доехал до них. Каждый раз были разные обстоятельства, из-за которых не мог добраться.

— Всех ли игроков «Чикаго» вы знаете?

— Нет. Ориентировочно знаю состав, но всех игроков не назову.

— В детстве у вас была мечта сыграть в НХЛ?

— Она была, есть и остается. Это лучшая лига в мире — любому спортсмену интересно попробовать свои силы среди лучших и узнать, как там все устроено. Важен и фактор спортивного интереса, ведь так ты находишься среди лучших. Именно поэтому я обожаю плей-офф — это лучшее время в карьере. В каждой смене ты бьешься на максимум и понимаешь, что цена ошибки очень велика. В плей-офф играешь с лучшими командами и лучшими хоккеистами. Мне очень нравится выходить на лед с мастеровитыми спортсменами и стараться их переиграть, перехватить шайбу.

«Не мог предположить, что проиграем «Динамо» четыре матча подряд»

— Остался ли осадок от серии с московским «Динамо»?

— Конечно. Как такое может уйти из головы? Мы хорошо начали серию, но не очень ее закончили, я бы сказал, с треском. Никак не мог предположить, что проиграем четыре матча подряд. Обидно, что так легко отдали серию, ведя 2–0.

— Что произошло в 6-м матче? Почему у «Ак Барса» не пошла игра?

— Я бы не сказал, что не пошла. Мы неплохо начали, создавали моменты, но неожиданно пропустили. Понимали, что терпеть поражение нельзя, но старались сыграть более авантюрно, за что нас наказали. Такой и получилась серия: мы ошибались — нас наказывали.

— Когда счет в серии был 2–0, то можно ли сказать, что «Ак Барс» расслабился?

— Мы начали скатываться на толкотню и вестись на провокации «Динамо». В первых двух матчах мы просто делали свою работу, что приносило результат.

Помню первые два матча в Москве. Я сижу на скамейке и понимаю, что мы работаем и каждый делает то, что нужно. Может, моментами это выглядело не очень красиво: нам закидывают шайбу — мы ее выкидываем. После второго матча мы начали сбиваться на индивидуальные действия, можно сказать, что побежали спасать Россию. Общая картинка разладилась.

— В первых двух матчах вы, Дмитрий Яшкин, Дмитрий Кателевкий и Эрик О’Делл вчистую выигрывали пятак. Что случилось потом?

— Соперник тоже разбирает нашу игру и вносит коррективы. Я заметил, что до нас стало доходить меньше шайб. «Динамо» сделало так, чтобы наши защитники меньше бросали, а еще нас реже пускали на пятак. Получилось все в совокупности. Не вышло с пятаком — нужно было брать другими компонентами.

«Можно сказать, что в серии с «Динамо» побежали спасать Россию» (на фото с Даниилом Пыленковым) «Можно сказать, что в серии с «Динамо» побежали спасать Россию» (на фото с Даниилом Пыленковым)
Фото: «БИЗНЕС Online»

— Бесил ли вас Максим Комтуа?

— Видел фразу Альберта Яруллина: «Нам нравится Максим Комтуа». Ни в коем случае не принижаю его как игрока, но его провокации я на себе не ощутил. Он создавал хорошие моменты, забивал, но насчет провокаций не скажу, что они как-то на меня подействовали.

— После отъезда Воронкова за океан есть ли в «Ак Барсе» игрок по типу Комтуа, который мог бы залезть под кожу?

— Дыня (Никита Дынякприм. ред.) и Замал (Радэль Замалтдиновприм. ред.) стараются. Но Ворон в этом плане был очень хорош.

— Вы тоже активно лезете на пятак.

— Да, лезу, стараюсь навести там пургу, потыркаться. Получаю кайф от таких моментов. Но иногда сдерживаю себя, чтобы лишний раз не удалиться.

Амплуа: нападающий.

Дата рождения: 30 мая 2001 года.

Место рождения: Химки.

Карьера: «Белые медведи» (Москва) — 2009–2014; юниорские команды «Витязя» (Подольск) — 2014–2018; «Ирбис» (Казань) — 2018–2020; «Барс» (Казань) — 2018–2022; «Ак Барс» (Казань) — с 2020 года.

Достижения: победитель европейского юношеского олимпийского фестиваля (2017); бронзовый призер Кубка Гагарина (2021), серебряный призер чемпионата России (2023).

«В «Автомобилисте» все игроки побольше, чем в «Динамо»

— Перенесемся в 1/8 финала. С какими мыслями выходили на 7-й матч с «Автомобилистом»?

