Золотые медалисты международной менделеевской олимпиады по химии Золотые медалисты международной менделеевской олимпиады по химии Фото: Андрей Титов

«Попробовали все, до чего руки дотянулись, и все очень вкусно!»

Ребята, какие впечатления от олимпиады в Бразилии?

Альберт: Прежде всего удовлетворение тем, как выступили, все-таки «золото» — это хорошо. На самом деле даже прохождение на олимпиаду было большой радостью! Ну и в ходе самой олимпиады было интересно, все же мы побывали практически на противоположной точке на глобусе.

Рашит: Лететь через полмира — непростая задача. Суммарно мы провели в самолетах около 20 часов, плюс около 15 часов проторчали в аэропортах на пересадках. И джетлаги. В ту сторону было нормально, но обратно оказалось больше проблем. Я недавно проспал 13 часов.

А.: Я — 13,5 и потом 30 часов не мог уснуть.

Вам дали возможность восстановиться перед олимпиадой?

Р.: Да, мы прилетели за два дня до начала олимпиады, 3–4 мая. У нас был целый день, чтобы адаптироваться, на следующий день состоялось открытие олимпиады. Там нас немного «помучили» вопросами, общением, но в целом мы тоже больше отдыхали. Поэтому олимпиаду писали относительно свежие.

Альберт Семенов: «Если сравнивать со всероссийской олимпиадой, на менделеевской задания полегче, но проблема в том, что их больше, а времени на решения отводится столько же» Альберт Семенов: «Если сравнивать со всероссийской олимпиадой, на менделеевской задания полегче, но проблема в том, что их больше, а времени на решения отводится столько же» Фото: Андрей Титов

Какие задания вам показались наиболее интересными или сложными? С учетом «золота», получается, вы к олимпиаде были готовы на все 100 процентов?

А.: Скорее наоборот, ни к чему не были готовы: задания на международных олимпиадах всегда сюрприз, составители выбирают неожиданные темы для задач. Приходится быстро разбираться на месте, так что ситуации, когда ты открываешь задачу и точно знаешь, что к ней готов, скорее исключение.

Если сравнивать со всероссийской олимпиадой, на менделеевской задания полегче, но проблема в том, что их больше, а времени на решения отводится столько же. В итоге надо решать много и желательно быстро.

Р.: На руку нам сыграло то, что в кружке (городской кружок по химии в Казани совместно с городским олимпиадным центром и АНО ДО «Образование 2.0»прим. ред.) мы решали много если не таких же, то довольно похожих задач, где надо было уметь быстро адаптироваться, узнать что-то знакомое в абсолютно новом материале.

Международная менделеевская олимпиада школьников по химии (ММО) — флагманский международный проект МГУ им. Ломоносова и фонда Мельниченко в сфере развития талантов. Олимпиада — преемница всесоюзной олимпиады, которая и после распада СССР проводится ежегодно, но уже по двум направлениям: всероссийская олимпиада школьников по химии и международная менделеевская олимпиада.

Число стран — участниц олимпиады росло год от года, в 2025-м в ММО приняли участие 192 школьника из 40 стран (наибольшее число стран-участниц на данный момент). Прошла олимпиада с 5 по 13 мая в бразильском городе Белу-Оризонти, школьникам предстояло справиться с тремя блоками состязания — двумя теоретическими и одним практическим. Было разыграно 19 золотых медалей, 38 серебряных и 58 бронзовых, 10 из 19 золотых медалей взяла сборная России.

Вы впервые были в Бразилии? Удалось посмотреть что-то, кроме олимпиадных задач и отеля?

Р.: Суммарно мы были в Бразилии 10 дней, хватило времени и акклиматизироваться, и отдохнуть. Но, кстати, нам повезло, что в Бразилии сейчас почти зима, дневные температуры 22–25 градусов, как у нас сейчас в Казани. Один раз было плюс 30, ходили умирали от жары.

Я вообще впервые в Южном полушарии был. Очень интересно, чувствуется атмосфера Бразилии. Я думал, такое только в кино бывает, а там и правда много маленьких домиков, почти нет высоток. На открытии выступали с капоэйрой, еще запомнилось выступление мальчика-бразильца в русском традиционном наряде под балет Чайковского. Также нас возили в горный городок Ору-Прету, очень красивый, с колониальной архитектурой. Правда, приходилось много ходить вверх-вниз, это утомляло.

А.: Еще мы постоянно ходили в супермаркет рядом с нашим отелем и закупались там всяким: попробовали все местные газировки, местное манго — оно там очень спелое, вкусное, мне понравилось! Еще маракуйю купили, но почему-то она только мне понравилась. В общем, попробовали все, до чего руки дотянулись, и все очень вкусно.

Как общались с участниками из других стран? С неким предвзятым отношением со стороны участников или судей из-за того, что вы из России, не сталкивались?

Р.: Нет. Да и сами судьи почти все из России: менделеевская олимпиада, можно сказать, наследница всесоюзной, бо́льшая часть жюри — русскоговорящие, есть преподаватели из МГУ. Они ко всем участникам относятся одинаково.

Участники очень дружелюбные, общались в основном на английском — с бразильцами, китайцами, например, и русскоязычными командами из Беларуси, Казахстана, Киргизии.

Альберт: Российскую сборную оценивают высоко достаточно, на открытии мы разговаривали с бразильцем, сказали, что мы из России, на что он заметил: «Значит, вы все очень умные».

Рашит Фасхутдинов: «В этом году почти все задачи были на анализ лекарств. Была одна интересная задача с крахмалом, мы его ферментативно разлагали и тоже анализировали» Рашит Фасхутдинов: «В этом году почти все задачи были на анализ лекарств. Была одна интересная задача с крахмалом, мы его ферментативно разлагали и тоже анализировали» Фото: Андрей Титов

«На «всеросе» можно потупить иногда, а на менделеевской каждую минуту нужно что-то делать»

Для вас обоих «золото» менделеевской олимпиады не первая награда. Как-то отличается эта победа, эта олимпиада от предыдущих?

А.: Я в 2022-м взял «золото» международной естественно-научной олимпиады. Когда я ездил на «межнар» впервые, то, оглядываясь назад, скажу, что тогда сильным было ощущение, что я был вообще не готов. Но сейчас у меня все-таки имелся багаж подготовки в несколько лет, я чувствовал себя гораздо увереннее.

Р.: У меня это первое международное «золото», ранее были только «всеросы». Но формат международной олимпиады отличается, поэтому было непросто: на «всеросе» времени хватает с лихвой, можно подумать, просто посидеть, потупить иногда. А на «менделе» (менделеевской олимпиадеприм. ред.) надо прямо каждую минуту что-то делать, чтобы все успеть.

А.: Особенно на «праке» (в практической части олимпиадыприм. ред.) это различие ощущается: на «всеросе» «прак» всегда все делают вообще не спеша, а здесь надо было очень быстро все делать. И точно.

Р.: В этом году почти все задачи были на анализ лекарств. Была одна интересная задача с крахмалом, мы его ферментативно разлагали и тоже анализировали. Предлагалась задача на измерение количества действующего вещества в таблетке парацетамола, ее нужно было кипятить целый час, надо было грамотно распределить свое время. Альберт сжег таблетку полностью!

А.: Я оставил таблетку греться на час, ровно через час смотрю на свою склянку, а там уголь. Подхожу к лаборанту, попросил заменить таблетку за штрафные баллы. Заменили. Вторую уже нормально прокипятил. Времени в целом достаточно, чтобы вот так повторно вскипятить, скорее надо было ухитриться делать несколько заданий одновременно. Условно, ставить таблетку нагреваться и параллельно делать другую часть заданий, посматривая, как там она.