— Только побеждать. Эмоционально это оказалась очень сложная серия. Многие ребята мне сказали, что внутренне было очень тяжело. Но мы ведь в том году вылетели в первом раунде от «Автомобилиста», потому очень хотелось пройти их в этом году. Седьмые матчи — кайф, украшение хоккея. Если с первой же минуты вы играете в обоюдоострый хоккей, то всем от этого интересно. Мне очень нравятся игры от ножа.

— В чем принципиальное отличие «Динамо» от «Автомобилиста»?

— В «Автомобилисте» все игроки были побольше. Ощущал, что на пятак попасть совсем непросто. Пока уедешь от одного, пока доберешься до пятака, пока займешь позицию, пока поборешься там, а тебя ведь очень активно выталкивают… Из-за этого тратишь очень много сил. «Динамо» же оказалось более мобильной командой.

«В серии с „Автомобилистом“ на пятак попасть совсем непросто» «В серии с «Автомобилистом» на пятак попасть совсем непросто» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Почему 12 из 13 матчей «Ак Барса» в плей-офф заканчивались по одному сценарию: кто первый забил, тот и победил?

— Легче играть, когда ведешь в счете. Так ты контролируешь игру и тратишь меньше сил на отбор шайбы. В таком случае стараешься допускать меньше ошибок и ловишь соперника на его ошибках. Если говорить лично о себе, то эмоционально я не чувствую пропущенный гол и стараюсь играть с тем же настроем. Нужно гнуть свою линию, каким бы ни был счет.

«Важно понимать, что такое активный хоккей: нельзя просто куда-то бежать и ломиться»

— Если брать сезон в целом, то насколько остались довольны выступлением команды?

— Второй раунд — как можно быть довольным? Четыре подряд поражения от «Динамо»… Я уже говорил, что второй раунд — это не наш уровень, не наше место, на котором мы должны были быть. При этом по сезону мы шли неплохо, только смазали концовку. В плей-офф был проблеск, но затем неприятный жирный штрих.

— Вы бо́льшую часть сезона провели в тройке с Галимовым, который выдал лучший сезон в карьере. Как вам играется с ним?

— Всегда приятно играть с мастеровитыми хоккеистами, которые понимают игру. Мне приятно выходить с ним в одной тройке. С Артемом можно побеседовать и договориться о чем-то по ходу матча.

— Вы впервые в карьере сыграли под руководством Гатиятулина. Как можете охарактеризовать его как тренера, а также что можете рассказать о его хоккее?

— Если одним словом об Анваре Рафаиловиче, то человечный. С ним можно спокойно пообщаться, обсудить разные моменты. Что касается хоккея, то мы показывали хороший хоккей. Независимо от результата, на нас было интересно смотреть. Да, где-то могли закрыться, сыграть на результат, но в целом на такой хоккей приятно смотреть.

«С Гатиятулиным можно спокойно пообщаться, обсудить разные моменты» «С Гатиятулиным можно спокойно пообщаться, обсудить разные моменты» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В этом сезоне игрокам «Ак Барса» можно больше креативить, чем в том?

— В прошлом сезоне ты мог креативить и создавать. Но если ты это делаешь, то креативь и создавай, а не теряй шайбу и привози голы. Если ты красиво обыграешь соперника, то тебе вряд ли кто-то что-то скажет, но все до тех пор, пока не ошибешься. Да, в этом сезоне мы чуть более раскрепощены, к нашим ошибкам относились чуть попроще.

— Гатиятулин не раз говорил об активном хоккее, который подразумевает хорошую физическую подготовку. Тяжело ли было играть в таком стиле?

— Я бы не сказал, что я физически слабый игрок, поэтому мне было нормально. Много работал, чтобы в сезоне не было проблем с физической подготовкой. Также важно понимать, что такое активный хоккей. Нельзя просто куда-то бежать и ломиться — так тебя могут обрезать, а ты привезешь момент.

— В сезоне вы стали одним из лидеров «Ак Барса» по силовым приемам. В современном хоккее это важный статистический показатель?

— Он нужный и важный, но стоит понимать, как правильно делать силовые приемы. Если ты бежишь бить человека, чтобы сделать ему больно, то это одно. Если ты делаешь силовой прием для отбора шайбы или для того, чтобы сбить темп, — другое. Бывают разные ситуации: например, ты столкнулся с игроком, он потерял равновесие, у тебя появляется небольшое преимущество, чтобы выиграть в расстоянии.