«Сопровождающие заранее нам написали, что разыграно 38 серебряных медалей, и, пока вызывали серебряных медалистов, мы считали каждого, чтобы понимать свои шансы на «золото» «Сопровождающие заранее нам написали, что разыграно 38 серебряных медалей, и, пока вызывали серебряных медалистов, мы считали каждого, чтобы понимать свои шансы на «золото» Фото: t.me/kzn_official

Кому первым сообщили о победе? Как вас поздравила семья, друзья, школа?

Р.: Объявление происходит на церемонии закрытия. Сначала вызывают обладателей бронзовых медалей, потом серебряных, затем золотых. Все это транслируется, поэтому нам не надо было кому-то сообщать: семьи, друзья, преподаватели — все смотрели трансляцию. Ну и как только стало понятно, что у нас «золото», был шквал сообщений с поздравлениями.

Но мы нервничали, считали каждую медаль. Сопровождающие заранее нам написали, что разыграно 38 серебряных медалей, и, пока вызывали серебряных медалистов, мы считали каждого, чтобы понимать свои шансы на «золото».

Рассчитывали на высшую награду?

А.: Не совсем. После апелляции мы узнали баллы всех членов нашей сборной, пообщались с другими сборными (нам очень нехотя и туманно, но отвечали), в голове составили, каким примерно окажется рейтинг, и пришли к выводу, что как будто у нашей сборной будет несколько серебряных медалей. Мы на «серебре» ждали, что минимум несколько человек должны выйти из команды. Но вот «серебро» кончилось, и мы вдруг осознали, что у всех нас «золото», и начали буквально кричать от радости на всю аудиторию. Другие сборные немного дико на нас смотрели, но нам было все равно, мы были очень рады.

Р.: Насколько знаю, это впервые, что у всей российской команды — золотые медали, обычно 2–3 серебряных бывает. В прошлом году пять серебряных привезли, тогда «мендель» проходил в Китае, китайцев было много, большая сборная, они заняли почти весь верх рейтинга, поэтому у нас было «серебро». В этом году конкуренция была тоже сильная, но послабее, чем в прошлом, и нам повезло — 10 золотых медалей.

«Каких-то бонусов победа не дает: ЕГЭ все равно нужно сдавать для получения аттестата, а право на приоритетное поступление практически в любой вуз страны по профилю дает диплом победителя всероссийской олимпиады, который у тебя и так есть» «Каких-то бонусов победа не дает: ЕГЭ все равно нужно сдавать для получения аттестата, а право на приоритетное поступление практически в любой вуз страны по профилю дает диплом победителя всероссийской олимпиады, который у тебя и так есть» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Отец говорил: «Ну «золото» уж привези», а мама успокаивала: «Облажаешься — ничего страшного!»

Как готовились к олимпиаде? От чего пришлось отказаться, чтобы качественно подготовить себя к состязанию?

Р.: Основная подготовка была перед всероссийской олимпиадой. Весь учебный год мы фактически готовились именно к ней. Менделеевская была всего через месяц после «всероса», мы там были все еще в тонусе. Но дополнительно в городском кружке преподаватели химфака КФУ проводили занятия для нас двоих с Альбертом для подготовки именно к «менделю» и последующему отбору на международную олимпиаду по химии, который пройдет летом в Москве. Если повезет, отберемся на нее.

Как происходит отбор на международные олимпиады?

А.: На менделеевскую нас отбирали со всероссийской, взяли несколько 11-классников, которые показали лучшие результаты, и трех 10-классников. Так образовалась команда, которая поехала на «мендель».

На международную олимпиаду по химии будет отбор: в МГУ в июне съедутся практически все победители всероссийской олимпиады в 10-х и 11-х классах, сначала нам проведут занятия, мы прорешаем вместе задачи. В конце будет сам отбор из двух туров, теоретического и практического. В формате олимпиады будем решать задачи, первые четверо по результатам поедут на международную олимпиаду. Нервов, конечно, больше.

— Как справляться с нервным напряжением? Особенно когда представляешь страну на международном уровне…

Р.: Не нервничать (улыбается). Наверное, важно помнить, что олимпиада не самое важное в жизни и если что-то не получилось — ну бывает. Не придавать огромного значения.

А.: Согласен. Ну и плюс уверенность в своих силах.

Родители как настраивали перед олимпиадой? Успокаивали или, наоборот, подстегивали заниматься, чтобы получить «золото»?

Р.: Мои говорили: «Не переживай! И если что, не расстраивайся, зато Бразилию увидел» (улыбается).

А.: У меня был, скажем так, контрастный душ. Отец говорил: «Ну „золото“ уж привези», а мама успокаивала: «Облажаешься — ничего страшного!»

Что получили за победу в «менделеевке»?

Р.: Медаль. Насколько знаю, сейчас подают документы в минпросвещения России, чтобы приравнять менделеевскую олимпиаду ко всем другим международным олимпиадам. Если все пройдет, то примерно в декабре за победу в «менделе» мы получим деньги как за победу в международной олимпиаде. На уровне республики обещали поощрить как-то, но суммы называть не буду.

А.: Но в остальном каких-то бонусов победа не дает: ЕГЭ все равно нужно сдавать для получения аттестата, а право на приоритетное поступление практически в любой вуз страны по профилю дает диплом победителя всероссийской олимпиады, который у тебя и так есть, если тебя отобрали на менделеевскую.

«Вообще, химия оказалась мне ближе всех — изучая эту науку, можно понять, как работает мир, а мне всегда было интересно найти законы и правила, по которым наш мир устроен» «Вообще, химия оказалась мне ближе всех — изучая эту науку, можно понять, как работает мир, а мне всегда было интересно найти законы и правила, по которым наш мир устроен» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нравилась история, но, когда появились даты, я оттуда убежал»

Каким был путь до олимпиад? И почему выбрали химию?

Р.: Меня все детство тянуло в науку — наборчики юного ученого и всякое такое. Из других наук нравилась история, но, когда там появились даты, которые приходилось учить, я оттуда убежал. А к химии душа легла. В олимпиадную работу меня завлекла школьная учительница. Плюс повезло съездить в 8-м классе в «Сириус», это дало очень хороший толчок. В 9-м классе я отобрался на городской кружок, если бы его не было, мы бы тут не сидели, наверное.

А.: У меня в этом отношении остается все сложно: я несколько лет перебирал предметы, особенно технические, занимался математикой, физикой, биологией, той же историей.

В химию меня привел одноклассник. В 7-м классе он решил, что в будущем будет поступать на медицинское направление и пошел в кружок по химии, чтобы заранее готовиться к ЕГЭ. Он ходил туда один-единственный и, чтобы ему не было скучно, пригласил меня. Я тоже начал ходить, мы вместе решали простенькие задачи. В какой-то момент учитель увидел, что у меня все хорошо получается, и очень порекомендовал участвовать в олимпиадах по химии, рассказал, что это. В 7-м классе я поучаствовал в первой олимпиаде, писал ее за 8-й класс и стал призером на республиканском этапе. После этого учитель сказал: «Обязательно поступай в городской химический кружок, там тебя всему, чему надо, научат». Я прошел отбор, и закрутилось. Вот уже четыре года участвую.

Вообще, химия оказалась мне ближе всех — изучая эту науку, можно понять, как работает мир, а мне всегда было интересно найти законы и правила, по которым наш мир устроен.

«Городской химический кружок (АНО ДО „Образование 2.0“) — скорее объединение преподавателей, чем географическое место», — объясняет его основатель, тренер республиканской сборной по химии Булат Курамшин. Кружок возник в 2019 году и объединил преимущественно преподавателей и студентов химфака КФУ. Задачей кружка стало объединить увлеченных химией людей в единое комьюнити.