Мне всегда нравился хоккей за то, что это силовой вид спорта. Грязи быть не должно, но ты должен играть жестко. При этом есть игроки, которые любят свободный лед и минимум борьбы. Нынешний хоккей менее жесткий, чем был раньше.

«Мне записали слишком мало силовых приемов» «Мне записали слишком мало силовых приемов» Фото: ak-bars.ru

— В минувшем сезоне у вас 120 силовых приемов, но возглавляет список лучших игроков по силовым Дмитрий Яшкин — 248. Как за ним угнаться в данном показателе?

— Дима хорош в этом, такой отрыв создал. При этом точно могу сказать, что сделал не сильно меньше силовых. Не знаю, как считают статистику по силовым, отборам, потерям и перехватам. Например, заканчивается игра. Я смотрю статистику и вижу, что мне записали слишком мало силовых приемов. Я раз воткнулся, два воткнулся, три-четыре-пять, а в статистике только два. Думаешь, почему так происходит. С отборами бывает та же ситуация. Может, силовые приемы по-разному трактуют... Или я не владею информацией.

— В начале сезона у вас была серия, в которой вы реализовали 11 буллитов подряд. Как вам это удалось?

— Все просто: мне доверяли буллиты, я их забивал. Просто поймал момент и знал, как исполнять. Первые буллиты я часто исполнял по одной схеме: катился на вратаря, смотрел на его стойку и отправлял шайбу низом. Потом я заметил, что вратари при моих буллитах начали ниже ставить клюшку — это подсказка от их тренеров. Тогда я бросил в дальний угол, то есть сыграл по моменту. Так что ничего фантастического здесь не было — просто играл по моменту.

— Как вы отреагировали на эпизод с телефоном Никиты Дыняка?

— Вообще ничего не понял. Вижу, что-то черное лежит, и все на этом. Как телефон вылетел, я не видел — был погружен в игру.

— По ходу сезона ходили слухи, что вас могут обменять в СКА. Обращали ли внимание на эти разговоры?

— В таких вопросах от нас, спортсменов, немногое зависит. Есть пожелания, но при обменах в первую очередь включается клуб. Я только рад сложившемуся исходу.

«Иногда занимаюсь, чтобы не растерять форму» «Иногда занимаюсь, чтобы не растерять форму» Фото: ak-bars.ru

«Пошел покататься с младшими ребятами — выбили зуб»

— Чем занимаетесь по окончании сезона?

— В основном провожу время с семьей: отдыхаю, гуляю и делаю все то, что сложно сделать по ходу сезона. При этом иногда занимаюсь, чтобы не растерять форму. После сезона начал читать.

— Что читаете?

— Все, что попадется. Из последнего — «Мертвые души». Было большое желание прочесть классику, потому что в школьные времена почти не успевал читать. Начало далось непросто, но потом привык, так что все хорошо.

— Как вам главный герой Чичиков? И понравился ли кто-то из помещиков?

— Чичиков понравился, просто кайф. Из помещиков Собакевич интересный, один из ярчайших. Запомнился Ноздрев, который гуляет и все пропивает, крепкий и здоровый парень.

— Вы играли в футбол с болельщиками. Как это произошло?

— Для меня лучший отдых — активный. Если есть возможность куда-то выбраться, то стараюсь не упускать ее. После сезона мне важно немного перезагрузиться и, наверное, ненадолго поменять вид спорта. Князь (Артемий Князевприм. ред.) позвал меня поиграть в футбол — я согласился. Котел (Дмитрий Кателевский прим. ред.) периодически ходит поиграть в футбол. Еще в этом году дойду до бокса.

«Я пошел покататься с ребятами, приехал на пятак, а один парень крюком клюшки выбил мне зуб» «Я пошел покататься с ребятами, приехал на пятак, а один парень крюком клюшки выбил мне зуб» Фото: «БИЗНЕС Online»

— На днях вы выложили видео, на котором говорите, что вам выбили зуб. Как это произошло?

— Ха-ха! Забавная история. Команду распустили, но я не могу отдыхать, поэтому пришел на тренировку с ребятами помладше. Сейчас проходит сбор для молодежи, которая в перспективе может попасть в ВХЛ или КХЛ. Я пошел покататься с ребятами, приехал на пятак, а один парень крюком клюшки выбил мне зуб. Если бы это произошло в сезоне, то ладно, такое ведь часто случается. Но здесь все произошло на пустом месте. Я мог бы отдохнуть, но вместо этого поехал на тренировку и остался без зуба. Было неприятно, но переживем. Теперь хотя бы буду похож на хоккеиста!