«В то время пришла мысль, что Казань стала топовым городом в плане подготовки химиков-олимпиадников, но почему-то у нас нет одного большого семейства олимпиадного: все готовятся в своих школах как могут, поэтому результаты были хотя и всегда хорошие, но немного прыгающие, нестабильные, — объясняет Курамшин. — Как показала практика, мысль с объединением очень удачная, потому что теперь этот кружок — организм, который живет независимо от всех остальных структур. Грубо говоря, если все олимпиадные центры и университеты завтра сгорят, городской кружок останется буквально на траве, потому что останутся его преподаватели».

На сегодня в кружке преподают 6–8 преподавателей, занятия проводятся у 9-х, 10-х и 11-х классов, со следующего учебного года в планах вести занятия и у 8-классников. Большинство занятий проводится в городском олимпиадном центре на Амирхана Еники, кружок уже несколько лет воспитывает победителей и призеров олимпиад не только всероссийского, но и международного уровня.

«Отбор проводится в две волны, в мае и сентябре. Мы выбираем всегда одну группу примерно в 25 человек в 9-м классе, а желающих попасть обычно больше минимум вдвое: сейчас уже все знают, что из кружка получаются призеры регионального уровня, потом всероссийского и в последние годы — международного. Но наши ресурсы ограничены, поэтому отбор нужен», — объясняет Курамшин.

Подготовка к олимпиаде — это система или разовое «напряжение» под конкретное событие?

Р.: Система. Мы последние три года углубленно занимаемся химией, некоторые даже в школу не ходят почти. Например, я (улыбается). Повезло, что у меня в школе очень свободно с этим. Программу прохожу, задания все еще приходится делать, но с уроков я иногда могу и слинять, меня отпускают обычно. Много времени уходит на подготовку. Хорошую базу и какие-либо специфичные знания дают в кружке (городской кружок по химии, сейчас АНО ДО «Образование 2.0»прим. ред.), но без самостоятельной «нарешки» не получится никак. Чтобы быть лучше остальных, надо работать больше остальных.

А.: У нас в лицее № 2 система такая, что если ты олимпиадник, то часть предметов можно пропускать. Нужно только заранее договориться с преподавателем, он даст задания на несколько четвертей, ты его делаешь за пару дней, сдаешь, и все, можешь не ходить на его уроки и заниматься подготовкой к олимпиадам. В периоды, когда проходят различные сборы в кружке по усиленной подготовке, например непосредственно перед «всеросом», другими олимпиадами, школа отпускает полностью заниматься химией.

Учителя с пониманием относятся к вашему образу подготовки? Или есть преподаватели, которые заваливают заданиями, требуют личного присутствия?

Р.: Бывают, конечно, особенно вредные учителя, но, когда приносишь в школу дипломчик, начинают помягче относиться.

А.: У нас в школе олимпиадников много, все давно привыкли.

Находится ли время для хобби, отдыха с международными олимпиадами? Чем занимаетесь?

Р.: Когда ты все время проводишь в занятиях химией, получается так, что бо́льшая часть друзей тоже из этой тусовки, они с тобой в этой всей каше варятся. И все то время, что ты уделяешь химии, ты также уделяешь своим друзьям. На хобби время также есть: мы кружком каждую неделю играем в волейбол, кто-то музыкой увлекается, кто-то спортом. На хобби приходится находить время, если только химией заниматься — сойти с ума можно.

А.: Мы все-таки очень много времени проводим друг с другом на занятиях, сборах, давно уже сдружились и много активностей делаем вместе.

Р.: Повезло, что преподаватели кружка организовывают выездные сборы. Например, когда всей сборной едем в Богатые Сабы, две недели живем на базе аграрного колледжа, проводим время, веселимся. Повезло, что есть «Сириус»: для участников «всероса» проводят летние смены, там тоже успеваешь познакомиться, подружиться с ребятами со всей России. На «всеросе» поэтому никто никому глотки не грызет, там все друг друга знают, все со всеми дружат.

«В идеале стать ученым, который занимается исследованиями на стыке биологии и химии и заниматься, может, лекарствами или молекулярной биологией» «В идеале стать ученым, который занимается исследованиями на стыке биологии и химии и заниматься, может, лекарствами или молекулярной биологией» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если не повезет — в июне будем отдыхать»

Каким будет это лето? Куда планируете поступать, какие ЕГЭ сдаете?