— Много ли у вас выбитых зубов?

— Лишь бы не сглазить, но почти нет. В этом сезоне Шабанов пополам расколол мне передний зуб. Одного раза мне не хватило, чтобы надеть капу. Теперь я всерьез задумался, чтобы сделать капу и играть в ней.

— Многие говорят, что в капе неудобно играть.

— Да. Например, дышать не так просто. Одно время пробовал играть в обычной капе, но не пошло. В этот раз посмотрю подороже, которая потоньше и поудобнее. Может, смогу играть в такой.

— Есть ли у вас в планах слетать в жаркие страны?

— Планируем, но пока на этом все. Точно съезжу в Москву к родственникам, а дальше посмотрим.

— Смотрите ли сейчас хоккей?

— Только счет и голы. В прямом эфире — нет, не могу смотреть. Тяжело все это переношу. Сразу начинаю считать дни до следующего сезона, а он еще так далеко… Мне легче абстрагироваться от хоккея и просто посмотреть счет и голы.

«Отъедешь от Казани километров на 200, увидишь, что деревенские мужики рыбачат совсем по-другому» «Отъедешь от Казани километров на 200, увидишь, что деревенские мужики рыбачат совсем по-другому» Фото: ak-bars.ru

«Однажды поймал акулу весом 200 килограммов»

— Вы известны как большой любитель рыбалки. Как часто рыбачите по ходу сезона и вне его?

— По ходу сезона не так часто: один раз ездил осенью и еще зимой. В сезоне не так много свободного времени, а если оно есть, то проводишь его с семьей. Летом ездишь на рыбалку намного чаще. Смотрю, как рыбачат другие люди. Не знаю, получится или нет, может, в этом году доеду до Якутии и порыбачу там. Где бы я ни бывал, везде интересно порыбачить. Даже когда лечу на море, рыбачу там, если лечу в Москву — там.

— То есть если летите в Арабские Эмираты, то берете с собой удочку?

— Нет, беру в аренду уже на месте. Вообще везде разный стиль рыбалки. Отъедешь от Казани километров на 200, увидишь, что деревенские мужики рыбачат совсем по-другому. Бывает и такое, что закинешь удочку возле Казани — ни разу не клюнет, а у других в этом же месте много рыбы. Везде свои нюансы.

— Где вы поймали самую большую рыбу?

— В Турции поймал акулу примерно на 200 килограммов. Если из пресноводных, то у меня дома лежит забальзамированный судак. К сожалению, не смог его отпустить, потому что резко вытащил его с большой глубины и из него вышел пузырь. Подумал, что такие трофеи нечасто вытаскиваешь, поэтому забальзамировал. Вот жду, когда появится свой кабинет или что-то в этом духе, куда можно было бы его повесить. Вес — 9 килограммов 550 граммов.

«Я вообще люблю пробовать себя в чём-то новом» «Я вообще люблю пробовать себя в чем-то новом» Фото: ak-bars.ru

— Весь год вы активно ведете телеграм-канал. Много ли времени уходит на оформление постов?

— Надо правильно подходить к этому, тогда и времени будет уходить не так много.

— Когда вы получили травму, то попробовали себя в роли корреспондента на матчах «Ак Барса». Тяжело ли было работать в прямом эфире?

— Непросто. Если бы я попробовал это дело во второй или третий раз, было бы лучше, но дело в том, что я не знал всех нюансов, как и что говорить. Сергей Малимонов старался мне помочь с вопросами и идеями. Лично для меня это был интересный опыт. Я вообще люблю пробовать себя в чем-то новом.

— Как часто тренируетесь с младшим братом Владимиром, который выступает в системе «Нефтяника»?

— Хотелось бы больше. Так получилось, что в раннем возрасте нас развела жизнь: я уехал в интернат, а он жил с родителями в Москве. Потом он приехал в Казань, но тут же отправился в Альметьевск. Поэтому он живет и тренируется там, а я — здесь. Может, летом вместе потренируемся.

— В «Ак Барсе» играют братья Тереховы. Когда увидим в команде братьев Сафоновых?

— Хотел бы играть с братом в одной команде. Обычно мы выступали друг против друга, но тут можем сыграть вместе. Ему есть куда расти, впереди много работы. Думаю, это мечта — сыграть с ним в одной команде. Мы сейчас шутим, что у Галимова брат такого же возраста, тоже перспективный игрок. Прикольно же, если в одной команде будет три семьи: Тереховы, Сафоновы и Галимовы.