Р.: Лето, наверное, будет загруженным. В конце мая — начале июня нужно на ЕГЭ отстреляться, плохо написать не хотелось бы: учителям наобещал, что подготовлюсь и сдам хорошо. Поэтому прийти с 50 баллами не хотелось бы. В июне на две недели поедем в Москву на отбор для международной олимпиады. Если повезет и мы отберемся, то в июле поедем в Саудовскую Аравию на «межнар». Если не повезет — будем отдыхать.

Как выбирали вуз, по каким принципам? Были ли мысли ехать в столицы, за рубеж?

Р.: Я рассматривал три вуза для себя — МГУ, МФТИ и химфак КФУ. МФТИ я отбросил, потому что там много физики и математики, мне это не по душе. Выбирая между МГУ и КФУ, я выбрал казанский вуз — здесь у меня много знакомых, химфак уже как родной. Плюс мне нравится жить в Казани, Москва слишком большая, все суетятся, торопятся, бегут… Мне это не близко.

А.: Я склоняюсь в сторону МГУ, но пока не определился окончательно. Но не хочу оставаться в Казани — хочется попробовать себя в Москве. Везде есть свои плюсы и минусы, но иногда полезно менять обстановку.

Чем планируете заниматься в вузе — олимпиадами, наукой?

Р.: Олимпиадами в вузе продолжу заниматься, только если получится благодаря им съездить в новую страну, повидать мир. Например, в прошлом году команда из КФУ ездила в Туркменистан, они взяли 1-е место в командном зачете. Но в целом интерес к олимпиадам уже упал, устаешь от этого всего. А так основные планы в вузе — учиться и заниматься наукой, если получится.

А.: У меня приоритет также наука, хотелось бы приклеиться к какому-нибудь профессору и поучаствовать в научной работе. Но и отходить далеко от олимпиадного движения тоже пока не хочется. Усталость есть, но, если, например, получится составить свои задачи для состязаний или поучаствовать в студенческих олимпиадах, было бы отлично.

Где видите себя через лет 10? Есть ли в этом будущем химия в каком-либо виде?

Р.: Химия точно есть, думаю, свяжу с ней свою жизнь. Но где конкретно окажусь через 10 лет, не берусь загадывать, очень большой срок, не знаю, что там может случиться.

А.: Химия, конечно, будет. В идеале стать ученым, который занимается исследованиями на стыке биологии и химии и заниматься, может, лекарствами или молекулярной биологией. Еще не решил.

У нас в бизнес-интервью есть вопрос: «Три секрета успеха в вашей отрасли». Предлагаю вам ответить на вопрос: три секрета успеха в олимпиадном движении — как взять «золото» международной олимпиады?

А.: Первый секрет — упорство: часто нужно заниматься самому, решать задачи, учить материалы и делать это на протяжении долгого времени, чтобы материал не забывался, чтобы привыкнуть к специфике различных олимпиад, уметь быстро понимать, что от тебя требуют в задаче, как ее решить. Второй секрет — кружок, наши преподаватели, они помогли структурировать подготовку к олимпиаде, самоподготовку, рассказывали многочисленные лекции о том, как решать задачи.

Третий секрет — поддержка семьи. Как и сказал, у меня родители немного по-разному меня поддерживали, но, несмотря на их шутки о максимальной награде, я всегда знал, что они поддержат меня в любом случае.

Р.: Не знаю, смогу ли выделить свои три критерия, потому что факторов очень много, на победу в олимпиаде может повлиять вообще что угодно. Но, наверное, первый фактор — наличие в Казани городского кружка, без этого вообще ничего не получилось бы. Второй — поддержка со стороны как семьи, так и учителей, друзей. Ну и третье, наверное, капелька везения. Потому что без удачи вообще ничего не получится.